Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Совершенствование навыков устной речи. Монолог. Диалог





Задание № 1. Определите контактоустанавливающие средства в приведенном отрывке из выступления Д.С. Лихачева (вопросительные конструкции, местоимения, частицы, вводные слова, слова и конструкции, характерные для разговорного синтаксиса).

Как вы все хорошо помните, он полушутя-полусерьезно не любил «проблемщиков». Он и подсмеивался над проблемщиками, да и не читал их работ.

Был ли он прав?

Прав он не был, но правда в его отношении к проблемщикам была — своя, «малышевская» правда. Может быть, такую же правду имеют и те, кто занимается проблемами», не занимаясь рукописями? Нет, я не хочу сказать, что в равной мере правы и те, и другие.

Позвольте принести один образ. Наука — это многоэтажное здание. Как и всякое здание, она имеет фундамент — материал, который наука изучает, потом есть первый этаж — непосредственное изучение этого материала, а над ним возвышаются этажи «проблем» и «теорий», обобщений и гипотез. Иногда эти этажи поднимаются так высоко, что почву, землю с их высоты почти не видно и материал приходится разглядывать в бинокль или телескоп. В эру космонавтики мы знаем, что такое «телескопическое зрение» тоже дает важнейшие результаты. Но вот что важно. Никакое здание не может быть построено без первого этажа. Здание может быть одноэтажным, без второго этажа, но здание не может начинаться со второго этажа. Первый этаж всегда должен быть. Поэтому люди рукописей и люди голых теорий не равноценны («Немного о Владимире Ивановиче Малышеве». Вступительное слово к «Чтениям памяти В.И. Малышева»).

 

Задание № 2. Исправьте стилистические погрешности (избавьтесь от излишне большого количества отглагольных существительных, разбейте длинные предложения на несколько простых и т.п.). Внесите изменения в лексический и синтаксический облик текста, имея в виду его предназначенность для устного выступления (введите в текст односоставные, неполные предложения, обращения, вопросительные конструкции и т.п.).



A. Правильное понимание требований уже само по себе должно подвести слушателей к выбору наиболее правильной линии поведения, вызвать более осознанное отношение к исполнению служебного долга.

Б. Дымок почти одновременно заметили многие. И офицеры, в ожидании служебного совещания перекуривавшие возле штаба.

B. Ответственная задача поддержания общественного порядка в городе была возложена на личный состав воинских частей оперативного подчинения, специальных моторизованных воинских частей Северо-Западного округа внутренних войск МВД России, курсантов Высшего военного командного училища внутренних войск, а также Санкт-Петербургскую и областную милицию.

Г. После того как упакованные в джинсу и кожу призывники вместе со своими родственниками и подругами разместились на трибунах спортивного клуба армии, что на Петровской набережной, ведущий возвестил о начале действия, которое, по замыслу организаторов, должно было стать ярким, запоминающимся зрелищем.

Д. Каким образом можно решить проблему Кавказа, если не рассуждать глобально, а так, в общих чертах.

Е. Посмотрите, к примеру, заставу в Н. Обустроенная застава, позволяющая и вести бой, и дает возможность отдохнуть, подготовиться к службе.

Ж. И когда солдаты видят генерала, с ним здороваешься и он с улыбкой тоже протягивает руку, разве это не настрой людей.

3. Раскрутили целый клубок неуставщины, порождавший, как грибы после дождя, разного рода «чепе» и дисциплинарные проступки.

И. Наша задача сегодня, принимая во внимание явно неблагополучное положение с дисциплиной среди воинов-контрактников, — тщательная и настойчивая воспитательная работа с ними.

 

Задание № 3. Найдите логические уловки, содержащиеся в приводимых ниже рассуждениях.

а. Одна и та же вещь не может иметь какое-то свойствен не иметь его. Частная собственность предполагает самостоятельность, заинтересованность и ответственность. Заинтересованность — это, очевидно, не ответственность, а ответственность — не самостоятельность. Получается, вопреки сказанному вначале, что такая собственность предполагает и самостоятельность, и несамостоятельность, ответственность и безответственность.

б. Компания, получившая когда-то ссуду от банка, теперь ничего ему не должна, так как она стала иной; в ее правлении не осталось никого из тех, кто просил ссуду.

в. Все служащие японских корпораций маленького роста. Значит, все японские корпорации — маленькие.

г. Спорят мать и дочь. Мать: «Что ты так сухо обошлась с ним? Он, бедный, чувствовал себя у нас так неловко». — Дочь: «А как же прикажешь мне с ним обращаться? Поместить в угол вместо образов и молиться?»

