Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Система организации амбулаторно-поликлинической помощи.





Амбулаторно-поликлиническая помощь — самый массо­вый вид медицинской помощи; в амбулаторно-поликлиниче­ских учреждениях осуществляется высококвалифицированное обслуживание около 80% всех больных; ежегодно в среднем каждый житель страны 9 раз посещает поликлинику или вы­зывает врача на дом. Основными принципами амбулаторно-поликлинической помощи являются:

• участковость;

• доступность;

• профилактическая направленность;

• преемственность и этапность лечения.

Рассмотрим более подробно эти принципы.

Большинство амбулаторно-поликлинических учреждений работают по участковому принципу,т. е. за учреждениями за­креплены определенные территории, которые в свою очередь разделены на территориальные участки. Участки формируют­ся в зависимости от численности населения. За каждым уча­стком закреплены участковый врач (терапевт, педиатр, аку­шер-гинеколог) и участковая медсестра. Терапевтические уча­стки формируются из расчета 1700 жителей в возрасте 18 лет и старше, педиатрические — из расчета 800 детей и подрост­ков в возрасте до 18 лет, акушерско-гинекологические — на 6000 взрослого населения или (если в составе населения свы­ше 55% женщин) из расчета 3300 женщин на участок.

При формировании их для обеспечения равных условий работы участковых врачей следует учитывать не только численность населения, но и протяженность участка, тип застройки, удаленность от поли­клиники, наличие автотранспорта и другие факторы. В меди­ко-санитарных частях обслуживание рабочих осуществляется по принципу цеховой участковое™.

Доступностьамбулаторно-поликлинической помощи обес­печивается широкой сетью амбулаторно-поликлинических уч­реждений, действующих на территории России. Любой жи­тель страны фактически не имеет препятствий для обращения в амбулаторно-поликлиническое учреждение как по месту жи­тельства, так и на той территории, где он в настоящее время находится. Доступность амбулаторно-поликлинической помо­щи обеспечивается и ее бесплатностью по основным видам в рамках программы государственных гарантий оказания граж­данам бесплатной медицинской помощи.



Профилактическая направленностьамбулаторно-поликли­нической помощи выражается прежде всего в диспансерном методе работы, который подразумевает активное динамическое наблюдение за состоянием здоровья отдельных контингентов населения. Диспансерный метод применяется в работе с определенными группами здоровых людей (дети, беременные, военнослужащие, спортсмены ит. д.), а также с больными, подлежащими диспансерному на­блюдению. При использовании диспансерного метода работы осуществляется взятие этих контингентов на учет сцелью:

– раннего выявления заболеваний;

– диспансерного наблюдения;

– комплексного лечения;

– проведение мероприятий по оздоровлению условий и быта;

– предупреждению развития ираспространения болезней;

– восстановлению трудоспособности и продлению периода активной жизнедеятельности.

Важным элементом профилактической работы амбулатор­но-поликлинических учреждений является прививочная рабо­та. Детскому населению профилактические прививки прово­дятся по соответствующему календарю прививок, взрослому населению — по показаниям и по желанию.

Амбулаторно-поликлинические учреждения играют веду­щую роль в санитарно-гигиеническом воспитании населения, формировании здорового образа жизни.

Преемственностьи этапность лечения.Амбулаторно-поликлиническая помощь является первым этапом единой системы лечебно-профилактического процесса: поликлиника-стационар — учреждения восстановительного лечения. Кроме того, и в самой поликлинике может быть несколько этапов лечения.

Обычно пациент вначале обращается к участковому врачу: В случае необходимости участковый врач направляет больного к врачу узкой специальности. Должности узких спе­циалистов предусмотрены в большинстве амбулаторно-поликлинических учреждений. В случае необходимости больной может быть направлен в консультативную поликлинику, в консультативно-диагностический центр, в диспансер по про­филю заболевания.

Между всеми звеньями амбулаторно-поликлинической помощи должна существовать преемствен­ность, позволяющая исключать дублирование обследований и ведения медицинской документации, обеспечивать комплекс­ность лечения и диагностики, объединение усилий в профи­лактической работе. В вопросах противоэпидемической дея­тельности амбулаторно-поликлинические учреждения работа­ют в тесном контакте с центрами Госсанэпиднадзора.

