Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Основные этапы становления и развития политической мысли





1. Развитие политической мысли в древности и античности

Современная политология возникла во второй половине XIX - начале XX вв. Предыдущее развитие политических и правовых идей называют предысторией политической науки. Так, извест­ный французский политолог М. Дюверже дал следующую клас­сификацию этапов развития политологии:

- предыстория политологии с древности до XIX в.;

- XIX в., отмеченный заслугами О. Конта, А. де Токвиля, К. Маркса;

- собственно история политической науки. Возникновение и развитие политической мысли начинается с зарождением политической власти и государства.

Со II и I тыся­челетий до п. э. дошли до нас памятники законотворчества. На Древнем Востоке представления о политике и власти носили рели­гиозно-мифологический характер. Собственно политическая тер­минология отсутствовала. В середине I тысячелетия до н. э. происходит переход от ми­фологического сознания к рационально-критическому мышлению, возникает философия. Знание о политике, которое развивалось с античности до появления современной политической науки, мож­но назвать протополитикой.

Протополитика – это теоретическая деятельность предшественников современной политической науки. Рационализация политического знания была связана на Востоке с именем Конфуция, а на Западе – с греческой философией. В это время возникли политические термины и политические кон­цепции. Появился и сам термин «политика», но политическое зна­ние пока не выделялось в самостоятельную сферу исследований. Проблемы политики, права, закона философы рассматривали в рамках философско-этических концепций, через призму достиже­ния справедливости, добра, общего блага. Основное внимание уделялось выяснению цели и смысла человеческого бытия и чело­веческой деятельности. Главным предметом исследования было государство и поиск наилучшей формы правления. Самого тер­мина «государство» еще не было. У греков использовалось слово «полис» – город-государство гражданской общины. Применялись такие понятия, как «монархия», «олигархия», «демократия», «ари­стократия», «анархия», «охлократия», «тимократия», «тирания». Вершиной развития политической мысли античной Греции были работы Платона (427-347 гг. до н.э.) и Аристотеля (384-322 гг. до н.э.), которые анализировали и систематизировали «правильные» и «неправильные» формы правления, стремились найти лучшую из них. Платон высказывал идеи о правлении фи­лософов, знающих о профессиональном характере политической деятельности. Аристотелю принадлежит идея естественного про­исхождения государства, обоснование смешанной формы правле­ния – политии. Аристотель впервые выдвинул идею о том, что средние слои являются опорой устойчивой и эффективной власти, защищающей общие интересы. Политические идеи древнегреческих философов получили свое развитие у римских мыслителей и государственных деятелей. В Древнем Риме политическое знание также развивалось в рамках философско-этических концепций, но на него оказывало большое воздействие Римское право. Римские мыслители много внимания уделяли проблемам соотношения права и закона, верховенству правовой справедливости. Особая роль в разработке политико-правовых концепций принадлежит Марку Тулию Цицерону (106-43 гг. до н.э.). Цицерон в государстве видел «дело народное» – res publica – выражение общего интереса, справедливости и права. Цицерон считал связующей силой, основой совместного сущест­вования свободных граждан принцип номократии (т.е. принцип верховенства закона, которому подчиняются и граждане, и госу­дарство). Наиболее эффективной формой правления им признава­лась смешанная форма, которая сочетает в себе царскую власть, аристократию и власть народа – демократию. В античности в рамках философского знания развивались по­литические теории, в центре внимания которых находились такие проблемы, как сущность и происхождение государства, поиск наилучшей формы правления, обоснование идеи о том, что управ­лять должны лучшие, знающие. Предпочтение отдавалось монар­хии, аристократии и смешанной форме правления (политии).




