Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Цель и задачи лекции: Осветить основные тенденции развития античной культуры Греции и Рима.





План:

6.1.Античная культура и факторы ее развития.

6.2.Особенности и достижения античной культуры.

Литература:

Тимошинов В.И. Культурология: Казахстан – Евразия – Восток – Запад: аналитический обзор мировой культуры: учебное пособие. – Алматы, НУС, 2007.

Романов Ю.И. Культурология: Спб.: Питер, 2008.

Культурология: учебник для студентов ВУЗов. Под ред. Г.В.Драча. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2009.

Культурология. История мировой культуры. Под ред. Марковой А.Н. – Москва, ЮНИТИ, 2002.

Багдасарьян Н.Г. Культурология. – М., Высшее образование, 2007. Габитов 4. Т.Х. Введение в культурологию (на каз.яз.) Алматы. 1995 г.

Габитов Т.Х., Муталипов Ж.М., Кульсариева А. Культурология. Алматы, Раритет, 2001.

Габитов Т.Х., Байтенова Н.Ж., Кульсариева А. и др. Культура и цивилизация. Алматы, 2006.

Костина А.В. Культурология. – М., КНОРУС, 2008.

Кравченко А.И. Культурология. – М., Проспект: 2007.

 

Ключевые слова: Мифология, полис, антропоморфизм, эстетизм.

Античная культура, прежде всего Древней Греции и Рима, - ос- новоположница западно-европейской культуры, ее системы ценностей.

Для античной культуры характерны следующие черты: 1) антропоцентризм:; 2) рационализм: признание особой роли разума и знаний; 3) эстетизм: стремление к гармонии и преклонение перед красотой, причем сам человек и был эталоном прекрасного; 4) демократизм: культура не элитарна, она результат и достояние всего общества свободных граждан; 5) преклонение перед образованностью, авторитет знания; 6) стремление сделать культуру способом жизни, достойным и желанным народу; 7) малая религиозность: отношение к религии скорее как к гражданскому обряду, внешнему ритуалу, а не внутреннему убеждению; 8) обращенность к искусству и философии, как к важнейшим доминантам жизни, переход от мифологии к попытке философского объяснения мира. Философия и наука - безусловные завоевания античной культуры. Наиболее ярко культурный, мировоззренческий переворот проявился в истории Древней Греции в период классики (V - IV века до н.э.) Сформировалось принципиально новое отношение к миру, произошел мировоззренческий и культурный прорыв, вызвавший появление личности нового типа, выходящий за рамки традиционного общества, закрепилось понятие о ценности личности; 9) прославление активности человека, поощрение состязательности (спорт, политика, риторика, искусство); 10) органическая связь гражданина и полиса на основе сформировавшегося гражданского общества с принципом примата гражданина над государством; 11) понимание свободы, как высшей нравственной категории; 12) полнота, разнообразие, законченность с гуманистической направленностью, создание шедевров, обогативших мировую культуру и ставших эталонными.



Выработка строгих форм мышления, правил доказательства, то есть формирование новой культуры мышления. Наука демонстрирует новое отношение к результату познания, когда истина признается важнейшей ценностью, возникающей на базе рациональных операций, объективности, верифицируемости. Xотя, разумеется, научное знание не играло еще решающей роли рядом с мифологорелигиозным, традиционным сознанием.

Система воспитания античности выдвинула идеал калокагатии - как гармоничного, всестороннего развития личности, причем на первый план выдвигались гражданские добродетели, социальные качества человека, где физическая доблесть проявлялась в войне, умственное развитие - в государственных делах, а нравственные качества - в правилах общежития. Таким образом, появилась новая личность.

2. Географические рамки античной культуры - территория Древней Греции и Рима, хронологические - от истоков крито-микенской культуры (рубеж III-II тысячелетий до н.э.) до первых веков нашей эры. Однако воздействие античной культуры на мировую выходит далеко за эти пределы. Античная культура - колыбель, отправная точка в развитии европейской культуры.

В развитии древнегреческой культуры выделяют следующие этапы:

Крито-микенский или эгейский (по названию Эгейского моря) - III тысячелетие до н. э. - XII в. до н.э.;

Гомеровский период - XI-IX в.в. до н.э.;

Архаический период - VIII-VI в.в. до н.э.;

Классический период - с конца VI в. - до последней трети IV в. до н.э.;

Эллинистический период - с последней трети IV в. - до середины II в. до н.э.

Критскую культуру собственно нельзя назвать греческой, так как она была создана догреческим населением острова Крит. До настоящего времени ученые не смогли определить, к какой языковой группе отнести древнейших жителей Крита. Письменность критян, так называемое слоговое линейное письмо А, до сих пор не дешифрована. Однако невозможно изъять этот остров из культурной истории древнегреческого общества. Сами греки вели свою историю с Крита. Остров Крит неоднократно фигурирует в греческой мифологии, которая прославила его сказаниями о влюбленных богах и царевнах, о героях, побеждающих злые силы, о первом полете человека (мифы о Тесее и Минотавре, об Икаре и Дедале, о похищении Европы и др.). На Крите родился сам главный греческий бог Зевс.