Наибольший объем амбулаторно-поликлинической помо­щи осуществляют поликлиники. Поликлиники могут работать в составе объединенной больницы, а могут быть самостоятельными учреждениями. Сущест­вуют различные типы поликлиник — городские для взрослых, детские, стоматологические, «дорожные, восстановительного лечения и т. д. По сути и организации деятель­ности к поликлиническим учреждениям могут быть отнесены и женские консультации. Большая часть населения страны получает амбулаторно-поликлиническую помощь в городских поликлиниках для взрослых, детских городских поликлиниках и женских консультациях, поэтому мы подробнее остановим­ся на их деятельности.

Мощность поликлиник оценивается по числу посещений в смену. Обычно их число колеблется от 250 до 1200 и более, а число обслуживаемого населения — от 15 до 100 тыс. че­ловек.

Лечебно-профилактическая помощь населению в амбулаторно-поликлинических учреждениях оказывается как на приеме, так и на дому. Распределение объемов этой помощи зависит от типа учреждения и от специальности вра­ча. Так, участковый педиатр большую часть своей работы проводит на дому, участковый терапевт — наоборот, в поли­клинике. Участковый акушер-гинеколог и врачи узких специ­альностей оказывают помощь на дому лишь в отдельных слу­чаях.

Если амбулаторно-поликлиническое учреждение является самостоятельным, его работой руководит главный врач. Глав­ный врач осуществляет руководство деятельностью учрежде­ния и несет ответственность за качество и культуру лечебно-профилактической помощи, а также организационную, адми­нистративно-хозяйственную и финансовую деятельность.

Главный врач проводит подбор и укомплектование учреж­дения медицинским персоналом и административно-хозяйст­венными кадрами, несет ответственность за их работу, выно­сит поощрения и привлекает к дисциплинарной ответственности организует повышение квалификации врачей и сред­него медицинского персонала, готовит резерв руководителей подразделений, устанавливает распорядок работы, утверждает графики работы персонала и т. д.

Из наиболее квалифицированных, обладающих организа­торскими способностями врачей главный врач назначает сво­его первого заместителя — заместителя по лечебной работе, который в период отсутствия главного врача исполняет его обязанности. Он отвечает за всю лечебно-профилактическую деятельность учреждения организует и контро­лирует правильность и своевременность обследования и лече­ния больных на приеме и на дому. Он обеспечивает преемственность в об­следовании и лечении больных между поликлиникой и ста­ционарами, организацию госпитализации больных, нуждаю­щихся в стационарном лечении, руководит всей профилакти­ческой работой, организует лечебно-контрольные комиссии с обсуждением причин расхождения диагнозов и вра­чебных ошибок; работу кабинета медицинской статистики.

У главного врача есть и другие заместители — по клинико-экспертной работе (несет ответственность за осуществление всей клинико-экспертной деятельности) и по административ­но-хозяйственной части (осуществляет руководство всей адми­нистративно-хозяйственной работой: организует проведение ремонта, обеспечение электроэнергией, водой, снабжение уч­реждения и т. д.).

Свою долю ответственности за качество лечебно-профи­лактической помощи в поликлинике, культуру работы персо­нала также_ несут и заведующие отделениями.

Они осуществля­ют:

– непосредственное руководство и контроль за лечебно-про­филактической работой врачей;

– консультируют больных с тя­желыми сложными для диагностики формами заболеваний;

– контролируют обоснованность выдачи листков временной не­трудоспособности врачами своих отделений.

Организуют своевременную госпитализацию больных, которым необходимо стационарное лечение.

Обеспечивают проведение мероприя­тий по повышению квалификации врачей и среднего меди­цинского персонала.

Задачи регистратуры:

– осуществление записи на прием к врачам при непосредственном обращении и по телефону;

– обеспечении равномерной нагрузки на приеме, рас­пределение больных по видам оказываемой помощи;

– своевременный подбор медицинской документации и доставка ее в кабинеты врачей;

– правильное ведение и хранение картотеки.

Таким образом, важнейшими разделами работы регистра­туры являются запись посетителей на прием, регистрация вы­зовов на дом, направление на флюорографическое обследова­ние и профилактические осмотры.

