Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «РУССКИЙ ЯЗЫК»





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «РУССКИЙ ЯЗЫК»

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 г.), авторской програм­мы «Русский язык. Обучение грамоте» для 1 класса Л.Е. Журовой и авторской программы «Русский язык» для начальной школы, разработанной С,В. Ивановым, М.В. Кузнецовой, А.О. Евдокимовой, Л.В. Петленко, В.Ю. Романовой в рамках проекта «Начальная школа XX! века» (научный руководитель Н.Ф. Виноградова).

Программа состоит из двух взаимосвязанных курсов: «Русский язык. Обучение грамо­те» и «Русский язык».

 

Курс «Русский язык. Обучение грамоте» является начальным этапом в системе изу­чения русского языка в начальной школе.

Основные положения федерального государственного стандарта начального общего образования (учет индивидуальных, возрастных и психологических особенностей обучаю­щихся; учет различных видов деятельности учащихся и форм общения педагогов с детьми для решения целей образования и воспитания; обеспечение преемственности дошкольного и начального образования) помогают реализовать положения системно-деятельностного подхода в период обучения грамоте.

Основными ценностными ориентирами курса «Русский язык. Обучение грамоте» являются:

- направленность на формирование учения учиться;

- направленность на понимание того, что язык представляет собой основное средство человеческого общения;

- личностно-ориентированная направленность;

- направленность работы не только на тренировку технической стороны чтения, но и

- на его осознанность.

Рабочая программа курса «Русский язык» реализует основные положения концепции лингвистического образования младших школьников.



 

Целями обучения русскому языку являются:

- ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке;

- формирование умений и навыков грамотного, безошибочного письма;

- развитие устной и письменной речи учащихся:

- развитие языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству.

Социокультурная цель изучения русского языка достигается решением задач развития устной и письменной речи учащихся и формированием у них основ грамотного, безошибоч­ного письма. Научно-исследовательская цель реализуется в процессе ознакомления уча­щихся с основными положениями науки о языке.

 

Программа курса «Русский язык» реализуетзадачи ознакомления учащихся с основ­ными положениями науки о языке, формирования умений и навыков грамотного безошибоч­ного письма, развития речи школьника, его интереса к языку и речевому творчеству.

Систематический курс русского языка представлен в начальной школе как совокуп­ность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, и имеет познавательно­коммуникативную направленность. Это предполагает развитие коммуникативной мотивации, пристальное внимание к значению и функциям всех языковых единиц. В программе курса «Русский язык» выделяются три блока, каждый из которых соответствует целям обучения русскому языку: «Как устроен наш язык», «Правописание» и «Развитие речи», (такое струк­турирование курса позволяет успешно реализовать цели развития логического и абстракт­ного мышления; решить практические задачи по формированию навыков грамотного, без­ошибочного письма и развитию речи учащихся; сделать ученика субъектом обучения, когда на каждом уроке ученик четко осознает, что и с какой целью он выполняет; избавить учеников от психологической утомляемости, возникающей из-за немотивированного смешения различных видов работ.

Важной отличительной стороной данной программы является ориентация ученика не на заучивание определений и правил, а на ознакомление с устройством и функционированием родного языка, овладение умениями выделения и характеристики языковых единиц с опорой на алгоритмы. Материал, превышающий уровень требований, призван расширить кругозор первоклассников, познакомить с интересными фактами и явлениями из жизни родного языка, что позволяет реализовать дифференцированный и индивидуальный подход к обучению.

В первом классе , в соответствии с образовательной программой школы, на изучение предмета «Русский язык» отводится 165 часов (5 часов в неделю при 33 учебных неделях). Часы распределяются в следующей пропорции. На изучение курса «Обучение грамоте» отводится 80 – 110 часов(в зависимости от уровня класса).на изучение курса «Русский язык» отводится 55 – 85 часов. По усмотрению учителя, в календарно – тематическое планирование могут быть внесены изменения, Данный вариант программы предусматривает следующее распределение часов: « Обучение грамоте» - 80 часов(1 полугодие), «Русский язык» - 85 часов( 2 полугодие).

