Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ КИРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ





ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ КИРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

КАФЕДРА ТОВАРОВЕДЕНИЯ И ЭКСПЕРТИЗЫ

 

ПРЕДДИПЛОМНАЯ ПРАКТИКА

Методическое пособие

для студентов факультета экспертизы

И товароведения

 

специальность «Товароведение и экспертиза товаров

(в сфере производства и обращения сельскохозяйственного сырья и продовольственных товаров)»

 

КИРОВ

2005 г


УДК

ББК

 

 

Печатается по решению редакционно-издательского совета Кировской государственной медицинской академии, протокол № ___ от__________

 

Преддипломная практика студентов факультета экспертизы и товароведения, специальность «Товароведение и экспертиза товаров (в сфере производства и обращения сельскохозяйственного сырья и продовольственных товаров)». Методическое пособие для студентов. / Сост. Сырчина Н.В., Аксенова Н.К. – Киров.- КГМА. - 2005.

 

Методическое пособие составлено в соответствии с требованиями к прохождению преддипломной практики ГОС ВПО по специальности 351100 «Товароведение и экспертиза товаров в сфере производства и обращения сельскохозяйственного сырья и продовольственных товаров». Предназначено для студентов выпускных курсов факультета Экспертизы и товароведения дневной и заочной форм обучения.

 

Рецензенты:

Н.А. Юхнева, к.э.н., зав. кафедрой экономики и управления КГМА

Н.И. Одинцов, к.т.н., доцент, декан ФЭТ

 

Технический редактор: Е.М. Кропачева

 

 

© Кировская государственная медицинская академия

 

© Сырчина Н.В., Аксенова Н.К.


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

1. Введение ………………………………………………………………..4

2. Цель и задачи практики ………………………………………………..7



3. Перечень профессиональных знаний, умений и навыков, которыми студенты должны овладеть ……………………………………………… 8

4. Структура (хронометраж) преддипломной практики ……………….10

5. Содержание преддипломной практики...…………………………..... 11

6. Перечень тем, бесед и лекций ………………………………………. 28

7. Учебно-исследовательская работа ……………………………………29

8. Обязательный объем практических навыков ………………………..30

9. Оформление отчетной документации по практике …………………31

10. Формы контроля студентов ……………………………………… 33

11. Рекомендуемая литература ……………………………………… 34

12. Приложения

12.1 Приложение А: ГОСТ Р 51305-99. Розничная торговля. Требования к обслуживающему персоналу…………………………………………..36

12.2 Приложение Б: Образец оформления титульного листа отчета по преддипломной практике …………………………………………………...51

12.3 Приложение В: Информационные материалы для составления экономического раздела отчета ……………………………………………..52

13. Список источников ……………………………………………………...79

 


Введение

Преддипломная практика студентов дневной и заочной форм обучения факультета Экспертизы и товароведения специальности «Товароведение и экспертиза товаров в сфере производства и обращения с/х сырья и продовольственных товаров» проводится в соответствии с «Положением о порядке проведения практики студентов Кировской государственной медицинской академии».

Согласно учебному плану преддипломная практика предусмотрена на 5-ом (выпускном) курсе дневной формы обучения и на 6 курсе заочной формы обучения. Срок прохождения преддипломной практики составляет 8 недель.

Базами практики являются предприятия оптовой и розничной торговли различных форм собственности, расположенные в г. Кирове, Кировской области или в других регионах России. Местом прохождения практики могут быть органы государственного контроля (Госторгинспекция, Центр стандартизации и сертификации, таможенные органы, Бюро товарных экспертиз и др.), предприятия по хранению и переработке сельскохозяйственного сырья, а также предприятия пищевой промышленности. Базы практики закрепляются за студентами в соответствии с темой дипломнойработы.

Выпускающая кафедра совместно с деканатом ФЭТ и деканом производственной практики КГМА согласовывает с руководителями предприятий возможность прохождения студентами преддипломной практики в необходимые сроки по заданной программе, а также возможность обеспечения руководства практикой опытными специалистами. КГМА заключает с базовыми предприятиями и организациями соответствующий договор.

За месяц до начала практики студенты записываются на конкретные базы практики у ответственного за практику по кафедре.

По согласованию с руководителями практики от кафедры в академии издается приказ о прохождении практики с указанием сроков, места практики, темы дипломной работы и ее руководителя.

