Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Правовые основы налоговых отношений





 

Налоги и налоговые отношения: понятие и роль в современном обществе

Налоги — один из древнейших экономических инструментов. Они появились вместе с возникновением государства и использовались им как основной источник средств для содержания органов госу­дарственной власти и материального обеспечения выполнения ими своих функций, поэтому история налогообложения неразрыв­но связана с зарождением и развитием государственности. Отдель­ные налоговые нормы можно найти уже в Законах Ману, Законни­ке Хаммурапи, Законах XII таблиц, Салической Правде и других древнейших источниках права. Для пополнения казны современ­ные государства используют и другие виды поступлений и плате­жей. Однако на первое место среди них по своему значению и объ­ему выступают налоги.

Налоговые отношения могут существовать исключительно в правовой форме. В сфере налогообложения законодатель не оформляет уже сложившиеся фактически общественные отноше­ния, но всякий раз моделирует их заново.

Налоговые правоотношения в РФ изучает налоговое право. Предмет налогового права, в свою очередь, неоднороден. Соглас­но ст. 2 НК РФ[100] он включает в себя властные отношения по уста­новлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. Этот перечень исчер­пывающий и расширительному толкованию не подлежит.

Налоговые отношения представляют собой отношения по по­воду собственности. Конечной целью налогово-правового регули­рования является формирование централизованных денежных фондов государства и местного самоуправления путем отчуждения принадлежащих частным лицам денежных средств для реализации публичных задач и функций. При этом часть собственности нало­гоплательщиков в денежной форме переходит в собственность го­сударства. Таким образом, предмет налогового права составляют имущественные и тесно связанные с ними организационные отно­шения, направленные в конечном счете на формирование центра­лизованных денежных фондов государства и муниципальных об­разований. Отличительной чертой налоговых отношений является атрибутивное присутствие в них властного участника, наделенного компетенцией.



Метод налогового права — обусловленная спецификой пред­мета налогового права совокупность способов, приемов, средств правового воздействия на налоговые отношения. Налоговые от­ношения предполагают субординацию сторон, одной из кото­рых — налоговому органу, действующему от имени государства, принадлежит властное полномочие, другой - налогоплательщи­ку -обязанность повиновения, поэтому метод налогового права императивный и состоит во властном подчинении одной стороны другой.

Источники налогового права — официально признаваемые госу­дарством юридические формы, содержащие налогово-правовые нормы. Посредством источников права государственная воля объ­ективируется вовне, приобретает материальное выражение, т.е. до­кументально фиксируется.

Источники налогового права образуют многоуровневую, ие­рархическую систему, включающую в себя НПА, международные договоры, судебные прецеденты. Конституция РФ содержит важ­ные нормы, регулирующие основы налоговой системы России. Конституция РФ создает правовые предпосылки для дальнейшего налогово-правового регулирования, определяемого именно кон­ституционными и правовыми основами государства. Налоговое законодательство не отнесено Конституцией РФ к исключитель­ному ведению РФ, поэтому включает в себя три уровня правового регулирования: федеральный, региональный и местный. Каждый уровень имеет собственную структуру, закрепленную нормативно. Так, законодательство РФ о налогах и сборах состоит из Налогово­го кодекса РФ и принятых в соответствии с ним федеральных зако­нов о налогах и сборах. Законодательство субъектов РФ о налогах и сборах состоит из законов о налогах и сборах субъектов РФ, при­нятых в соответствии с НК РФ. Нормативные правовые акты му­ниципальных образований о местных налогах и сборах включают в себя решения и иные акты представительных органов местного са­моуправления, принимаемые в соответствии с НК РФ.

Являясь кодифицированным актом прямого действия, НК РФ занимает особое место среди источников налогового права. Его главная задача — структурирование налогового права как отрасли, формирование правовых основ налоговой системы России. Коди­фикация налогового законодательства, начатая в 1997 г., продол­жается до сих пор. НК РФ призван заменить множество налоговых законов, действовавших ранее. В процессе кодификации разроз­ненное, несистематизированное и во многом противоречивое на­логовое законодательство подвергается коренной переработке как по форме, так и по содержанию. Кодификация способствует структурированию налогового права как целостного нормативного комплекса с дальнейшей перспективой его обособления в само­стоятельную отрасль права.

