Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Экономические основы функционирования СМИ. Рынок массовой информации: формирование и развитие в условиях России. Информационный маркетинг.





Процесс основания нового издания или реконструкции старого начинается с правовых и экономических предпосылок. Правовые предпосылки зафиксированы в Законе о СМИ (ответ на поданное заявление должен быть получен в течение месяца). Пошлина за регистрацию - первые экономические издержки. Наименьшая сумма платы за регистрацию детского издания или для инвалидов. Больше - за регистрацию общественно-политического издания, а больше всего - за регистрацию эротического или рекламного издания.

Экономические предпосылки: 1) необходимо обеспечить финансовую базу (определенную сумму; например, для создания ежедневной газеты с 8 полосами формата А2 необходимо около 15 миллионов долларов, для еженедельника - немногим меньше).

2) обеспечение творческой, человеческой базы. Необходимо нанять журналистов, учитывая тип, периодичность выхода, специализацию. Кроме журналистов нужны другие работники редакции и др.

3) материально-техническая база. Аренда помещения, оборудования, столы, компьютеры, телефоны, факсы и др. Полиграфическая база: типография (или своя, или договор с типографией).

4) база распространения.

5) аудиторная предпосылка.

Журналистская информация - товар - социальная информация, все, что может интересовать людей, общество. Производитель ее - СМИ. Потребитель/покупатель этой информации покупает ее, удовлетворяя свои информационные потребности, а продавец получает за нее деньги. Журналисты, кроме денег, получают известность. Чем известней журналист, тем больше на него спрос.

Экономические предпосылки информационного рынка ведут к взаимодействию его с другими рынками: финансовый рынок, рекламный рынок (реклама - основной источник финансирования), издательский рынок, технический рынок, рынок материалов, рынок информации и идей, рынок распространителей, рынок периодических изданий. Коммерческое подразделение в редакции создается для коммерческой деятельности, для продажи информации. Дотирование: государство идет на встречу некоторым изданиям (для пенсионеров, инвалидов, детей), так как сами по себе они выжить не могут. Существуют и косвенные дотации: снижение или ликвидация налогов. Спонсирование связано с некоторой зависимостью издания от спонсора. Такая же зависимость существует от рекламодателя. Можно взять кредит - заем в банке.



Рынок распространителей сформировался на наших глазах. Раньше была “Союзпечать”, переродившийся в “Роспечать”, такого же монстра, в который входят десятки отделений связи. Возникли новые фирмы, независимые от “Роспечати”. Одни специализируются на подписке, другие на доставке из типографии, третьи занимаются и тем, и тем.

Состояние рынка потребителей также изменяется. Постоянно появляются новые читатели, слушатели, зрители. Причины не только материального свойства, но и психологические, идеологические.

Экономика СМИ претерпела в 90-е годы серьезные изменения. Главным образом это отразилось на формах собственности. Наряду с государством и общественными организациями собственниками выступают физические и юридические лица с различным общественно-правовым статусом. В связи с существенным сокращением количества государственных СМИ, уменьшилась доля бюджетного финансирования. Государственная монополия сменилась конкурентным рынком. Кроме того, появились СМИ, существующие не как средство извлечения прибыли, а как способ увеличения влияния коммерческих или иных структур. Такие СМИ даже при видимой убыточности финансируются заинтересованными в них структурами.

Низкая платежеспособность населения заметно ограничила подписку на печатные издания. В течение последнего десятилетия годовые тиражи общероссийских газет снизились в 11 раз, причем основными потребителями печатной продукции являются Москва и крупные промышленные города, что свидетельствует об общем сужении информационного поля. На сегодняшний день подписка и розница большинства периодических изданий покрывает около 25% редакционно-издательских расходов. Остальное - реклама, спонсорская поддержка, бюджетное финансирование.

В современных экономических условиях существенное влияние на информационную сферу оказывает концентрация СМИ в руках узкого круга финансово-промышленных групп. Крупнейшие медиаобъединения:

·Мост-медиа (НТВ, “Эхо Москвы”, “Сегодня”, “Семь дней”, ж-л “Итоги”);

·КоммерсантЪ (газета и журналы “Власть”, “Деньги”, “Домовой”, “Автопилот” и др.)

