Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Медико-социальная экспертиза





Медико-социальная экспертиза — определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.

Медико-социальная экспертиза (МСЭ) осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев в порядке, определяемом Правительством РФ.

МСЭ осуществляется Государственной службой МСЭ, входящей в систему (структуру) органов социальной защиты населения РФ. Решение органа государственной службы МСЭ является обязательным для исполнения соответствующими органами государственной власти, местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Учреждения государственной службы МСЭ: структура,организация деятельности

Согласно закону «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (1995) и «Примерному положению об учреждениях государственной службы медико-социальной экспертизы» (1996 г.), на службу МСЭ возлагаются следующие задачи и функции:

установление факта наличия инвалидности, определение группы, причины (обстоятельств и условий возникновения), сроков и времени наступления инвалидности;

— определение потребности инвалидов в мерах социальной защиты, в том числе в мерах медицинской, профессиональной и социальной реабилитации и разработку им индивидуальных программ реабилитации (ИПР), контроль за их реализацией;



— содействие в реализации мероприятий социальной защиты инвалидов, включая их реабилитацию, и оценка эффективности этих мероприятий;

— определение степени утраты профессиональной трудоспособности (в процентах) работников, получивших увечье, профессиональное заболевание либо иное повреждение здоровья, связанное с исполнением ими трудовых обязанностей, необходимости осуществления дополнительных мер их социальной защиты и реабилитации;

— определение потребности инвалидов в специальных транспортных средствах;

— определение причинной связи смерти пострадавшего лица с производственной травмой, профессиональным заболеванием, пребыванием на фронте и с другими обстоятельствами, при которых законодательством РФ предусматривается предоставление льгот семье умершего;

— формирование данных государственной системы учета инвалидов, изучение состояния, динамики инвалидности и факторов, к ней приводящих;

— участие в разработке комплексных программ в области профилактики инвалидности, медико-социальной экспертизы, реабилитации и социальной защиты инвалидов.

Учреждения государственной службы МСЭ для осуществления своих функций имеют право:

—направлять лиц, проходящих экспертизу, на обследование в учреждения здравоохранения, реабилитационные и другие государственные и муниципальные учреждения, осуществляющие деятельность в сфере МСЭ и реабилитации инвалидов;

— запрашивать и получать от организаций всех форм собственности сведения, необходимые для принятия решения и выполнения других функций, возложенных на учреждения;

— проводить контрольные освидетельствования инвалидов для динамического наблюдения за выполнением мероприятий, предусмотренных ИПР;

— направлять специалистов в организации всех форм собственности с целью изучения условий труда инвалидов, контроля за осуществлением реабилитационных мероприятий и в других случаях, необходимых для выполнения функций, возложенных на учреждения МСЭ.

Учреждения МСЭ создаются, реорганизуются и ликвидируются по решению органа исполнительной власти субъекта РФ, который устанавливает также количество учреждений, профили и штаты.

Первичным звеном в системе учреждений государственной службы МСЭ, осуществляющим экспертное обслуживание взрослого и детского населения, являются бюро МСЭ. В зависимости от уровня, структуры заболеваемости и инвалидности образуются бюро МСЭ общего профиля, специализированные (кардиологические, психиатрические, травматологические; педиатрические — для освидетельствования лиц в возрасте до 18 лет) и смешанного типа. В штатный норматив бюро МСЭ входят 3 врача различных специальностей, специалист по реабилитации, по социальной работе и психолог; при необходимости могут быть введены другие специалисты.

Для организационно-методического руководства деятельностью первичных бюро МСЭ в составе государственной службы МСЭ субъекта РФ создается главное бюро МСЭ. В штатный норматив главного бюро МСЭ входят несколько составов специалистов, принимающих экспертное решение, могут входить группы специалистов по функциональной диагностике, профориентации и организации труда инвалидов, их социально-средовой адаптации, а также специалисты служб юридического консультирования и информационно-статистического обеспечения. В состав специалистов главного бюро МСЭ входят не менее 4 врачей различных специальностей, специалисты по реабилитации, по социальной работе и психологи.

Главное бюро МСЭ проводит экспертизу лиц, обжаловавших решения бюро; проводит экспертизу граждан в сложных случаях, а также формирует и корректирует ИПР инвалидов при необходимости применения специальных методов обследования — по направлениям бюро; оказывает консультативную помощь врачам — экспертам и другим специалистам- бюро; осуществляет контроль за деятельностью бюро МСЭ; формирует банк данных и осуществляет государственное статистическое наблюдение за составом инвалидов на территории субъекта РФ; участвует в разработке и реализации региональных комплексных программ профилактики инвалидности и реабилитации.

Учреждения МСЭ осуществляют свою деятельность во взаимодействии с органами и учреждениями социальной защиты населения, здравоохранения, образования, службы занятости, общественных организаций инвалидов; могут привлекать консультантов по медицинским и социальным вопросам. Специалисты бюро МСЭ оказывают консультативную помощь врачам ЛПУ, знакомят их с нормативными и методическими материалами, участвуют в совместных совещаниях и семинарах по вопросам МСЭ и реабилитации инвалидов.

