Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Основные макроэкономические показатели и пропорции национальной экономики





Национальная экономика представляет собой единство хозяйствующих субъектов и их отношений, структурирован­ных в правовом и институциональном полях.

По отношению к обществу и природе национальная эконо­мика является подсистемой, управляемой общественными и ес­тественными законами.

Общество в лице государства определяет основные цели эко­номики, которые она реализует через свои институты и функ­ции. Главная цель экономики – обеспечение жизнедеятельно­сти нации, удовлетворение ее растущих материальных и духов­но-культурных потребностей, повышение уровня благосостоя­ния. В связи с этим базовыми функциями экономической систе­мы страны являются производство, распределение, обмен, по­требление материальных благ и услуг.

Объ­ектом изучения макроэкономики являются сводные, обобщаю­щие показатели по хозяйству страны в целом: национальное бо­гатство, валовой национальный продукт (ВНП), валовой внут­ренний продукт (ВВП), национальный доход (НД), суммарные государственные и частные инвестиции, общее количество де­нег в обращении. Одновременно макроэкономика исследует средние по стране экономические показатели, такие как дохо­ды, заработная плата, занятость, производительность труда. Кроме того, для анализа макроэкономической ситуации ис­пользуются показатели темпа инфляции, уровня занятости, безработицы, валютный курс и др.

В ежегодный Прогноз социально-экономического развития Республики Беларусь включаются 16 важнейших параметров: ВВП, продукция промышленности, продукция сельского хо­зяйства, инвестиции в основной капитал, производство потре­бительских товаров, в том числе продовольственных и непродо­вольственных, объем внешней торговли, в том числе экспорт и импорт, реальные денежные доходы населения, розничный то­варооборот, платные услуги населению, уровень рентабельно­сти реализованной продукции промышленности, энергоемкость валового внутреннего продукта, ввод в эксплуатацию жилья за счет всех источников финансирования.



Количественную (цифровую) информацию об уровне и воз­можностях развития экономики страны в целом предоставляет социально-экономическая статистика, которую разрабатыва­ют в теоретико-методологическом плане и подготовляют в рам­ках информационных систем государственные статистические службы – в Беларуси их возглавляет Министерство статистики и анализа (Минстат).

Современная статистическая система Беларуси отражает ключевые явления и процессы, происходящие в экономической и социальной жизни страны, содержит информацию о населе­нии, его занятости, уровне жизни, данные о национальном бо­гатстве, национальных счетах, финансах, ценах и тарифах, ин­вестиционной деятельности, о положении в основных отраслях экономики, в том числе в промышленности, сельском хозяйстве.

Основные статистические показатели рассчитываются в сис­теме национальных счетов (СНС), или системе взаимоувязан­ных показателей, применяемых для описания и анализа макро­экономических процессов. Ключевым показателем является ВВП. В аналитических целях могут рассчитываться ВНП и НД.

Валовой внутренний продукт (ВВП) – обобщающий эко­номический показатель, который в рыночных ценах выражает совокупную стоимость товаров и услуг, произведенных в стране во всех отраслях экономики и предназначенных для конечного потребления, накопления и чистого экспорта.

Валовой внутренний продукт может быть рассчитан тремя методами: производственным, методом использования доходов и методом формирования ВВП по источникам доходов.

Валовой национальный продукт (ВНП), в отличие от ВВП, отражает совокупную стоимость конечных товаров и услуг, соз­данных не только внутри страны, но и за ее пределами. ВНП рассчитывается так же, как и ВВП, но отличается от него на ве­личину, равную сальдо расчетов с зарубежными странами. Ес­ли к показателю ВВП добавить разницу между поступлениями от первичных доходов из-за границы и первичными доходами, полученными зарубежными инвесторами в данной стране, это и есть размер ВНП.

Важным макроэкономическим показателем является нацио­нальный доход (НД). С точки зрения собственников ресурсов он измеряет их доходы от участия в производстве за текущий период. НД определяется как сумма доходов всех владельцев факторов производства, т.е. оценивается по факторной стоимо­сти за вычетом косвенных налогов.

Одним из основных показателей уровня благосостояния и экономического развития страны служит личный располагае­мый доход (ЛРД). Он представляет собой доходы населения (или домашних хозяйств), т.е. заработную плату, дивиденды, проценты, пособия за вычетом налогов и добавлением субсидий.