·Аргументы и факты (еженедельник и специализированные приложения)

·Издательский дом С-инфо (Спид-инфо, Вырастайка, Смак, Живой звук и др.)

Специфика экономического аспекта системы СМИ на сегодняшний день определяется общей политико-экономической обстановкой, которая влияет на изменения рынка информации. К уменьшению тиражей могут привести:

·Общее снижение покупательной способности населения;

·Изменение цен на производственные ресурсы (бумага, техника и т.д.);

·Спад производства (уменьшение числа рекламодателей) и другие объективные обстоятельства, находящиеся вне сферы непосредственного влияния редакционного коллектива.

Менеджмент - экономическое управление редакционным коллективом. Маркетинг - изучение потребительского спроса и потребностей аудитории с целью оптимизации издательского процесса. Благосостояние СМИ зависит главным образом от:

·Формы собственности, в которой оно находится (государственное - ИТАР ТАСС, РИА “Вести”, частное - НТВ, акционерное предприятие - подавляющее большинство СМИ);

·Тиража (чем выше тираж, тем ниже себестоимость каждого номера, то есть выше прибыль);

·Себестоимости издания (стоимость печати на разных полиграфических базах в условиях рынка разная);

·Количества рекламодателей (некоторые рекламные издания распространяются бесплатно, так как затраты на них покрывают рекламодатели);

·Аудитории (стоимость журналов “престижного потребления” бывает завышенной, так как они адресованы состоятельной аудитории);

·Изменений на рынке труда.

 

Рынок – это пространство, в котором происходит обмен между производителями товара – его продавцами и его потребителями – покупателями.

Информационный рынок – сложное, многоаспектное, многостороннее пространство. В соответствии с процессом производства журналистской информации и последующей ее продажи он делится на две части. Первая из них – ресурсный рынок.Он охватывает все, что необходимо для производства журналистской информации в редакциях печатных периодических изданий, на телевидении, радио и в информационных агентствах.

Вторая часть информационного рынка – это пространство, где продукция СМИ превращается в товар и где идут процессы обмена, т.е. его продажи и покупки. Это – собственно информационный рынок.К этой среде относятся другие периодические издания – печатные и электронные, уже находящиеся на информационном рынке.

Инф.рынок состоит из неск.аспектов:

Рынок рабочей силы (труда).От его состояния зависит человеческая, творческая база СМИ.

Технический рынок.На нем представлена техника, используемая в редакциях печатных периодических изданий, студиях аудиовизуальных СМИ и информационных агентствах.

Рынок материалов.Для каждого СМИ сообразно с его спецификой требуются особые материалы, без которых производство продукции невозможно. Это один из самых объемных рынков ресурсов, используемых в процессе производства журналистской информации.

Рынок информации и идей.Для него характерно состояние постоянного дефицита информации. Спрос здесь всегда превышает предложение. Редакции различных СМИ испытывают непрерывную потребность в различной информации – событийной, новостной и в комментирующей, аналитической. Новые идеи, связанные с различными сторонами подготовки и выпуска газеты, журнала, телепередачи, распространения и реализации тиража издания, привлечения рекламы и т.п., также стали ценным товаром.

Рынок периодических изданий.Его в первую очередь имеют в виду, говоря об информационном рынке. Именно здесь в постоянной конкурентной борьбе с другими изданиями решаются вопросы, связанные с существованием газеты, телерадиопрограммы или информационного вестника.

Рынок периодических изданий имеет сложную многослойную структуру, сформировавшуюся в нескольких срезах. Первый из них определяется спецификой различных СМИ.В соответствии с этим рынок разделяется на несколько секторов. Один из них – рынок периодической печати (прессы).Вторым сектором является радиорынок. Быстрее всех развивался телевизионный рынок. Этот сектор рынка продолжает свое развитие, в нем создают новые компании и программы.

В начале 90-х годов в России начал формироваться и рынок информационных агентств. В 90-х годах появился еще один – пятый по счету и самый перспективный – сектор рынка периодических изданий. Возник рынок электронной информации, на котором представлены электронные версии ряда газет и журналов, а также самостоятельные сетевые издания.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.