Перед выходом на практику деканат ФЭТ проводит организационное собрание, на котором студентам сообщают базу практики, сроки ее прохождения, форму отчетности, а также руководителя практикой от соответствующей кафедры.

В указанные сроки студент обязан прибыть на практику. При этом необходимо иметь сопроводительные документы, выданные кафедрой, а именно:

1. Направление на практику на имя руководителя предприятия;

2. Программу практики;

3. Дневник практики.

Все документы студент предъявляет в отдел кадров предприятия, при этом направление остается в отделе кадров, а дневник, после отметки о прибытии студента на практику и прохождении инструктажа по технике безопасности на данном предприятии (об этом также делается отметка в дневнике), и программа практики остаются у студента.

Студенты при прохождении практики обязаны:

- подчиняться действующим на предприятии правилам внутреннего распорядка;

- соблюдать правила по технике безопасности иохране труда;

- нести ответственность за выполняемую работу и ее результаты наравне со штатными работниками;

- полностью выполнять задания, предусмотренные программой практики;

- вести ежедневные записи в дневнике с указанием конкретного вида работ, выполняемого в соответствии с программой, в конце каждого рабочего дня заверять записи подписью руководителя практики от предприятия;

- собрать необходимый фактический материал для написания дипломной работы.

По окончании практики студент должен в трехдневный срок представить на кафедру следующие документы:

1) дневник, заполненный и подписанный руководителем практики от предприятия;

2) характеристику работы студента, заверенную подписью руководителя и печатью предприятия;

3) отчет о преддипломной практике.

Завершающим этапом выполнения программы практики является защита отчета по практике. Руководитель практики определяет время и порядок защиты отчета. Оценку преддипломной практики после защиты отчета преподаватель вносит в ведомость и зачетную книжку студента.

Преддипломная практика, наряду с изучением специфических проблем товароведения, включает исследование вопросов, связанных с выполнением организационно-экономического раздела выпускной квалификационной работы. Этот раздел играет важную роль в формировании профессиональной направленности товароведа и способствует экономическому образованию будущего руководителя. В соответствии с этим программа практики предусматривает вопросы экономического характера, которые должны быть изучены и отражены в отчете, а в дальнейшем использованы при написании дипломной работы.

Цель и задачи практики

Преддипломная практика является итоговым этапом профессиональной подготовки товароведов-экспертов.

Целью практикиявляется овладение студентами формами и методами самостоятельной работы в должности товароведа продовольственных товаров, выработка практических навыков организаторской работы непосредственно на рабочем месте, а также сбор фактического материала в соответствии с темой дипломной работы.

Задачами практики являются:

– закрепление теоретических знаний, полученных в ВУЗе по соответствующим дисциплинам учебного плана;

– изучение и обобщение практического опыта базового предприятия в сфере товароведения и экспертизы, а также коммерческой, хозяйственно-экономической и организационной деятельности;

– развитие практических навыков самостоятельной работы в должности товаровед, начальника (заместитель начальника) торгового отдела, директора (заместитель директора) предприятия и др.;

– сбор и обработка фактического материала в соответствии с темой дипломной работы;

– развитие и закрепление навыков научно-исследовательской работы.

3. Перечень профессиональных знаний, умений и навыков, которыми студенты должны овладеть

После прохождения практики студенты должны знать:

- Нормативные документы, определяющие качество, производство, маркирование, упаковку, транспортирование и хранение товаров;

- Свойства и показатели ассортимента; управление ассортиментом, ассортиментную политику;

- Гигиенические требования к качеству и безопасности сырья, потребительских товаров и упаковки;

- Методы проведения оценки и экспертизы потребительских товаров;

- Идентификацию товаров: виды, признаки и методы;

- Методы контроля качества товаров в процессе хранения, транспортировки и реализации;

- Факторы, формирующие и сохраняющие качество товаров;

- Методы изучения и анализа рынка товаров, формирования спроса и стимулирования сбыта;

- Методы маркетинговых исследований;

- Стратегию фирмы на различных этапах жизненного цикла товаров;

- Ценообразование в области торговли;

- Организацию закупок, хранения, транспортирования, приемки товаров;