д. Г-н Маслюков утверждает, что в условиях нынешнего кризиса в России, который сопровождается скачкообразным ростом инфляции и значительной девальвацией национальной валюты, «ограниченная эмиссия» будет полезной для оздоровления экономики нашей страны. Говорить так — значит высказывать ложное с точки зрения современной экономической теории суждение, что и сделано г-ном Маслюковым. Высказывать ложное суждение означает ни что иное, как говорить ложь. Тот, кто говорит ложь — лжец! Всякий лжец достоин как минимум презрения. Следовательно, г-н Маслюков достоин презрения.

Задание № 4. Оцените убедительность следующих рассуждений.

A. Без личного труда человек не может идти вперед; не может оставаться на одном месте, но должен идти назад. Тело, сердце и ум человека требуют труда, и это требование так настоятельно, что если, почему бы то ни было, у человека не окажется своего личного труда в жизни, тогда он теряет настоящую дорогу и перед ним открываются две другие, обе одинаково гибельные: дорога неутомимого недовольства жизнью, мрачной апатии и бездонной скуки или до рога добровольного, незаметного самоуничтожения, по которой человек быстро спускается до детских прихотей или скотских наслаждений. На той и на другой дороге смерть овладевает человеком заживо потому, что труд — личный, свободный труд — и есть жизнь (К.Д. Маинсхий).

Б. Группе ученых задали вопрос: «Может ли ЭВМ обладать сознанием?- Они ответили так: «ЭВМ нельзя рассматривать как мозг, поэтому она не может обладать и свойством, присущим наиболее развитой форме материи, — сознанием».

B. М. Горький не имел высшего образования. В. Пикуль тоже. Значит ли это, что лучшие писатели те, кто не обременял себя наукой?

Г. Сода и хлор — токсичны, хотя и в разной степени. Следовательно, хлорид соды токсичен (напомним, что хлорид соды есть не что иное как обыкновенна соль).

Д. Она должна быть скромной: она до такой степени некрасива.

Е. Ромео должен был быть влюблен, ведь ему исполнилось семнадцать лет.

Ж. Около 640 г. халиф Омар повелел сжечь знаменитую Александрийскую библиотеку, обосновав свое решение таким образом: «Если книги из этой библиотеки согласуются с Кораном, то они излишни; если же их содержание расходится с тем, что написано в Коране, то они вредны. Но они должны быть или согласны с Кораном, или расходится с ним. Следовательно, они или излишни, или вредны.

 

Задание № 5.Прочитайте следующий текст. Оцените содержащееся в нем сообщение с moчки зрения его соответствия требованиям к речевой коммуникации в деловой среде.

Секретарь — заместителю директора: Иван Петрович уехал в 10 часов, не дождался Вас. Огорчился, что Вы задержались, и он не смог поговорить с Вами. Просил передать, что если он не вернется к обеду (это будет зависеть от того, сколько времени он будет в Главке, согласовывая вопрос о поставке нам ого оборудования, кстати, возможно, импортного), то совещание в 15 часов начать без него и, главное, не забыть объявить, что руководители среднего звена должны пройти тестирование у психолога в комнате 20 главного корпуса в удобное для нихвремя, но обязательно до 10 июня.

Проиграйте эту ситуацию: несколько человек выходят из комнаты, затем первый входит, выслушивает сообщение, после чего передает его в том объеме, в каком запомнил, следующему вошедшему, тот, в свою очередь, третьему и т.д. Насколько сильным оказалось искажение информации в процессе ее передачи? Какая информация дошла в конечном счете до последнего участника?

Задание № 6. Вспомните какой-либо разговор между Вами и Вашим руководителем (научным руководителем, заведующим отделом, начальником цеха, директором фирмы и т.п.), в котором можно обнаружить мотивирующий эффект. Какими приемами он достигался: использованием критики, оценкой Вашей работы, формой постановки задания, формой ответа на Ваши вопросы, чем-то еще? Опишите эти приемы.

 

Задание № 7. Ниже приведен отрывок из повести Л. Славина «Подставное лицо» — разговор между оперативным сотрудником железнодорожной милиции Денисовым и дежурной по камере хранения. Можно ли оценить этот диалог как деловую беседу? Каковы существенные характеристики деловой беседы?

—Вчера была выемка вещей из ячеек? — спросил Денисов.

—А как же!

—Ячеек освободили много?

—Полно...

—А из восемьсот девяносто шестой изымали вещи?

—Сейчас,— дежурная достала из висевшего над головой шкафчика растрепан­ную книгу. — Точно, изымали...

—Что там лежало, в ячейке?

—Портфель и целлофановый пакет.

Женщина собралась захлопнуть книгу, но Денисов спросил:

—Посмотрите, шифр записан? На какой тогда была закрыта ячейка?

Палец дежурной скользил по строчкам.

—Когда изымаем, шифр обязательно указываем, — она поправила очки. — Пожалуйста... Шифр «Б-042».

