Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Общественно-политическая и культурная жизнь страны.





Общественно-политическая и культурная жизнь страны. Переход к мирному строительству после окончания Великой Отечественной войны потребовал реорганизации органов государственного управления. В сентябре 1945 г. был упразднен ГКО Его функции были вновь распределены между СНК, ЦК ВКП(б) и Верховным Советом СССР. Но процесс трансформации авторитарной административной системы, сложившейся в СССР в предвоенные и особенно в военные годы носил формальный характер. По-прежнему вся власть концентрировалась в руках Сталина, опиравшегося на мощный репрессивный аппарат. Сталин, получивший из рук своих приближенных погоны Генералиссимуса, являлся ничем не ограниченным диктатором.

В послевоенные годы режим личной власти Сталина достиг своего апогея. «Краткий курс истории ВКП(б)» и «Краткая биография И.В. Сталина», в написании которых он сам принял участие, превратились в набор непреложных истин, которые все граждане страны должны были изучать, не подвергая сомнению. Каждое высказывание Сталина превращалось в догму, а малейшее сомнение в его непогрешимости жестоко каралось.

Люди, перенесшие трудности и лишения военного времени, рассчитывали на перемены к лучшему. С надеждой возвращались домой демобилизованные и эвакуированные. На родину вернулось свыше 4 млн. репатриантов - военнопленные, угнанные в неволю жители оккупированных районов, часть эмигрантов. Однако чаще всего они становились узниками ГУЛАГа. Многие были расстреляны. Оставшиеся на свободе имели сложности с работой, пропиской. Каждый побывавший в плену или на оккупированной территории оказывался под подозрением. Противоречивые процессы происходили на вновь присоединенных территориях. В Западной Украине и Прибалтике действовали вооруженные отряды националистов. В антиправительственную борьбу были вовлечены здесь сотни тысяч людей. После окончания войны власти стали восстанавливать прежнюю политическую систему. Особое место в укреплении тоталитарного режима принадлежало репрессивным органам, находившимся под контролем Сталина и Берии.



С 1943 г. функции управления в области охраны государственной безопасности и общественного порядка осуществляли НКВД СССР (нарком Л.П Берия) и НКГБ СССР. В 1946 г. наркоматы были переименованы соответственно в Министерство внутренних дел СССР и Министерство государственной безопасности СССР. Влияние этих структур на внутриполитическую жизнь страны в 40-х - начале 50-х гг. было огромным и всеобъемлющим, существовала налаженная система тотального шпионажа, подавления малейших проявлений инакомыслия. Методы работы репрессивного аппарата изменились по сравнению с периодом 20-30-х гг., превратив его в отлаженный карательный механизм, послушное орудие верховной власти. Внимание руководителей государства направлялось не столько на выработку эффективных мер по подъему экономики, сколько на поиски конкретных «виновников» ее неудовлетворительного развития.

Первые репрессии обрушились на военных, усилившегося влияния которых опасался Сталин. Готовился даже судебный процесс против Жукова. Многие видные военачальники были арестованы. Шла борьба за власть между сторонниками репрессий (Маленков, Берия) и более молодыми деятелями, склонными к либерализации административно-командной системы (Кузнецов, Вознесенский, Родионов). После смерти в 1948 г. Жданова, победу одержало старое окружение Сталина. Фабрикуется так называемое «Ленинградское дело». Главными обвиняемыми стали Вознесенский, Кузнецов, Родионов и другие. Организаторы не существовавшей антипартийной группировки были приговорены к расстрелу, около 2 тыс. ленинградских коммунистов репрессированы.

В 1952 г. было сфабриковано «дело врачей-отравителей». Группа крупных специалистов-медиков, обслуживавших видных государственных деятелей, была обвинена в причастности к шпионской организации и намерении совершить террористические акты против руководителей страны. В условиях командно-административной системы возникло глубокое противоречие между необходимостью изменений всоциально-политической и экономической сферах и неспособностью государственного аппарата осознать и осуществить эти изменения.

Развитие науки и культуры в СССР в послевоенные годы сочеталось с ужесточением борьбы с любыми, даже самыми малейшими, отклонениями от «задач социалистического строительства».

В 1946 г по государственному бюджету было выделено на образование 3,8 млрд. рублей (в 1940 г. - 2,3 млрд.), в 1950 г. эта сумма возросла до 5,7 млрд. рублей.

В 1946 г. советское правительство значительно увеличило расходы на науку, они в 2,5 раза превысили расходы предыдущего года. В этом году были восстановлены Академии наук Украины, Белоруссии и Литвы, созданы - в Казахстане, Латвии и Эстонии. Вторая половина 40-х годов было временем организации целой серии научно-исследовательских институтов, которые вошли затем в золотой фонд советской науки. Среди них были Институт точной механики и вычислительной техники, Институт радиотехники и электроники, Институт прикладной физики, Институт атомной энергии и многие другие. В то же время, продолжали существовать и расширяться специальные конструкторские бюро, находившиеся в системе МВД СССР.