Категория «налог» в российском законодательстве проделала сложную эволюцию от «широкого» понимания к «дифференциро­ванному». До принятия НК РФ все обязательные платежи в бюд­жет и внебюджетные фонды объединялись законодателем поняти­ем «налоговая система». В специальной литературе налог опреде­лялся как «всякий общеобязательный платеж, взимаемый с физических и юридических лиц». С принятием Налогового и Бюд­жетного кодексов налоги и сборы как правовые категории были нормативно отграничены от неналоговых платежей.

В настоящее время в НК РФ дано следующее определение на­логов: налоги как финансово-правовая категория — это обязатель­ные и по юридической форме индивидуально безвозмездные пла­тежи организаций и физических лиц, установленные в пределах своей компетенции представительными органами государствен­ной власти или местного самоуправления для зачисления в бюд­жетную систему (или в указанных законодательством случаях - внебюджетные государственные и муниципальные целевые фон­ды) с определением их размеров и сроков уплаты.

Налогообложение не предполагает никаких форм кредитова­ния государства и всегда характеризуется безвозвратностью. Лишь в случае установления ряда налоговых льгот, переплаты налога или неправомерного взыскания недоимки налоговое законодательство предусматривает возврат из бюджета соответствующих денежных средств. Налоговые изъятия не являются также наказанием (мерой ответственности) за неправомерное поведение и тем самым отгра­ничиваются от штрафных санкций.

Уплата налога не влечет за собой встречной обязанности госу­дарства оказать налогоплательщику публичные услуги или совер­шить в его интересах конкретные действия, поэтому прямой выго­ды (заинтересованности) платить налоги для налогоплательщика нет. Уплатив налог, он не приобретает дополнительных субъектив­ных прав, не может требовать от государства встречного удовле­творения. Разумеется, косвенная польза от уплаты налога для част­ного лица всегда существует. Деятельность государства носит пуб­личный характер и направлена на реализацию некоего «общего блага» — общих, стратегических интересов населения в целом. На­логовые поступления в бюджет перераспределяются государством между отдельными территориями, отраслями и сферами управле­ния, категориями физических и юридических лиц, тем самым возвращаясь в общество. В связи с этим налоги имеют социально зна­чимый, т.е. возмездный (в широком смысле), характер для общест­ва в целом. Будучи членом социума, налогоплательщик получает некоторую часть благ и выгод от выполнения государством пуб­личных функций политического, социально-экономического, правоохранительного, гуманитарного характера. Однако речь в этом случае идет о совершении государством общественно полез­ных действий в интересах всего социума, а не о соразмерном воз­награждении отдельного налогоплательщика. Таким образом, пользование общественными благами, их качество и размер никак не зависят от уплаты налогов конкретным лицом.

Налог устанавливается государством в одностороннем поряд­ке, причем всегда в форме закона. Таким образом, возникновение и исполнение налоговой обязанности не основано на соглашении государства с налогоплательщиком и тем более не зависит от инди­видуального усмотрения последнего.

Основная роль налогов фискальная (от лат.fiscus - казна), соот­ветственно чему они используются как источник доходов государ­ственной казны, предназначенных для удовлетворения интересов общества и государства. Но в налогах заложены большие возмож­ности по регулированию социально-экономических процессов в стране со стороны государства.

Налоговое законодательство РФ базируется на следующих основополагающих принципах (ст. 3 НК РФ):

- каждое лицо должно уплачивать законно установленные на­логи и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность нало­гоплательщика к уплате налога;

- налоги и сборы не могут иметь дискриминационный харак­тер и различно применяться исходя из социальных, расовых, на­циональных, религиозных и иных подобных критериев;

- не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы соб­ственности, гражданства физических лиц или место происхождения капитала;

- налога и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, пре­пятствующие реализации гражданами своих конституционных прав;

- не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство РФ и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории РФ товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещен­ной законом экономической деятельности физических лиц и орга­низаций.