Для пересчета макроэкономических показателей из теку­щих цен в неизменные, или сопоставимые, используются спе­циальные дефляторы или индексы цен, в том числе дефляторы ВВП и индексы потребительских цен (ИПЦ). Последние выра­жают относительное изменение среднего уровня цен широкой группы товаров («корзины» заранее отобранных представи­тельных товаров и услуг) за определенный период. Номиналь­ный ВВП (в текущих ценах), деленный на ИПЦ, дает реальный ВВП. Отношение же номинального ВВП к реальному показыва­ет его увеличение за счет роста цен и называется дефлятором ВВП. В отличие от индекса цен на товары и услуги дефлятор ВВП характеризует изменение оплаты труда, прибыли и потребления основного капитала в результате изменения цен, а также чистых налогов.

Система национальных счетов (СНС) возникла в 40-х гг. XX в. в западных странах в результате интеграции двух на­правлений исследований: 1) работ в области статистики НД (чистой продукции); 2) анализа экономического цикла – полу­чение общей и систематизированной картины состояния и раз­вития экономики на макроуровне.

Ныне СНС как международный стандарт 1992 г. представ­ляет собой макроэкономическое, бухгалтерское, цифровое от­ражение кругооборота дохода в рамках замкнутого хозяйствен­ного периода. Основным назначением СНС является обеспече­ние эффективного учета, анализа, прогнозирования и государ­ственного регулирования экономики на всех уровнях исходя из реально сложившихся связей, фактической организации про­изводства и распределения продукта и дохода. В большинстве стран и международных организаций национальное счетовод­ство служит основой всей системы учета, экономико-статисти­ческого анализа и международных сопоставлений.

СНС применима не только на уровне экономики в целом, но и на более низких уровнях агрегирования, которыми являются ее отдельные секторы. Экономика в соответствии с СНС подраз­деляется на пять секторов: 1) нефинансовые корпоративные и квазикорпоративные предприятия; 2) финансовые учрежде­ния; 3) государственное управление; 4) частные некоммерчес­кие учреждения, обслуживающие домашние хозяйства (населе­ние); 5) домашние хозяйства. К ним добавляются данные по от­дельным странам мира. К каждому из этих секторов относятся соответствующие институциональные единицы. Группировка экономики по секторам — центральная в статистической моде­ли рыночной экономики. Она осуществляется с целью изуче­ния потоков доходов и расходов, изменения активов и пассивов в институциональной единице (последняя представляет собой хозяйственную единицу, которая ведет полный набор бухгал­терских счетов и является юридическим лицом).

В Беларуси переход от системы БНХ (Баланс народного хо­зяйства) к СНС осуществляется с начала 90-х гг. XX в. в связи с отказом от командно-административной системы управления экономикой и переходом к рыночной системе, где активную роль играют товарно-денежные отношения.

В ходе реализации мероприятий программы была разрабо­тана республиканская Система национальных счетов 1993 г. (СНС–93), которая представляет собой свод обобщенных пока­зателей экономической деятельности хозяйствующих субъек­тов, а также всех видов финансовых и нефинансовых активов, держателями которых эти субъекты являются. Система отра­жает сквозное движение стоимости продуктов и услуг на всех стадиях — от производства до конечного потребления и накоп­ления через систему счетов для отраслей, институциональных секторов, наиболее важных экономических процессов (опера­ций) и экономики страны в целом. В ней предусмотрены также счета для других стран мира, с которыми наше государство осу­ществляет экономические операции.

Система национальных счетов включает показатели объема, динамики, структуры производства ВВП, счет товаров и услуг, счет производства, счет образования доходов, счет распределе­ния первичных доходов, счет вторичного распределения дохо­дов, счет использования национального располагаемого дохода, счет операций с капиталом и др. Завершается СНС построением балансовых таблиц, отражающих итоговое изменение нацио­нального богатства за отчетный период, и межотраслевого ба­ланса, в котором производство и использование стоимости про­дуктов и услуг показывается в детальном отраслевом разрезе. Информация, которую обеспечивает система национальных счетов, позволяет комп­лексно анализировать макроэкономическую конъюнктуру, формулировать экономическую стратегию, вести международные сопоставления, оценивать изменение национального богатства и платежного баланса и определять на этой основе цели и инст­рументы экономического развития страны.

