Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ, ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК





Подростковый возраст (juvenile , англ.) − возраст между детством и юностью. Это один из наиболее сложных периодов развития организма, годы перехода к взрослому состоянию как в социально-психологическом, так и в биологическом плане. Подростковый возраст − это время полового созревания человека, поэтому есть еще один термин, характеризующий этот возраст − пубертатный период (puberty , англ. − половая зрелость). Отличительными трудностями подросткового возраста являются эмоциональная неустойчивость, неуравновешенность, снижение работоспособности и быстрая утомляемость. Это − самый критический возраст. Вместе с тем, при благоприятных социальных факторах, правильно организованном воспитательном процессе, эти трудности могут быть преодолены.

В подростковом возрасте заканчивается созревание связей между различными отделами головного мозга, при этом наиболее поздно формируются связи лобных отделов с другими областями коры и подкорковыми структурами. Завершение формирования этих связей обеспечивает работу мозга как единого целого.

Под контролем ЦНС и желез внутренней секреции протекает процесс полового созревания подростка. Половое созревание − это морфофункциональная перестройка организма в ходе индивидуального развития и приобретение организмом способности к продолжению рода. Ведущую роль в процессе полового созревания играет гипоталамо-гипофизарная система. Гипоталамус − это комплекс структур, в эволюционном плане наиболее древний центр регуляции функции внутренних органов и эндокринных желез. К этому центру непосредственно примыкает гипофиз − главная железа внутренней секреции. Гипоталамус управляет деятельностью гипофиза, который в свою очередь контролирует большинство желез внутренней секреции, гормоны которых являются мощными регуляторами роста и развития организма, приводят к формированию вторичных половых признаков, т.е. тех внешних свойств, которые характерны для взрослого человека и отражают его половую принадлежность.



В процессе полового созревания выделяют определенные стадии, каждая из которых имеет свою специфику функционирования желез внутренней секре­ции и организма в целом. Стадии определяются по совокупности вторичных (внешних) и первичных (развитие половых желез, строение половых органов) признаков.

Как у мальчиков, так и у девочек выделяют 3 стадии полового созревания.

1-я стадия − предпубертатный период, предшествующий половому созреванию, характеризуется отсутствием вторичных половых признаков.

2-я стадия пубертатный период, в нем можно выделить 3 этапа:

Ø этап активации гипофиза (увеличивается секреция соматотропина, фолликулостимулирующего гормона, в результате этого у девочек начинают развиваться молочные железы, начинается оволосение лобка, у мальчиков уве­личиваются яички и начинается оволосение лобка).

Ø этап активации половых желез − гонадотропный гормон гипофиза стимулирует половые железы, которые начинают вырабатывать тестостерон, эстрогены и другие, продолжается развитие половых органов.

Ø этап активного стеройдогенеза. Под влиянием гонадотропных гормонов наибольшей активности достигают половые железы. Продолжается развитие вторичных половых признаков. В конце этого периода у девочек начинаются нерегулярные менструации. Формируется характерный тип телосложения.

3-я стадия − постпубертатный период или завершение пубертатного периода. Устанавливается характерный для взрослого уровень активности и взаимодействия. Вторичные половые признаки выражены полностью. У девочек устанавливается регулярный менструальный цикл. Возраст окончания пубертатного периода: у девочек -15-16 лет; у мальчиков − на 1,5 - 2 года позже.

Начало пубертатного периода можно заметить по изменению темпов роста и пропорций тела − удлиняется рост конечностей в длину. Отставание темпов роста туловища имеет глубокие физиологические последствия, сказываясь на динамике развития всех органов. Так, замедляется рост сердца и, соответственно, его функциональные возможности. Тормозится прирост легочных объемов и функциональные возможности дыхательной системы.

В подростковом возрасте заканчивается окостенение костей запястья, фаланг пальцев. У девочек это происходит на 1-2 года раньше, чем у мальчиков. Исчезают эпифизарные хрящи. Увеличивается масса мышц, наиболее интенсивно растут мышцы конечностей, при этом темпы роста мышц- разгибателей опережают развитие мышц-сгибателей. Физические возможности подростков к концу 2-й стадии повышаются, наибольшую эффективность приобретает комплексный подход к развитию двигательных качеств подростка (созревание быстрых мышечных волокон и центров в спинном мозгу, управляющих их сокращением, позволяет совершенствовать силу, ловкость, координацию движений). Исчезает угловатость движений, формируется их пластический рисунок. Наибольшее увеличение тонуса скелетных мышц отмечается у подростков 12–15 лет, особенно мальчиков, у которых он достигает юношеских значений. При переходе от преддошкольного к дошкольному возрасту происходит постепенное прекращение участия скелетных мышц в теплопроизводстве в покое. В состоянии покоя мышцы все более расслабляются.

