Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИКИ





3.1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПЕРИОД

 

Цель его – определить перспективы жизни ребят в лагере и оформить отряд как детский коллектив. Происходит выбор органов самоуправления и программы действий. Поэтому важно именно в эти дни сделать цели коллектива личностно-значимыми и привлекательными: создать ситуацию, позволяющую ребятам выразить себя по-новому, утвердиться в новом коллективе, проявить знания и умения в различных видах деятельности.

Вожатому необходимо учитывать, что у него есть свой организационный период, когда необходимо решать целый ряд задач: прием детей, беседа с их родителями, поездка (время в дороге) в лагерь; организация самообслуживания детей, режим и распорядок дня. Но главная задача, на решение которой должны быть направлены усилия вожатого, – организация детского коллектива (положительных взаимоотношений в нем), отрядной деятельности.

В первые дни необходимо предъявление детям единых, четких и конкретных требований. Именно в этот период в силу психолого-педагогических особенностей временного коллектива его члены наиболее восприимчивы к педагогическим воздействиям. Важно также сформировать положительное отношение детей к выполнению санитарно-гигиенических требований по самообслуживанию (соблюдение режима дня, правил личной гигиены и поведения).

Насыщенность жизни отряда творческими делами, интенсивность свободного общения ребят помогают лучше узнать друг друга и проявить свои организаторские способности.

Совместно с детьми вожатые и воспитатели ставят перед отрядом общую цель и конкретные задачи. Высший орган – общий сбор – избирает органы детского самоуправления, распределяет поручения между членами отряда. Коллективно планируется работа отряда, кружков. Кульминацией организационного периода становится лагерный сбор, на котором дается старт основным делам смены, определяется ее цель и общая программа действий. Так постепенно формируется совместная коллективная форма взаимодействия студентов-практикантов и детей.



 

 

3.2. ОСНОВНОЙ ПЕРИОД

 

Основной период лагерной смены после торжественного открытия лагеря характеризуется развитием внутриколлективных отношений и широтой разнообразных видов деятельности; реализацией программы воспитательной работы, активизацией работы органов самоуправления. Ребята учатся работать по принципу: «Все творчески, иначе зачем?». Вожатые помогают планировать конкретные дела, проводят с ребятами коллективный анализ прошедшего дня, выполненного дела; продолжается работа по выполнению режима дня. К особенностям, характерным для этого периода смены, относятся следующие: разносторонность, творческий характер, насыщенность и усложнение форм работы с детьми с целью формирования коллектива; опора на традиции лагеря. Важное значение при этом имеют использование разнообразных форм (сбор, праздник, огонек, викторина, КВН, пресс-конференция, игра-эстафета, литературно-художественные конкурсы, защита фантастических проектов, трудовой десант, экологическая тропа, акция и др.) и методов воздействия на учащихся (соревнование, поручение, игра, общественно-полезный труд, убеждение, поощрение, требование).

 

3.3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД

 

В заключительный период проводятся обсуждение и подведение итогов работы отрядов, составляются наказы следующей схеме, готовится торжественная линейка закрытия лагеря, заключительный костер, отъезд детей из лагеря. Третий – заключительный – период жизни в лагере должен отличаться достаточно высоким уровнем развития коллектива.

Внутриколлективные отношения, активность подростков, взаимоотношения их и вожатых соответствует возрастным и индивидуальным особенностям ребят, педагогическому мастерству вожатых. Однако опыт показывает, что именно в этот период возрастает число межличностных конфликтов, приводящих к нарушениям дисциплинарного порядка.

Студенту-практиканту в этот период надо быть очень чутким к своим воспитанникам. Акцент в работе должен быть перенесен на самоанализ воспитанниками своей деятельности, индивидуальное и коллективное осмысление, сопереживание всех событий конца лагерной смены.

Показателями сформированности умений у студентов являются осознание (вместе с детьми) цели совместной деятельности, качество решения воспитательных задач, степень осознания своих действий и их обоснованности, степень самостоятельности и уверенности в собственных силах; быстрая ориентация в вопросах, задаваемых ребятами; организованность в выполнении должностных обязанностей. Эти качества проявляются при постановке цели, планировании, организации, проведении мероприятий в отряде, в ДОЦ.

Студенты, направленные в летние оздоровительные лагеря, работают под руководством старших воспитателей. Они подчиняются правилам внутреннего распорядка, установленным для всего педагогического персонала лагеря. Перед началом смены старший воспитатель организует инструктивный семинар, высказывает рекомендации по организации воспитательной работы в зависимости от конкретных условий данного лагеря. В конце практики администрация лагеря проводит совещание с практикантами, анализирует их работу и подводит итоги педагогической практики. Составляется характеристика на каждого студента с оценочными суждениями о его работе.

Во время летней практики студенты участвуют в производственных совещаниях, педагогических советах, изучают и анализируют опыт работы лучших вожатых, воспитателей, методистов, ведут педагогический дневник.

