Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Авторитарный политический режим и его характеристика





1.Носителем власти выступает 1 человек или группа лиц,действия которых неподконтрольным другим органам гос.органов.Масса населения отчуждается от власти.2.Ограничение выборности гос. органов, наделение широкими полномочиями исполнительно-распорядительных органов. Отказ от разделения властей.3.Опора на силу.4.Ограничение легальной политической оппозиции.Конкуренция в политической сфере отсутствует.5.Незащищённость прав меншинств.6.СМИ– неотъемлимый элемент власти.Существует открытая или скрытая цензура.

При авторитаризме контроль над обществом не заходит слишком далеко. Если гражданин не вступает в конфликт, то власть его не замечает, гражданам разрешается всё, кроме политики, т.е. в урезанном виде, но сохраняется гражд. общество.Лидер – первый среди равных.Допускается ограниченный плюрализм, проявление оппозиции, диссидентство.Авторитарная идеология чаще всего опирается на идею нац. интереса, в кот. власть выступает как патерналистическая данность.Авторитаризм более либерален, чем тоталитаризм.Репрессии если применяютя, то не носят массового характера.Авторитарный режим встречаетс в условиях,когда надо преодоление кризиса, модернизаций, восстановления страны. (Польша, Франция).После преодоления этих чрезвычайных условий авторитаризм обычно трансформируется в демократию.

2 вида:олигархический: формально допускается многопартийсность, гражданское общество, выборность разделение властей, но фактически власть принадлежит только правящей партии или элите и исполнительной власти. Конституционно-авторитарный: авторитарность закреплена в конституции, многопартийсночть запрещена законом, парламент формируется только на корпоративной основе, при назначении, а не выборах основной части его состава, господствует исполнительная власть. Ключевые посты сконцентрированы у главы государства (СССР).




20. Демократия: генезис и основные атрибуты.
Демократия имеет длительную историю, и ее можно рассматривать как результат развития западной цивилизации, особенно греческого и римского наследия, с одной стороны, и иудео-христианской традиции - с другой. Термин "демократия" происходит от греческого слова demokratia, состоявшего в свою очередь из двух слов: demos - народ и kratos - власть, правление.
Термин "демократия" используется в нескольких значениях:
1. Форма правления, при которой политические решения принимают непосредственно все без исключения граждане, действующие в соответствии с правилами правления большинства, называется прямой демократией или демократией участия.
2. Форма правления, при которой граждане осуществляют свое право принять решение не лично, а через своих представителей, избранных ими и ответственные перед ними, называется представительной или плюралистической демократией.
3. Форма правления, при которой власть большинства реализуется в рамках конституционных ограничений, имеющих своей целью гарантировать меньшинству условия для осуществления определенных индивидуальных или коллективных прав, таких, например, как свобода слова, вероисповедания и т. д., называется либеральной или конституционной демократией.
4. Форма правления, при которой любая политическая или социальная система, независимо от того, является ли она действительно демократической или нет, ставит своей целью свести к минимуму социальные и экономические различия, в особенности, вызванные неравным распределением частной собственности, называется социальной демократией, крайним выражением которой является социалистическая демократия.
Прямая демократия представляет собой одну из самых очевидных форм организации политического общества. Ее можно обнаружить в примитивных обществах периода родового строя. В западной политической традиции возникновение идеи демократии ассоциируется с городами-государствами Древней Греции.
Платон и Аристотель в своих изысканиях по созданию систематической теории политики характеризовали демократию как одну из пяти или шести главных типов правления.
Основополагающее значение для формирования и утверждения демократии имела возникшая в Новое время идея о прирожденных, неотчуждаемых правах каждого человека на жизнь, свободу и частную собственность. Неразрывная взаимосвязь этой триады выражается в убеждении, что частная собственность - основа индивидуальной свободы, которая в свою очередь рассматривается в качестве необходимого условия самореализации отдельного индивида, выполнения главного предназначения его жизни. Несомненно, необходимым условием демократии в любых ее формах является политическая свобода. Но она не может быть соответствующим образом реализована там, где нет реального выбора в социальной и экономической сферах, где велико социальное неравенство. Свобода как идеал в условиях демократии всегда соотносится с принципом справедливости. Там, где социальное неравенство способствует подрыву принципа справедливости, необходима та или иная система перераспределения материальных благ. Как показывает мировой опыт, рыночная система и свободная конкуренция обеспечивают наилучшие условия и возможности для роста производительности и стимулирования индивидуальной инициативы. Но при этом неудачливые и непривилегированные также должны пользоваться материальными благами, они не должны оставаться на обочине общественной жизни. С этой точки зрения противоречие между требованиями социальной справедливости и императивами экономической эффективности остается как бы неразрешимой дилеммой современного индустриального общества. Но, тем не менее, по мере развития капитализма в конце XIX - XX века принципы индивидуализма свободного рынка значительно модифицировались, роль государства в жизни общества возросла. Основополагающее значение, начиная с Великого экономического кризиса 30-х годов, получила система кейнсианства, построенная на постулате об идеологической, политической и социально-экономической недостаточности индивидуализма, свободной конкуренции, свободного рынка и т. д. и необходимости усиления роли государства в важнейших сферах жизни общества.
За государством была признана функция регулятора экономических и социальных процессов. В противовес концепции государства - "ночного сторожа" была выдвинута концепция государства благосостояния. Она основывается на идее необходимости и возможности преодоления социальных конфликтов путем создания с помощью государственного вмешательства сносных условий жизни для всех слоев общества посредством реализации программ социальной помощи низкодоходным и неимущим категориям населения, принятия мер, направленных на решение проблем безработицы, здравоохранения и т. д. Сторонники идеи государства благосостояния исходят из того, что рынок сам по себе не способен обеспечить такое распределение материальных благ, которое гарантировало бы малообеспеченным слоям населения необходимый минимум благ и услуг.

