Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Система государственного прогнозирования и программирования





Национальным собранием Республики Беларусь в апреле 1998 г. был принят Закон «О государственном прогнозирова­нии и программах социально-экономического развития Респуб­лики Беларусь», который определяет систему государственных прогнозов и программ социально-экономического развития стра­ны, цели и задачи, общий порядок их разработки. Главная цель – достижение устойчивого экономического роста, высо­кой степени занятости, внешнеэкономического равновесия и повышение на этой основе уровня жизни народа.

Государственное прогнозирование социально-экономическо­го развития рассматривается как деятельность государствен­ных органов по разработке прогнозов и программ социаль­но-экономического развития на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы и как система научно обоснован­ных представлений о целях, критериях, принципах, направле­ниях и приоритетах социально-экономического развития Рес­публики Беларусь на соответствующий период с обоснованием целевых ориентиров, основных прогнозируемых показателей и мер по обеспечению их достижения.

Система государственных прогнозов социально-экономичес­кого развития Республики Беларусь включает:

• на долгосрочную перспективу – Национальную стратегию устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на 15 лет и Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 10 лет;

• среднесрочную перспективу – Программу социально-экономического развития Республики Беларусь на 5 лет;

• краткосрочную перспективу – годовой прогноз социально-экономического развития Республики Беларусь.

Прогнозы и программы социально-экономического разви­тия включают количественные показатели и качественные ха­рактеристики состояния и развития экономической и социаль­ной сфер, научно-инновационной и инвестиционной деятельно­сти, внешнеэкономических связей, динамики производства и потребления, уровня и качества жизни, экологической обста­новки. Они разрабатываются исходя из комплексного анализа сложившейся социально-экономической, демографической и экологической ситуации, научно-технического и производствен­ного потенциалов Республики Беларусь, внешних условий, сос­тояния и перспективы природных ресурсов изменения указанных факторов. Прогнозы разрабатываются в целом по респуб­лике, по народнохозяйственным комплексам и отраслям эконо­мики, по административно-территориальным единицам в не­скольких вариантах с учетом оценки вероятностного воздей­ствия внутренних и внешних политических, экономических и других факторов.



Разработка государственных прогнозов и программ соци­ально-экономического развития Республики Беларусь прово­дится Советом Министров Республики Беларусь.

 

6.2.3 Стратегические прогнозы развития экономики и программное планирование в Беларуси

Национальная стратегия устойчивого социально-экономи­ческого развития Республики Беларусь на период до 2020 го­да (НСУР-2020),разработанная Министерством экономики с участием других министерств и ведомств, Национальной ака­демии наук Беларуси, НИЭИ и других научно-исследователь­ских институтов, неправительственных организаций в 2003 – 2004 гг., базируется на основных принципах и методологичес­ких подходах Повестки дня на XXI век, принятой Конференци­ей ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.), Декларации тысячелетия (Генеральная Ассамблея ООН, 2000 г.), материалах Всемирного саммита в Йоханнесбур­ге (сентябрь 2002 г.), международных соглашениях, а также принятых в Республике Беларусь программных документах по проблемам социально-экономического и экологического раз­вития.

В НСУР-2020 главное внимание уделено особенностям прог­нозного периода, дальнейшему осуществлению Повестки дня на XXI век, гармонизации социального, экономического и эко­логического развития в едином сбалансированном комплексе «человек – окружающая среда – экономика».

В документе на основе анализа сложившейся социально-эко­номической и экологической ситуации, оценки тенденций ми­рового экономического развития определяются стратегические цели и задачи, критерии и принципы, направления и приорите­ты устойчивого развития Республики Беларусь, а также важ­нейшие индикаторы, характеризующие степень их реализации.

Основная цель устойчивого развития Республики Бела­русь – динамичное повышение уровня благосостояния, обога­щение культуры, нравственности народа на основе интеллекту­ально-инвестиционного развития экономики и социальной сфе­ры, сохранения окружающей среды для нынешнего и будущих поколений.

Неопределенность влияния внешних и внутренних факто­ров на устойчивое развитие в длительной перспективе обусло­вила необходимость проработки в НСУР-2020 двух сценариев социально-экономического развития.

