Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







По направлению подготовки «Психология»





Культурология

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

И методические материлалы

 

Направление подготовки:

040100 социология

030300 ПСИХОЛОГИЯ

230700 ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА

Квалификация (степень) выпускника:

бакалавр

Форма обучения:

очная

 

 

Королев 2012

Автор: Аренд О.Ю. Дисциплина: Культурология. Рабочая программа . –

Королев МО: КИУЭС, 2012 – 42 с.

 

Рецензент:

 

Программа составлена в соответствии с требованиями федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС) по направлениям подготовки 040100 Социология, 030300 Психология, 230700 Прикладная информатика квалификация «Бакалавр» и Учебных планов, утвержденных Ученым советом КИУЭС. Протокол № 9 от 28 июня 2011 года.

 

 

РЕКОМЕНДОВАНО УМС Протокол № ___ от «___» ____________ 2012 г. Программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры   Протокол № _____ от «___» ______________ 2012 г.

 

 

  Заведующий кафедрой   __________ В.А. Смирнов .  

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Целью изучения дисциплины является:формирование у студентов гуманистического мировоззрения, воспитание нравственных качеств, лежащих в основе овладения профессиональным мастерством, развитие умения адекватно воспринимать и оценивать особенности развития культуры в существующих социально-экономических условиях.

Задачи курса: на основе овладения культурологическим понятийным аппаратом студенты должны получить ясное представление о культуре как социально-историческом феномене и системе, имеющей морфологические и динамические характеристики, понять социокультурную ситуацию в современном целостном, взаимозависимом и противоречивом мире, осознать самобытность русской культурной традиции, необходимость сохранения и приумножения отечественного культурного наследия как важнейшего условия развития русского народа, выработать отношение к культуре как «второй природе», где может творчески жить и гармонично развиваться человек.



В процессе обучения студент приобретает и совершенствует следующие общекультурные компетенции:

По направлению подготовки «Социология»:

1. способностью к восприятию, обобщению, анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

2. умением логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

3. стремлением к саморазвитию, повышению своей квалификации (ОК-6);

4. способностью использовать основные положения и методы гуманитарных и социально-экономических наук при решении профессиональных задач (ОК-9);

5. способностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-10).

 

По направлению подготовки «Психология»

способностью и готовностью к:

1. пониманию значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии (ОК-1);

2. пониманию современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук, культурологии (ОК-2);

3. владению культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений (ОК-3);

4. проведению библиографической и информационно-поисковой работы с последующим использованием данных при решении профессиональных задач и оформлении научных статей, отчетов, заключений и пр. (ОК-9).

По направлению подготовки «Прикладная информатика»:

1. способен использовать, обобщать и анализировать информацию, ставить цели и находить пути их достижения в условиях формирования и развития информационного общества (ОК-1);

2. способен логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь, владеть навыками ведения дискуссии и полемики (ОК-2);

3. способен работать в коллективе, нести ответственность за поддержание партнерских, доверительных отношений (ОК-3);

4. способен самостоятельно приобретать и использовать в практической деятельности новые знания и умения, стремится к саморазвитию (ОК-5);

5. способен понимать сущность и проблемы развития современного информационного общества (ОК-7);

6. способен уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия (ОК-11).

 

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

Дисциплина относится к вариативной части гуманитарного, социального и экономического цикла основной образовательной программы подготовки бакалавров по направлению подготовки 040100 Социология.

Дисциплина базируется на ранее изученных дисциплинах учебных: «Философия», «Введение в профессию» и «История социологии», «Методы социологических исследований».

Основные положения дисциплины могут быть использованы в дальнейшем при изучении дисциплин «Планирование и организация социологических исследований», «Социальная психология» при подготовке магистров по направлению 0402000.68 «Социология» магистерской программы «Современные методы и технологии в изучении социальных проблем».

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

После завершения освоения данной дисциплины студент должен:

иметь представления:

· о типологии культур, об особенностях античной, средневековой и других эпох европейской культуры; о качественном своеобразии египетской, индийской, китайской культурной традиции;

· о соотношении понятий «культура» и «религия», о ранних формах религиозности и мировых религиях;

· о специфике культурологического подхода к истории и обществу;

знать:

· понятие культуры, теорию культуры, структуру и функции культуры и культурологии;

· исторически и содержательно значимые культурологические теории;

· основные периоды развития, особенности и конкретные проявления культуры России на всем протяжении отечественной истории; ее отличия от других великих культур;

уметь:

· работать с источниками и литературой по курсу «Культурология»;

· обосновывать и логически аргументировать собственные мировоззренческие и культурные позиции;

· использовать культурологическое знание для оценки явлений культурной жизни современного общества.

Программа дисциплины включает 17 часов лекций и 17 часов
практических занятий, построенных по тематическому принципу.

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единиц, 86 часов.