Как правило, в первую после лета неделю студенты представляют отчет о педагогической практике, педагогический дневник, характеристику, разработки воспитательных и других мероприятий, другие материалы и документы (грамоты, дипломы, альбомы, плакаты, стенгазеты и т.п.).

Итоги практики проводятся на факультетской итоговой конференции.

 


ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Примерный перечень вопросов к дифференцированному зачету

 

1. Какими профессиональными качествами должен обладать современный воспитатель, работающий в летнем детском оздоровительном центре.

2. В чем особенности детского временного коллектива в летнем оздоровительном центре? Какие формы работы необходимо использовать для сплочения коллектива.

3. Что следует учитывать педагогу при планировании работы отряда на смену? Назовите приемы, методы коллективного планирования.

4. Что значит творческий режим дня? Роль воспитателя в его организации?

5. Какие формы воспитательной работы стали традиционными в жизни летнего оздоровительного центра и почему?

6. В чем причина педагогического конфликта в детском оздоровительном центре? Какова роль педагога в его решении?

Подведение итогов практики

По окончании летней практики студент сдает преподавателю методисту следующую документацию:

а) дневник воспитателя, в котором отражается вся работа педагога с отрядом;

б) отчет о проделанной работе (по предлагаемой схеме);

в) описание двух из проведенных воспитательных мероприятий;

г) характеристику, выданную студенту-практиканту администрацией ДОЦ;

Студент-практикант, получивший отрицательную характеристику за работу в пионерском лагере или уехавший из него преждевременно, без уважительных причин, получает неудовлетворительную оценку и должен пройти практику вторично.

4.2.1. Диагностика компетенций студентов

Оценка практических достижений студентов проводиться по 10-бальной шкале, критерии которой предложены Министерством образования Республики Беларусь.

В итоговой оценке за педагогическую практику учитываются степень эффективности проведенной студентом воспитательной деятельности, участие в методической работе лагеря, активность студента и его отношение к педагогической профессии, к детям, а также качество отчетной документации.

1 балл – один ставится студенту при отсутствии психолого-педагогических знаний, знаний, необходимых для организации летнего отдыха детей, неумении планировать работу отряда, отсутствии умений по организации жизнедеятельности детского коллектива.
2 балла – два ставится при недостаточной психолого-педагогической подготовке, на практике не решены поставленные воспитательные задачи, практикант допускал грубые ошибки теоретического и методического плана, которые оказали отрицательное влияние в целом на жизнедеятельность детского коллектива, на проведение отрядных, общелагерных дел. Оформление документации не соответствует требованиям.
3 балла – три ставится студенту, который допускал ошибки при прохождении практики, не умел управлять детским коллективом, не смог сплотить ребят, увлечь интересными делами. Воспитательные мероприятия проводил на низком методическом уровне, не анализировал результаты деятельности. Документация оформлена безграмотно.
4 балла – четыре ставится студенту, который не смог полностью реализовать поставленные в ходе практики цели, допуская грубые ошибки в методике проведения воспитательных мероприятий, не проводил индивидуальной работы, не проявлял инициативы. Испытывал трудности в общении с детьми и работниками лагеря. Документация оформлена с ошибками, не полно.
5 баллов – пять ставил студенту, который испытывал трудности при прохождении практики, но основная цель реализована, допускал ошибки при проведении воспитательных мероприятий, имели место недостатки в планировании работы отряда, пытался проводить индивидуальную работу, решать вопросы организации жизнедеятельности детского коллектива. Не проявлял творчества. Документация оформлена недостаточно полно и грамотно.
6 баллов – шесть ставится студенту, который прошел практику в соответствии с предъявленными требованиями. Но в его работе были недостатки теоретического и методического плана. Студент не проявил необходимых умений в руководстве отрядом; в процессе практики слабо решались вопросы планирования воспитательной работы, допускались ошибки в проведении отдельных форм воспитательной работы, не учитывал в достаточной степени возрастных индивидуальных особенностей детей. Проявил активность, самостоятельность в работе. Документацию оформил с ошибками.
7 баллов – семь ставится студенту, который выполнил программу летней практики, обнаружил умения определять воспитательные задачи и способы их решения, проявляя инициативу в работе. Самостоятельно пытался решать вопросы жизнедеятельности детского коллектива. Испытывая трудности при проведении воспитательных мероприятий. Документацию оформил полно, с незначительными ошибками.
8 баллов – восемь ставится студенту, который выполнил намеченную на период практики программу воспитательной работы. Обнаружил знания и умения при ее прохождении, умел определять воспитательные задачи, способы их решения. Строил правильные отношения с детьми, педагогами, родителями. В работе проявлял инициативу, активность в проведении отдельных форм воспитательной работы допускал незначительные ошибки. Документация оформлена грамотно.
9 баллов – девять ставится студенту, который выполнил в срок программу практики. При прохождении практики продемонстрировал знания и умения, требуемые программой. Умело определял воспитательные задачи, пути их выполнения. Использовал известные формы воспитательной работы. Документацию оформлял грамотно, полно. В работе проявлял инициативу, активность, самостоятельность, тактичность.
10 баллов – десять ставится студенту, который выполнил в срок и на высоком уровне всю программу практики. Показал все необходимые знания и умения. Сплотил детей в дружный коллектив, увлек интересными делами. Использовал разнообразные формы воспитательной работы с учетом интересов, предложений, возрастных особенностей детей. Документация оформлена грамотно, полно, системно, логично. В работе проявлял творчество, инициативу, активность, самостоятельность, тактичность в работе с детьми и педагогическим коллективом, родителями.