Первый сценарий (инерционный) основывается на форми­рующихся в базисном пятилетии тенденциях и направлениях социально-экономического развития, более полном использова­нии действующих производственных мощностей по выпуску продукции, востребованной рынком, умеренных темпах обнов­ления основного капитала. Для этого сценария характерны от­носительно медленные темпы осуществления институциональ­ных и структурных преобразований экономики, минимальные объемы привлечения иностранных инвестиций и кредитов, со­хранение сложившихся внешнеэкономических условий и конъ­юнктуры цен на внешних рынках для отечественной продукции.

Второй сценарий (целевой) предусматривает стабильный рост производства и уровня благосостояния народа при недопу­щении ухудшения состояния окружающей среды. Он связан с целенаправленным созданием и максимальным использовани­ем благоприятных внутренних и внешних условий и факторов экономического развития; предусматривает ускорение инсти­туциональных и структурных преобразований экономики, по­вышение уровня ее либерализации, государственной поддер­жки предпринимательства, улучшение конъюнктуры на внеш­них рынках для белорусских товаров и услуг, значительный приток иностранных инвестиций и кредитов, широкое разви­тие интеграционных связей со странами СНГ, Евросоюза и дру­гими государствами.

Основными направлениями реализации социальной поли­тики в НСУР-2020 приняты:

• создание условий и возможностей для всех трудоспособных граждан зарабатывать средства для удовлетворения своих потребностей;

• обеспечение рациональной занятости населения на основе сохранения рабочих мест на действующих жизненно важных и перспективных предприятиях, создания новых рабочих мест, в том числе в частном секторе экономики, организации систем подготовки и переподготовки кадров и др.;

• обеспечение общего роста денежных доходов населения и создание условий для повышения их реального содержания;

• повышение роли оплаты труда как основного источника денежных доходов населения и важнейшего стимула трудовой активности работников наемного труда;

• поэтапное приближение минимальных и других фиксированных доходов к бюджету прожиточного минимума (в перспективе – к минимальному потребительскому бюджету) на основе опережающего по сравнению с ростом цен повышения размеров минимальных социальных гарантий в области доходов;

• содействие росту доходов от самозанятости и предпринимательской деятельности;

• улучшение социального обеспечения нетрудоспособных граждан на основе реформирования пенсионной системы и системы социального страхования;

• повышение степени защиты социально уязвимых групп населения за счет усиления адресности оказания помощи малообеспеченным гражданам, рационализации системы льгот населению.

Основными направлениями экономической политики явля­ются:

• обеспечение расширенного воспроизводства благ и услуг;

• финансовое оздоровление экономики;

• активизация институциональных преобразований;

• повышение уровня использования научно-технического, инновационного и производственного потенциалов;

• структурная перестройка экономики, модернизация производства и реструктуризация предприятий;

• государственная поддержка инновационно-инвестиционных проектов, создание на базе НИИ, НПО и университетов инновационных центров, технопарков, технополисов;

• государственная поддержка предпринимательства, малого и среднего бизнеса;

• активизация внешнеэкономической политики и международного сотрудничества, развитие интеграционных процессов с Россией, другими странами СНГ, Евросоюза и другими государствами дальнего зарубежья;

• использование преимуществ глобализации для устойчивого развития национальной экономики, увеличение прямых иностранных инвестиций и кредитов;

• широкое использование региональных и местных инициатив;

•обеспечение экономической безопасности. Основными направлениями экологической политики являются:

• рациональное природопользование и сохранение окружающей среды для нынешнего и будущих поколений;

• устойчивое управление экосистемами и поддержание биологического разнообразия;

• переход к экологически ориентированному принципу хозяйствования;

• рациональное использование природно-ресурсного потенциала;

• внедрение ресурсосберегающей техники и технологии, экологически безопасных производств;

• снижение антропогенной нагрузки до минимального уровня;

• развитие современных биотехнологий и генной инжене­рии;

• защита атмосферы и водных бассейнов;

• повышение экологического потенциала лесных, земель­ных и других ресурсов;

• рационализация образования, переработки и удаления отходов;

• экологическое просвещение и образование, подготовка кадров;

организация мониторинга окружающей среды и информа­ционное обеспечение населения;

• обеспечение экологической безопасности.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.