- Учет и проведение инвентаризации материальных ценностей и денежных средств

- Правила разработки и принятия управленческих решений;

- Управление качеством товаров и услуг;

- Статистические методы обработки экспериментальных данных при анализе качества товаров;

- Управление товарными потоками на всех этапах товародвижения; основы экономики организации труда и управления;

После прохождения практики студенты должны уметь:

– анализировать ассортимент продовольственных товаров торгового предприятия, формировать ассортиментную политику;

– анализировать и работать с нормативными документами и законодательными актами;

– осуществлять оценку и экспертизу качества товаров;

– оформлять документы для целей сертификации товаров и услуг;

– проводить идентификацию и обнаруживать фальсификацию товаров на всех этапах товародвижения;

– разрабатывать мероприятия по предупреждению дефектов и потерь;

– составлять договора купли-продажи (контракты) потребительских товаров, осуществлять приемку товаров по количеству и качеству;

– составлять претензии на некачественные товароматериальные ценности и ответы на претензии;

– осуществлять связи с поставщиками и покупателями, а также контролирующими органами;

– обеспечивать соблюдение правил и режимов транспортирования, хранения, реализации продовольственных товаров; организации складского хранения и сбыта продукции;

– организовывать метрологическое обеспечение торгового процесса;

– разрабатывать нормативные документы;

– изучать потребительский спрос, анализировать динамику товарооборота и других показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятий;

– проводить инвентаризацию, учет и списание товароматериальных ценностей;

– рассчитывать потребность в товароматериальных ценностях, составлять отчетность;

– обеспечивать производственную санитарию и гигиену; противопожарную защиту;

– организовывать производство и эффективную работу трудового коллектива на основе современных методов управления.

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ

1. Работа с организационно-правовыми документами предприятия.

2. Изучение материально-технической базы предприятия.

3. Анализ основных показателей хозяйственно-экономической деятельности предприятия.

4. Изучение ассортимента товаров и принципов его формирования.

5. Изучение организации товароснабжения (на примере одной из групп товаров, выбранной в соответствии с темой дипломного задания).

6. Ознакомление с порядком приемки товаров по количеству.

7. Контроль качества продовольственных товаров.

8. Организация хранения товаров и подготовки их к продаже.

9. Организация продажи товаров и обслуживания покупателей.

Предприятия

Изучите и представьте в отчете следующие сведения о предприятии:

- Адрес, режим работы, история создания и развития, современный статус;

- Квалификационные признаки, степень оперативно-хозяйственной самостоятельности;

- Организационно-правовая форма (ТОО, ОАО, ИП, ООО и т.д.). Отличительные особенности организационно-правовой формы организации предпринимательской деятельности;

- Устав предприятия;

- Задачи и функции предприятия с учетом района деятельности (зона деятельности, наличие других магазинов и промышленных предприятий, их влияние на условия работы магазина, состав обслуживаемого контингента, соответствие режима работы магазина интенсивности покупательских потоков);

- Функциональные особенности предприятия (стационарные, передвижные, посылочные и т.д.);

- Виды и особенности устройства (магазины, магазины-склады и т.д.);

- Тип здания, в котором размещено предприятие и особенности его объемно-планировочного решения (отдельно стоящее здание, встроенно-пристроенное и т.д.). Соответствие здания архитектурным, технологическим и экологическим требованиям;

- Товарная специализация (специализированное, узко специализированное, универсальное и т.д.);

- Тип магазина (основной, дополнительный);

- Форма обслуживания (самообслуживание, с традиционной формой обслуживания через прилавок, салонная торговля, «клубные» магазины, магазины с технологией «кэш энд кэрри» и др.).

Составьте схему структуры аппарата предприятия, укажите вид структуры, сделайте вывод о целесообразности данной структуры.

Ознакомьтесь с функциями отделов и обязанностями основных работников. В отчете акцентируйте внимание на работе торгового отдела.Изучите должностные инструкции, проанализируйте характер и степень их выполнения соответствующими работниками, а также соответствие должностных инструкций требованиям ГОСТ Р 51305-99 «Требования к обслуживающему персоналу» (Приложение А).

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ БЕСЕД И ЛЕКЦИЙ

Темы лекций

1. Современные методы маркетинговых исследований;

2. Ассортиментная политика предприятия;

3. Анализ рынка товаров;

4. Ценообразование в современных условиях;

5. Инвентаризация материальных ценностей;

 

Темы бесед

1. Правила оформления дневника.