21.Концепции демократии

Концепция либеральной Д. ( Т. Гоббс, Дж. Локк и Ш.-Л. Монтескь). Л Д предполагает: признание народа субъектом власти; приоритет свободы личности перед общ-ом и гос-ом; свободу частной собств-сти и предприн-ва; невмешательство гос-ва в личную жизнь граждан; парламентаризм и разделение властей; эффективный контроль со стороны представительных органов над правительством.

Концепция коллективистской Д. ( Ж.-Ж. Руссо, К. Маркса, В. И. Ленина). Эта концепция противопоставляет либ-ому индив-зму коллективистские формы жизнед-сти и понимания прав и свобод; приоритет гос-ва и общ-ва над личностью; всеобщую полит. мобилизацию и участие всех граждан в полит. процессе, даже если они этого не желают; декларативный характер прав и свобод; ограничение индивид-ой жизнедея-сти.
Концепция плюралистической Д. Эта концепция унаследовала от либеральной такие основополагающие ценности, как разделение властей, соблюдение прав человека, свободу личности. Вместе с тем П Д в значительной степени корректирует некоторые принципы либ-ой и коллект-кой концепций. Например, в плюралистической концепции уже не личность и не народ, а группа является центральным элементом полит. процесса; общая полит. воля является результатом конфликтного взаимодействия различных групп и нахождением компромисса; либеральный «эгоизм» частично огранич-ся групп-ми и общест-ми интер-ми; гос-во берет на себя часть функций по защите интересов личности и соц-х меньшинств; власть рассредоточивается по разл-м институтам и тем самым создается система сдержек и противовесов, пре­дотвращающая ее монополизацию.

Плюралистической Д отдают предпочтение большинство наиболее развитых стран мира.

Концепция элитарной Д. Власть в стране осуще-ют конкурирующие ме/у собой элиты, а участие народа в управлении гос-ом ограничивается правом отдать предпочтение той или иной претендующей на власть или находящейся у власти элите.
Нечто подобное происходит сейчас в России. На волне популистских обещаний те или иные полит-ие группировки приходят к власти, а затем, забыв про свои обещания и наказы избирателей, решают свои личные проблемы.

Современные модели Д.

В основе становления партиципаторной демократии(ПД) лежит общ-во, базир-ся на инд-ой свободе, равном праве на саморазвитие и активной причастности граждан к упр-ию.Сущ-ие такого общ-ва и осознание гражд-ми необход-сти участвовать в полит. жизни защищают эту сист. от возможной концентрации власти и являются фактором саморазвития гражд-на.

Механизмы ПД выраж-ся в след. – гражд-ая инициатива, референдум,отзыв.Т.О.,создается сист. наивысшей ответств-сти лидеров перед рядовыми членами общ-ва,механизм прямого упр-ия граждан соц. и полит.инст-ми.

Данная модель практически не реализуема и не реализована ни в одном из совр-ых демокр. гос-в. В совр. полит. сист. граждане практически отстранены от процесса принятия гос.решений, хотя многие механизмыПД конституционно закреплены и могут быть реализ-ны.

ЭлитарнаяД.(ЭД).(Й. Шумпетер, К. Полани, Ф. Хайек, Дж. Бернхейм). Д. представляет собой не народовластие, а возможность народа самому избирать себе правителей. Сторонники этой модели в своих рассуж-ях исходили из того,что основная масса граждан некомпетентны, не обладают достаточными познаниями и плохо информированы, поэтому именно элиты, как образ-ое правящее меньшинство, берут на себя ответст-сть за упр-ие гос-ом. Народный выбор, заставляет элиту ощущать ответст-сть за жизнед-сть гос-а и адекватно реагировать на общ-ые запросы.