 

Налоговая система Российской Федерации

Многообразие налоговых платежей создает объективные предпо­сылки для их классификации, т.е. обособления в отдельные груп­пы со сходными признаками. Налоги можно классифицировать по разным основаниям.

I. По субъектам (плательщикам) можно выделить налоги с организаций и налоги с физических лиц. В ту и другую группу входят налоги разного территориального уровня. К первой группе относятся налоги на добавленную стоимость, на прибыль, акцизы и др., ко второй — подоходный налог, налог на имущество физических лиц и ряд других.

П. В зависимости от характера использования налоги могут быть общего значения и целевыми.

Налоги общего значения, а они по большей части та­ковыми и являются, зачисляются в бюджет соответствующего уровня как общий денежный фонд соответствующей территории и используются при исполнении бюджета без привязки к конкрет­ным мероприятиям.

Целевые налоги зачисляются во внебюджетные целевые фонды или выделяются в бюджете отдельной строкой для целевого использования (как, в частности, земельный налог).

III. В зависимости от реального плательщика налоги могут быть прямыми и косвенными.

Прямые налоги в отличие от косвенных непосредственно обращены к налогоплательщику — его доходам, имуществу, дру­гим объектам налогообложения. Юридический и фактический плательщик в этом случае совпадают в одном лице. Исторически прямые налоги — наиболее ранняя форма налогообложения (на­пример, подушный, поземельный, подомовый налоги). В настоя­щее время в РФ к прямым налогам относятся налог на доходы фи­зических лиц, земельный налог, налоги с имущества и др., состав­ляющие большую часть всех налогов действующей системы. При такой форме взимания ясно видно, кто сколько платит в казну.

Косвенное налогообложение отличается от прямого своей замаскированностъю. Налог в этом случае устанавливается в виде надбавки к цене реализуемых товаров и в результате не связан непосредственно с доходом или имуществом фактического пла­тельщика. Закон возлагает юридическую обязанность внесения суммы налога в казну на организацию, производящую или реализующую товары, оказывающую услуги, за счет выручки. Фактиче­ски же бремя уплаты налога возложено на потребителя, который приобретает эти товары, услуги по ценам, повышенным на сумму косвенного налога. Такими косвенными налогами являются акци­зы, налог на добавленную стоимость.

IV. Помимо рассмотренной классификации согласно Налоговому кодексу РФ налоги подразделяются на три вида в зависимо­сти от их территориального уровня.

К федеральным налогам и сборам относятся (ст. 13 НК РФ):

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы;

3) налог на доходы физических лиц;

4) единый социальный налог;

5) налог на прибыль организаций;

6) налог на добычу полезных ископаемых;

7) водный налог;

8) сборы за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов;

9) государственная пошлина.

Федеральные налоги имеют следующие особенности:

- устанавливаются законодательными актами РФ;

- взимаются на всей территории РФ;

- круг плательщиков, объекты налогообложения, ставки нало­гов, порядок их зачисления в бюджет или во внебюджетный фонд определяются законами РФ. Это не исключает их зачисления не только в федеральный бюджет, но и в бюджеты другого уровня.

К региональным налогам и сборам относятся (ст. 14 НК РФ):

1) налог на имущество организаций;

2) налог на игорный бизнес;

3) транспортный налог.

Региональными признаются налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и законами субъектов РФ, вводимые в действие в соответ­ствии с НК РФ законами субъектов РФ и обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ. При установлении регионального налога законодательными (представительны­ми) органами субъектов РФ определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетно­сти по данному региональному налогу. Иные элементы налогооб­ложения устанавливаются НК РФ[101]. При установлении региональ­ного налога законодательными (представительными) органами субъектов РФ могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

К местным налогам и сборам относятся (ст. 15 НК РФ):

- земельный налог;

- налог на имущество физических лиц.

Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые НПА представительных органов местного самоуправления, вводимые в действие в соответствии с законодательством РФ, а также НПА представительных органов местного самоуправления и обязатель­ные к уплате на территориях соответствующих муниципальных об­разований. Не могут устанавливаться федеральные, региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ.