Критскую цивилизацию иногда называют “дворцовой” цивилизацией. Стены помещений дворца покрыты многочисленными фресками. На них, а также на каменных и золотых критских сосудах постоянно встречаются изображения быка. Исследователи полагают, что образ могучего и свирепого бога - быка олицетворял дикие разрушительные силы природы. В раскопках встречается изображение и другого божества - великой богини-Матери, которая имеет разные воплощения: то грозной повелительницы диких животных, то благостной покровительницы растений. Но на Крите не найдено ничего, похожего на храмы. Вероятно, религиозные церемонии совершались в священных рощах и пещерах.

Живопись - это главное украшение критских дворцов.

Критской культуры не стало, но еще около трех столетий близкая ей микенская культура существовала на греческом материке. Микенская культура (по названию одного из раскопанных городов - Микены) была создана греками - ахейцами, но испытала значительное влияние критской культуры. Однако микенская культура значительно отличалась от критской. Изысканной, утонченной культуре Крита противостояла суровая и мужественная культура материковой Греции.

В критских поселениях не было крепостных стен, военных укреплений, в то время как города-государства ахейской Греции были защищены мощными стенами, сложенными из огромных каменных глыб. Греки, в отличие от критян, не чувствовали себя в безопасности; их поселения были уязвимы с суши. Суровость и мужественность микенской культуры нашли отражение и в тематике настенных росписей: излюбленными были сцены войны и охоты. Исчезает легкость и изящество критского изобразительного искусства. Керамика имеет более простой и однообразный орнамент. В микенской культуре широко использовалось золото. В гробницах правителей найдены разнообразные изделия из этого драгоценного металла: короны, кубки, украшения и, что самое интересное, золотые посмертные маски царей. Оружие - бронзовые мечи, щиты, кинжалы - инкрустировалось золотом и серебром.

Поэтому следующий за крито-микенской эпохой период получил название “темные века”. Другое название этого периода - гомеровский. Именно к этому времени относят исследователи создание поэм “Илиада” и “ Одиссея”, которые являются важнейшим источником информации о “темных веках”. Свидетельства гомеровского эпоса существенно дополняет и расширяет археология. Результаты раскопок показывают, что так называемое дорийское завоевание отбросило Грецию на несколько столетий назад. Вместо полисной системы (полис - это город-государство) вновь утверждаются родовые отношения.

Архаический (от греческого слова “архайос” - “древний”) период, по мнению некоторых исследователей, - это время наиболее интенсивного развития древнегреческого общества. Это период возникновения и укрепления полисной системы, строительства городов, развития ремесла и торговли, складывания внутригреческого рынка. Величайшим достижением архаической эпохи стало создание алфавитного письма.

Начиная с 776 года до н.э. стали устраиваться Олимпийские игры, на которые допускались только эллины.

В архаический период формируются все основные сферы древнегреческой культуры: архитектура, скульптура, литература (лирика), театр, живопись. Но наивысшего подъема, полного расцвета все эти сферы достигли уже в классическую эпоху.

Классическая эпоха - это период великого расцвета полисной организации древнегреческого общества, оказавшей влияние на все стороны его жизни.

В соответствии с основными принципами полиса сложилась полисная система ценностей. Важнейшая из них - уверенность в том, что полис - высшее благо, что существование человека вне его рамок невозможно, а благополучие отдельного лица зависит от благополучия полиса.

С ценностью свободы в сознании греков тесно связан патриотизм. Преданность городу и Греции в целом, готовность без колебаний отдать родине жизнь, труд, талант - наихарактернейшая черта поведения, сознания, ценностного мира древних греков. Греческий патриотизм наиболее ярко проявился в героические годы греко-персидских войн, когда военные отряды полисов нанесли поражение намного превосходящим их по численности персидским войскам. Стремление к свободе и патриотизм оказались здесь неразрывно связанными.

Выдающиеся мыслители Древней Греции - Платон и Аристотель - включали в число ценностей квалифицированную, умную, ответственную и инициативную деятельность и в хозяйственно - экономической, и в политической, и в морально - этической сфере. Труд у греков еще не считался унизительным занятием, как позже у римлян. Наряду с рабским трудом был распространен свободный труд ремесленников и земледельцев.

Замечательным явлением эллинской культуры является мифология, которая, в свою очередь, составляет существенную, интегральную часть греческой религии. В культуре Древней Греции отсутствуют памятники, подобные индийским Ведам, то есть тексты, зафиксировавшие греческие мифы в “первозданном виде”. Но сведения о греческой мифологии дошли до нас в огромном количестве памятников письменной литературы (художественных и философских произведений), правда, будучи многократно переработанными и переосмысленными. Поэтому многого о религиозно-мифологических представлениях древних греков мы просто не знаем.

Основными источниками изучения греческой мифологии являются эпические сказания Гомера “Илиада” и “Одиссея”, а также поэма Гесиода “Теогония”.