В отличие от произвольного напряжения скелетных мышц процесс их произвольного расслабления достигается труднее. Данная способность с возрастом увеличивается, поэтому скованность движений уменьшается у мальчиков до 12–13 лет, у девочек – до 14–15 лет. Затем происходит обратный процесс: скованность движений снова увеличивается с 14–15 лет, при этом у юношей 16–18 лет она значительно больше, чем у девушек. Эластичность детских мышц больше примерно в два раза по сравнению с мышцами взрослых. При сокращении они больше укорачиваются, а при растяжении больше удлиняются.

Рост мышц в длину происходит в месте перехода мышечных волокон в сухожилие. Этот процесс продолжается до 23–25 лет. С 13 до 15 лет сократимый отдел мышцы растет особенно быстро. К 14–15 годам дифференцировка мышц достигает высокого уровня. Рост волокон в толщину продолжается до 30–35 лет. Поперечник мышечных волокон утолщается: к 1 году−в два раза; к 5 годам – в пять раз; к 17 годам – в восемь раз; к 20 годам – в 17 раз.

Приблизительно к 12–14 годам происходит стабилизация отношения «мышца – сухожилие», которое характерно для взрослого. В поясе верхних конечностей до 15 лет развитие мышечного брюшка и сухожилий происходит одинаково интенсивно, после 15 и до 23–25 лет сухожилие растет более интенсивно.

Для детей 8-11 лет, как и для взрослых, характерно превышение хронаксии сгибателей над хронаксией разгибателей. Наиболее сильно различие в хронаксии мышц-антагонистов выражено на руках, чем на ногах. Хронаксия дистальных мышц превышает таковую у проксимальных мышц. Например, хронаксия мышц плеча приблизительно в два раза короче, чем хронаксия мышц предплечья. У менее тонизированных мышц хронаксия длиннее, чем у более тонизированных. Например, у двуглавой мышцы бедра и передней большеберцовой мышцы хронаксия длиннее, чем у их антагонистов – четырехглавой мышцы бедра и икроножной мышцы. (Гальперин С.И., 1974; Ноздрачев А. Д., 1991; Малая медицинская энциклопедия, 1996; Антонова О.А., 2006).

Сердечно-сосудистая система.К 11-14 годам размеры сердца и его масса увеличиваются в 10 раз, артерии и вены увеличивают свой просвет. В этом возрасте могут быть различные нарушения ритма сердца, вегетососудистая дистония. У юных спортсменов нарушения ритма сердца, признаки гипертрофии желудочков встречаются чаще, чем у других школьников того же возраста. В связи с этим существенное зна­чение приобретает учет объема и интенсивности тренировочных нагрузок, поиск очагов инфекции, оказывающих токсическое воздействие на сердце. Пр­обладающее влияние симпатической нервной системы является причиной более высокой частоты сердечных сокращений. По мере развития организма усиливается влияние блуждающего нерва, что выражается в урежении ритма сокращения сердца.

Пубертатный период − это период максимального напряжения в жизне­деятельности всего организма, связанный с резким ускорением роста и значительными изменениями гормонального профиля. При этом возникает определенное несоответствие между развитием отдельных органов и систем, что приводит к функциональным отклонениям временного характера.

Юношеский возраст у девочек начинается в 16 лет, у мальчиков в 17 лет. На этом этапе завершается морфофункциональное созревание организма, происходят существенные изменения его личности, психологическое и социальное взросление. В этом возрасте продолжаются некоторые преобразования организма (длина тела, ширина плеч, таза). Продолжаются гормональные перестройки, совершенствуются связи между отдельными звеньями эндокринной системы, между корковыми центрами головного мозга, между корой и подкоркой.

Задачей физического воспитания на этом этапе становится сочетание развития силовых и скоростно-силовых качеств с нагрузками на выносливость.

Вопросы для самоконтроля:

1. Дайте характеристику процессам роста и развития.

2. Что такое «скачок роста»?

3. Перечислите факторы роста и развития.

4. В чем разница между критическими и сенситивными периодами?

5. Охарактеризуйте критические периоды развития.

6. Охарактеризуйте основные закономерности роста и развития.

 

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.