Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Интеграционные процессы в экономике Содружества Независимых Государств





Содружество Независимых Государств (СНГ) было создано в результате распада СССР с целью как сохранения экономичес­ких, социально-транспортных, культурных и иных связей ме­жду бывшими советскими республиками, так и цивилизован­ного решения на постсоветском пространстве межгосударствен­ных проблем. Экономики бывших советских республик отлича­лись высокой степенью интегрированности даже в сравнении с Европейским союзом. В 1990 г. в межреспубликанский оборот поступало примерно 20 % ВВП,тогда как в странах ЕС – лишь 14 %. Из Беларуси вывозилось около 80 % всей производимой промышленной продукции. Такой доли экспортной продукции промышленности не имела ни одна из стран Восточной Европы. К тому же промышленность Беларуси сконцентрирована на крупных предприятиях, производственные мощности которых были рассчитаны на выпуск продукции в объемах, удовлетво­ряющих потребности рынков бывшего Советского Союза и стран СЭВ. Это же относится к сельскому хозяйству, так как в наследство от СССР Беларусь получила крупные животноводче­ские комплексы. Поэтому республика была заинтересована в создании и развитии СНГ.

В декабре 1991 г. руководители трех государств – Респуб­лики Беларусь, Российской Федерации и Украины – подписа­ли Соглашение о создании Содружества Независимых Госу­дарств, которое объявило о прекращении существования СССР как субъекта международного права и геополитической систе­мы и об образовании СНГ. Участниками СНГ стали Беларусь, Казахстан, Российская Федерация, Таджикистан, Туркмени­стан и Украина. В 1992 г. в состав СНГ вошли Армения, Кыр­гызстан и Узбекистан, в 1993 г. – Азербайджан и Грузия.

Образование СНГ с самого начала носило декларативный ха­рактер и не было подкреплено соответствующими нормативно-правовыми документами, обеспечивающими развитие интегра­ционных процессов. Только в сентябре 1993 г. был подписан Договор о создании Экономического союза, в котором определе­ны основные этапы углубления экономической интеграции:



• межгосударственная (многосторонняя) ассоциация свободной торговли;

• таможенный союз;

• общий рынок товаров, услуг, капиталов и рабочей силы;

• валютный (денежный) союз.

В апреле 1994 г. было подписано соглашение о создании зо­ны свободной торговли, в октябре 1994 г. – платежного союза и Межгосударственного экономического комитета (МЭК) как по­стоянно действующего органа Экономического союза.

Объективной основой формирования СНГ являлись: сфор­мированные за годы существования СССР глубокие интеграци­онные связи, страновая специализация производства, разветв­ленная кооперация на уровне предприятий и отраслей, общая инфраструктура.

По территории СНГ проходит самый короткий сухопутный и морской (через Северный Ледовитый океан) путь из Европы в Юго-Восточную Азию, которая в XXI в. станет одним из наибо­лее важных глобальных экономических центров.

Конкурентными ресурсами стран СНГ являются также де­шевая рабочая сила и энергоресурсы, представляющие важные потенциальные условия для подъема экономики (здесь произ­водится 10 % мировой электроэнергии – четвертое место в ми­ре по ее выработке).

Стратегическими целями экономической интеграции стран СНГ являются: максимальное использование международного разделения труда; специализация и кооперирование производ­ства для обеспечения устойчивого социально-экономического развития; повышение уровня и качества жизни населения всех государств Содружества.

Основными причинами, сдерживающими интеграционные процессы государств Содружества, являются:

• различные модели социально-экономического развития отдельных государств;

• разная степень рыночных преобразований и различные сценарии и подходы к выбору приоритетов, этапов и средств их осуществления;

• неплатежеспособность предприятий, несовершенство платежно-расчетных отношений; неконвертируемость национальных валют;

• несогласованность проводимой отдельными странами та­моженной и налоговой политики;

• применение жестких тарифных и нетарифных ограничений во взаимной торговле;

• большое расстояние и высокие тарифы на перевозки гру­зов и транспортные услуги.

