Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Государственная система подготовки кадров СКД, условия повышения квалификации, дополнительное образование





Стремительные преобразования в экономической, социальной и культурной жизни общества вносят радикальные изменения в содержание социально-культурной деятельности, заставляя руководителей и персонал, работающих в этой сфере, постоянно обновлять свои профессиональные знания, находить и использовать инновационные методики и формы работы, адекватные новым условиям.

Формирование системы непрерывного образования

Проблема состоит в том, чтобы найти механизм постоянного повышения квалификации всех занятых специалистов в процессе перехода от одного уровня имеющихся знаний и навыков к другому- более высокому, инвариантному.

Поиски механизма повышения образовательного уровня кадров привели к появлению целого ряда государственных программ. Речь идет сегодня не о том, нужна ли переподготовка или нет, а о том, кто и как будет ее осуществлять и кто платить.

Система повышения квалификации работников включает в себя отраслевые институты повышения квалификации, курсы, институты, факультеты переподготовки и дополнительного образования в высших и средних специальных учебных заведениях, постоянно действующие курсы при областных комитетах по культуре и искусству.

Задача этих учреждений состоит в том, чтобы осуществлять переподготовку всех категорий работников, в том числе кадров культуры и искусства:

 

а) имеющих специальную профессиональную подготовку;

 

б) имеющих не специальную профессиональную подготовку;

 

в) не имеющих никакой специальной профессиональной подготовки.

 

Система дополнительного образования и переподготовки кадров нацелена на решение следующих задач:

 

а) охват всех категорий работников;



 

б) непрерывность образовательного процесса;

 

в) разносторонность системы повышения квалификации работников системы повышения квалификации работников — повышение профессионального и общекультурного уровня кадров.

 

Учебный процесс в системе повышения квалификации и переподготовки обусловлен решением следующих задач:

 

— распространение новых научных знаний;

 

— создание условий для обмена идеями и опытом работы;

 

— поддержание инновационных региональных и местных программ по расширению возможностей участия общественности в управлении социокультурной сферой;

 

— повышение профессионального мастерства.

 

Учебный процесс в данной системе образования имеет свои особенности, которые следует учитывать при организации и осуществлении программ обучения:

 

— разноплановый состав обучающихся (по образованию, занимаемым должностям, опыту работы, возрасту, условиям работы и др.);

 

— методика преподавания (акцент на активные формы обучения: деловые игры, вовлечение в решение реальных проблем);

 

— привлечение в учебный процесс лучших специалистов-практиков;

 

— насыщение учебных планов и программ актуальной тематикой и острыми проблемами.

 

И руководителям, и обучающимся необходимо усвоить некоторые принципиальные педагогические требования, относящиеся к системе повышения квалификации.

 

1. Человек всегда лучше усваивает новые знания, когда непосредственно сам участвует в решении реальной проблемы.

 

2. Эпизодическое обучение в аудитории всегда менее эффективное, чем практика.

 

3. Лучший результат дает активное обучение в неоднородных группах и в незнакомых ситуациях.

4. Инструментом эффективного обучения является личное знакомство с инновационной деятельностью других учреждений.

5. Руководитель должен осознать необходимость обучения, выделять для этого средства и время, поощрять людей за учебу, лично участвовать в нем, если процесс обучения идет на рабочем месте.

Указанные принципы формируют особый метод обучения — обучение через деятельностъ, в котором люди учатся наиболее эффективно, в том числе друг у друга, работая над проблемами и используя свой опыт. Обучение через деятельность преодолевает проблему трансформации знаний в навыки, а в его основе находится система низовых обучающих форм — районные семинары работников культуры.

Такие семинары, как правило, проводятся не реже одного раза в месяц в течение 1-2-х дней. Учебный год, как правило, начинается в сентябре и заканчивается в июне.

 

Участие в семинарах представителей названных органов и организаций создает условия для оказания эффективной помощи в решении вопросов укрепления материальной базы социально-культурных учреждений, социально-бытовых и других проблем.

Учебный год в постоянно действующих районных семинарах целесообразно завершать проведением научной, научно-практической или научно-методической конференции.

В настоящее время еще многие клубные учреждения страны не укомплектованы квалифицированными кадрами. В среднем процент специалистов в различных регионах колеблется от 45 до 75.

Следовательно, на работу в клубы приходят лица, не имеющие необходимых знаний и навыков в работе. Для этой категории целесообразно проводить стажировки на базе лучших учреждений культуры.

Такая форма повышения квалификации многое дает и выпускникам вузов и училищ культуры. На уровне района используются и другие формы повышения квалификации. Это могут быть школы передового опыта, творческие лаборатории, деловые игры и т.д.

Для того, чтобы вся система повышения квалификации, все ее звенья на различных уровнях функционировали эффективно, необходимо вырабатывать у слушателей готовность к самостоятельному изучению материалов. Это условие является изначальным в системе повышения квалификации.

Аттестация кадров

Фактором, стимулирующим у работников потребность в повышении квалификации, является аттестация кадров. Аттестационные комиссии, как правило, предъявляют высокие требования к профессиональным качествам работников культуры.

