Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Понятие и признаки правового государства





Для правового государства характерно господство права, в своей деятельности государство подчинено праву, оно в своей деятельности как бы связано правомидействуетвегорамках. Основныечертыправового государства:

1. Господство права во всех сферах общественной жизни. Право является основным регулятором общественных отношений. Все основные сферы общественной жизни должны быть урегулированы правом, в правовом государстве должны существовать различные пределы правового регулирования.

2.Верховенство закона. Среди различных источников права господствующее положение должно принадлежать закону. Закон – акт, обладающий юридической силой. Ни один подзаконный акт не должен противоречить закону (хотя на практике это не всегда соблюдается),

3.Связанность правом, законом государственных органов, должностных лиц, организаций и граждан, т.е. всех субъектов. Все они должны действовать в рамках права, в рамках закона. Всякая незаконная, внеправовая деятельность должна пресекаться.

4.Разделение властей. Принято считать, что принцип разделения властей это гарантия от антидемократического режима.

5.Взаимная ответственность государства и личности. Правовое государство предусматривает наличие такой ответственности (в том числе и юридической), но эта ответственность должна быть двусторонней; государство (действительно демократическое государство) должно отвечать перед народом, перед личностью. Правовое государство не может действовать так, как ему заблагорассудится, оно должно советоваться с народом, действовать в его интересах.

6.Подлинная свобода личности, гарантированность ее прав и интересов.

Вправовом государстве должна царить действительная свобода личности, но в то же время свободу нельзя рассматривать как нечто абсолютное. Государство должно максимально обеспечивать свободу личности. В правовом государстве свобода человека, его права рассматриваются как естественные, данные ему от рождения или от Бога. Но в некоторых случаях государство может посягнуть на эти права, например, ввести смертную казнь и т.п.



7.Наличие эффективных средств, обеспечивающих действие права. Создание специальных органов. Ведущую роль в этом играют суды.

8.Наличие гражданского общества.

Господство права и верховенство закона в своем конкретном содер-

жании реализуют в правовом государстве принцип «вся власть закону», который является основным императивомгосударственно-организованногообщества. Господство права – и все подчиняются правовым предписаниям, принятым в установленном порядке, не допуская произвола, злоупотребления правом. Верховенство закона – и все признают, что основополагающим в таком обществе являются закон, принятый законодательным органом и все другие подзаконные акты должны соответствовать закону. А высшую юридическую силу имеет Конституция – и все это тоже признают и соблюдают. Все другие законы должны соответствовать Конституции.

Другие признаки правого государства также характеризуют это государственное образование как обеспечивающее, обслуживающее гражданское общество. Только в этом смысле можно говорить о государстве как форме гражданское общества, которое только в этой связке и в этом смысле является содержание правого государства.

Следующий признак – разделение властей. Об этом признаке в разных ракурсах речь шла выше. Основное теоретический вопрос, который возникает при рассмотрении разделении властей как признаки правого государства – это вопрос о том, чем отличается разделение властей в правовом государстве, от разделений властей в других государственных организованных образований. И тут, в первую очередь, следует указать на независимую судебную власть, которая сориентирована, прежде всего, на защиту прав и свобод индивидов, на правосудие. Следовательно, и эта характеристика правого государства хорошо корреспондирует с принципом организации и функционирования гражданского общества.

Вместе с тем, безусловно, не должно быть и употребления во зло свободы слова, свободы массовой информации. Злоупотребления в этой области деформируют саму деятельность правого государства.

Следует учитывать, что рынок, товарно-денежныеотношения имеют, в том числе и информационную природу. Информация о спросе – предложении, о качестве товаров, реклама словом, маркетинг становится возможным только на достоверной информационной основе. Поэтому существовать и развиваться гражданское общество может только при осуществлении правовым государством функции всестороннего информационного обслуживания. Подчеркнем, что это многогранное обслуживание государством гражданского общества предполагает и создание правовых условий для деятельности и независимых средств массовой информации, без вмешательства государства распространяющих информацию среди неопределенного круга адресатов.

XXI век ставит новые задачи в информационном пространстве человечества, учитывая трансграничные возможности информационных процессов. Усилилось и воздействие этих процессов на людей не только вследствие описания работы политиков (встречи, поездки, совещания и т.п.), но и путем описания жизни общества, самых разных людей. Большое значение приобрело описание многих малых воздействий, событий приводящих к крупным потрясениям, переменам, которые происходят в обществе.