2. Оформление отчета по преддипломной практике.

3. Должностные инструкции товароведа.

4. Нормативно-правовая база профессиональной деятельности товароведа.

УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

Содержание и характер учебно – исследовательской работы определяется темой выпускной квалификационной работы.

Основная цель УИРС - совершенствование профессиональной подготовки будущего товароведа в определенной сфере деятельности и сбор материала для подготовки и написания выпускной квалификационной работы.

Выполненная работа оформляется в виде отчета по преддипломной практике.

Наиболее интересные и практически-значимые результаты могут быть представлены в управление торговли при Правительстве Кировской области с целью совершенствования практики работы торговых предприятий, а также опубликованы в виде статей или тезисов докладов в соответствующих научных изданиях.

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ СТУДЕНТОВ

Контроль качества прохождения практики включает 3 этапа:

1) Предварительный

– аттестация знаний и умений по результатам экзаменационных сессий;

– собеседование со студентами перед распределением по базовым предприятиям торговли;

2) Текущий

– проверка дневников руководителем практики;

– собеседование по отдельным разделам программы практики;

– проверка практических навыков и умений.

3) Итоговый контроль

– проверка дневника;

– проверка отчета;

– изучение характеристик;

– тестовый контроль полученных знаний.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. О внесении изменений и дополнений в закон РФ «О защите прав потребителей» и Кодекс об административных правонарушениях. 9 января. 1996 г. №2-ФЗ // Российская газета. 1996. 16 января.

2. О некоторых мерах, направленных на совершенствование систем обеспечения качества продукции и услуг: Постановление Правительства РФ от 02.02.98. Российская газета. 1998. 10 февраля.

3. О качестве и безопасности пищевых продуктов: Федеральный закон Российской Федерации от 2 января 2000 г. № 29-ФЗ.: Маркетинг, 2000.

4. О защите прав потребителей: Закон Российской Федерации в редакции Федерального закона Российской Федерации 9 января 1996 г. № 2-ФЗиот 17 декабря 1999 г. № 212-ФЗ // Российская газета. 1996. 16 января

5. Положение о проведении экспертизы некачественных и опасных продовольственного сырья и пищевых продуктов, их использование или уничтожение. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 сентября 1997 г. № 1263 // Экспресс Закон. 1997. № 44. Ст. 555.

6. «Правила продажи отдельных видов товаров» (Постановление Правительства РФ от 19.01.98 № 55 с изменениями и дополнениями).

7. Правила проведения сертификации пищевых продуктов и продовольственного сырья (Постановление Госстандарта).

8. Дашков Л.П., Памбухчиянц В.К. Организация, технология и проектирование торговых предприятий. – м.: ИВЦ «Маркетинг»

9. Лифиц И. М. Стандартизация, метрология и сертификация. – М.: Юрайт-Издат, 2002. – 296 с.

10. Крылова Г. Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии: Учебник для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юнити-дана, 2001. – 711 с.

11. Позняковский В. М. Гигиенические основы питания, безопасность и экспертиза продовольственных товаров. – Новосибирск, Изд-во Новосибирс. Университета, 1999.

12. Справочник товароведа продовольственных товаров. М.: Колос, 2002,

13. Шевченко В. В. и др. Товароведение и экспертиза потребительских товаров. – М.: ИНФРА – М, 2001.

14. Янборисова Л. П. Штриховое кодирование товаров. –М.: МНЭС ОЦПКРТ, 1997.

 

 


ПРИЛОЖЕНИЕ А

ГОСТ Р 51305-99

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Образец оформления титульного листа отчета по преддипломной практике

___________________________________________________________

Кировская Государственная Медицинская Академия

Факультет экспертизы и товароведения

Кафедра товароведения и экспертизы

 

О Т Ч Е Т

ПО ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКЕ

 

 

Студента__________________________________________
_______________________________________________________
(Ф. И. О. Полностью)

 

Курс ________Группа______________

 

Руководитель практики от кафедры:

__________________________________

Руководитель практики от предприятия:

__________________________________

 

Место прохождения практики ___________________________________

_____________________________________________________________
___________________________________________________________________________

 

Отчет сдан на проверку «_____» _________

Оценка ___________

Подпись руководителя практики от кафедры ________________

 

 

Киров 200__ г.