Как показывает практика, большинство успешно проходят аттестацию, но в итоге комиссия высказывает и фиксирует в протоколе критические замечания и пожелания в их адрес.

Аттестация сотрудников проводится по решению руководителя учреждения или руководства вышестоящих организаций и по результатам деятельности за один, два или три года. Оценивая достигнутые сотрудниками результаты, руководитель учреждения намечает систему мер по их поощрению: повышение зарплаты, продвижение по служебной лестнице, премирование и т. д.

 

Поощрение работника за его труд основывается, прежде всего, на уровне его квалификации, но не на квалификации, которая записана в дипломе или другом документе об образовании (это имеет значение в большей степени при подборе кадров), а на уровне квалификации выполняемой работы, на квалифицированном исполнении поставленных задач.

 

Немало примеров, когда сотрудник со средним специальным образованием, проработавший много лет в одном учреждении, может получить более высокую зарплату, чем молодой специалист с высшим образованием, только что принятый на работу.

Однако в условиях современной социально-культурной деятельности специалист с высшим образование изначально, по определению имеет значительно большие возможности для успешного участия в решении творческих и производственных задач, для повышения своей квалификации, для овладения более широким кругом профессий (написание сценария, ведение деловых переговоров, руководство творческим коллективом, решение хозяйственных вопросов, организация людей), чем тот, кто высшего образования не имеет. Поэтому большинство людей с высшим образованием намного быстрее продвигаются по службе и по уровню оплаты труда.

Управление кадрами социально-культурного учреждения, исходя из вышесказанного, можно разделить на несколько крупных блоков: прием на работу, вопросы штатов, заработная плата, непосредственное руководство работой и людьми, контроль за исполнением принимаемых решений сотрудниками.

Квалификация — это интегральная характеристика уровня сформированной профессиональной деятельности, которого специалист может достичь в результате образования и практического опыта работы (менеджер социально-культурной деятельности, артист 1-й категории, режиссер-педагог, арт-менеджер и т.д.)

 

54. Социокультурное прогнозирование, планирование и проектирование в системе

управленческой деятельности процессов.

Термин "планирование" (от лат.planus - ровный, плоский) в управленческом контексте означает создание, разработку замысла некоторой деятельности, работы на определенный период, работу с указанием ее целей, содержания, объема, последовательности и сроков, а часто и методов выполнения. План трактуется так же, как замысел, предусматривающий ход развития чего-либо.

Планирование часто трактуется как процесс принятия на перспективу решения о том, что, кем и когда должно быть сделано (рис. 3.1). Именно в ходе планирования определяют все задачи но достижению целей организации.

Рис. 3.1. Назначение процесса планирования

Планирование предшествует выполнению всех других управленческих функций, поскольку оно призвано сформулировать цели и задачи организации, пути, средства и методы их достижения. По своей сущностипланирование представляет процесс определения целей организации, а также путей, способов и средств достижения намеченных целей. Основополагающая задача планирования состоит в том, чтобы помочь предприятию достичь его цели. Все другие цели занимают подчиненное положение в отношении нее.

Выбор целей - первое и самое существенное решение при планировании. Их обычно несколько. Основная, главная цель организации - причина ее существования - называется миссией организации. Миссия детализирует статус организации и обеспечивает направление и ориентиры для определения и конкретизации целей на разных уровнях управления. Цели вырабатываются и уточняются на основании этой миссии. Они являются критериями для всего последующего процесса принятия управленческого решения.

Планирование как функция управления состоит в выборе оптимальной альтернативы перспективного развития объекта управления. Эта альтернатива должна соответствовать интересам объекта управления, его возможностям (ресурсам) и быть рассчитана на определенный период времени, а также определять основных лиц, ответственных за выполнение плана.

Современное планирование должно быть итерационным, т.е. гибким и способным адаптироваться к постоянным изменениям самого объекта управления, изменениям внешней среды. Кроме направленности на активное преобразование объекта управления с целью достижения им желаемого состояния планирование должно содействовать предотвращению ошибочных действий и сокращению неиспользованных возможностей.

Эффективная деятельность любого хозяйствующего субъекта, коммерческих и некоммерческих организаций невозможна без разработки прогнозов и базирующихся на них бизнес-планов и программ, а на уровне государства, его субъектов и исполнительных органов - без концепции социально-экономического, научно-технического, образовательного и экологического развития, без долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных планов и программ. Объектом прогнозной и плановой работы могут быть любые виды деятельности, нацеленные на достижение каких-либо целей, особенно целей по обеспечению интересов и потребностей субъектов рынка и хозяйствования.

Плановая деятельность представляет собой естественную функцию собственника (как частного, так и общественного), если он не перепоручает целиком другим лицам управление объектом собственности. Особое место занимает плановая функция в деятельности государства: в управлении социальной сферой, финансовыми и трудовыми ресурсами страны, в целом в управлении общественными процессами. Государственные предприятия, работающие на коммерческих началах, должны действовать по законам рыночной экономики, но в то же время не могут быть в стороне от планов государства по обеспечению реализации общенациональных интересов.