 

Учебно-тематический план

 
 

Русский язык. Обучение грамоте

 

 

№ п/п   Содержание программного материала     Количество часов
Введение 5 часов
Подготовительный период 15 часов
Основной период 60 часов
  ИТОГО 80 часов

Русский язык

 

№ п/п   Содержание программного материала     Количество часов
Фонетика и орфоэпия
Графика и орфография
Слово и предложение. Пунктуация
Развитие речи
  ИТОГО 85 часов

 

 

Содержание программы

Содержание курса «Русский язык.Обучение грамоте»

 

 

Содержание курса Универсальные учебные навыки
Слово и предложение Выделение предложений из речевого потока. Слово как объект изучения, материал для анализа. Значение слова. Различие слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка, распространение и сокращение предложения. Моделировать состав предложения. Корректировать предложения, содержащие смысловые ошибки.выделятьсущественные признаки, синтезировать их: различать слово и предложение; определять, находить задуманное слово по его лексическому значению. Контролировать этапы своей работы, оценивать процесс и результат выполнения задания.  
Фонетика Единство звукового состава слова и его значения. Интонационное выде­ление звуков в слове. Звуковой ана­лиз. Последовательность звуков в слове. Изолированный звук (выделе­ние, называние, фиксация фишкой). Сопоставление слов, различающихся одним звуком (мак-рак). Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих. Построение моделей звукового со­става, отражающих качественные характеристики звуков (согласные и гласные звуки, твердые и мягкие со­гласные звуки). Подбор слов, соот­ветствующих заданной модели. Ударение. Самостоятельная поста­новка ударения в слове; выделение ударного гласного звука. Слог как минимальная произноси­тельная единица. Деление слов на слоги. Слоговой анализ слов: уста­новление количества слогов в слове. Соотнесение произносимого слова со слогоударной схемой. Моделировать звуковой состав слова, отражая в модели качественные харак­теристики звуков. Сравнивать, сопоставлять слова, разли­чающиеся одним или несколькими зву­ками. Классифицировать: звуки по заданному основанию (твёрдые и мягкие согласные звуки; гласные - согласные и т.д.); слова по количеству слогов и месту ударения. Анализировать предложенную модель звукового состава слова, подбирать сло­ва, соответствующие заданной модели. Обосновывать выполняемые и выпол­ненные действия. Осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную модель с образцом. Контролировать этапы своей работы, оценивать процесс и результат выполне­ния задания. Находить и исправлять ошибки, допу­щенные при проведении звукового ана­лиза, ошибки, допущенные при делении слов на слоги, в определении ударного звука. Объяснять причину допущенной ошибки.
Графика Различение звука и буквы: буква как знак звука. Позиционный способ обо­значения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости- мягкости предшествующих согласных звуков. Функции букв е, ё, ю, я. Обо­значение буквами звука [й‘] в разных позициях. Сравнительный анализ буквенных записей слов с разными позициями согласных звуков. Русский алфавит как последователь­ность букв. Функции небуквенных графических средств: пробел между словами, знак переноса, абзац. Знаки препинания в конце предложения (ознакомление). Соотносить звук и соответствующую ему букву. Обозначать гласные звуки буквами, объясняя выбор буквы гласного звука в зависимости от твёрдости или мягкости предшествующего согласного. Соотносить звуко-буквенную модель (модель звукового состава слова с про­ставленными в ней гласными буквами) со словами - названиями картинок. Дифференцировать буквы, обозначаю­щие близкие по акустико-артикуляцион­ным признакам согласные звуки; буквы, имеющие оптическое и кинетическое сходство. Классифицировать слова в зависимости от способа обозначения звука [й']. Структурировать последовательность слов в алфавитном порядке. Находить и исправлять ошибки, допу­щенные при обозначении звука буквой. Объяснять причину допущенной ошибки.  
Чтение Соотношение между звуковой и бук­венной формой слова. Позиционный способ обозначения звуков буквами и обусловленный им способ чтения: чтение слога с ориентацией на букву, обозначающую гласный звук. Чтение слов, словосочетаний, коротких предложений и текстов. Понимание предложений, небольших рассказов и стихотворений при самостоятельном чтении вслух и при прослушивании. Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами как результат со­вершенствования механизма чтения. Обучение орфоэпическому чтению при переходе к чтению целыми сло­вами. Скорость чтения в соответст­вии с индивидуальным темпом ре­бёнка. Чтение с интонацией и пауза­ми в соответствии со знаками препи­нания. Развитие осознанности и вы­разительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений. Выборочное чтение с целью поиска ответа на поставленный вопрос по данному тексту. Нахождение инфор­мации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых вы­водов на основе информации, со­держащейся в тексте. Чтение по ролям. Использование орфографического чтения как средства самоконтроля при письме под диктовку и при спи­сывании. Применять знание позиционного прин­ципа чтения при чтении прямых слогов. Сравнивать слова, получающиеся при изменении одной гласной буквы. Осознавать смысл прочитанного. Находить содержащуюся в тексте ин­формацию. Определять основную мысль прочитан­ного произведения. Обсуждать прочитанный текст с одно­классниками. Аргументировать своё мнение при об -суждении содержания текста. Формулировать простые выводы на ос­нове информации, содержащейся в тексте. Интерпретировать информацию, пред­ставленную в тексте в явном и неявном виде. Использовать два вида чтения: орфо­графическое и орфоэпическое - в зави­симости от целей.
Восприятие художест­венного про­изведения (уроки прово­дятся один раз в неделю) Восприятие художественного произ­ведения, читаемого взрослым или одноклассником. Понимание текста: тема, главная мысль, герой, основная сюжетная линия. Работа с воображаемыми си­туациями («что бы ты сделал на мес­те героя, как бы ты себя вёл»). Первоначальное знакомство с лите­ратурными жанрами - стихи, рассказы, сказки (народные и авторские), загадки, пословицы и др. Осознавать смысл текста при его про­слушивании. Понимать информацию, содержащуюся в воспринимаемом на слух тексте. Определять основную мысль текста. Различать стихотворения, рассказы, сказки на основании отличительных осо­бенностей данных жанров.
Письмо Практическое освоение гигиениче­ских требований при письме. Разви­тие мелкой моторики пальцев и сво­боды движения руки. Развитие уме­ния ориентироваться в пространстве. Поэлементный анализ букв. Овладе­ние начертанием письменных про­писных (заглавных) и строчных букв. Различение букв, имеющих оптиче­ское и кинетическое сходство. Письмо слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Письмо под диктовку слов и предло­жений, написание которых не расхо­дится с их произношением. Овладение разборчивым аккуратным письмом. Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса. Списывание слов, предложений, не­больших текстов. Приёмы и последо­вательность действий при списывании. Анализировать систему ориентиров на страницах прописей (точка начала дви­жения, стрелка, указывающая направле­ние движения) и следовать данным ори­ентирам. Составлять алгоритм предстоящих действий. Объяснять последовательность своих действий. Моделировать буквы из набора элементов. Анализировать деформированные бук­вы, определять недостающие элементы, реконструировать буквы. Группировать буквы по разным основа­ниям: по наличию в них определённых элементов; по сходству обозначаемых ими звуков. Осознавать смысл написанного. Контролировать собственное написание, сравнивая его с предложенным образцом. Контролировать этапы своей работы при списывании. Принимать участие в обсуждении крите­риев для оценивания написанного. Оценивать собственное написание с учётом выработанных критериев (раз­борчивое, аккуратное начертание букв)
Орфография и пунктуация Знакомство с правилами правописа­ния и их применение: раздельное написание слов; обозначения глас­ных после шипящих (ча- ща, чу- щу, жи - ши); прописная (заглавная) буква в начале предложения, в име­нах собственных; перенос слов по слогам без стечения согласных; зна­ки препинания в конце предложений. Группировать слова, которые пишутся с заглавной или со строчной буквы. Объяснять свои действия. Применять изученные правила при спи­сывании слов и предложений, при пись­ме под диктовку. Осознавать алгоритм списывания. Контролировать и уметь объяснить собственное написание, соответствую­щее изученным правилам. Использовать орфографическое чтение как средство контроля правильности на­писанного. Исправлять ошибки, допущенные на изученные правила, и объяснять свои действия.
Развитие речи Слово. Предложение. Речь. Воспри­ятие речи учителя и одноклассников. Практическое овладение учебным диалогом: «присвоение» {отнесение к себе) вопроса, заданного всему клас­су; осознание смысла вопроса; уме­ние задавать вопрос в целях полу­чения необходимой информации. Культура речи: соблюдение норм русского литературного языка в усло­виях бытового и учебного общения. Составление небольших рассказов описательного и повествовательного характера (на материале чувственно­го опыта, игр, занятий, наблюдений). Составление рассказов по серии сю­жетных картинок. Строить устное речевое высказывание. Составлять небольшой текст с опорой на серию сюжетных картинок, на сюжет­ную картинку. Составлять небольшие описательные и повествовательные рассказы. Участвовать в учебном диалоге. Осознавать недостаточность имеющей­ся информации, задавать учителю и од­ноклассникам вопросы. Включаться в совместную работу. Вы­сказывать собственное мнение и обос­новывать его.