Становление античной философии тесно связано с зарождением и развитием научных знаний. Ранний греческий философ - это одновременно и математик, и астроном, и физик. Рассмотрим это на примере мыслителя, который считается первым греческим философом. Фалес из Милета (640-562 гг. до н.э.) - купец, путешественник, мореход. Путешествуя, он собрал все доступные сведения и знания.

В тот исторический период, когда в Греции развивалась культура архаики, в Италии на территории будущей Римской империи господствовали этруски - древние племена, населявшие эти земли в первом тысячелетии до нашей эры и создавшие развитую цивилизацию, предшествующую римской. Этрурия была сильной морской державой. Искусные металлурги, судостроители, торговцы и пираты, этруски плавали по Средиземному морю, ассимилируя культурные традиции многих населявших его побережье народов, создав при этом высокую и своеобразную культуру. Именно у этрусков римляне впоследствии заимствовали опыт градостроительства, ремесленную технику, религиозные обряды, способ изображения цифр, обычай отмечать победу триумфом и многое другое. Через посредство этрусков римляне первоначально соприкоснулись с элементами греческой культуры.

Завоевание эллинистических государств произвело переворот в жизни Рима. Римляне столкнулись с культурой, превосходившей глубиной и разнообразием их собственную. Известный римский поэт Гораций заметил позже: “Греция плененная пленила своих победителей”.

Но Рим во многом отличался от греческого полиса. Постоянные войны с соседями в значительной мере определили организацию, строй жизни и саму историю Рима. Если греки создавали мифы о богах и полубогах, то для римлян в центре их мифологии был сам Рим, его героический и победоносный народ. Боги, по убеждению римлян, лишь помогали им победить, выказывая тем самым свое особое расположение к римскому народу.

.

Система ценностей гражданской общины оказала глубокое воздействие на характер и структуру римской культуры. В эпоху Республики основной ценностью для римлянина был сам Рим, римский народ, предназначенный покорять другие народы и править ими для их же блага. Религия являлась связующим звеном гражданской общины в целом, территориальных единиц, входивших в ее состав, семей (фамилий). Характерной чертой древнейшей римской религии считается отсутствие четкого представления о богах. Согласно верованиям древних римлян, мир полон духов, присутствие которых проявляется в действии неопределенных сил. С помощью обрядов и ритуалов римляне стремились увеличить благотворное и нейтрализовать вредоносное действие таких сил. Многочисленные духи опекали почти все явления природы (включая деревья, травы, скалы и т. д.) и все виды работ земледельца и пастуха. Боги не имели антропоморфного образа (их не представляли в человеческом облике).

Одним из древнейших в римской мифологии и религии считается бог Янус. Двуликий Янус (изображавшийся с двумя лицами) был богом всякого начала, входов и выходов, дверей и ворот. Но, возможно, первоначально он был создателем мира и первых людей.

Со временем римские боги начинают приобретать индивидуальность, определенные функции. Одними из первых устанавливаются культы Юпитера (бога неба, а так же покровителя виноградной лозы), Марса (покровителя растительности, плодородия, позже - бога войны), Квирина (покровителя народного собрания). В VI веке до н.э. на Капитолийском холме сооружается первый храм Юпитера, Юноны (покровительницы брака, семьи и деторождения) и Минервы (покровительницы ремесленников). Капитолийская троица оттеснила на задний план троицу Юпитера, Марса и Квирина, а храм стал центром окончательно оформившегося как единый город Рима.

Значительное место в римской культуре принадлежало праву. Право и его важнейшая составная часть - закон были для римлян структурообразующим элементом, как мирового, так и гражданского порядка. Закон богов упорядочивал космос; право, равное для всех граждан, делало город миниатюрным отображением космоса. Особое место в римской культуре занимала наука. Характерная особенность римской науки состояла в том, что она носила мировоззренческий характер. Наука основывалась на специфическом античном представлении о мире (космосе) как вечном, живом, неделимом, прекрасном целом. В мировоззренческом плане человек в качестве частицы целого космоса составлял неразрывное единство с природой; в социальном плане это предполагало неразрывность связей человека и общества.

Римская философия все более сближалась с религией, все дальше отходила от науки, не справившейся со своей задачей сделать людей хорошими и счастливыми, а потому переставшей привлекать интерес. Уже стоики рассуждали о боге как высшем разуме, источнике добродетелей, залоге истинной (духовной) свободы. В дальнейшем, в последние века Римской империи, усиливающееся недоверие к разумности устройства мира, рост мистицизма приводят философов к иным путям поисков ответов на волновавшие их ответы. В III-V веках н.э. получает развитие философия неоплатонизма. Её самый видный представитель Плотин (205 - 270) исходил из того, что бог - это единое, истинно сущее верховное благо, которое нельзя познать умом; что душа человека может приблизиться к богу, если очистится от телесного, поскольку телесные желания - источник зла. Философия Плотина оказала значительное влияние на идеологию усиливающегося в тот период христианства.

Древний Рим перестал существовать в конце V века, но его культурное наследие не погибло и, как будет в дальнейшем показано, оказало глубокое воздействие на образование, науку, искусство и другие сферы культуры Западной Европы.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.