 

4.3. Права и обязанности студентов во время прохождения практики[1]

Студент-практикант обязан соблюдать следующие требования:

- присутствовать на организационном собрании (конференции);

- знать сроки проведения практики;

- получить бланк направления на практику;

- прибыть своевременно к месту практики и начать ее в установленный срок;

- пройти инструктаж по охране труда и технике безопасности;

- по прибытии явиться к руководителю практики от учреждения и согласовать с ним календарно-тематический план практики. Он может носить краткий или развернутый (подробный) характер. В плане должны найти отражение основные виды работ, предусмотренные программой. Последовательность их выполнения корректируется руководителем практики в соответствии со сроками возможного их выполнения на предприятии;

- выполнять программу практики в соответствии с индивидуальным календарно-тематическим планом, полностью осуществлять предусмотренные работы, стремясь приобрести как можно больше практических навыков по своей специальности;

- подчиняться действующим в учреждении правилам внутреннего распорядка. При нарушении правил руководитель учреждения может налагать на студента взыскания с последующим сообщением ректору университета. В случае невыполнения требований студент может быть отстранен от прохождения практики;

- нести ответственность за выполняемую работу и ее результаты наравне со штатными работниками;

- ежедневно заполнять дневник практики с изложением проделанной работы;

- участвовать в научно-исследовательской работе по заданию кафедры психологии;

- оказывать практическую помощь учреждению образования (по возможности).

Студенты-практиканты имеют право:

- по всем вопросам, возникающим в процессе прохождения практики обращаться к руководителям университета и учреждения;

- участвовать в работе органов самоуправления учреждения образования, в конференциях и совещаниях;

- оказывать практическую помощь предприятию по изысканию и использованию резервов производства и совершенствованию его организации;

- пользоваться библиотекой, кабинетами и т. д.

 

 


Список литературы

1. Афанасьев С. П. Что делать с детьми в загородном лагере / С. П. Афанасьев.– М. : Новая школа, 1991.

2. Афанасьев С. П. 300 творческих конкурсов / С. П. Афанасьев.– М. : Новая школа, 1997.

3. Газман О. Педагогика в пионерском лагере / О. Газман.– М., 1996.

4. Григоренко Ю. Н. КТД, игры, праздники : Учеб. пособие / Ю. Н. Григоренко.– М., 1999.

5. Гримоть А. А. и др. игра и дети: программа и методические рекомендации / А. А. Гримоть.– Мн., 1996.

6. Гримоть А. А. Педагогика летнего отдыха.– Мн., 1996.

7. Грымаць А. А. і інш. Змест і канцэптуальныя аспекты арганізацыі летняга адпачынку дзяцей : Вуч.-мет. дапаможнік / А. А. Грымаць.– Мн., 1998.

8. Выхаваўчая работа ў аздараўленчых лагерах / складальнік Ю. Г. Брынзарэй і інш.– Мазыр, 1998.

9. Добрецова Н. Экологическое воспитание в пионерском лагере / Н. Добрецова.– М., 1988.

10. Иванов И. П. Энциклопедия коллективных творческих дел / И. П. Иванов.– М., 1989.

11. Летняя педагогическая практика в загородных лагерях: Метод. рекомендации.– М., 1991.

12. Лутошкин А. Н. Как вести за собой / А. Н. Лутошкин.– М., 1986.

13. Мозаика детского отдыха / Н. А. Обраинальская, Н. П. Баранова, Г. А. Гладько и др.– Мн., 1996.

14. Методические рекомендации по организации педагогической практики в загородных лагерях / Сост. М. Ф. Чудаев, Н. Г. Вирховокий.– Мн., 1992.

15. Подготовка студентов к летней практике: Метод. материалы.– Мн., 1993.

16. Примерная программа экологического всеобуча в летнем оздоровительном лагере.– Мн., 1991.

17. Федоров Е. С. Шпаргалка вожатого (игры, тесты, методики) / Е. С. Федоров.– М., 1992.

18. Шмаков С. А. Лето / С.А. Шмаков.– М. : Магистр, 1993.

19. Якушевич А. Н. Здравствуй, лето! Здравствуй, лагерь! / А. Н. Якушевич – Ставропольский пединститут, 1992.

 

 


[1] Составлены на основе Положения о порядке организации, подведения итогов материального обеспечения практики студентов высших учебных заведений РБ, утвержденного Советом Министров Республики Беларусь № 860 от 03.06.2010.

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.