Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Эластичность спроса по цене и совокупная выручка





 

 

Величина эластичности спроса по цене Влияние изменения цены на совокупную выручку (ТК)
Увеличение цены (РТ) Уменьшение цены
Е°>1 Е,с=1 Е°<1 тк4. ткТ ТЕ — сопн! ткТ тк4.

Ценовая эластичность, как мы увидим, имеет важное значе­ние для фирм-ценоискателей, то есть фирм, пытающихся найти такую цену, которая обеспечит максимум прибыли (чистая моно­полия, монополистическая конкуренция, ценовая дискриминация

Факторы, влияющиеФакторами, влияющими на эластичность,
на эластичностьявляются:

\. Наличие заменителей-чем больше

товаров-субститутов, тем эластичнее спрос на данный товар. Одна­ко при этом следует учитывать, насколько узко определены грани­цы данного экономического блага. Если мы возьмем в качестве при­мера соль, то ей трудно найти адекватную замену. Однако соль "Экстра" имеет в качестве заменителя соль грубого помола, кото­рая не украшает праздничный стол, но в ней больше йода и она с успехом может использоваться для засолки продуктов. Таким об­разом, в первом случае практически отсутствуют товары-замени­тели, во втором заменителей (отдельной марки соли) можно найти гораздо больше (особенно если учесть разновидности соли, произ­водимые в разных странах).

2. Удельный вес товара в бюджете потребителя(обычно чем выше удельный вес, тем выше ценовая эластичность спроса).

3 Размер дохода.

4. Качество товара:является ли данный товар предметом рос­
коши (спрос на такие товары, как правило, эластичен) или предме­
том, необходимости (спрос на большинство из которых неэласти­
чен). Расчеты ценовой эластичности, произведенные в США, дали
следующие результаты: эластичность спроса по цене таких пред­
метов первой необходимости, как хлеб, равна 0,15; электричество,
потребляемое в домашнем хозяйстве, — 0,13; одежда и обувь —
0,20. В то же время такие предметы, как автомобили, имели элас­
тичность, равную 1,87, фарфор — 1,54.



5. Размеры запаса:чем больше запас, тем более эластичен спрос.
& Ожидания потребителя.Если в краткосрочном периоде

потребление электроэнергии неэластично (Ер=0,13), то в долгое-


3 4 Эластичность спроса и предложения 101

рочном — довольно эластично и равно 1,89. Такое значительное различие объясняется тем, что в краткосрочном периоде вы не можете быстро отказаться от имеющихся электроприборов (холо­дильников и другой энергопотребляющей бытовой техники). Од­нако, если цена за электричество стремительно растет, вы при покупке новых электроприборов будете учитывать их энергоем­кость и постепенно замените энергоемкие приборы на более эко­номные.

Эластичность спроса па одмо благо относи-

Перекрестнаятелъно цен на другое благо называется пере-

эластичность крестной эластичностью (сгозз егавЫсИу):

Ев = -------- —— = -------- — х —у• (3.6)

х-у ар /р ар <э '

у' у у ^х

Если Е° > 0, то перед нами взаимозаменяемые блага (субсти­туты), если Е°< 0 — взаимодополняемые.

Чем больше эластичность спроса на благо X, тем выше сте­пень заменяемости благ (в крайнем случае, когда Е° = + °°, перед нами совершенные субституты) и, наоборот, чем меньше эластич­ность, тем больше взаимодополняемость (если Е^ = - °°, то мы име­ем пример жесткой взаимодополняемости).

Однако это правило, характеризующее взаимозаменяемость и взаимодополняемость благ, может использоваться лишь при неболь­ших ценовых изменениях. Например, если цена на хлеб значитель­но снизится, то это повлечет повышение спроса не только на хлеб, бутербродное масло, тостеры, но и на другие товары, в том числе и на мебель. Тогда Е° < 0 для хлеба и мебели, что не характеризует их взаимодополняемость, а отражает лишь эффект дохода. При исключении эффекта дохода можно получить по значению пере­крестной эластичности более точную оценку дополняемости или заменяемости благ (выявить взаимозамещаемые блага по Хиксу). Коэффициент эластичности спроса можно разложить на два ком­понента, характеризующие эффекты дохода и замещения (уравне­ние Слуцкого в коэффициентах эластичности).

Эластичность спросаВ совРеменной экономической науке исполь-относительно дохода3Уется также показатель эластичности

спроса относительно дохода {гпсоте ешз-ЫсИу о/ йетапв.):

АО/О. (3.7)

Е

Если показатель эластичности спроса относительно дохода является отрицательным (Ет < 0), то увеличение дохода приводит к падению спроса на данное благо, и можно сказать, что оно является


102 Глава 3. Рыночная система: спрос и предложение

низкокачественным. Потребитель, став богаче, считает возможным и необходимым заменить его другим, более качественным товаром. Например, снизить потребление маргарина, заменив его маслом, отказаться от потребления части картофеля, заменив его другими овощами (огурцами, помидорами и т. д.).

Если показатель эластичности спроса относительно дохода положителен (Ег > 0), благо является нормальным.

Если 0 < Е; < 1, то спрос на благо растет медленнее дохода, что типично для благ первой необходимости (хлеб, соль, спички). При Е: > 1 спрос на благо опережает рост доходов и не имеет насыще­ния (предметы роскоши). Такое деление допустимо при фиксиро­ванном уровне дохода по группам потребителей, так как в зависи­мости от дохода одни и те же блага могут давать численные значе­ния эластичности по доходу как меньше единицы, так и равные единице или больше нее (например, мебель). Положение, что для каждого блага с эластичностью спроса по доходу, меньшей едини­цы (0 < Е, < 1), должно существовать благо с Е, > 1 для конкрет­ного потребителя, называется законом Энгеля.