Война и репрессии 30-х годов нанесли тяжелый удар по интеллигенции, поэтому в 40-е - начале 50-х годов Советский Союз имел огромный дефицит специалистов с высшим и средним образованием. Лихорадило высшую школу, которая испытывала острый недостаток в квалифицированных кадрах. Трудности, с которыми столкнулась сфера образования в СССР, были решены за счет понижения образовательного уровня. Хотя учителям и преподавателям вузов, как и всем научным сотрудникам, была существенно увеличена заработная плата и предоставлен ряд льгот, подготовка их была ниже даже по сравнению с 30-ми годами. Большинство школьных учителей были подготовлены на краткосрочных курсах или в учительских институтах по укороченной программе. Несмотря на все это, страна перешла на всеобщее семилетнее образование. Понижение общеобразовательного уровня привело впоследствии к кризисным явлениям в науке и экономике советского государства, но в то время оно дало быстрый эффект, создалась иллюзия ускоренного научно-технического развития общества. В 40-е - начале 50-х годов советская наука и техника достигли ряда успехов, прежде всего в области физики, химии, точной техники, но все они, в основном, были нацелены на военные нужды, способствовали наращиванию военной мощи первого в мире «социалистического» государства. В 1949 г. в СССР была испытана атомная бомба, интенсивно шли исследования в области химического и бактериологического оружия.

В то же время отрасли науки, не имевшие прямого отношения к обороне, подвергались жестокому нажиму и даже запретам. Наиболее показательными в этом отношении стали гонения на генетику и кибернетику, которые были объявлены науками, противоречащими законам материализма. Это привело к сильнейшему отставанию СССР в этих отраслях. В августе 1948 г. была проведена печально известная сессия Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук им. В.И. Ленина (ВАСХНИЛ), на которой генетика была объявлена лженаукой и запрещена в СССР. Монопольное положение в сельскохозяйственных науках заняли сторонники академика Лысенко, обещавшего резкое повышение урожайности сельскохозяйственных культур быстро и без серьезных капитальных вложений.

Если в развитии точных и естественных наук вмешательство и диктат партийно-государственного аппарата были тормозом, то для гуманитарных наук они стали просто катастрофой. За первое послевоенное десятилетие в гуманитарных науках не появилось ни одного сколько-нибудь серьезного достижения, а в области литературы и искусства ни одного сколько-нибудь выдающегося произведения.

Давление и контроль на науку и искусство со стороны партийно-государственного аппарата были велики. Художественные и научные установки были не приоритетом творческой интеллигенции, а «привносились в жизнь» с высоких трибун, после чего становились непреложными истинами. В 1947 г. в дискуссии по философии принял участие член Политбюро ЦК А.А. Жданов, а в дискуссии по языкознанию 1950 г. и политэкономии 1951 г. - сам Сталин. Все это вело к постепенной деградации гуманитарной науки в СССР.

Также отрицательно на развитии науки, литературы и искусства сказалась и кампания по борьбе с космополитизмом, которая развернулась в конце 40-х - начале 50-х годов. Целью ее было очернить все несоветское, несоциалистическое, поставить барьер между советским народом и достижениями культуры западных стран. Поэтому удар был нанесен по той части советской интеллигенции, которая стремилась показать достижения Запада более объективно, чем это допускалось в правительственных кругах. В результате этой кампании многие деятели науки и искусства подверглись репрессиям, были уволены со своих должностей и даже попали в тюрьмы и ссылку. Партия и правительство открыто и активно вмешивались в работу деятелей литературы и искусства, что приводило к падению художественного и идейного уровня, формированию посредственного, приукрашивающего советскую действительность, искусства.

Печально известно постановление ЦК ВКП(б) 1946 г. «О журнале «Звезда» и «Ленинград», направленное в основном против А. Ахматовой и М. Зощенко, чье творчество было отнесено к антинародному. Через несколько дней после постановления они были исключены из Союза писателей. Лишен был возможности жить литературным трудом А. Платонов. Позже появились постановления о репертуаре театров, о кинофильме «Большая жизнь», опере ВМурадели «Великая дружба». В практику вошло запрещение литературных, музыкальных, кинематографических произведений, закрытие журналов. 1948 г. прошел под знаком борьбы с «формалистами» в музыке - Шостаковичем, Прокофьевым и др. Затем началась борьба с космополитизмом, основной жертвой которой стала еврейская интеллигенция - Михоэлс, Маркиш и др.

Все это привело к резкому сокращению количества новых фильмов, спектаклей и художественных произведений, увеличению посредственности, сознательному слому великой русской художественной традиции XIX - начала XX вв.

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.