ПРИЛОЖЕНИЕ В

Продукции

Каждое предприятие (фирма), прежде чем начать производство продукции, определяет, какую прибыль, какой доход оно сможет получить.

Прибыль предприятия зависит от двух показателей: цены продукции и затрат на ее производство.

Цена продукции на рынке есть следствие взаимодействия спроса и предложения.

Затраты на производство продукции – издержки производства – могут возрастать или снижаться в зависимости от объема потребления трудовых или материальных ресурсов, уровня техники, организации производства и других факторов.

В общем виде издержки производства и реализации (себестоимость продукции, работ, услуг) представляют собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию.

Валовой доход – это показатель, характеризующий конечный результат производственной или коммерческой деятельности предприятия (фирмы), рассчитанный путем исключения из валовой выручки и результатов внереализационных операций (без налога на добавленную стоимость и акцизов) всех затрат на производство и реализацию продукции, вошедших в себестоимость, кроме затрат на оплату труда.

Валовая выручка представляет собой полную сумму денежных поступлений от реализации товарной продукции, работ, услуг и материальных ценностей. Определяется в фактических ценах реализации.

Валовая прибыль представляет собой сумму прибыли от реализации продукции (работ и услуг), основных фондов, иного имущества предприятия и доходов от внереализационных операций, уменьшенных не сумму расходов по этим операциям.

Издержки производства предприятия подразделяются на постоянные, переменные, валовые и предельные.

Постоянные издержки – издержки, сумма которых в данный период не зависит от величины и структуры производства и реализации продукции. К этим издержкам относят: оклады сотрудников предприятия; амортизацию основного капитала (основных фондов); аренду помещений; другие относительно постоянные расходы.

Постоянные издержки подразделяются на две группы: остаточные и стартовые. К остаточным издержкам относится та часть постоянных издержек, которые продолжает нести предприятие, несмотря на то, что производство и реализация продукции на какое-то время полностью остановлены; к стартовым издержкам относится та часть постоянных издержек, которые возникают с возобновлением производства и реализации продукции.

Другой вид – переменные издержки. Их общая величина на данный период непосредственно зависит от объема производства и реализации продукции, а также от структуры издержек при производстве и реализации нескольких видов продукции. Сюда входят расходы на приобретение сырья, материалов, топлива, энергии, требуемых для производства продукции, оплаты рабочей силы.

Сумма постоянных и переменных издержек составляет валовые издержки производства.

Предельные издержки – средняя величина издержек прироста или издержек сокращения на единицу продукции, возникших как следствие изменения объектов производства и реализации более чем на одну единицу продукции.

В традиционном представлении важнейшим путем снижения затрат является экономия всех видов ресурсов, потребляемых в производстве: трудовых и материальных.

Значительную долю в структуре издержек производства занимает оплата труда, что делает актуальной задачу снижения трудоемкости выпускаемой продукции, роста производительности труда (ПТ), сокращения численности административно-обслуживающего персонала.

Снижения трудоемкости продукции, роста ПТ можно достигнуть различными способами, в том числе путем:

- механизации и автоматизации производства;

- разработки и применения прогрессивных, высокопроизводительных технологий;

- замены и модернизации устаревшего оборудования;

- современной организации труда – подготовки рабочего места, полной его загрузки, применения передовых методов и приемов труда.

Материальные ресурсызанимают до 3/5 в структуре затрат на производство продукции, что соответственно требует:

- применения ресурсосберегающих технологических процессов;

- налаживания входного контроля за качеством поступающих от поставщиков сырья и материалов, комплектующих изделий и полуфабрикатов;

- сокращения расходов по амортизации основных производственных фондов (может быть достигнуто путем лучшего использования этих фондов, их максимальной загрузки);

- определения и соблюдения оптимальной величины партии закупаемых материалов, оптимальной величины серии запускаемой в производство продукции.

В сочетании с традиционными путями снижения затрат на производство продукции вновь возникшие факторы позволят в комплексе довести величину издержек производства до оптимального уровня.