Порядок направления на медико-социальную экспертизу: граждане направляются на МСЭ учреждением здравоохранения или органом социальной защиты населения. В случае отказа учреждения здравоохранения или органа социальной защиты населения в направлении на МСЭ гражданин имеет право обратиться в бюро МСЭ самостоятельно, представив необходимые медицинские документы.

Основанием для направления на МСЭ является: наличие признаков инвалидности или утраты профессиональной трудоспособности, окончание срока инвалидности, досрочное переосвидетельствование инвалида в связи с утяжелением состояния, наличие показаний для обеспечения инвалида спецтранспортом, необходимость проведения очной консультации. Учреждение здравоохранения направляет больного на МСЭ после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий. Медицинские услуги при оформлении больных на освидетельствование в учреждения МСЭ финансируются из средств ОМС. По результатам проведенных мероприятий учреждение здравоохранения оформляет больному «Направление на медико-социальную экспертизу» форма №088/у-97 (для лиц старше 18 лет) или форма 080/у-97 (для лиц до 18 лет). В него вносятся сведения о развитии заболевания, течении, частоте и длительности временной нетрудоспособности, данные клинического обследования, диагноз, характер и степень нарушения основных функций организма, категория и степень ограничения жизнедеятельности, проведенные лечебно-профилактические и реабилитационные мероприятия. Направление подписывается председателем КЭК и членами комиссии, скрепляется печатью лечебного учреждения.

Порядок проведения МСЭ определен «Положением о признании лица инвалидом», утвержденным постановлением Правительства РФ (1996). Экспертиза осуществляется в бюро МСЭ по месту жительства больного либо по месту прикрепления к учреждению здравоохранения. Она может проводиться как очно в бюро МСЭ, на дому или в стационаре, где больной находится на лечении, так и (с согласия больного) заочно на основании анализа представленных медицинских документов.

МСЭ проводится по письменному заявлению больного (либо его законного представителя) на имя руководителя бюро МСЭ. К заявлению прилагаются: направление на МСЭ, оформленное учреждением здравоохранения либо органом социальной защиты населения, медицинские документы, подтверждающие нарушение здоровья больного, а также документы, необходимые для принятия решения о причине инвалидности, степени утраты профессиональной трудоспособности, по другим вопросам экспертизы.

Состав специалистов бюро, принимающих экспертное решение, назначается руководителем. Больной имеет право привлекать к участию в проведении экспертизы с правом совещательного голоса любого специалиста за счет собственных средств. Специалисты, проводящие МСЭ, рассматривают представленные сведения (клинико-функциональные, социально-бытовые, профессионально-трудовые, психологические и другие данные), проводят личный осмотр больного, оценивают степень ограничения его жизнедеятельности и коллегиально обсуждают полученные результаты.

В случае признания больного инвалидом оформляется справка МСЭ, подтверждающая факт инвалидности, руководитель бюро МСЭ объявляет экспертное решение больному. Больному, направленному на МСЭ с листком нетрудоспособности, бюро МСЭ указывает в листке нетрудоспособности дату начала экспертизы (дату поступления в бюро МСЭ заявления больного с прилагаемыми документами), дату ее окончания, а также принятое экспертное решение: «Признан инвалидом I (II или III) группы», либо «Инвалидом не признан». Датой установления инвалидности считается день поступления в бюро МСЭ заявления больного с прилагаемыми к нему документами. В случае признания больного инвалидом лечебное учреждение закрывает листок нетрудоспособности этим днем. В случае признания пациента трудоспособным зачитываются все дни освидетельствования, со следующего дня он выписывается на работу. При необходимости долечивания листок нетрудоспособности продлевается в обычном порядке.

По результатам экспертизы также оформляются «Извещение ЛПУ о заключении учреждения государственной службы МСЭ» (для лиц старше 18 лет) или «Отрывной талон» (для лиц до 18 лет), в которых указывается диагноз, степень нарушения функций и ограничений жизнедеятельности, группа, причина инвалидности (а для лиц до 18 лет — решение о признании ребенка инвалидом), срок, на который установлена инвалидность, дата очередного переосвидетельствования; вносятся рекомендации по медицинской, профессиональной и социальной реабилитации инвалида.

Лицу, не признанному инвалидом, по его желанию может быть выдана справка произвольной формы о результатах освидетельствования.

Порядок обжалования решений бюро МСЭ: гражданин (или его законный представитель) может обжаловать решение бюро МСЭ, подав заявление в адрес главного бюро МСЭ, или в соответствующий орган социальной защиты населения. Решение главного бюро МСЭ может быть обжаловано в месячный срок в орган социальной защиты населения субъекта РФ, который может поручить проведение экспертизы любому составу специалистов необходимого профиля. Решение учреждения МСЭ также может быть обжаловано в суд.