С установлением налогов связан и вопрос о предоставлении льгот. При этом органы государственной власти субъектов Феде­рации и местного самоуправления могут предоставлять дополни­тельные льготы по налогообложению, помимо установленных в соответствии с законодательством РФ, только в пределах сумм на­логов, зачисляемых в соответствующие бюджеты.

При установлении налогов должны быть определены все эле­менты налогообложения, которые представляют собой набор пара­метров, необходимых и достаточных для исчисления и уплаты на­лога. Для признания налога законно установленным недостаточно лишь формально указать его в законе, необходимо исчерпывающе определить в законе все элементы налогообложения. Нечеткое оп­ределение того или иного элемента налогообложения порождает неоднозначное толкование налогово-правовых норм, судебные споры, лишает добросовестного налогоплательщика возможности надлежаще выполнить налоговую обязанность. К элементам нало­гообложения относятся следующие:

1. Круг плательщиков (налогоплательщиков), их основ­ные признаки. К ним относятся организации (юридические лица, филиалы и иные обособленные подразделения юридических лиц) и физические лица, на которые в соответствии с законода­тельными актами возложена обязанность уплачивать налог.

2. Объект налогообложения - реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное об­стоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физи­ческую характеристику, с наличием которого законодательство налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика
обязанности по уплате налога.

3. В целях уточнения объекта налогообложения определяется налоговая база, которая представляет собой стоимостную, физическую или иные характеристики объекта налогообло­жения.

Налоговый период — календарный год или иной пе­риод применительно к отдельным налогам, по окончании которо­го определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, под­лежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов.

Налоговая ставка, которая представляет собой величи­ну налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

Ставки могут быть выражены в разных формах и в разной зави­симости от изменений объекта налогообложения: в процентах и твердых денежных суммах, их сочетании. Применяются пропор­циональные ставки, т.е. не меняющиеся в зависимости от увеличе­ния или уменьшения объекта налогообложения, и прогрессивные, размер которых зависит от количественной характеристики объек­та налогообложения (при его увеличении увеличивается и ставка налога).

Порядок исчисления налога - исчисление налого­плательщиком, налоговым органом или налоговым агентом суммы налога, подлежащей уплате за налоговый период, исходя из нало­говой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.

Сроки уплаты налога, определяющиеся календарной датой или истечением периода, исчисляемого годами, кварталами, месяцами и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть со­вершено.

Порядок уплаты налога - уплата налога, которая осуществляется путем разовой уплаты всей суммы налога либо в ином порядке, установленном НК РФ.

В необходимых случаях при установлении налога в НПА могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использо­вания налогоплательщиком.

 

Субъекты налогового права

Субъект налогового права — внешне обособленное, способное самостоятельно вырабатывать, выражать и осуществлять единую волю лицо, которое налоговое законодательство наделяет налогово-правовым статусом, т.е. потенциальной способностью участвовать лич­но либо через представителя в налоговых правоотношениях.

В ст. 9 НК РФ в качестве участников налоговых правоотноше­ний названы налогоплательщики, налоговые агенты, налоговые и таможенные органы, сборщики налогов и сборов, органы государ­ственных внебюджетных фондов.

Основными субъектами налогового права являются налогопла­тельщик с одной стороны и государство в лице налоговых орга­нов — с другой. Участие всех иных лиц в налоговых правоотноше­ниях носит факультативный, подчас эпизодический характер. В самом общем виде субъектов налогового права можно подразде­лить на три группы.

1. Физические лица, к которым НК РФ относит граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства. В отдельную подгруппу выделяются индивидуальные предприниматели.

2. Организации — юридические лица, образованные в со­ответствии с законодательством РФ (российские организации), а также иностранные юридические лица, компании и другие корпо­ративные образования, обладающие гражданской правоспособ­ностью, созданные в соответствии с законодательством иностран­ных государств, международные организации, их филиалы и пред­ставительства, созданные на территории РФ (иностранные организации).

Публично-территориальные образования - Российская Федерация, субъекты Федерации, муниципальные об­разования, участвующие в налоговых правоотношениях, как пра­вило, в лице уполномоченных органов государственной власти и местного самоуправления. Такими органами являются законодательные (представительные) и исполнительные органы власти, на­логовые, таможенные и финансовые органы, органы государст­венных внебюджетных фондов, органы внутренних дел и др.