 

 

Содержание курса «Русский язык»

тема Содержание (стандартный уровень) Содержание (нестандартный уровень)
Фонетика и орфоэпия. Звуки речи. Гласные и согласные звуки. Различение ударных и безударных глас­ных звуков. Различение твердых и мягких согласных звуков, звонких и глухих соглас­ных звуков. Звуковой анализ слова, работа со звуковыми моделями: построение мо­дели звукового состава слова, подбор слов, соответствующих заданной модели. Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Ударе­ние. Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами совре­менного русского литературного языка  
Графика и орфография. Различение звуков и букв. Обозначение на письме мягкости согласных звуков. Функ­ции ь: 1) показатель мягкости предшест­вующего согласного, 2) разделительный. Установление соотношения звукового и буквенного состава в словах типа двор, день; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я, в словах с непроизносимыми согласными. Русский алфавит: правильное называние букв, знание их последователь- ности. Письмо слов и предложений с соблюдением гигиенических норм. Усвоение приемов и последовательности правильно­го списывания текста. Ознакомление с правилами правописания и их применение: - раздельное написание слов; - прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных; - обозначения гласных после шипящих (ча - ща, чу - щу, жи - ши), - знаки препинания в конце предложения. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Использование алфавита при ра­боте со словарями, справочника­ми, каталогами. Ознакомление с правилами право­писания и их применение: сочетания чк, чн, перенос слов по слогам без сте­чения согласных; безударный проверяемый глас­ный в корне слова.
Слово и предложение. Пунктуация. Понимание слова как единства звучания и значения. Работа с предложением: замена слов, вос­становление деформированных предложе­ний. Знаки препинания в конце предложения. Выявление слов, значение кото­рых требует уточнения. Опреде­ление значения слова по тексту или уточнение значения с помо­щью толкового словаря. Слова, называющие предметы, действия и признаки. Словообразователь­ные связи между словами. Родст­венные слова. Неизменяемые сло­ва. Наблюдение за использованием в тексте многозначных слов, си­нонимов, омонимов (ознакомление без введения терминологии).
Развитие речи. Осознание цели и ситуации устного обще­ния. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, бла­годарность, обращение с просьбой).   Выбор языковых средств в соот­ветствии с целями и условиями общения для эффективного ре­шения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалоги­ческой формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п. Соблюдение ор­фоэпических норм и правильной интонации. Сочинение небольших рассказов (по материалам собст­венных игр, занятий, наблюдений). Восстановление деформирован­ного текста повествовательного характера.