Существует три способа организации записи посетителей на прием к врачу:

– талонная система;

– самозапись,

– комбинирован­ный метод.

При талонной системе поток первично обратив­шихся больных проходит через участковых регистраторов. По­сетители предварительно получают талоны с указанием по­рядкового номера очереди, фамилии врача, номера кабинета и времени явки на прием.

При самозаписи на прием к врачу посетители сами вписы­вают в специальные листы свои паспортные данные с указа­нием удобного для них времени приема. Заполненные листы самозаписи в конце дня должны быть переданы работникам картохранилища, которые по ним подбирают медицинские карты амбулаторных больных. Перед приемом медсестра ка­бинета берет из картохранилища подобранные медицинские карты и лист самозаписи. По окончании приема она возвра­щает карты в регистратуру, а лист самозаписи — в кабинет медицинской статистики. При необходимости срочного прие­ма больного регистратор направляет его к соответствующему специалисту или в кабинет доврачебного приема. Одновре­менно он заказывает в картохранилише нужную карту, кото­рую сразу же доставляют в кабинет врача.

При комбинированном методе в лист самозаписи записы­вают только первичных больных. За 15—20 мин до начала приема пациент получает в регистратуре заранее заготовлен­ный талон и идет к кабинету врача, где должен быть принят в соответствии с указанным в талоне временем. При такой сис­теме регистратор всегда знает, сколько человек не явилось на прием к врачу и имеет право по истечении определенного времени выдать талоны другим больным, желающим попасть на прием в это время. Повторным больным врач выдает спе­циальную "фишку" с указанием даты и времени приема, кото­рая подлежит обмену в регистратуре на талон. Если врач при посещении больного на дому установил необходимость по­вторного осмотра в поликлинике, он сразу же выдает больно­му талон с указанием даты, времени приема и номера оче­реди.

Вызов врача на дом может осуществляться очно либо по те­лефону. Принимаемые вызовы заносятся в "Книгу записей вы­зовов врача на дом", в которой указываются не только фами­лия, имя, отчество и адрес больного, но и основные жалобы. Эти книги ведутся как по каждому терапевтическому участку, так и по каждому из врачей узких специальностей.

В вестибюле организуется подробная «немая справка» в которой указываются расписание работы врачей всех специальностей с указанием часов приема на все дни недели, номеров кабинетов, врачебных участков с входя­щими в них улицами и домами и распределение их между врачами. "Немая справка" должна содержать информацию о времени и месте приема населения главным врачом и его за­местителями; адреса дежурных поликлиник и стационаров района (города), оказывающих экстренную специализирован­ную помощь населению в воскресные дни; поэтажный указа­тель врачебных кабинетов; номера телефонов вызова врачей на дом и вызова дежурных врачей в дневное и вечернее вре­мя; сведения о часах и объеме работы кабинетов доврачебного приема, правилах подготовки к исследованиям (рентгеноско­пии, рентгенографии, анализам крови) и т. д.

Скорость обслуживания больных зависит от рационального размещения в регистратуре амбулаторных карт. Оптимальной считается система расстановки карт в барабанах по участкам, а внутри них — по улицам, домам и квартирам. Значительно облегчает работу медицинского регистратора система марки­ровки амбулаторных карт, когда каждый терапевтический уча­сток имеет свою цветовую маркировку. Хорошо зарекомендо­вала себя номерная система, при которой резко сокращается время поиска карты. Для этого каждому участку определяется количество номеров соответственно числу лиц, проживающих на данной территории. В последнее время распространилась практика хранения медицинских карт амбулаторного больного на руках у пациентов. Это облегчает получение консультаций в других ЛПУ, однако в случае утери карты создаются серьез­ные затруднения.

Разумеется, в перспективе работа регистратуры может быть переведена на безбумажное, электронное хранение информации. Для этого необходимо создание локальной компьютер­ной сети в масштабе всего ЛПУ с терминалами во всех врачебных кабинетах и лечебно-диагностических подразделениях.

Важное место в работе регистратуры занимает оформление медицинской документации: справок, направлений и др. Ра­ботники регистратуры наряду с лицами, выдавшими доку­мент, несут ответственность за правильность его оформления.