Налогоплательщики — организации и физические лица, на ко­торых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги (ст. 19 НК РФ).

Налогоплательщики имеют как определенные права, так и должны нести ряд обязанностей.

К основным правам налогоплательщиков относятся следующие (ст. 23 НК РФ):

1) получать по месту своего учета от налоговых органов бес­платную информацию, в том числе в письменной форме, о дейст­вующих налогах и сборах;

2) получать от Минфина России письменные разъяснения по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах;

3) использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;

4) получать отсрочку, рассрочку или инвестиционный налого­вый кредит в порядке и на условиях, установленных настоящим НК РФ;

5) осуществлять своевременный зачет или возврат сумм из­лишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов;

6) представлять свои интересы в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, лично либо через своего представителя;

7) представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;

8) присутствовать при проведении выездной налоговой про­верки;

9) обжаловать в установленном порядке акты налоговых орга­нов, иных уполномоченных органов и действия (бездействие) их должностных лиц;

10) на соблюдение и сохранение налоговой тайны;

11) на возмещение в полном объеме убытков, причиненных не­законными актами налоговых органов или незаконными дейст­виями (бездействием) их должностных лиц;

12) на участие в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки или иных актов налоговых органов и др.

Права налогоплательщиков (плательщиков сборов) обеспечи­ваются соответствующими обязанностями должностных лиц нало­говых органов и иных уполномоченных органов. При этом налого­плательщики обязаны (ст. 23 НК РФ):

1) уплачивать законно установленные налоги;

2) встать на учет в налоговых органах;

3) вести в установленном порядке учет своих доходов (расхо­дов) и объектов налогообложения;

4) представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты);

5) представлять в налоговые органы и их должностным лицам документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;

6) выполнять законные требования налогового органа об уст­ранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах;

7) нести иные обязанности, предусмотренные законодательст­вом о налогах и сборах.

Налоговые органы составляют единую централизованную систе­му контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью упла­ты (перечисления) в бюджетную систему РФ налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, — за правиль­ностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (пере­числения) в бюджетную систему РФ иных обязательных платежей.

Налоговые органы вправе (ст. 31 НК РФ):

1) требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика документы, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов;

2) проводить налоговые проверки;

3) производить выемку документов у налогоплательщика;

4) приостанавливать операции по счетам налогоплательщика;

5) требовать от налогоплательщиков устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований;

6) взыскивать недоимки, а также пени и штрафы;

7) заявлять ходатайства об аннулировании или о приостановле­нии действия выданных юридическим и физическим лицам лицензий на право осуществления определенных видов деятель­ности;

8) предъявлять иски в суды общей юрисдикции или арбитраж­ные суды;

9) осуществлять иные действия.

Налоговые органы обязаны (ст. 32 НК РФ):

- соблюдать законодательство о налогах и сборах;

- осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним НПА;

- вести в установленном порядке учет организаций и физиче­ских лиц;

- бесплатно информировать, в том числе в письменной фор­ме, налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законо­дательстве о налогах и сборах, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлять формы налоговых деклараций (расче­тов) и разъяснять порядок их заполнения;

- руководствоваться письменными разъяснениями Минфина России по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах;

- принимать решения о возврате налогоплательщику сумм из­лишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пе­ней и штрафов;

- соблюдать налоговую тайну и обеспечивать ее сохранение;

- направлять налогоплательщику, плательщику сбора или на­логовому агенту копии акта налоговой проверки и решения нало­гового органа;

- нести иные обязанности, установленные законодательст­вом РФ.

 

Общее понятие налогов, взимаемых с физических лиц

Налоги, взимаемые государством с населения, выполняют функ­ции, свойственные налогам вообще. Но при этом они служат и средством индивидуальной связи гражданина с государством или органами местного самоуправления, отражают его индивидуаль­ную причастность к государственным и местным делам, позволя­ют ощущать себя активно действующим членом общества по отно­шению к этим делам, дают основание для контроля за ними, а также ответственности государства и органов местного самоуправ­ления перед плательщиками налогов (налогоплательщиками). Ра­зумеется, в таком аспекте можно рассматривать взаимоотношения и с организациями, однако именно с гражданами эти взаимоотно­шения проявляются особенно четко и непосредственно.