2. Политические учения средневековья

 

Средние века – это период в Западной Европе с конца V в. до конца XV в. Затем следуют Возрождение и Реформация, которые одни историки относят к позднему средневековью, а другие – к раннему Новому времени. В средние века возник ряд новых идей, а главная из них – отделение духовной власти от мирской, свет­ской. В средние века политическая мысль развивалась в рамках христианского, религиозного мировоззрения и богословия. Авгу­стин Блаженный (354-430) и Фома Аквинский (1226-1274) сыгра­ли главную роль в обосновании христианской политической кон­цепции. Наибольший интерес у христианских богословов вызывала проблема соотношения мирской и духовной власти. Ав­густин Блаженный разделял «Град земной» (власть светского пра­вителя) и «Град Божий» (власть церкви), отдавая при этом пред­почтение церковной власти. Но у Августина одновременно подчеркивалась и самостоятельность каждой из властей, и их взаимодействие в защите веры и установленного Богом социаль­ного порядка. Фома Аквинский (Аквинат) в своей знаменитой работе «Сум­ма теологии» дал иерархию правовых норм. На вершине системы права – «вечный закон» – это божественное провидение, которое в целостности недоступно человеческому познанию. Познавая от­дельные принципы «вечного закона», человек вырабатывает ес­тественный закон (это общие для всех людей принципы, которые лежат в основе принятых обычаев). Существует еще и человече­ский закон, который признается людьми по их собственной воле. Человек не творит законы, он может только признать, насколько тот или иной закон соответствует естественному закону. Как христианский богослов Аквинат считал, что власть боже­ственна по происхождению. Но то, как используется власть, как ею распоряжается властитель, зависит от воли властителя. Он мо­жет по своей воле нарушать божественное и естественное право и использовать власть как тиран. Народ может восстать против вла­стителя в случае нарушения им божьих законов. В рамках позднего средневековья появились концепции осво­бождения государства от подчинения церкви и ограничения вла­сти короля сословным представительством. В XIV в. Марсилий Падуанский в труде «Защитник мира» выступал против притязаний духовенства на светскую власть. Он делил законы на юриди­ческие, регламентирующие поведение людей, и религиозные, не имеющие отношения к земной жизни. Вся полнота светской вла­сти должна принадлежать сословному собранию, которое издава­ло бы законы и избирало монарха. Не только теоретические дискуссии в рамках богословия и схоластики, но и реальная политическая борьба за властное вер­ховенство между католической церковью и монархами привели к формированию в европейском политическом сознании представ­лений о том, что в обществе не существует абсолютной власти. Католическая церковь руководствовалась теократическим идеа­лом. Политика была важнейшей стороной ее деятельности. В то же время церковь была противовесом всевластию государства и вынуждала его идти на компромиссы. В результате между церко­вью и государством устанавливались отношения соперничества и сотрудничества. Два властных центра средневекового общества создавали условия для появления европейского типа государст­венной власти – власти, вынужденной считаться с другими обще­ственными институтами, идти с ними на диалог. В средние века господствовал теологический подход к анали­зу политики, государства и права. Многое из античной социально-философской традиции было утрачено или трансформировано в контексте христианского богословия, но даже под религиозным покровом политическая мысль не исчезла.


3. Политическая мысль в период Возрождения Возрождение и Реформация

 

Политическая мысль в период Возрождения Возрождение и Реформация стали значимыми этапами в раз­витии политического знания, потому что в это время происходит духовная революция, меняются мировоззренческие ориентации. Период Возрождения и Реформации охватывает XIV-XVI вв. В это время происходит освобождение политического знания от теологии. Сфера политики исследуется не с религиозно-этичес­ких, а с рационально-критических позиций. В период Реформации возникает новое направление в христианстве – протестантизм. Формируется протестантская трудовая этика, которая, как считал М. Вебер, способствовала развитию «духа капитализма». Основная идея эпохи Возрождения носила гуманистический характер. В центр мироздания был поставлен человек. В области политики основное открытие Возрождения – человек как центр Вселенной. В этот период возникает гражданская концепция по­литики. Главное место в политических учениях занимают про­блемы формирования централизованного государства и эффек­тивной власти светского властителя. Государство стало рассматриваться как организация, которая должна дать людям за­щиту и безопасность. Выдающимися политическими мыслителями этого времени были Н.Макиавелли (1460-1527) и Ж. Боден (1530-1596). Н. Макиавелли был одним из первых, кто начал употреблять тер­мин «государство» – stato (лат.). С этого времени термин «госу­дарство» входит вначале в европейские языки, а затем и в языки других народов. Н. Макиавелли написал книгу «Государь», в ко­торой обосновал концепцию светского государства. Принципы, на основе которых функционирует государство, определяются не божественным провидением, а природой человека, его разумом и опытом. Главной заслугой Н. Макиавелли было то, что он анализиро­вал политику не с позиций «должного», а с позиций «сущего», т.е. с позиций «действительной правды вещей». Н. Макиавелли разра­батывал следующие политические проблемы:

- автономность политической сферы деятельности;

- способы и методы завоевания и удержания политической власти;

- ситуативный характер политики;

- взаимодействие целей и средств в политике;

- механизмы взаимодействия таких субъектов политики, как государь, знать, толпа;

- психологические основания власти;

- критерии подбора кадров на государственные должности;

- имидж властителя; информационное обеспечение власти и многие другие проблемы.