Особого внимания требует оформление листков нетрудоспо­собности. Бланки выданных врачами больничных листов ре­гистрируются в "Книге регистрации листков нетрудоспособ­ности" с указанием номеров.

2.Городская поликлиника для взрослых

Городская поликлиника является амбулаторным учреждением, оказывающим лечебно-профилактическую помощь населению в возрасте 18 лет и старше.

Задачи:

– проведение профилактических мероприятий по предупреждению и снижению заболеваемости;

– раннее выявление больных;

– диспансеризацию;

– оказание амбулаторно-поликлинической квалифицированной специализированной медицинской помощи населению.

Организация работы по санитарно-гигиеническому воспитанию населения, формиро­ванию здорового образа жизни и т. д.

Поликлиники организуются в городах, рабочих поселках и поселках городского типа для оказания амбулаторно-поликлинической помощи населению, проживающему в районе ее деятельности, по территориальному принципу, а также при­крепленным работникам промышленных предприятий, строи­тельных организаций и предприятий транспорта — по цехово­му (производственному) принципу.

Для осуществления этих задач городская поликлиника ор­ганизует и проводит:

• оказание первой и неотложной медицинской помощи больным при острых и внезапных заболеваниях, трав­мах, отравлениях и других несчастных случаях;

• оказание врачебной помощи на дому больным, которые по состоянию здоровья и характеру заболевания не могут посетить поликлинику, нуждаются в постельном режиме, систематическом наблюдении врача или решении вопроса о госпитализации;

• раннее выявление заболеваний, квалифицированное и в полном объеме обследование больных и здоровых, обратившихся э поликлинику;

• своевременное и квалифицированное оказание врачебной помощи населению на амбулаторном приеме в по­ликлинике и на дому;

• своевременную госпитализацию лиц, нуждающихся в стационарном лечении, с предварительным максимальным обследованием;

• восстановительное лечение больных;

• все виды профилактических осмотров (предварительные при поступлении на работу, периодические, целевые и др.);

• диспансеризацию населения;

• противоэпидемические мероприятия, которые осуществляются в тесном контакте с ЦГСЭН (прививки, выявление инфекционных больных, динамическое наблюдение за лицами, бывшими в контакте с заразным больным, и за реконвалесцентами, сигнализация в ЦГСЭН и др.);

• экспертизу временной и стойкой утраты трудоспособности, выдачу и продление листков нетрудоспособности и трудовых рекомендаций нуждающимся в переводе на другие участки работы, отбор на санаторно-курортное лечение;

• направление на медико-социальную экспертизу лиц с признаками стойкой утраты трудоспособности;

• санитарно-просветительную работу среди населения;

• учет деятельности персонала и подразделений, составление отчетов по формам, утвержденным МЗ РФ, и анализ статистических данных;

• привлечение общественности района для оказания помощи в работе поликлиники и осуществления контроля за ее деятельностью;

• мероприятия по повышению квалификации врачей и среднего медицинского персонала.

Городская поликлиника (не входящая в состав объеди­ненной городской больницы) пользуется правами юридиче­ского лица, имеет штамп и печать с обозначением своего на­именования. Структура поликлиники определяется мощ­ностью,численностью обслуживаемого и включает:

1. Руководство поликлиники.

2. Регистратуру.

3. Отделение профилактики (кабинет доврачебного прие­ма, смотровой женский кабинет, кабинет диспансеризации, кабинет санитарного просвещения и гигиенического воспитания населения).

4. Лечебно-профилактические подразделения:

• терапевтические отделения;

• цеховые терапевтические отделения;

• хирургическое отделение (кабинет);

• травматологическое отделение (кабинет);

• урологический кабинет;

• офтальмологическое отделение (кабинет);

• оториноларингологическое отделение (кабинет);

• неврологическое отделение (кабинет);

• кардиологический кабинет;

• ревматологический кабинет;

• эндокринологическое отделение (кабинет);

• кабинет инфекционных заболеваний;

• отделение реабилитации и восстановительного лечения;

• дневной стационар;

• физиотерапевтическое отделение (кабинет);

• отделение (кабинет) лечебной физкультуры;

• кабинет лазеротерапии;

• ингаляторий;

• процедурный кабинет.