Итакой признак правого государства как взаимодействие гражданина

игосударства также «работает» на гражданское общество. Взаимные права

иобязанности гражданина и государства обеспечивают соблюдение частных и общих интересов.

Сегодня на смену идет иное мировосприятие действительности, как многовариантности, иногда случайности, иногда и вероятности бытия. Эти отчасти философские соображения в контексте современной концепции государст-

ва и права по-новомуобосновывают характер взаимодействия гражданина и государства. Но главное – именно в таком мире гражданин действительно свободен, может реализовывать свои способности, достигать своих целей, удовлетворять свои интересы, а гражданское общество – процветать.

Правовое государство и гражданское общество складывается коэво-

люционно, синергетически. Поэтому возникает вопрос «построили» ли уже

вРоссии правовое государство, оправдана ли конституционная характеристика российского государство как правового.

Характеристика оправдана, но только в том смысле, что такое государство находится на этапе становления, точно также как на этом же этапе находится гражданское общество (свобода личности, либеральнодемократический режим, рыночная экономика, частная и иные формы собственности).

Правовое государство является и фактором становления граждан-

ского общества, точно также как гражданское общество воздействует на формирование правого государства. Концепция правого государства также направлена на защиту свободы личности. Верховенство права, верховенства закона, разделение властей, взаимные права и обязанности государства и личности – эти и другие признаки государства характеризуют его как правовое, и создает наиболее эффективные условия для реализации свободы личности. Правовое государство как идеал возникло еще в древности, в рассказах Платона об Атлантиде, затем в средневековье – в утопии Т.. Мора, в поэме Низами«Искандер-Наме»,в поисках государства пресвитера Иоанна,

внаше время – в мечтаниях Н. Рериха о Шамбале. По существу, эти все мечты и поиски – романтические стремления наладить отношения личности и государства таким образом, чтобы личность имела все возможности для своего процветания.

Дальнейшим продвижением государственности в цивилизованные формы становится его социальная деятельность: защита малоимущих граждан, пенсионеров, инвалидов и других, нуждающихся в гуманитарной поддержке. Государство в идеале должно стать и правовым и социальным.

Но социальное государство предполагает определенное неравенство граждан в социально-экономическойсфере – установление льгот, привилегий для малоимущих семей, инвалидов, пенсионеров, студентов, других нуждающихся категорий граждан, что влечет введение дополнительных тягот и обременений для других граждан, налогоплательщиков в первую очередь. Это также надо учитывать.

На формирование и будущее правового и социального государства влия-

ют не только внутренние факторы. Определяющее влияние оказывает и общая эволюция государственности у многих народов. Направление этой эволюции – формирование мировых надгосударственных органов и организаций, «просветление» государственных границ, в некоторых регионах превращение их в «прозрачные», развитие транснациональных экономических компаний (эволюция гегелевских «корпораций» – атрибута гражданского общества), трансграничное информационное пространство, новые формы общения, коммуникаций, космические и экологические проблемы человечества.

С другой стороны, появление новых кризисных проблем: сепаратистские движения во многих государствах, необходимость именно государственной борьбы с терроризмом, наркомафией, государственные столкновения из-занефтяных, газовых и иных сырьевых месторождений в целом, борьба за энергосистемы. Это и многое другое ведет к усилению значения государственных образований в жизни народов.

Таким образом, на эволюцию государственности оказывает влияние две тенденции. Одна ведет к преобразованиям, укрупнениям государственных образований, появлению многих межгосударственных союзов, усиления роли международных организаций. В этой связи в литературе обсуждаются вопросы создания и деятельности «мирового правительства», трансграничного действия и исполнения международных законодательных актов, согласования с ними национального законодательства.

Вторая тенденция ведет к идеологии повышения социальной ценности государства, укрепления национальных основ государственности.

Безусловно, эти два социальных института в обозримом временном и пространственном диапазоне будут существовать, и оказывать свое решающее воздействие на само бытие человечества. Хотя при определенных условиях они «отомрут», деградируют, однако пока они будут модифицироваться, адаптироваться к вызову кризисного XXI века, но их развитие опирается на прочные основы самых глубоких потребностей человечества.

Правовое и социальное государство и выступает как одно из конкретных зримых, реальныхвоплощенийэтихобщихиоптимистических прогнозов.