Важнейшая задача государства - определение национальных и региональных приоритетов, целей социально-экономического развития, поиск и привлечение ресурсов, формирование социально-эффективных механизмов мотивации активной жизнедеятельности общества и его основных слоев. Такие задачи реализуются через прогнозно-аналитическую, планово-программную и организационную деятельность правительственных органов, как правило, с привлечением бизнеса, академической науки, общественности.

Процесс планирования может быть эффективным, а инвестиции, вложенные в него, могут быть оправданными, если планирование опирается на соответствующие принципы. Принципы планирования выражают совокупное действие системы законов развития объекта и практики планирования, определяют цели и задачи, направление и характер составления, возможности выполнения и проверки выполнения планов.

Впервые общие принципы планирования были определены одним из основоположников теории менеджмента А. Файолем. В качестве таковых он отмечал пять принципов: необходимость, единство, непрерывность, гибкость и точность.

В современной трактовкеосновные принципы планирования состоят в следующем:

1. Обеспечение единства общегосударственных интересов и самостоятельности субъектов хозяйствования.

2. Научная обоснованность и эффективность управленческих решений.

3. Единство и комплексность прогнозов, планов и программ.

4. Стимулирование личной и коллективной заинтересованности в выполнении управленческих решений.

5. Обеспечение оптимальной пропорциональности на основе выделения ведущих звеньев.

6. Единство процесса разработки, выполнения и контроля принимаемых планов и программ.

Процесс планирования требует не только методологического, но и методического обеспечения. Методика планирования представляет собой систему методов и приемов разработки анализа и обоснования взаимосвязанного комплекса прогнозов, программ и планов, расчетов плановых показателей в их взаимосвязи друг с другом.

В процессе планирования решаются различные задачи: простые и сложные, экономические и социальные, качественные и количественные, текущие и перспективные и т.д. В связи с этим при планировании используются различные методы и приемы анализа, разработки прогнозов, программ и планов.

К основным методам планирования относятся следующие: экспертные, методы социального анализа, методы прямых технико-экономических расчетов, балансовый метод, экономико-математические методы и модели, программно-целевой метод, метод системного анализа, прогностические гипотезы, динамическая корреляция и т.д.

В процессе планирования для реализации методологических подходов и принципов, методов планирования необходима сложная, динамичная система плановых показателей. Эта система включает в себя ряд подсистем, специфика которых определяется на основе классификационного признака - уровня объекта планирования в иерархической системе национального хозяйственного комплекса страны.

Выделяются следующие подсистемы плановых показателей:

o развития национального хозяйственного комплекса страны в целом;

o развития региональных хозяйственных комплексов;

o развития отраслей народного хозяйства;

o развития субъектов хозяйствования различных форм собственности (предприятий и их различных объединений).

Для обслуживания сложной системы планирования используется множество показателей: конечных и промежуточных, натуральных и стоимостных, качественных и количественных, технико-экономических и социально-экономических, директивных, расчетных, информационно-справочных и т.д.

Чтобы показатели планирования выполняли свою функцию - выражали меру развития того или другого социально-экономического процесса в обществе, - необходимо обеспечивать их соответствие определенным требованиям. К ключевым требованиям относятся следующие:

o обеспечение единства и обязательности определенных показателей для данного уровня объекта планирования;

o сопоставимость показателей;

o использование такой системы показателей, которая дает комплексную количественно-качественную характеристику функционирования и развития планируемых объектов;

o отражение изменений в состоянии объектов планирования, тенденциях их развития;

o ориентация объектов планирования на устойчивое поддержание рациональных динамичных пропорций и рост эффективности функционирования планируемых объектов;

o поддержание устойчивой конкурентоспособности планируемых объектов на соответствующих рынках (национальном, международном, региональном, местном).

Планирование является одним из важнейших рычагов управления производственными предприятиями. Методы планирования должны быть обусловлены требованиями экономических законов и отражать развитие и особенности производства.

Планирование на производственных предприятиях представляет единство трех взаимосвязанных видов планово-экономической деятельности:

o технологического планирования, определяющего характер и порядок технологических воздействий на предмет труда с помощью тех или иных средств производства для получения продуктов определенных свойств;

o технико-экономического планирования, определяющего показатели и порядок использования в планируемом периоде средств производства и трудовых ресурсов, выделенных цеху, участку, бригаде, и ожидаемые результаты их деятельности;

o оперативно-производственного планирования, определяющего конкретный порядок решения задач плана предприятия в пределах суток, смены, часа; методику контроля выполнения плана (календарные графики работы предприятия, порядок проверки их выполнения).

Существуют многочисленные формы планирования. Планирование охватывает в той или иной степени все сферы социально-экономической деятельности: научно-техническую, организационно-техническую, социально-экономическую, экологическую, финансовую и т.д. Формы планирования обусловлены как сферой деятельности, так и уровнем управления (общегосударственный, региональный уровни, уровень управления субъектами хозяйствования - предприятиями и организациями, их объединениями).

Рис. 3.2. Классификация современных форм планирования

Формы планирования определяются и спецификой видов экономической деятельности - производственной, коммерческой, инвестиционной, маркетинговой и др. (рис. 3.2).

 









Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2021 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.