Н. Макиавелли сформулировал принцип политического имиджа – государь должен не только обладать рядом качеств, но уметь их преподнести и использовать в определенной ситуации. Ему также принадлежит суждение, что в политике «цель оправ­дывает средства». Заслугой Ж. Бодена была разработка идеи государственного суверенитета (франц. sowerain – носитель верховной власти). Его политические взгляды изложены в работе «Шесть книг о республике». Суверенитет, считал Боден, – самый существенный при­знак государства. Это высшая, постоянная и абсолютная власть в политическом сообществе. Суверенитет означает, что государство обладает властным верховенством. Абсолютность власти прояв­ляется, во-первых, в ее неограниченности какими-либо условия­ми; во-вторых, в неделимости власти. Боден, рассматривая про­блемы государственного суверенитета, учитывал и вопрос о границах власти государства. Именно Боден дал толчок к форми­рованию светской и утилитарной концепции суверенитета, кото­рая сохранила актуальность до настоящего времени. В период Возрождения и Реформации политическая теория освобождается от теологии. Происходит становление граждан­ской концепции политики. Знание о политике рационализируется. Основным предметом исследовательского интереса становится государство.

 

4. Развитие политического знания в Новое время

В Новое время формируется уже не только гражданская, но и социальная концепция политики, создаются предпосылки для формирования политологии как самостоятельной науки. В XVII-XVIII вв. продолжается развитие гражданской трактовки полити­ки в трудах Т. Гоббса, Дж. Локка, III.Л. Монтескье, Дж. Мэдисо­на. В Новое время политическая мысль развивается в рамках государствоведения и правоведения. Политические теории отлича­ются рационализмом и практической ориентацией на решение жизненно важных проблем. Исследовательский интерес был на­правлен на выявление причин возникновения государства, сущно­сти отношений между личностью, обществом и государством. В этот период создаются теории общественного договора, естест­венного права, разделения властей, конституционного правления, гражданского общества и правового государства. В основе теории общественного договора лежит идея о том, что государство является результатом добровольного соглаше­ния людей. Они создали государство для защиты своих естествен­ных прав и свобод: права на жизнь, свободу и собственность. Тео­рию общественного договора разрабатывали Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо. Однако они по-разному объясняли естественное догосударственное состояние, причины возникновения общественного договора, природу отношении, которые складываются между государством и личностью. Дж. Локк был основателем идеологии либерализма и мыслителем, который четко обосновал теорию естественных прав человека, необходимость разделения властей и конституционализм. Развитие гражданской концепции политики содействовало процессу становления современных европейских государств. Тео­ретические политико-правовые разработки получили свое практи­ческое воплощение в период Великой французской революции и были закреплены в Декларации прав человека и гражданина. Кон­ституция США, принятая в 1787 г. и дополненная Биллем о пра­вах в 1791 г., позволила обеспечить стабильность американскому обществу в течение длительного времени. У истоков американ­ской государственности стояли Т. Джефферсон, Дж. Мэдисон, А. Гамильтон, Дж. Вашингтон. Они были не только политически­ми мыслителями, которые хорошо знали идеи европейских про­светителей, но и государственными деятелями. Республиканская форма правления, система сдержек и противовесов как дополне­ние к теории разделения властей Ш.Л. Монтескье – это основной вклад отцов-основателей США в политическую теорию и практи­ку. Американская политическая мысль отличается повышенной прагматичностью, ориентацией на решение практических задач. Новое время – это период, когда экономически крепнущий класс буржуазии вел активную борьбу с феодальными сословны­ми привилегиями и деспотизмом абсолютных монархий. Направ­ленность политической мысли была обусловлена выражением ин­тересов этого класса, но реальное значение политических и правовых идей, выдвинутых в это время, выходило далеко за рам­ки классовых потребностей буржуазии. Политические теории обосновывали политический идеал общества, в котором господ­ствуют правовое равенство и свобода всех граждан независимо от их социального происхождения и положения. Ценность человече­ской личности, приоритет личных прав и свобод с этого времени становятся основой общепринятого мировоззрения западной ци­вилизации. В XVII в. появляются социальные концепции политики, в ко­торых политика анализируется через призму общественных отно­шений и интересов. Это стало реакцией на достаточную зрелость суверенного государства. Социальная концепция политики приходит на смену гражданской. На смену изучению индивида при­ходит изучение групп и объединений (ассоциаций).
Характеристики социальной концепции политики: 1) отправной точкой является не индивид, а социальная группа (нация, класс, человечество); 2) изучение государства переключа­ется с правовых концепций на историю становления и развития государства; 3) большое внимание уделяется экономическим про­блемам. Радикальное выражение гражданской концепции политики и одновременно ее первая критика принадлежит Ж.-Ж. Руссо. Со­циальную концепцию политики в Новое время развивали Э. Берк, А. Токвиль, И. Бентам, Дж. Ст. Милль. Руссо разработал концепцию народного суверенитета. Берк, будучи родоначальником консерватизма, большое значение при­давал традициям в развитии политики и права, а также роли госу­дарства в обществе как гаранта стабильности и порядка. Токвиль в знаменитой работе «Демократия в Америке» рассматривал про­блему соотношения политического равенства и политической свободы в демократическом обществе. Он утверждал, что именно широкое участие масс в политике посредством создания граждан­ских и политических ассоциаций – гарантия демократии. И. Бентам создал учение о позитивном законе, обосновал необхо­димость крупных прогрессивных реформ в Англии. Дж.Ст. Милль был последовательным защитником представительного правле­ния. В работе «Размышления о представительном правлении» он высказывался за пропорциональное представительство; против подавления образованных людей; за повышение социальных функций государства. Развитие политической мысли XIX в. во многом было связано с победой Великой французской революции, утверждением инду­стриального общества и буржуазной государственности, возник­новением рабочего движения. В это время окончательно оформ­ляются основные современные идеологии – либерализм, консерватизм, социализм. Политическая проблематика становится объектом идеологической борьбы. В политических и правовых исследованиях этого периода широкое распространение получает позитивизм. Основополож­ником социологического позитивизма был французский философ О. Конт. Он считал, что наука об обществе должна быть такой же достоверной и точной, как и естественные науки, опираться сле­дует только на наблюдения и факты.