Главные макроэкономические пропорции

Соот­ношения между сферами, отраслями, производствами, их взаимодействие отражает структура национальной экономики. Структурные соотношения образуют пропорции, поддержание которых на оптимальном уровне в процессе развития является важнейшим системообразующим фактором национальной экономики. Пропорциональность в развитии компонентов экономической системы обеспечивает ее целостность. Макроструктура национальной экономики включает ком­плекс подсистем, компонентов, ко­торые в ходе многолетней хозяйственной практики интегриру­ются в различные структурные образования по классификаци­онным признакам: секторному, воспроизводственному, отрас­левому, институциональному, социальному и др.

Практикой СНС предусмотрен анализ отраслей экономики в разрезе трех секторов:

– первичного (отрасли, связанные с производством, добычей и потреблением естественных ресурсов);

– вторичного (отрасли обрабатывающей промышленности);

– третичного (отрасли, производящие транспортные услуги, коммунальное хозяйство, строительство, торговля, оборона, государственное управление и др.).

В научной литературе и зарубежной практике в течение длительного времени используются понятия реального и де­нежного (финансового) секторов экономики. Первый определя­ется размером ВВП, второй – количеством денег, необходимых для внутреннего товарооборота. Они отражают устойчивые свя­зи между субъектами и денежными потоками, которые в сово­купности образуют народнохозяйственный кругооборот дохо­дов и расходов.

Для описания экономики используются следующие категории:

1. Воспроизводственная структура. Этот показатель введен в эко­номический оборот для анализа на макроуровне базовых соот­ношений между стадиями воспроизводства ВВП, отражающих направленность изменений его составных частей. Они дают представление о степени социальной ориентации, преодоления избыточной ресурсоемкости производства, динамике потребле­ния и накопления и, соответственно, степени инвестиционных возможностей обновления национальной экономики и ее экс­портной направленности.

2. Отраслевая структура позволяет отслеживать динамику межотраслевых пропорций, роста приоритетных отраслей с точки зрения их эффективности, социальной ориентации, наукоемкости, ресурсосбережения, экологической защищенности населения.

3. Технологическая структура конкретизирует эти приорите­ты данными о динамике соотношений между традиционными и новейшими технологиями, об объемах внедрения наукоемких высоких технологий в народное хозяйство.

4. Региональная (территориальная) структура отражает жизненно важные пропорции в размещении и комплексном развитии производства и, особенно, социальной инфраструкту­ры, ибо население страны живет на конкретных территориях.

5. Институциональную структуру характеризуют формы организации и управления производством, закрепляющее их правовое пространство, а также культурно-ценностные нормы и стереотипы поведения субъектов хозяйствования.

6. Социальная структура отражает совокупность социальных групп (в составе населения), стратифицированных по важней­шим экономическим критериям (собственность, доходы, ква­лификация и др.), их относительную динамику.

Все указанные виды структур формируют целостность на­родного хозяйства, механизм взаимодействия его элементов.

Структурные элементы экономической системы поддержи­вают необходимые пропорции процесса ее функционирования и развития. Оценка пропорций по критериям оптимальности поз­воляет судить об эффективности экономической деятельности страны и направленности динамики изменений в экономике.

Главные макроэкономические пропорции складываются на национальном уровне и характеризуют движение ВВП и его элементов: расходов на конечное потребление, валового накоп­ления и сальдо внешней торговли.

Одним из приоритетов раз­вития экономики страны является ее экспортная ориентация.

Принципиально важны для национальной экономики, эко­номической политики пропорции в структуре производства и структуре потребления, а также между производством и по­треблением. Диспропорции, вызываемые «приматом» средств производства в объемах производства, ведут, как показал совет­ский опыт, к снижению уровня жизни народа. Необходимо вы­держивать прогрессивную пропорцию в отношении высокотех­нологических отраслей, так как структура экономики «утяже­ляется» преобладанием материало- и энергоемких производств. Структура потребления должна последовательно изменяться в направлении рациональных норм потребления товаров, услуг, продуктов питания.

В ходе рыночных реформ жизненно важное значение приоб­ретает необходимость поддержания оптимального соотношения прогрессивных рыночных и традиционных институтов и норм в институциональной структуре экономики, а также уровней бла­госостояния различных слоев общества в социальной структуре с целью недопущения глубокой социальной дифференциации.

Указанные макроэкономические пропорции занимают веду­щее положение в разработке и реализации экономической по­литики государства. Поддержание их на оптимальном уровне или обеспечение продвижения к нему служат критерием оцен­ки эффективности национальной экономики и системы управ­ления и регулирования экономических и социальных процес­сов в стране.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.