Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Особенности организации деятельности муниципальных учреждений культуры: состояние, проблемы, перспективы развития





Организация управления деятельностью учреждений культуры в муниципальном образовании

 

 

Управление сферой культуры является важным направлением муниципальной социальной политики, во многом определяющим комфортность проживания населения на муниципальной территории.

 

Муниципальная культурная политика – совокупность принципов и норм, которыми руководствуются местные органы в своей деятельности по сохранению, развитию и распространению культуры, а также сама их деятельность в области культуры.[20]

 

Современная практика управления культурным процессом предусматривает конструкцию по уровням власти:

 

– на уровне законодательной власти – через соответствующие комиссии законодательных собраний субъектов РФ;

 

– на уровне исполнительной власти субъектов РФ – через управления, комитеты, департаменты культуры;

 

– на уровне исполнительной власти в муниципальных органах – через районные отделы и управления культуры.

 

Поскольку управление муниципальной сетью учреждений культуры является компетенцией районных отделов и управлений – рассмотрим наиболее характерную их организационно–управленческую модель.

 

Отдел, управление культуры – наиболее распространенная форма органа управления в структуре муниципального образования, выполняющая функции исполнительного органа власти в сфере культуры.

 

Для реализации своих функций отделы культуры наделены правом юридического лица и являются главными распорядителями кредитов в объеме утвержденной для подведомственной им сети сметы.

 

Как правило, положения об отделах культуры, где определены компетенция и полномочия, а также структура подведомственной сети, утверждаются постановлением (распоряжением) администрации муниципального округа.



 

На сегодня существуют пять моделей управления объектами муниципальной собственности:

 

Первая модель – отделы культуры, обладающие доверенностью от районных КУМИ (Комитеты по управлению муниципальным имуществом) на оперативное управление объектами культуры, финансирующие коммунальные расходы, использующие средства от аренды объектов в качестве дополнительного дохода бюджета культуры.

 

Вторая модель– отделы культуры, не обладающие правами управления недвижимостью, т. к. эти права напрямую делегированы учреждениям от КУМИ, являющимся совместно с отделами культуры учредителями организаций культуры. Финансирование коммунальных расходов в этом случае идет через отделы культуры, средства от арендной платы в полном объеме возвращаются в КУМИ.

 

Третья модель– отделы культуры, наделенные правами оперативного управления объектами недвижимости организаций культуры, не обладающих статусом юридического лица и одновременно совместно с КУМИ являющиеся учредителями организаций культуры со статусом юридического лица. Финансирование коммунальных расходов при этом осуществляется через отделы культуры, средства от арендной платы в полном объеме возвращаются в КУМИ.

 

Четвертая модель– отделы культуры, являющиеся учредителями организаций культуры, финансирующие коммунальные расходы объектов культуры, находящихся в собственности как районных КУМИ, так и муниципалитетов.

 

Пятая модель– отделы культуры, являющиеся учредителями организаций культуры, финансирующие коммунальные расходы учреждений культуры, расположенных в арендованных помещениях других собственников, в т. ч. бывших профсоюзных зданиях[21].

 

Таким образом, собственниками объектов культуры на муниципальном уровне являются муниципалитеты, которые, как правило, делегируют полномочия учредителя районным отделам культуры. Часто учредителями организаций культуры выступают одновременно районные отделы культуры и КУМИ, причем КУМИ наделяет учреждение правом оперативного управления либо делегирует это право районным отделам культуры.

 

Одним из основных и наиболее распространенных источников содержания муниципальной сети является повсеместная практика аккумулирования средств районного бюджета культуры и собственных доходов сетевых единиц.

 

Для муниципальных учреждений культуры характерна высокая концентрация ресурсов на уровне района. Они управляются через районные структуры и обеспечивают организационное, информационное и творческое содержание культурной деятельности на территории муниципального образования.