Основой ЭД является персонификация полит. ожиданий и усиление полит. роли лидеров, которые, олицетворяя элиту, принимают участие в избир-ой конк-ции. Граждане подключ-ся к полит-им процессам только в период выборов, признавая за элитой право на принятие гос-ых реш. сам-но. Т. О.элитарная модель Д. снимает с граждан ответ-сть за принятие пол. решений и возлагает ее на лидеров имеющих достаточную компетенцию и хорошо информ-ых.

Плюралистическоя концепция Д. В ее основе, лежит перераспределение полит. участия м/у груп-ми, призванными макс-но охватить весь спектр приоритетных общ-ых интерес. Т.О, предполагается избежать диктата большинства над меньшинством и отразить волю как можно большего кол-ва членов общ-ва. Фактически, ни одна из групп интересов не отображает интересы всего общ-ва, сл-но, не может узурпировать власть. В то же время, интересы отдельных гр-н практически никогда не сводятся к одному, поэтому невозможен раскол общ-ва на враждебные группы. Модель ПД сводит к мин-му вероятность тирании и полному контролю власти со стороны правящей элиты, поощряет активность граждан и их участие в группах влияния.

Недостатки:1.реализация данной модели отводит для граж-на, не принадлежащего к какой-либо из групп влияния, роль пассивного наблюд-ля, что ведет к утрате общ-го контроля над сист.2.группы могут стать настолько мощными,что весь полит. процесс превратится в поиск компромисса м/у заинтерес-ми группами, а требования всех граждан останутся неучтенными3.небольшое кол-во граждан формально отожд-ют себя с какой-либо из групп. Т,О, в резул-те групп. деят-сти интересы больш-ва гр-н остаются неучтенными.

22.Демократия как политический режим. Закономерности перехода от тоталитаризма к демократии.

Демократический режим основан на суверенности народа как источника власти, допуске его к участию в решении гос-ых дел и создание для этого условий.

Демократия-не только власть больш-ва, но и признание прав меньш-ва.

Признаки демократического режима:

1) Проведение гласных свободных выборов, кот предполагают 3 условия:

a. Свобода выдвижения кандидатур

b. Свобода избирательного права

c. Свобода голосования

2) Постоянное и реальное функционирование выбранной народом власти

3) Разделение властей в системе государственной власти. Создаётся механизм задержек и противовесов

4) Наличие многопартийной системы. Беспрепятственная деятельность партий. Главная арена политического соперничества – выборы

5) Существование легальной оппозиции. В условиях ДР оппозиция является неотъемлемым органом и постоянным элементом политического процесса. Право на оппозицию обеспечивает реальный плюрализм на свободу мнений. Посредством оппозиции мнения сохраняют возможность отстаивать свою точку зрения.

6) Гласность в работе властей всех уровней. Беспрепятственный доступ СМИ и общества к информации. Действительный контроль со стороны общества за осуществлением власти.

7) Провозглашение и юридические гарантии прав и свобод граждан, которые являются высшей ценностью демократии. ДР представляет широкий круг политических, социально-экономических и личных прав и свобод.

8) Верховенство закона во всех сферах жизни общества. Формирование правового государства.

В реальной жизни демократия является не правлением народа, а правлением от имени народа. При этом она может реализовываться в 2х видах: представительная и непредставительная демократия. 1-ая связана с деятельностью выборных органов, в которых работают депутаты. 2-ой вид предусматривает референдумы. Рассматриваемая модель ДР – идеальна. Недостатки ДР:

1) возможность превращения демократии в диктатуру большинства.

2) демократия пробуждает социальную активность масс, которая может носить как конструктивный, так и деструктивный характер.

3) Выборность может приходить в противоречие с требован. проф. их деятельности.

Демократич процессы как правило нач-ся с обширного полит кризиса.В ситуации кризиса формир-ся желание больш-ва к полит переменам, выкристаллизовывается воля больш-ва к изменениям в направлении в демократии.Одновременно формир-ся нов-ая полит элита, приобрет-ая весомую поддержку общ-ва. Теряют своё значение и роль старые полит и идеологические ценности, и развёртывается поиск иных опорных ценностей- гражданских и политических.

След закономерность- это способность больш-ва общ-ва, его элит к соц-полит изменениям в направлении демократии, их стремление к компромиссам, кот необходимы для демократич преобразований.