 

Требования к уровню подготовки учащихся

К концу изучения блока «Русский язык. Обучение грамоте» учащиеся научатся:

называть все звуки и буквы русского языка, осознавать их основные различия (звуки слышим и произносим, буквы видим и пишем);

- вычленять отдельные звукив словах, определять их последовательность; различать гласные и согласные звуки и буквы;

- соблюдать правила посадки, положения тетради, ручки в руке;

- четко, без искажений писать строчные и заглавные буквы, соединения, слова;

- выделять предложения, слова из потока речи;

- различать звуки и буквы;

- правильно списывать слова и предложения, написанные печатным и рукописным шрифтом.

К концу изучения блока «Русский язык, Обучение грамоте» учащиеся получат возмож­ность научиться:

- слышать интонацию конца предложения, определять количество произнесённых нее сложений; выделять из предложения слова, определять их количество;

- при письме букв выбирать их соединение с учётом начертания следующей буквы;

- выделять последовательность звуков слова, характеризовать каждый (глас­- ь: согласный, гласный ударный / безударный, согласный твёрдый / мягкий, звонкий / глу- е: J строить модель слогового и звукового состава слова;

- оценивать качество своего письма; сравнивать самостоятельно написанное с - сложенным образцом.

К концу изучения блока «Русский язык» учащиеся научатся:

- под руководством учителя создавать короткие устные и письменные высказывания;

- различать слово и предложение;

- правильно называть буквы алфавита, располагать буквы и слова в алфавитном по-

рядке;

- правильно обозначать твёрдость и мягкость согласных звуков и звук [й’];

- обнаруживать в словах изученные орфограммы;

- правильно оформлять границы предложений: обозначать начало большой буквой, а конец - точкой;

- обозначать пробелами границы слов;

- писать большую букву в собственных именах;

- соблюдать основное правило переноса слов (по слогам, не оставляя и не перенося одну букву);

- правильно писать ударные слоги жи-ши, ча-ща, чу-щу-,

- писать слова с проверяемыми парными согласными на конце слова;

- не употреблять ь в буквосочетаниях чк, чн, нч, щн, нщ и др.;

- списывать текст и писать текст под диктовку учителя.

К концу изучения блока «Русский язык» учащиеся получат возможность научиться:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (в виде предложения или не­большого текста);

- обнаруживать и исправлять графические и орфографические ошибки (обозначение твёрдости и мягкости, звука [й‘], пропуски, перестановки и замены букв; нарушения изу- -енных орфографических правил) в специально предложенных и в собственных записях;

- правильно писать изученные слова с удвоенными согласными;

- под руководством учителя осуществлять проверку написанного;

- составлять небольшой текст (4-5 предложений) на заданную тему, по картинке и записывать его с помощью учителя, составлять текст из предлагаемых абзацев (вос­станавливать деформированный текст);

- выполнять звуко-буквенный анализ доступных слов, видеть несоответствия меж­ду произношением и правописанием слов;

- писать безударные гласные, проверяемые ударением, в двусложных словах.


 

Планируемые результаты освоения программы

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «РУССКИЙ ЯЗЫК»

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 г.), авторской програм­мы «Русский язык. Обучение грамоте» для 1 класса Л.Е. Журовой и авторской программы «Русский язык» для начальной школы, разработанной С,В. Ивановым, М.В. Кузнецовой, А.О. Евдокимовой, Л.В. Петленко, В.Ю. Романовой в рамках проекта «Начальная школа XX! века» (научный руководитель Н.Ф. Виноградова).

Программа состоит из двух взаимосвязанных курсов: «Русский язык. Обучение грамо­те» и «Русский язык».

 

Курс «Русский язык. Обучение грамоте» является начальным этапом в системе изу­чения русского языка в начальной школе.