 

Широкий круг полномочий местных органов самоуправления в области культуры предусматривает ряд ответственных действий, а именно:

 

– осуществление государственной политики в области культуры на своей территории;

 

– участие в формировании местных бюджетов и фондов развития культуры;

 

– осуществление разработки и применение местных нормативов финансирования культуры;

 

– регулирование в пределах своей компетенции вопросов собственности в области культуры;

 

– создание, ликвидацию и реорганизацию муниципальных учреждений культуры, а также их регистрацию.

 

Таким образом, на муниципальном уровне местным органам власти в сфере культуры предписан комплекс действий по управлению ресурсами культуры в целях обеспечения государственной культурной политики.

 

Главные цели отделов культуры будут заключаться в подготовке и реализации:

 

– предложений по объемам дотаций из регионального фонда финансовой поддержки поселений и районных фондов финансовой поддержки муниципальных образований, а также других фондов – на обеспечение услуг культуры в муниципальных образованиях, где уровень бюджетного обеспечения недостаточен;

 

– видов бюджетных услуг, например на государственные услуги по сохранению нематериального культурного наследия.

 

В связи с этим к основным задачам отделов культуры можно отнести следующие.

 

Отдел культурыпринимает участие в бюджетном процессечто зафиксировано в гл. 18 Бюджетного кодекса РФ, а именно в качестве органа местного самоуправления отдел (управление) культуры:

 

– принимает участие в составлении проекта бюджета, представлении его на утверждение в законодательный орган местного самоуправления;

 

– осуществляет ведомственный контроль за его исполнением;

 

– представляет отчет об исполнении бюджета.

 

Отдел культурыпринимает участие в составлении перспективного финансового планапо своему направлению деятельности и его последующей корректировке с учетом показателей среднесрочного прогноза социально–экономического развития муниципального образования.

 

Отдел культуры может быть уполномочен органом местного самоуправления в качестве распорядителя бюджетных средств в соответствии с требованием Бюджетного кодекса РФ.

 

Отдел культурыпринимает участие в разработке и исполнении муниципальных целевых и комплексных программв части социокультурного развития муниципального образования.

 

Отдел культурыуправляет муниципальным имуществом, предназначенным для обеспечения населения услугами организаций культуры, переданным в оперативное управление, либо в безвозмездное пользование в установленном порядке.

 

Отдел культурыпринимает участие в формировании, размещении и контроле за исполнением муниципального заказана выполнение работ и оказание услуг, связанных с культурной деятельностью.

 

Как субъект культурной политики, обладающий соответственной компетенцией, отдел культуры может быть наделен отдельными государственными полномочиями субъекта РФ с передачей необходимых материальных и финансовых ресурсов (через принятые законы субъекта РФ) и использовать аккумулированные средства фондов в интересах культурного развития муниципальных образований.

 

В этих целях могут заключаться договоры (соглашения):

 

– о разграничении полномочий между органами власти разного уровня;

 

– совместном пользовании имуществом учреждений культуры;

 

– передаче части полномочий органу власти в области культуры другого уровня.

 

Поскольку на уровне муниципального района прописаны полномочия по обеспечению функций межпоселенческого характера и в целях их реализации муниципальный район наделен рядом отдельных государственных полномочий (для чего сформированы соответствующие фонды), возможно предположить, что в структуре исполнительно–распорядительных органов местной администрации муниципального района должен находиться отдел культуры, структура которого будет учитывать подсистемы управления. К таковым относятся следующие службы:

 

– информационно–аналитические – дающие управленческой системе динамическую картину всего происходящего в границах подведомственной ей сферы (для относительно небольших систем типа ОК эти службы могут выполнять функции мониторинга текущих процессов, анализа хода реализации принимаемых решений, аналитической службы и прогноза);

 

– концептуально–программные – разрабатывающие концепции, программы, стратегии, сценарии предстоящих действий на основе результатов работы информационно–аналитических подсистем;

 

– службы взаимодействия с общественностью – обеспечивающие участие общественных объединений в принятии и реализации затрагивающих общественные интересы решений[22].