 

Задание № 8. Встаньте в круг и по очереди задавайте друг другу открытые вопросы. Тот, кому был задан вопрос, ответив на него, формулирует вопрос к следующему. Так до тех пор, пока в роли отвечающего и спрашивающего не окажется каждый член группы. Упражнение завершается обсуждением преимуществ и недостатков открытых вопросов. В каких ситуациях более эффективны открытые вопросы и в каких закрытые? Каковы побочные неблагоприятные эффекты вопросов того и иного типа?

 

Задание № 9. Какие из известных вам типов вопросов будут наиболее эффективными в следующих ситуациях:

A. Опрос общественного мнения о политических лидерах, вызывающих наибольшее доверие.

B. Проведение беседы при приеме на работу с крайне застенчивым претендентом.

C. Стремление научного руководителя помочь аспиранту (студенту) в составлении индивидуального плана исследовательской (учебной) работы.

D. Желание руководителя понять действительные причины конфликта между его подчиненными.

 

Задание № 10. Сравните приведенные ниже высказывания, содержащие критическую оценку деятельности сотрудника. Оцените их с точки зрения соблюдения правил проведения проблемной беседы. Рассмотрите эти высказывания с точки зрения их мотивирующего воздействия на работу сотрудника.

Высказывание 1: «Я вижу, Сергей, что твоя работа над новой математической игрой для детей движется по графику. Это редко случается в нашей фирме, а программы отлично сделаны и с педагогической точки зрения. Мне это подтвердили учителя, которые уже использовали эти программы. Правда, наши конкуренты тоже оживились в последнее время. Может быть, есть смысл внести некоторые изменения в нашу компьютерную графику? Я хотел бы, чтобы ты в нижайшее время обсудил с коллегами возможные перемены. Я не сомневаюсь, го у тебя возникнут конструктивные предложения».

Высказывание 2: «Ну, что же, Сергей, графика в программе, над которой ты работаешь, не идет ни в какое сравнение с тем, что делают наши конкуренты. Может, тебе это задание не по силам? Или тебе наплевать на успех нашей фирмы?»

Задание № 11. Как вы поведете себя в перечисленных ниже ситуациях? Выберите ответ из приведенных или предложите свой, объяснив его.

A. Подняв телефонную трубку (звонят вам), вы скажете:

а. «Говорите».

б. «Да».

в. «Слушаю вас».

г. Назовете свою фирму и затем «Добрый день».

д. Назовете свою фирму, отдел, фамилию.

Б. До какого по счету звонка телефона принято поднимать трубку?

B. Вас просят передать информацию отсутствующему коллеге. Вы:

а. увидев, расскажете ему;

б. напишете записку и положите на его стол;

в. попросите того, кто его наверняка увидит, передать содержание разговора;

г. попросите перезвонить.

Г. Какой ответ на первичный вопрос (типа «Это фирма «Старт»?) предпочтительнее:

а. «Могу ли я вам помочь?»

б. «Чем я могу вам помочь?»

Д. Позвонивший высказывает претензию, в которой вы не виноваты. Ваш ответ:

а. «Это не моя ошибка»;

б. «Я этим не занимаюсь, вам лучше обратиться к...»;

в. «Давайте разберемся»;

г. «Нет, вы не правы»;

д. «Я сейчас приглашу коллегу, который занимается этим вопросом»;

е. «Оставьте, пожалуйста, ваш телефон».

Е. Позвонивший, не представившись, cpaзу пускается в объяснение всех вопросов. Вы должны:

а. вникнуть в его вопрос и дать ответ;

б. постараться выяснить, кто звонит, кого он представляет, и дать ответ.

Задание № 12. Постарайтесь ответить на вопросы, используя материал лекции «Диалог»:

A. Какова ваша цель, если клиент звонит, чтобы сделать заказ?

B. Какова ваша цель, если клиент звонит, чтобы лишь произвести предварительную «разведку», получить информацию?

Задание № 13.Какие записи и где стоит сделать до начала телефонного разговора и после его окончания?

При ответе вам может помочь заранее приготовленный бланк подготовки телефонного звонка:

Сначала подготовься, потом звони!

Цели:

Чего я хочу достичь разговором?

Каковы мои общие и промежуточные цели?

Кому я хочу позвонить? (Фамилия/функция, номер телефона)

Когда а хочу позвонить? (Утром, в обед, вечером...)

Какие вопросы я хочу задать?

Документация:

Какие документы мне потребуются?

Какие документы ему потребуются?

 

Для ускоренной подготовки одного или нескольких разговоров вы можете пользовать «План дня», помечая в нем вопросы, подлежащие выяснению по телефону.