В систему налогов с физических лиц по законодательству РФ входят: подоходный налог (с принятием НК РФ получил название налога на доходы физических лиц), налог на имущество физиче­ских лиц. Помимо них, физические лица уплачивают целевые и общие с организациями налоги: земельный налог, транспортный налог, государственную пошлину и др.

В соответствии с НК РФ (часть первая) число налогов с физи­ческих лиц несколько сократилось, хотя из этого не вытекает обя­зательное уменьшение налогового бремени, т.е. общего размера суммы налоговых платежей. Последнее зависит от ставок и льгот по налогам, определения налоговой базы по объекту налогообло­жения и других факторов. Приведем характеристику основных на­логов.

Налог на доходы физических лиц.

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) — наиболее значитель­ный и по суммам поступлений, и по кругу плательщиков из числа прямых налогов с населения. Охватывая разнообразные источни­ки доходов граждан, он связан с различными сферами их деятель­ности. НДФЛ исчисляется и уплачивается на основании норм гл. 23 НК РФ.

Плательщиками НДФЛ признаются физические лица, являю­щиеся налоговыми резидентами РФ, а также физические лица, не являющиеся налоговыми резидентами РФ, получающие доходы от источников в РФ. Под физическими лицами понимаются гражда­не РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. Физиче­ские лица, фактически находящиеся на территории РФ менее 183 дней в календарном году, не являются налоговыми резидента­ми РФ.

От определения статуса налогоплательщика как налогового ре­зидента или нерезидента зависит выбор объекта налогообложения и налоговой ставки. Возраст, вменяемость, гражданство и другие личностные характеристики не влияют на признание физического лица налогоплательщиком данного налога.

Объектом налогообложения по данному налогу признается до­ход, полученный налогоплательщиками:

- от источников в РФ и (или) от источников за пределами РФ — для физических лиц, являющихся налоговыми резидента­ми РФ;

- от источников в РФ — для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ.

Налоговым периодом признается календарный год.

Налоговые вычеты. В соответствии со ст. 217 НК РФ установлен Исчерпывающий перечень доходов, не подлежащих налогообложе­нию, получаемых физическими лицами (налоговыми резидентами и нерезидентами).

Доходы, не подлежащие налогообложению, не учитываются при определении налоговой базы в размерах, освобождаемых от налогообложения. Такой порядок освобождения от налогообложения отдельных видов доходов распространяется на соответствую­щие доходы физических лиц, являющихся налоговыми резидента­ми РФ, а также физических лиц, не являющихся налоговыми рези­дентами РФ.

Существуют следующие налоговые вычеты:

- стандартные налоговые вычеты;

- социальные налоговые вычеты;

- имущественные налоговые вычеты;

- профессиональные налоговые вычеты.

Налоговые ставки:

1) 13%, если иное не предусмотрено другими положениями гл. 23 НК РФ;

2) 35% - в отношении следующих доходов: стоимости любых выигрышей и призов, получаемых в про­водимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг, в части превышения размеров, определенных в НК РФ (п. 28 ст. 217), процентных доходов по вкладам в банках в части превыше­ния размеров, определенных в НК РФ (ст. 2142), суммы экономии на процентах при получении налогопла­тельщиками заемных средств в части превышения размеров, ука­занных в НК РФ (п. 2 ст. 212);

3) 30% - в отношении всех доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ;

4) 9% - в отношении доходов от долевого участия в деятельно­сти организаций, полученных в виде дивидендов;

5) 9% — в отношении доходов в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 1 января 2007 г., а также по доходам учредителей доверительного управления ипотеч­ным покрытием, полученным на основании приобретения ипотеч­ных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием до 1 января 2007 г.

Сумма налога при определении налоговой базы исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налого­вой базы. Общая сумма налога представляет собой сумму, полу­ченную в результате сложения сумм налога, исчисленных по раз­личным ставкам. Общая сумма налога исчисляется по итогам налогового периода применительно ко всем доходам налогопла­тельщика, дата получения которых относится к соответствующему налоговому периоду.