 

С учетом вышеизложенного можно вычленить ряд основных функций отдела культуры.

 

1) Обеспечение государственной культурной политики через систему муниципального заказа:

 

– на библиотечное обслуживание посредством сети библиотек;

 

– художественное и эстетическое воспитание;

 

– сохранение материального культурного наследия (сеть музеев);

 

– сохранение нематериального культурного наследия, развитие любительского творчества и досуга.

 

2) Стратегическое развитие и программное планирование, предусматривающие разработку и реализацию программ развития культуры муниципального района, включающих все сетевые аспекты деятельности.

 

3) Ресурсное обеспечение и контроль, предусматривающие аккумулирование материальных, финансовых, кадровых ресурсов всех объектов культуры и субъектов культурной деятельности муниципального образования.

 

4) Правовое обеспечение, которое может быть реализовано через комплекс местных нормативных актов:

 

– о нормативах социальной обеспеченности услугами учреждений культуры с учетом экономических, демографических особенностей и культурных традиций;

 

– о нормативах объемов (перечне) услуг культуры в зависимости от типа учреждения;

 

– о материальных, финансовых и бюджетных нормах обеспеченности учреждений культуры;

 

– об утверждении нормативов трудозатрат для определения штатной численности учреждений;

 

– об утверждении показателей отнесения к группам по оплате труда;

 

– об утверждении местной системы стимулирующих доплат.

 

5) Координация деятельности и взаимодействиеучреждений культуры со структурами, осуществляющими социальные мероприятия, реализуемые через систему проектов, направленных:

 

– на сохранение традиций – народных, патриотических;

 

– развитие любительского искусства и ремесел (фестивали, выставки, коллективы самодеятельности);

 

– поддержку социально незащищенных слоев населения (объединения инвалидов, пожилых людей);

 

– поддержку общественных инициатив: движений за здоровый образ жизни, экологических и т. п.

 

Итак, отделы культуры являются главными распорядителями кредитов в объеме утвержденной сметы и:

 

– обеспечивают бюджетные заявки, готовят документацию, формируют и финансируют подведомственную сеть;

 

– обеспечивают сеть материальными и информационными ресурсами;

 

– ведут хозяйственную деятельность, подменяя соответствующие функции учреждений без образования юридического лица;

 

– координируют творческий процесс.

 

В настоящее время отрасль культуры как упорядоченная совокупность организаций и учреждений, деятельность которых направлена на реализацию государственной политики и удовлетворение соответствующих потребностей жителей региона, сталкивается с рядом проблем и вызовов:

 

– внешними, связанными с местом и ролью отрасли в социальном пространстве субъекта РФ;

 

– внутренними, обусловленными содержательными и структурными аспектами функционирования самой отрасли.[23]

 

Современный подход к управлению учреждением культуры и отраслью культуры – это комплекс действий, которые обеспечивают их устойчивое развитие в долгосрочной перспективе за счет создания конкурентных преимуществ и укрепления их специфических социальных функций.[24]

 

Таким образом, роль органа управления культуры муниципального уровня заключается в создании системы взаимодействия органов власти и органов управления различных уровней, а также в обеспечении совместной деятельности общественных организаций и структур социального сектора по осуществлению культурной политики на территории.

 

Подводя итоги, заметим, что сегодня, в период глубочайших преобразований системы государственного управления решение вопросов конструирования управляющих систем в соответствии с идеологией административной реформы и реформы местного самоуправления отдано в компетенцию представительных органов субъекта Федерации и муниципального образования. От того, насколько успешно удастся вписаться учреждениям культурно–досуговой сферы в социокультурную политику своей территории под эгидой отраслевого органа управления культуры на муниципальном уровне, зависит судьба этой наиболее массовой и демократичной сети учреждений культуры.









Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2021 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.