В большинстве стран СНГ (кроме Грузии, Туркменистана и Молдовы) удельный вес экспорта в страны Содружества в об­щем объеме экспорта значительно ниже, чем доля импорта из стран СНГ в общем объеме их импорта.

Различия национальных, экономических и геополитичес­ких приоритетов государств–участников Содружества обусло­вили формирование субрегиональных образований и заключе­ние двусторонних соглашений.

Республика Беларусь и Российская Федерация подписали в 1996 г. Договор об образовании Сообщества Беларуси и России, в 1997 г. – Договор об образовании Союза Беларуси и России и в 1999 г. – Договор об образовании Союзного государства.

В 2000 г. был подписан Договор об учреждении Евразийско­го экономического сообщества (ЕврАзЭС), членами которого стали Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Российская Федера­ция и Таджикистан. В январе 2006 г. в ЕврАзЭС официально принят Узбекистан. Статус наблюдателей предоставлен Арме­нии, Молдове и Украине.

Основными целями ЕврАзЭС в соответствии с Договором яв­ляются формирование таможенного союза и Единого экономи­ческого пространства, координация подходов государств к ин­теграции в мировую экономику и международную торговую систему, обеспечение динамичного развития стран-участниц путем согласования политики социально-экономических пре­образований для повышения уровня жизни народов. Основой межгосударственных отношений в рамках ЕврАзЭС являются торгово-экономические связи.

В 2003 г. подписано Соглашение о создании Единого эконо­мического пространства (ЕЭП) на территории Беларуси, Рос­сии, Казахстана и Украины. В ЕЭП объединяются страны с наи­более мощным экономическим потенциалом, на долю которых приходится 78 % – населения, более 92 – ВВП, 89 – товаро­оборота и 93 % территории всех государств–участников СНГ.

Эти четыре государства («четверка») намерены создать в пределах своих территорий единое экономическое пространст­во для свободного перемещения товаров, услуг, капиталов и ра­бочей силы. При этом ЕЭП рассматривается как более высокий уровень интеграции по сравнению с зоной свободной торговли и таможенным союзом. Предусматривается образовать единую регулирующую межгосударственную независимую комиссию по торговле и тарифам, добиться гармонизации экономическо­го законодательства, что должно способствовать всем формам торгового и производственного сотрудничества между интегри­рующимися странами.

Одним из основополагающих условий формирования Едино­го экономического пространства четырех государств является учет принципов и правил ВТО. Соглашением предусмотрено, что в случае вступления одного из государств-участников в ВТО ра­нее остальных оно должно содействовать скорейшему присоеди­нению к ВТО других стран-участниц, а также воздерживаться от выдвижения требований к другим государствам-участникам в рамках переговоров по присоединению к ВТО.

В противовес евразийской интеграции и против усиления позиций России на постсоветском пространстве было создано неформальное объединение Грузии, Украины, Узбекистана, Азербайджана и Молдовы (ГУУАМ) на основе Декларации, под­писанной президентами этих стран в 1999 г. в Вашингтоне.

Руководители стран ГУУАМа настаивали на том, что СНГ задумывалось изначально как «инструмент развода» и прида­ние ему интеграционных функций нежелательно. ГУУАМ стал зоной стратегического присутствия США и НАТО и никогда не имел никакой реальной значимости, кроме редких встреч руко­водителей государств. Из-за излишней политизации этого объ­единения из него в 2005 г. вышел Узбекистан, и оно преврати­лось в ГУАМ.

Заключая двусторонние соглашения и создавая региональ­ную группировку внутри СНГ, отдельные страны Содружества ведут поиск наиболее оптимальных форм объединения своих потенциалов для обеспечения устойчивого развития и повыше­ния конкурентоспособности национальных экономик, так как интеграционные процессы в Содружестве в целом происходят недостаточно активно.

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.