Сумма налога определяется в полных рублях. Сумма налога ме­нее 50 коп. отбрасывается, а 50 коп. и более округляются до полного рубля.

Налоговая база. При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды. Если из дохода налогоплательщика по его распоряжению, по ре­шению суда или иных органов производятся какие-либо удержа­ния, такие удержания не уменьшают налоговую базу.

Налоговая база определяется отдельно по каждому виду дохо­дов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки.

Если сумма налоговых вычетов в налоговом периоде окажется больше суммы доходов, подлежащих налогообложению, за этот же налоговый период, то применительно к этому налоговому периоду налоговая база принимается равной нулю. Данные налоговые вы­четы применяются для доходов, облагаемых по ставке 13%.

Для доходов, в отношении которых предусмотрены иные нало­говые ставки, налоговая база определяется как денежное выраже­ние доходов, подлежащих налогообложению. При этом налоговые вычеты не применяются.

 

Налог на имущество физических лиц

Нормы, относящиеся к налогу на имущество физических лиц, до сих пор не включены отдельной главой в часть вторую НК РФ. Нормативное регулирование налогообложения имущества физи­ческих лиц устанавливается Законом РФ от 9 декабря 1991 г. № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц»[102].

Плательщиками налога на имущество физических лиц призна­ются физические лица — собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей долевой собственности нескольких физических лиц, налогоплательщиком в отношении этого имущества призна­ется каждое из этих физических лиц соразмерно его доле в этом имуществе. В аналогичном порядке определяются налогоплательщики, если такое имущество находится в общей долевой собствен­ности физических лиц и организаций.

Если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей совместной собственности нескольких физиче­ских лиц, они несут равную ответственность по исполнению нало­гового обязательства. При этом плательщиком налога может быть одно из этих лиц, определяемое по соглашению между ними.

Объектами налогообложения признаются жилые дома, кварти­ры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения.

Налог на имущество физических лиц относится к местным на­логам (ст. 15 НК РФ). Ставки налога на строения, помещения и сооружения устанавливаются НПА представительных органов ме­стного самоуправления в зависимости от суммарной инвентариза­ционной стоимости объектов. Представительные органы местного самоуправления могут определять дифференциацию ставок в уста­новленных пределах исходя из суммарной инвентаризационной стоимости, типа использования и по иным критериям. Ставки на­лога устанавливаются в следующих пределах.

Ставки налога на имущество физических лиц

Стоимость имущества Ставка налога
До 300 тыс. руб. До 0,1%
От 300 тыс. руб. до 500 тыс. руб. От 0,1 до 0,3%
Свыше 500 тыс. руб. От 0,3 до 2,0%

 

Налоги зачисляются в местный бюджет по местонахождению (регистрации) объекта налогообложения.

Органы местного самоуправления имеют право устанавливать налоговые льготы по налогу и основания для их использования нало­гоплательщиками. Лица, имеющие право на льготы, самостоятель­но представляют необходимые документы в налоговые органы.

Налоги исчисляют налоговые органы. Налог на строения, по­мещения и сооружения рассчитывается на основе данных об их инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждо­го года. За строения, помещения и сооружения, находящиеся в об­щей долевой собственности нескольких собственников, налог уп­лачивается каждым из собственников соразмерно их доле в этих строениях, помещениях и сооружениях. За строения, помещения и сооружения, находящиеся в общей совместной собственности не­скольких собственников без определения долей, налог уплачива­ется одним из указанных собственников по соглашению между ними. В случае несогласованности налог уплачивается каждым из собственников в равных долях.

При возникновении права на льготу в течение календарного года налог перерасчитывается с месяца, в котором возникло это право. Налог уплачивается владельцами равными долями в два срока: не позднее 15 сентября и 15 ноября.

Лица, своевременно не привлеченные к уплате налога, уплачи­вают его не более чем за три предыдущих года. Пересмотр непра­вильно произведенного налогообложения допускается не более чем за три предыдущих года.

 

Общие положения по налогам с организаций

К плательщикам налогов, входящим в группу организаций, относятся:









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.