В этот период большое внимание уделяется анализу социальных основ политики и взаимодействию политики и экономики. В середине 40-х гг. XIX в. возникает марксизм. К. Маркс (1818-1883) обосновал материалистическое понимание истории и внес чначительный вклад в понимание социально-экономических исто­ков политики. Суть диалектико-материалистического подхода к политике состоит в понимании се как надстройки по отношению к экономической структуре общества. Маркс доказывал, что все явления политической жизни коренятся в материальных, жизнен­ных, экономических отношениях и в своем существовании зави­сят от экономического базиса. Конечную причину всех важней­ших исторических событий, в том числе и политических, марксизм видел в экономическом развитии общества. Важнейшим элементом политического учения марксизма является тезис о классовом характере государства и права. Политика является кон­центрированным выражением экономики и сферой борьбы клас­сов за завоевание государственной власти. К. Маркс и Ф. Энгельс обосновывали положение о закономерности отмирания государ­ства и всякой политики в коммунистическом обществе. Под влиянием марксизма складывается социологическое направление, исследующее взаимодействие политики с социальными отноше­ниями. Накопленные теоретические и эмпирические исследования, применение новых методов к изучению политических институтов и отношений привело к выделению политологии в конце этого периода в самостоятельную научную дисциплину.

 

5. Основные направления и школы политической мысли XIX-XX вв.