Рассмотрим теперь эластичность предложения.
г» Эластичность предложения по цене (рНсе е1азЫ-

ластичность с^ ^ зирр1у^ показывает относительное изме-

ПрСДЛОЗКСНИЯ ^ -ч -ч

нение объема предложения под влиянием измене­ния цены на один процент.

Е. (3.8,

р АР/Р

Как было сказано ранее, для понимания эластичности предложе­ния важное значение имеет фактор времени.

В условиях кратчайшего рыночного периода предложение со­вершенно неэластично (Ер = 0). Поэтому повышение (понижение) спроса приводит к повышению (понижению) цен, но не отражается на величине предложения (см. рис. 3—9а).

В условиях короткого периода предложение более эластично. Это выражается в том, что повышение спроса обусловливает не только рост цен, но и увеличение объема производства, так как фирмы успевают изменить некоторые факторы производства в со­ответствии со спросом (см. рис. 3—96).

В условиях длительного периода предложение почти совер­шенно эластично, поэтому увеличение спроса приводит к значи­тельному росту предложения при постоянных ценах или несущест­венном повышении цен (см. рис. 3—9в).

Теория эластичности имеет важное значение для Практическоеопределения экономической политики фирм и значение теорииправительства. Зто наглядно видно на примере эластичностиналоговой политики государства. Допустим, го­сударство вводит определенную (фиксированную) сумму налога на единицу товара, что равносильно смещению кривой предложения 5 вверх до 8' (см. рис. 3—24).


3.4. Эластичность спроса и предложения



Цена ,

5'

Платят потребители

Избыточное налоговое бремя

Платят производители

О Количество

Рис.3—24. Распределение налогового бремени

Сумма налога распределяется между потребителями и произ­водителями, а также включает избыточное налоговое бремя, яв­ляющееся омертвленными издержками, которые представляют чис­тую потерю для общества. Эластичность при этом играет большую роль, так как позволяет определить, какую часть налога выпла­чивают предприниматели, а какую — потребители.

В случае эластичного спроса большая часть налога выплачи­вается производителем, в случае неэластичного спроса — потреби­телем (сравним разделение отрезка АЕ' на АВ и ВЕ' в первом слу­чае и во втором на рис. 3—25).

Подобное явление легко объяснить, так как в случае элас­тичного спроса потребители при росте цены на данный товар будут стремиться переключить свой спрос на товары-субститу­ты. В случае неэластичного спроса это будет сделать гораздо труднее.

Наоборот, если предложение эластично, большая часть налога падает на потребителей, а если неэластично — то на производите­лей (см. рис. 3—26). Это и понятно. Эластичность предложения оз­начает, что производители без труда смогут переключить свои ре­сурсы на производство какого-либо другого товара или услуги. В случае неэластичного предложения переаллокация ресурсов про­исходит медленнее и с большим трудом, поэтому больше всего от налога пострадают производители.



Глава 3. Рыночная система: спрос и предложение


^Е'

,8'

налог

р, р.

о

о д2 д, д . .

а^ Налоги и эластичный спрос б) Налоги и неэластичный спрос

Рис.3—25. Эластичность спроса и распределение налога с продаж

р     налог  
2 /      
1 У    
■р   /    
■1- . А      
    5' налог у?
■^в    
А      
       

Р 1

Р, р, р.

о ^2 ^1 ^ о сь о, д

а) Налоги и эластичное предложение б) Налоги и неэластичное

предложение

Рис.3—26. Эластичность предложения и распределение налога с продаж

Вопросы для повторения

1. В каких областях экономики действие рынка может быть
неэффективным? Обоснуйте ответ.

2. В каких единицах измеряется выигрыш потребителя — в
денежных или полезностных?

3. Приведите примеры товаров с высокой эластичностью по
цене, по доходу; пары товаров с высокой и низкой перекрестной
эластичностью. Какой знак имеет перекрестная эластичность суб­
ститутов и комплементов?

4. Покажите, как отразятся на модели спроса и предложения
молока следующие события:


Примеры решения задач 105

а) придя в магазин, пенсионерка обнаружила, что молоко по
новой цене ей недоступно;

б) после повышения заработной платы госслужащих молоко
перешло в разряд дефицитных товаров;

в) в результате рекламной кампании население стало предпо­
читать молоку кока-колу;

г) сокращение сельскохозяйственного производства России
сильно ударило по молочной промышленности;

д) экстренный импорт молочного концентрата из-за рубежа
нормализовал ситуацию с молоком в Москве;

е) весной 1997 г. многие фермеры обнаружили, что по сущест­
вующей цене производство молока для них невыгодно.

5. "Равновесие на рынке устанавливается, когда наибольший
объем продукции находит сбыт. Неудовлетворенный спрос, как и
затоваривание, служит признаком нарушения равновесия". Про­
комментируйте эти утверждения.

6. Приведите примеры товаров, равновесие на конкурентных
рынках которых не будет установлено. Проиллюстрируйте это на
графиках спроса и предложения.

7. "Выигрыш потребителя может быть увеличен только за счет
выигрыша производителя, и наоборот". Так ли это? Почему?

8. Для увеличения доходов госбюджета предлагается ввести
налог на продажи. Его можно взимать с покупателей или продав­
цов. Какой вариант предпочтительнее для населения?

Примеры решения задач









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.