Идеал правого и социального государства получает закрепление и в целом, и в конкретных сферах жизнедеятельности общества. Государство правовое и социальное – последнее достижение научной юридической мысли конца XX века, это тот идеал, программасоциально-экономической,политической, юридической деятельности, направленной на обеспечение свободы личности.

Именно человек в концепции государства правового и социального становится целью государственно-правовойжизни общества.

Теория разделения властей

Разделение властей – это одна из основных черт современного правового государства. Предполагается, что для правильного функционирования государства в нем должны существовать независимые друг от друга власти: законодательная, исполнительная, судебная. В настоящее время по принципу разделения властей построены конституции многих государств. Институт разделения властей, как и институт самого права, стал зарождаться с древнейших времен.

Первой научной работой, в которой говорилось о разделение властей можно считать работу Дж. Локка (1632–1704).Однако, выражая симпатии монархии, Дж. Локк считает, что она все же должна быть ограничена народным представительством и четко определена законом, обязательным для всех, в том числе и для монарха. Главная угроза свободы, считает Дж. Локк, состоит в неразделенности власти, в ее сосредоточение в руках абсолютного монарха, который сам устанавливает законы и принуждает к их исполнению. Он пишет также о том, что власть по принятию законов и власть по их исполнению должны быть разделены. На первое место Дж. Локк выдвигает законодательную власть. Именно она и образует «первую ветвь власти».

Развил до современного понимания теорию разделения властей французский мыслитель Ш.-Л.Монтескье(1689–1755).Он отмечал, что в каждом государстве есть три рода власти: власть законодательная, власть исполнительная, ведающая вопросами международного права, и власть исполнительная, ведающая вопросами права гражданского (судебная). Первая

– создает и исправляет законы, вторая – объявляет войну и заключает мир, посылает и принимает послов, обеспечивает безопасность, предотвращает нашествия, третья власть – судебная – карает преступления и разрешает столкновения частных лиц. Словом, под разделением властей один из основоположников понимал не установление жестких барьеров, а наличие у различных ветвей власти возможностей сдерживать действия друг друга, чтобы не допустить концентрации всех полномочий у одной из них.

Возможность сдерживать действия одной ветви власти может иметь место в случае, если любая из них обладает частью полномочий другой. Именно такой трактовки принципа разделения придерживались отцы американской Конституции. Так, Дж. Мэдисон сформулировал, что там, где все полномочия одного ведомства власти осуществляются тем же органом, который располагает всеми полномочиями другого ведомства власти, там подрываются основные принципы свободного политического устройства. Мэдисон развил идею Монтескье о сдерживании властей друг другом, дополнив ее системой «сдержек и противовесов». Эта система до сих пор действует в политической жизни США.

В течение веков концепция разделения властей подвергалась некоторым корректировкам, изменялась и дополнялась, исходя из политикоправовой реальности и обстановки в конкретных государствах. В целом концепция разделения властей оказалась удивительно стабильной.

В настоящее время появляются некоторые перспективы развития (или толкования) этой концепции на основе принципа субсидиарности, которые были провозглашены в Маахстрихтском договоре (1992 г.) и в Протоколе о применении принципов субсидиарности и пропорциональности 1997 г. к Амстердамскому договору в качестве критерия для разграничения полномочий между европейским Союзом и государствами-членами(по вертикали), но корни этого принципа также уходят в средневековье. Однако пока принцип субсидиарности не фигурирует ни в одной из конституций стран мира.

Теория разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную признана во всех более или менее демократических странах. Согласно современной теории права разделение властей осуществляется на трех уровнях: институциональном, функциональном и персональном. На деле принцип разделения властей строго соблюдается только в условиях классической президентской республики (США). В парламентарных государствах и в смешанной республике разделение властей как общий принцип признается, но здесь парламентская ответственность правительства уравновешена (хотя и

вразной степени) полномочиями президента (или иного главы государства) на поле деятельности законодательной власти (регламентарные акты).

Поскольку классических президентских республик со строгим разделением властей не так много, то идеальное разделение властей – явление редкое. В других же формах правления этот принцип имеет, скорее, ориентирующее значение. Поэтому не вполне адекватным представляется объяснение типа: «идеальное разделение властей – это жесткий тип, а декларируемое разделение властей с реальными нарушениями на функциональном, персональном и даже институциональном уровнях – это мягкий тип». Из этого следует, что необходимо более четко сформулировать понятие (и цели) разделения властей либо отказаться от него в пользу более широкого понятия, которое описывало бы существо всех явлений, а не его разные типы.









Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2021 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.