Переход общ-ва общ-ва к демократии не совместим с революц насилием.Жизнеспособная демократия формир-ся только эволюц-ым путём. Данная закономерность исходит из преобразований через соглашение элит. При этом успех возможен только в случае, если народная масса неслишком идеологизированны и радикализированны. Весь переходный процесс должен проходить в рамках полит институтов и под контролем элит. В противном случае спонтанное выступления масс приведут к разрушениям и анархии

 

23.Государство как институт полит системы: происхождение, признаки и функции.

Государство-основной институт полит системы, для которого харак-ны структура, функции, тип и форма правления. Это старейший полит институт(гос-ву около 7 тыс. лет), при этом трактовки этого института, его природа неоднозначны. Самая ранняя концепция:

1)теократическая: источник власти сверхестественнен, а во главе гос-ва стоит проводник сверхестественной воли. Власть сокральна(священна).Это не означает, что у власти должен стоять священник, хотя сущ-ют теократические формы правления, когда в одной особе соединён и глава церкви и глава гос-ва.

2)Патриархальная концепция, когда глава гос-ва рассмат-ся как патриарх(отец), кот несёт ответственность за народ- семью, а члены этой семьи признают волю этого отца.

Эти обе концепции близки, поскольку в обеих гос-во воспринимается как данность и не связана с созательным выбором людей.

Новые подходы появились только в эпоху Нов. Времени, а с ними и сам термин гос-во.

Впервые термин stato-единоличная власть+полит сообщество, подчинённое её, употреблён Макиавелли.Затем понятие закрепляется в Испании,где гос-во звучит как estato, во Франции-etak,в Германии-shtat.Принципиальное различие от предыдущ понятий: раздел-е гос-ва и гражд общ-ва.Из итого понимания возникли:

-договорная теория гос-ва. В ней гос-во выспуп особой корпарацией, направленной на обеспеч-е общей волей всех членов общ-ва;

-Историческая(возникла в Герм в 1-0й пол.19 в, авторы- юристы Гюго и Савеньи). Гос-во – не результат общественного договора, а историч эволюции кажд народа, воплощает его традиции, обычаи, дух этого народа. Эта школа переносила на развитие гос-ва законы биологич развития;

-социологическая школа(рубеж 19-20вв). Эту школу не интересовало происхождение, а состояние и функции соврем гос-ва, его сущность: в отраж-ии всех типов, видов социального взаимодействияч.

- нормативистская школа. Доля этой школы госво-это система норм. Главная задача: следить за точным исполн-ем этих норм и законов, в том числе применяя принуждение.

-марксистская «гос-во – есть аппарат классового угнетения»

-теория завоевания.Авторы:Евгений Дюринг и Л.Бунклович.

Гос-во-есть результат насильственного захвата власти(внеш-го или внутреннего)

При всём различии в оценках приподы и происхождения, соврем политология едина в определении признаков этого института:

1)Территория-это простран-ая, материальная основа гос-ва. Это определённая часть суши, территориальные воды, недры и воздушные пространства.

2)Население-это сообщество, проживающее на территории гос-ва и подчинённое её власти.В западно-европейской традиции закрепилась формула: «нация-гос-во»Основой сдесь выступает титульная нация.Гос-ва многонациональны и титульная нация выполняет роль консалидатора, поэтому население образует не этническую, а соц-эк-ую и полит общность, связанную с гос-ом особыми правовыми отношениями-подданство или гражданство

3)Важнейш признак гос-ва суверенность Разделяют суверенитет гос-ва:

*распространение власти на всю террит-ию в рамках гос границ.

*Распространение власти на всё население

*Прираготива гос-ва на осущ-ие юридических полномочий, обязательных для всех.

*Монополия на принуждение и насилие

*Налоги и эмиссия

*Неделимость и неприкосновенность гос территории

*Невмешательство во внутренние дела

Суверенитет народа рассмат-ся как основополагающий принцип демократической государственности

Суверенитет нации-это обеспечение её полновластия в этническом смысле:

-свобода выбора форм гос-ва

-право на самоопределение, вплоть до отделения от многонациональности и образование самостоят гос-ва

Коллизии и противоречия разреш-ся междунар правом, референдумами, плебисцитами.

Функции гос-ва раздел-ся:

*Внутренние:1)обеспечение полит стабильности, выработка программно-стратегических целей и задач.2)правовая:установление и обеспечение правопорядка3)организаторская политика-упорядочение властной Дея-ти, контроль и координация субъектов полит системы 4)Эк-ая политика-организация, координация и регулирование эк-их процессов через налоговую, кредитную, эмиссионную политику, эк-ое планирование и стимулирование(в том числе применение санкций) 5)соц политика-поддержка солидарности 6)экологическая политика-это обеспечение здоровой среды обитания и режима природопользования 7)культурная политика-условие для удовлет культурных запросов граждан, формирование духовности, гражданственности, гарантирование открытого информац-го пространства 8)образовательная политика-демократизация образования, его непрерывность, качественность, равные возможности получения.