5. Вспомогательные лечебно-диагностические подразделения:

• рентгенологическое отделение (кабинет);

• клинико-биохимическая лаборатория;

• отделение (кабинет) функциональной диагностики;

• эндоскопический кабинет;

• кабинет учета и медицинской статистики;

• аптека;

• хозяйственная часть:

• хозрасчетные отделения и отделения дополнительных
платных услуг.

Кроме того, на базе поликлиник могут быть развернуты от­деление медико-социальной реабилитации и терапии; службы ухода; дневные стационары; центры амбулаторной хирургии; центры медико-социальной помощи и т. д.

Основной фигурой городской поликлиники для взрослых, тем специалистом, с которым чаще всего впервые встречается пациент, является участковый терапевт. Число участковых те­рапевтов, работающих в поликлинике, зависит от численно­сти обслуживаемого населения — предусмотрено 5,9 должно­сти на 10 тыс. населения в возрасте 18 лет и старше.

Участковый терапевт обеспечивает в поликлинике и на до­му квалифицированную терапевтическую помощь населению, проживающему на закрепленном участке (1700 человек). В сво­ей работе он непосредственно подчиняется заведующему тера­певтическим отделением.

Участковый терапевт обязан обеспечивать:

– своевременную квалифицированную терапевтическую помощь населению своего участка в поликлинике и на дому;

– экстренную медицинскую помощь больным, независимо от их места жительства;

– своевременную госпитализацию больных с обязатель­ным предварительным обследованием при плановой госпитализации;

– консультирование больных (в необходимых случаях) заведующим терапевтическим отделением, врачами других специальностей;

– экспертизу временной нетрудоспособности больных в соответствии с действующим положением;

– организацию и проведение диспансеризации населения участка в соот­ветствии с перечнем нозологических форм, подлежащих диспансерному наблюдению у врача-терапевта, анализ эффективности и качества диспансеризации;

– выдачу заключений жителям своего участка, проходящим медицинские осмотры;

– раннее выявление, диагностику и лечение инфекцион­ных заболеваний, немедленную сигнализацию заведующему терапевтическим отделением и врачу кабинета инфекционных заболеваний о всех случаях инфекционных заболеваний или подозрительных на инфекцию боль­ных, о пищевых и профессиональных отравлениях, о всех случаях нарушения режима и невыполнения проти­воэпидемических требований инфекционными больны­ми, оставляемыми для лечения на дому, направление в ЦГСЭН экстренного извещения;

– систематическое повышение своей квалификации и
уровня медицинских знаний участковой медсестры;

– проведение санитарно-просветительной работы среди населения участка.

Работа участкового терапевта осуществляется по графику, утверждаемому заведующим отделением или руководителем учреждения, в котором предусматриваются фиксированные часы амбулаторного приема, время для оказания помощи на дому, профилактической и другой работы. Распределение вре­мени приема и помощи на дому определяется в зависимости от численности и состава населения участка, от сложившейся посещаемости и др.

Важную роль в организации лечебно-профилактической помощи населению играют врачи узких специальностей, ко­торые в своей работе непосредственно подчиняются заведую­щему отделением, заместителю главного врача по медицин­ской части или руководителю учреждения.

Для выполнения основных задач врач-специалист обеспе­чивает:

• проведение профилактических мероприятий;

• раннее выявление заболеваний, квалифицированное и своевременное обследование и лечение больных своего профиля;

• проведение экспертизы временной нетрудоспособности, своевременное направление больных с хроническими формами заболеваний на МСЭК;

• преемственность между стационаром и поликлиникой в лечении больных;

• своевременную госпитализацию больных по показаниям;

• диспансерное наблюдение за больными своего профиля, за инвалидами и участниками Великой Отечественной войны, персональными пенсионерами, участниками ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и другими категориями лиц, подлежащих диспансерному наблюдению:

• систематическое повышение уровня своей теоретической подготовки и профессиональной квалификации;

• систематическое повышение квалификации среднего медицинского персонала;

• активное участие в проведении санитарно-профилактической работы, гигиеническом воспитании населения;

• своевременное и качественное ведение медицинской документации, установленных учетно-отчетных форм и отчетов о своей деятельности.

С деятельностью отдельных подразделений городской по­ликлиники для взрослых вы подробно ознакомитесь на прак­тических занятиях.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.