 

Телефонные контакты Дата
Разговор Партнер Тема, повод № телефона Приоритетность Контроль за исполнением

 

Задание № 14. Проведите игру «Вам звонят», определив роли говорящих, их личностные и профессиональные характеристики, тему разговора и соответствующие средства общения (этикетные формулы, функционально-смысловые единицы и т.д.). Выберите жюри, которое сможет дать оценку эффективности разговора и каждому исполнителю.

 

Задание № 15. Какие советы по ведению деловых переговоров вы использовали бы в первую очередь в собственной практике и почему? Главное правило ведения переговоров — разграничение между существом проблемы и отношениями сторон.

Жесткий подход (позиционный торг) предполагает излишне твердую позицию участников переговоров.

Критерии значимости переговоров — рыночная цена, подсчет затрат, известные аналоги, профессиональные нормы, эффективность и т.п.

Мягкий подход предполагает обсуждение предмета переговоров без споров и конфликтов, по-джентльменски.

Принципиальные переговоры (по существу) предполагают объектив­ную оценку каждой позиции и вынесение согласного решения.

 

Задание № 16. Используйте речевые формулы делового разговора, чтобы решить следующие задачи:

1.Показать заинтересованность в словах собеседника.

2.Попросить дополнительных разъяснений.

3.Сделать вывод, предложить вариант резюме.

4.Дать оценку ситуации.

5.Отказать партнеру в поддержке.

6.Перенести решение вопроса на более поздний срок.

7.Выразить несогласие с позицией партнера.

8.Одобрить позицию собеседника.

9.Признаться в своей некомпетентности.

10.Вежливо отклонить спорное предложение.

 

Задание № 17. Внимательно прочитайте приведенные далее положения и остановитесь на тех, с которыми вы не согласны. Аргументируйте свое отношение.

A. Старайтесь быть кратким, но не экономьте на необходимых фактах и аргументах.

B. Постоянно направляйте беседу по нужному руслу, не давайте собеседнику «увести» вас от темы.

C. Склоняя собеседника к своей точке зрения, говорите как можно больше, не давая возразить себе.

D. Не давайте собеседнику делать вам замечания, которые, по мнению многих бизнесменов, затрудняют беседу.

Задание № 18. Обсудите следующие ситуации:

A. В деловом контакте предпочтительно использовать:

а) утверждения,

б) вопросы.

Б. В ваш адрес сделано нетактичное, задевшее вас высказывание. Что лучше:

а) дать моментальный и эффективный отпор;

б) сделать паузу перед ответом.

B. Переговоры все время прерываются по вине вашего собеседника: звонит телефон — он долго разговаривает, заходят без предупреждения его коллеги — он уделяет им максимум внимания. Какова ваша реакция?

а) вы добиваетесь договоренности, не обращая внимания на помехи;

б) вы показываете поведением свое недовольство;

в) вы говорите партнеру, что не можете сосредоточиться.

 

Задание № 19. Игра-тренинг «Журналист».

Цель — сформировать умение собирать наиболее полную, объективную информацию о партнере по переговорам.

Процедура. Руководитель предлагает всем участникам разделиться на партии.

Зачитывается инструкция. Вы — тележурналист. Сегодня вечером вы должны представить в программу «Вечер знакомств» объективную информацию о человеке, сидящем перед вами. Времени у вас мало. Возьмите у него интервью, а потом представьте группе. На интервью — 3 минуты, на представление — 2 минуты.

Затем вы меняетесь ролями. Каждая пара по очереди знакомит группу со своим партнером.

Анализ ситуации.

А. Все ли согласны с таким представлением?

Б. Б. Кто хочет о себе что-либо добавить?

В. Какие выводы вы можете сделать о результатах интервью?

В процессе анализа можно подвести членов группы к формулировке основных алгоритмов изучения партнера при подготовке и ведении переговоров:

А. Что представляет собой партнер?

Б. Как он выглядит?

В. Какие у него вкусы?

Г. Что для него наиболее важно в жизни?

Д. Какие у него интересы?

Е. Какие у него особенности? И т.д.

Вопросы:

1. Что такое монологическая речь?

2. Как различается монологическая речь по цели высказывания? Дайте характеристику каждому виду монологической речи.

3. Какова структура монолога? Дайте характеристику каждой части монолога.

4. Перечислите причины, вызывающие скованность оратора.

5. Неполадки в процессе речи.

6. Что такое диалог?

7. Два класса диалогов. Характеристика.

.3. Условия диалогового общения. Характеристика.

4. Два уровня общения.

5. Основные разновидности диалогов.

6. Характеристика деловой беседы.

7. Переговоры. Обобщенная схема.

8. Охарактеризуйте подходы ведения переговоров.

9. Недостатки в проведении переговоров.

10.Метод ведения переговоров Р. Фишера и У. Юри.

 

 

Практическое занятие № 4









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.