 

Политология становится самостоятельной научной и учебной Дисциплиной во второй половине XIX в. Вплоть до возникнове­ния политологии как самостоятельной научной дисциплины сфера политического рассматривалась в связи с другими подсистемами общества, а не в качестве самостоятельной сферы. Современная политология проходит в своем развитии не­сколько этапов. Первый этап: конец XIX в. – 40-е гг. XX в. Развитие полити­ческой науки на рубеже веков связано с именами М. Вебера, Г. Моска, В. Парето, Р. Михельса, М. Острогорского, Э. Дюрк-гейма. Они развивали социологическое направление, исследую­щее взаимодействие политики с другими сферами общественной жизни. Эти мыслители заложили основы политической социоло­гии, изучали политические элиты, бюрократию, партии, особен­ности функционирования политической власти в условиях демо­кратии. Ярким представителем социологического направления был немецкий политолог и социолог М. Вебер (1861-1920). Он изучал политику с позиций социокультурных факторов развития (ценности, идеалы, верования). Политика – это особый вид чело­веческой деятельности и сфера жизни, которая формируется с возникновением государственно-административного аппарата. М. Вебер также анализировал проблемы легитимности власти, бюрократии, лидерства. Итальянские мыслители В. Парето и Г. Моска создали теорию элит. С выходом в свет в 1896 г. работы Моска «Элементы поли­тической науки» часто связывают появление современной поли­тологии как самостоятельной науки. Крупный вклад в развитие теории элит внес Р. Михельс. Он исследовал механизмы, порож­дающие элитарность общества. Михельсу принадлежит формули­ровка «железного закона олигархии». Огромную роль в развитии политологии после Первой миро­вой войны сыграла Чикагская школа. Представители Чикагской школы (Ч. Мерриам, Г. Лассуэлл, Г. Алмонд, Р. Даль, С. Верба) изучали различные аспекты политического поведения людей. Ис­следования этих политологов и социологов положили конец чисто описательному и нормативно-институциональному стилю иссле­дований в политологии. Они широко использовали эмпирические и количественные методы, тесты и лабораторные эксперименты, анкетные опросы, интервью, наблюдение, математическую стати­стику. Чикагская школа подготовила поведенческую (бихевиори­стскую – от англ. Behaviour – поведение) революцию в политоло­гии. Второй этап развития политологии охватывает период с кон­ца 40-х гг. до второй половины 70-х гг. XX в. На этом этапе про­исходит послевоенная поведенческая революция. Главное ее по­ложение – политология должна изучать наблюдаемое индивидуальное и групповое политическое поведение с помощью строго научных методов, необходимо разграничить факты и цен­ности и освободить политологию от ценностных суждений. Зада­ча политолога – выявление закономерностей и объяснение поли­тических событий. Политолог не должен давать оценку событиям. Поведенческая революция способствовала превращению полито­логии в более «точную» научную дисциплину, а сами политологи становятся востребованными профессионалами. В 1950-70-е гг. начинает широко применяться системный и структурно-функциональный анализ политики. Д. Истон создает теорию политической системы. Эта теория получает дальнейшее развитие у Г. Алмонда, К. Дойча. Американские политологи Г. Алмонд, С. Верба изучали политическую культуру. Актуаль­ными для анализа стали проблемы демократии (И. Шумпетер, Р. Даль, Э. Дауне). Третий этап начинается с середины 70-х гг. XX в. и характе­ризуется поиском новых парадигм развития политической науки. Термин «парадигма» был введен историком науки и филосо­фом Т. Куном, который выдвинул концепцию научных революций как смены парадигм. Парадигма - это обобщенная характеристи­ка подходов к анализу и объяснению политики. Она дает модель постановки исследовательских проблем и их решения. В истории политической мысли использовались различные парадигмы: теологическая (религиозная), натуралистическая, со­циальная, рационально-критическая. Теологическая парадигма базируется на объяснении полити­ческих процессов божественной волей. Натуралистическая парадигма рассматривает человека как часть природы и объясняет политику природной средой: геогра­фическими условиями, биологическими и психическими свойст­вами человека.

В литературе иногда выделяют психологизаторскую парадиг­му политики как самостоятельную (Г. Лебон, 3. Фрейд, Э. Фромм, К. Юнг). Социальная парадигма политики рассматривает ее как произ­водную от других социальных сфер: экономики, права, социаль­ной структуры, культуры. Рационально-критическая парадигма ориентирует на раскры­тие внутренней природы политики, ее важнейших элементов и их взаимодействие, на выявление лежащих в основе политики конфликтов. Отсюда и появление парадигмы конфликта (К. Маркс, Р. Дарендорф) и парадигмы консенсуса ( Р.Даль).










Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2021 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.