Определение инвалидности

Инвалид — лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеванием, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Признание лица инвалидом осуществляется в соответствии с «Положением о признании лица инвалидом», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации (1996 г.) и «Классификациями и временными критериями, используемыми при осуществлении медико-социальной экспертизы», утвержденными постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации и приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации №1/30 (1997 г.).

Основаниями для признания гражданина инвалидом, являются:

— нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;

— ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);

— необходимость осуществления мер социальной защиты гражданина в связи с наличием социальной недостаточности.

Наличие одного из указанных признаков не является условием, достаточным для признания лица инвалидом.

Нарушение здоровья — физическое, душевное и социальное неблагополучие, связанное с потерей, аномалией, расстройством психологической, физиологической, анатомической структуры и (или) функции организма человека. «Классификация» выделяет четыре основные группы нарушения функций:

— нарушения психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, эмоций, воли);

— нарушения сенсорных функций (зрения, слуха, обоняния, осязания);

— нарушения статодинамической функции;

— нарушения функций кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения, обмена веществ и энергии, внутренней секреции.

Выделяют преимущественно четыре степени нарушения функций:

— I степень — незначительные нарушения функций;

— II степень — умеренные нарушения функций;

— III степень — выраженные нарушения функций;

— IV степень — значительно выраженные нарушения функций.

Ограничение жизнедеятельности — отклонение от нормы деятельности человека вследствие нарушения здоровья, которое характеризуется ограничением способности осуществлять самообслуживание, передвижение, ориентацию, общение, контроль за своим поведением, обучение и трудовую деятельность.


 

Классификация основных категорий жизнедеятельности Классификация ограничений жизнедеятельности по степени выраженности  
1. Способность к самообслуживанию (способность самостоятельно удовлетворять основные физиологические потребности, осуществлять повседневную бытовую деятельность и соблюдать личную гигиену);   2. Способность к самостоятельному передвижению (способность самостоятельно перемещаться в пространстве, преодолевать препятствия, сохранять равновесие тела в рамках выполняемой бытовой, общественной, профессиональной деятельности);     3. Способность к обучению (способность к восприятию и воспроизведению знаний (общеобразовательных, профессиональных и др.), овладению навыками и умениями (социальными, культурными и бытовыми);   4. Способность к трудовой деятельности (способность осуществлять деятельность в соответствии с требованиями к содержанию, объему и условиям выполнения работы);     5. Способность к ориентации (способность определяться во времени и пространстве);     6. Способность к общению (способность к установлению контактов между людьми путем восприятия, переработки и передачи информации);   7. Способность контролировать свое поведение (способность к осознанию себя и адекватному поведению с учетом социально-правовых норм).     I степень — способность к самообслуживанию с использованием вспомогательных средств; II степень — способность к самообслуживанию с использованием вспомогательных средств и (или) помощью других лиц; III степень — неспособность к самообслуживанию и полная зависимость от других лиц; I степень — способность к самостоятельному передвижению при более длительной затрате времени, дробности выполнения и сокращении расстояния; II степень — способность к самостоятельному передвижению с использованием вспомогательных средств и (или) с помощью других лиц; III степень — неспособность к самостоятельному передвижению и полная зависимость от других лиц;   I степень — способность к обучению в учебных заведениях общего типа при соблюдении специального режима учебного процесса и(или)с использованием вспомогательных средств, с помощью других лиц (кроме обучающего персонала); II степень — способность к обучению только в специальных учебных заведениях или по специальным программам в домашних условиях;   III степень — неспособность к обучению; I степень — способность к выполнению трудовой деятельности при условии снижения квалификации или уменьшения объема работы, невозможности выполнения работы по своей профессии; II степень — способность к трудовой деятельности в специально созданных условиях с использованием вспомогательных средств, и (или) специально оборудованного рабочего места, с помощью других лиц; III степень — неспособность к трудовой деятельности; I степень — способность к ориентации с использованием вспомогательных средств; II степень — способность к ориентации с помощью других лиц; III степень — неспособность к ориентации (дезориентация); I степень — способность к общению, характеризующаяся снижением скорости, уменьшением объема усвоения, получения и передачи информации; II степень — способность к общению с использованием вспомогательных средств и (или) с помощью других лиц; III степень — неспособность к общению; I степень — частичное снижение способности самостоятельно контролировать свое поведение; II степень — способность частично или полностью контролировать свое поведение только при помощи посторонних лиц; III степень — неспособность контролировать свое поведение.  

 

Социальная недостаточность — социальные последствия нарушения здоровья, приводящие к ограничению жизнедеятельности человека и необходимости его социальной защиты или помощи. Социальная недостаточность проявляется в невыгодном положении больного человека по сравнению с другими людьми, в полной или частичной утрате лицом способности или возможности выполнять обычную для него (с учетом возраста, пола, уровня образования и т.п.) роль в обществе. Основными видами социальной недостаточности являются: неспособность к самостоятельному проживанию, к поддержанию социальных связей, к социальной интеграции, к обеспечению экономической независимости (самостоятельности).









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.