Являясь одним из важнейших элементов экономики предприятия, цена активно используется при выработке ценовой политика. При этом, если изменение продуктовой политики, планирование и реализация деятельности по продвижению продуктов, создание новых каналов товародвижения требуют достаточно длительного времени, то в ответ на изменение внешних и внутренних возможностей и условий цены могут быть изменены достаточно быстро.

Цена играет особую роль и потому, что она прямым образом влияет на результирующие экономические показатели. Так, прибыль (П) определяется как:

П=(Ц×V)-C,

где: Ц – цена;

V – объем реализованной продукции;

С – суммарные издержки.

На величину цены оказывают воздействие внутренние и внешние факторы.

К числу внутренних факторов относятся: цели предприятия и маркетинга, стратегии по отношению к отдельным элементам экономики предприятия, издержки, организация ценообразования.

Возможными общими целями предприятия, влияющими на политику ценообразования, выступают цели выживания и развития. Так, может сложиться ситуация, когда из-за ужесточения конкуренции, изменения потребностей покупателей, тяжелого экономического положения страны предприятия лишь частично использует свои производственные мощности. Чтобы предприятие не остановилось, его продукция может продаваться по низким ценам, чтобы поддержать или увеличить спрос. В благоприятных для предприятия условиях, когда существует высокий спрос и положительно действуют другие факторы, могут назначаться более высокие цены.

С точки зрения экономики можно рассматривать следующие подходы к ценообразованию:

- максимизация прибыли в долгосрочном плане;

- максимизация прибыли в краткосрочном плане;

- увеличение показателя рыночной доли;

- сохранение статуса ценового лидера в отрасли;

- воспрепятствование появлению новых конкурентов;

- сохранение лояльности со стороны торговых посредников;

- улучшение имиджа предприятия;

- улучшение продаж «слабых продуктов»;

- предотвращение «ценовых войн».

Цена выступает одним из элементов экономики предприятия, поэтому ее выбор должен также учитывать принятые стратегии относительно других элементов экономики предприятия. Например, цена зависит от качества продукции, затрат на его продвижение, от стадии жизненного цикла продукта. Цена должна покрывать все издержки: производственные, товародвижения и продаж, и принести определенную прибыль.

К числу внешних факторовотносятся:

- тип рынка, на котором оперирует предприятие;

- оценка соотношения между ценой и ценностью (потребительскими свойствами) продукта, осуществляемая потребителем;

- конкуренция;

- экономическая ситуация в отрасли, народном хозяйстве в целом;

- государственное регулирование;

- возможная реакция посредников и др.

В конечном итоге, является цена правильной или нет, решает покупатель.

На политику в области ценообразования сильное влияние оказывают цены конкурентов и их возможная реакция на изменения цен на рынке. Отсюда следует, что изучение цен конкурентов – важнейший элемент деятельности в области ценообразования. Когда в основу цены кладется цена конкурентов, издержки или спрос перестают быть решающими факторами, особенно когда сложно измерить эластичность последнего, то есть определить влияние изменения цены на спрос. В данном случае могут использоваться следующие методы ценообразования:

- исходя из сложившихся на рынке традиций ценообразования;

- следование за ценами рыночного лидера.

В первом случае цены определяются при условии, что каждый продавец данного рынка устанавливает цены, уважая обычаи ценообразования и уровень цен, сложившихся на рынке. Если производитель улучшил качество товара и/или повысил уровень предоставляемых услуг, он вправе установить более высокую цену. Такой метод ценообразования обычно используется на рынке недифференцированных массовых товаров – металла, зерна, сахара и т.п.

Во втором случае производитель определяет свои цены исходя из цен рыночного лидера, лидерство которого определяется такими важными показателями, как наибольшая рыночная доля, качество продукта, его престижность и т.п. Так как позиции других участников рынка слабее позиций рыночного лидера, то цены, ими устанавливаемые, обычно ниже цен лидера. В результате производители, даже специально не договариваясь, продают товар в определенном, как бы согласованном диапазоне цен. Такой подход используется в борьбе за получение выгодных контрактов. В этом случае учет издержек, мнения потребителей отходят на второй план, а побеждает тот, кто предложил более низкую цену за выполнение контрактных работ по сравнению с конкурентами.

Очевидно, что при определении цен одновременно используются совместно все рассмотренные методы, хотя удельный вес каждого из них может быть различным.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ КИРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.