*Внешние:1.обеспечение нац безопасности:нужный уровень обороноспособности, защита территор-ой целостности, суверенитета 2.поддержание мирного порядка, участие в системе междунар отношений, предотвращ войн, сокращ вооружений, участие в разрешении локальных конфликтов и глобальных проблем.3.взаимовыгодное сотрудничество во всех сферах.

 

Типы и формы гос устройства

Формы государственного устройства.

Форма гос-ного устройства отражает территориальную структуру гос-ва, соотношение между гос-вом в целом и его основными территориальными единицами. По форме устройства все гос-ва подразделяются на простые (унитарные) и сложные (федеративные и конфедеративные)

1.Простое – унитарное государство, не имеет обособленных гос образований, пользующихся определенной самостоятельностью.

2.Сложное – империя, федерация, конфедерация. Федерация – объединение на добровольной основе, единая конституция, валюта, вооруженные силы.

Унитарное государство - это единое цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственной независимости не обладают. Унитарное государство характеризуется следующими признаками : унитарное устройство предполагает единые, общие для всей страны высшие исполнительные, представительные и судебные органы, которые осуществляют верховное руководство соответствующими органами; на территории унитарного государства действует одна конституция, единая система законодательства, одно гражданство; составные части унитарного государства (области, департаменты, округа, провинции, графства) государственным суверенитетом не обладают; унитарное государство, на территории которого проживают небольшие по численности национальности, широко допускает национальную и законодательную автономию; все внешние межгосударственные сношения осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на международной арене; имеет единые вооруженные силы, руководство которыми осуществляется центральными органами государственной власти. Различия в степени и формах контроля центральной власти над местными органами управления позволяют говорить о централизованных и децентрализованных унитарных государствах, но эти различия касаются относительно узкой сферы управления. К унитарным государствам относятся такие государства, как Франция, Турция, Япония, Финляндия.

Федерация - представляет собой добровольное объединение ранее самостоятельных государственных образований водно союзное государство. Федеративное государственное устройство неоднородно. В различных странах оно имеет свои уникальные особенности, которые определяются историческими условиями образования конкретной федерации и прежде всего национальным составом населения страны, своеобразием быта и культуры народов, входящих в союзное государство. Вместе с тем можно выделить наиболее общие черты, которые характерны для большинства федеративных государств. 1. Территория федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов : штатов, кантов, земель, республик и т.д. 2. В союзном государстве верховная исполнительная, законодательная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам. 3. Субъекты федерации имеют право принятия собственной конституции, имеют свои высшие исполнительные, законодательные и судебные органы 4. В большинстве федерации существует союзное гражданство и гражданство федеральных единиц. 5. При федеральном государственном устройстве в парламенте имеется палата, представляющая интересы членов федерации. 6. Основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляют союзные федеральные органы. Они официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях (США, Бразилия, Индия, ФРГ и др.). Федерации строятся по территориальному и национальному признаку, который в значительной мере определяет характер, содержание, структуру государственного устройства. Территориальная федерация характеризуется значительным ограничением государственного суверенитета субъектов федерации. Национальные федерации характеризуются более сложным государственным устройством. Основное различие между территориальной и национальной федерацией состоит в различной степени суверенности их субъектов. Центральная власть в территориальных федерациях обладает верховенством по отношению к высшим государственным органам членов федерации. Национальное государство ограничивается суверенитетом национальных государственных образований.

Конфедерация - это временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов. При конфедеративном устройстве государства - члены конфеде-рации - сохраняют свои суверенные права, как во внутренних, так и во внешних делах. В отличии от федеративного устройства конфедерация характе-ризуется следующими чертами : конфедерация не имеет своих общих законодательных, исполнительных и судебных органов, в отличии от федерации; конфедеративное устройство не имеет единой армии, единой системы налогов, единого государственного бюджета; сохраняет гражданство тех государств, которые находятся во временном союзе; государства могут договориться о единой денежной системе, о единых таможенных правилах, о межгосударственной кредитной политике на время существования союза. Как правило конфедеративные государства не долговечны, либо они распадаются, либо превращаются в федерацию : Германский союз (1815-1867), Швейцарский союз (1815-1848) и США, когда в 1781 году была законодательно утверждена конфедерация









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.