Основные положения федерального государственного стандарта начального общего образования (учет индивидуальных, возрастных и психологических особенностей обучаю­щихся; учет различных видов деятельности учащихся и форм общения педагогов с детьми для решения целей образования и воспитания; обеспечение преемственности дошкольного и начального образования) помогают реализовать положения системно-деятельностного подхода в период обучения грамоте.

Основными ценностными ориентирами курса «Русский язык. Обучение грамоте» являются:

- направленность на формирование учения учиться;

- направленность на понимание того, что язык представляет собой основное средство человеческого общения;

- личностно-ориентированная направленность;

- направленность работы не только на тренировку технической стороны чтения, но и

- на его осознанность.

Рабочая программа курса «Русский язык» реализует основные положения концепции лингвистического образования младших школьников.

 

Целями обучения русскому языку являются:

- ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке;

- формирование умений и навыков грамотного, безошибочного письма;

- развитие устной и письменной речи учащихся:

- развитие языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству.

Социокультурная цель изучения русского языка достигается решением задач развития устной и письменной речи учащихся и формированием у них основ грамотного, безошибоч­ного письма. Научно-исследовательская цель реализуется в процессе ознакомления уча­щихся с основными положениями науки о языке.

 

Программа курса «Русский язык» реализуетзадачи ознакомления учащихся с основ­ными положениями науки о языке, формирования умений и навыков грамотного безошибоч­ного письма, развития речи школьника, его интереса к языку и речевому творчеству.

Систематический курс русского языка представлен в начальной школе как совокуп­ность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, и имеет познавательно­коммуникативную направленность. Это предполагает развитие коммуникативной мотивации, пристальное внимание к значению и функциям всех языковых единиц. В программе курса «Русский язык» выделяются три блока, каждый из которых соответствует целям обучения русскому языку: «Как устроен наш язык», «Правописание» и «Развитие речи», (такое струк­турирование курса позволяет успешно реализовать цели развития логического и абстракт­ного мышления; решить практические задачи по формированию навыков грамотного, без­ошибочного письма и развитию речи учащихся; сделать ученика субъектом обучения, когда на каждом уроке ученик четко осознает, что и с какой целью он выполняет; избавить учеников от психологической утомляемости, возникающей из-за немотивированного смешения различных видов работ.

Важной отличительной стороной данной программы является ориентация ученика не на заучивание определений и правил, а на ознакомление с устройством и функционированием родного языка, овладение умениями выделения и характеристики языковых единиц с опорой на алгоритмы. Материал, превышающий уровень требований, призван расширить кругозор первоклассников, познакомить с интересными фактами и явлениями из жизни родного языка, что позволяет реализовать дифференцированный и индивидуальный подход к обучению.

В первом классе , в соответствии с образовательной программой школы, на изучение предмета «Русский язык» отводится 165 часов (5 часов в неделю при 33 учебных неделях). Часы распределяются в следующей пропорции. На изучение курса «Обучение грамоте» отводится 80 – 110 часов(в зависимости от уровня класса).на изучение курса «Русский язык» отводится 55 – 85 часов. По усмотрению учителя, в календарно – тематическое планирование могут быть внесены изменения, Данный вариант программы предусматривает следующее распределение часов: « Обучение грамоте» - 80 часов(1 полугодие), «Русский язык» - 85 часов( 2 полугодие).

 

Учебно-тематический план

 
 

Русский язык. Обучение грамоте

 

 

№ п/п   Содержание программного материала     Количество часов
Введение 5 часов
Подготовительный период 15 часов
Основной период 60 часов
  ИТОГО 80 часов

Русский язык

 

№ п/п   Содержание программного материала     Количество часов
Фонетика и орфоэпия
Графика и орфография
Слово и предложение. Пунктуация
Развитие речи
  ИТОГО 85 часов

 

 

Содержание программы

Содержание курса «Русский язык.Обучение грамоте»

 

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.