Таблица 1

Виды занятий Семестр
Общая трудоемкость
Аудиторные занятия
Лекции
Семинары (С)
Активные, интерактивные занятия
и (или) другие виды аудиторных занятий -
Самостоятельная работа (всего)
Контрольная работа
Домашнее задание
Вид итогового контроля Зачет 1 (2) семестр

 


 

5. Содержание дисциплины

5.1 Тема дисциплины и виды занятий

Таблица 2

№ п/п Наименование темы Всего часов В том числе Код компетенций по направлениям подготовки
Лекции, час Семинары, практические занятия, час. Самостоя-тельная работа, час.
  Раздел I. Теория культуры
  Структура и состав современного культурологического знания Социология ОК-1, ОК-6, ОК-9, ОК-10
Психология ОК-1, ОК-2, ОК-3
Прикладная информатика ОК-1, ОК-5, ОК-11
  Сущность, структура и функции культуры. Социокультурная динамика Социология ОК-1, ОК-6, ОК-9, ОК-10
Психология ОК-1, ОК-2, ОК-3
Прикладная информатика ОК-1, ОК-5, ОК-11
  Народная, элитарная, массовая культура: сущность, характер соотношения Социология ОК-1, ОК-2, ОК-6, ОК-9
Психология ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-9
Прикладная информатика ОК-1, ОК-2, ОК-5, ОК-11
  Раздел II. История мировой культуры
  Культура первобытного общества   Социология ОК-1, ОК-6, ОК-9, ОК-10
Психология ОК-1, ОК-2, ОК-3
Прикладная информатика ОК-1, ОК-5, ОК-11
  Культура Древнего Востока   Социология ОК-1, ОК-6, ОК-9, ОК-10
Психология ОК-1, ОК-2, ОК-3
Прикладная информатика ОК-1, ОК-5, ОК-11
  Античная культура   Социология ОК-1, ОК-2, ОК-6, ОК-9
Психология ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-9
Прикладная информатика ОК-1, ОК-2, ОК-5, ОК-11
  Культура средневековой Европы   Социология ОК-1, ОК-6, ОК-9, ОК-10
Психология ОК-1, ОК-2, ОК-3
Прикладная информатика ОК-1, ОК-5, ОК-11  
  Культура эпохи Возрождения   Социология ОК-1, ОК-2, ОК-6, ОК-9
Психология ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-9
Прикладная информатика ОК-1, ОК-2, ОК-5, ОК-11
  Западноевропейская культура Нового времени   Социология ОК-1, ОК-6, ОК-9, ОК-10
Психология ОК-1, ОК-2, ОК-3
Прикладная информатика ОК-1, ОК-5, ОК-11
  Европейская культура XX века   Социология ОК-1, ОК-2, ОК-6, ОК-9
Психология ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-9
Прикладная информатика ОК-1, ОК-2, ОК-5, ОК-11
  Раздел III. История отечественной культуры
  Русская средневековая культура   Социология ОК-1, ОК-2, ОК-6, ОК-9
Психология ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-9
Прикладная информатика ОК-1, ОК-2, ОК-5, ОК-11
  Русская культура Нового времени   Социология ОК-1, ОК-2, ОК-6, ОК-9
Психология ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-9
Прикладная информатика ОК-1, ОК-2, ОК-5, ОК-11
  Русская культура XIX – начала XX веков. Интеллигенция и ее роль в истории России Социология ОК-1, ОК-2, ОК-6, ОК-9
Психология ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-9
Прикладная информатика ОК-1, ОК-2, ОК-5, ОК-11
  Отечественная культура советской и постсоветской эпохи Социология ОК-1, ОК-2, ОК-6, ОК-9
Психология ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-9
Прикладная информатика ОК-1, ОК-2, ОК-5, ОК-11
  Контрольная работа     Социология ОК-1, ОК-2, ОК-6, ОК-9
Психология ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-9
Прикладная информатика ОК-1, ОК-2, ОК-5, ОК-11
  Домашнее задание     Социология ОК-1, ОК-2, ОК-6, ОК-9
Психология ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-9
Прикладная информатика ОК-1, ОК-2, ОК-5, ОК-11
  Итого  

5.2 Содержание тем дисциплины

Раздел I. Теория культуры

Социокультурная динамика

Культура как специфически человеческий способ взаимодействия с окружающей средой. Проблема культурогенеза.

История и логика становление понятия «культура». Многообразие определений культуры и их классификация. Современные представления о культуре.

Понятие и структура культуры. Функции культуры. Культура и цивилизация. Культурогенез, динамика культуры.

Понятие динамики культуры. Соотношение понятий «динамика культуры», «развитие культуры», «развитие культуры», «изменения культуры», «культурный прогресс».

Культура как процесс. Традиции и новации в динамике культуры. Культура как синергетическая система. Ключевые понятия синергетической парадигмы: неустойчивость, нелинейность, аттрактивность, точки бифуркации и катастрофы. Многовариативность путей развития культуры. Проблемы управления социокультурными процессами.

Вопросы для обсуждения

1. Сущность культурологии как науки, особенности ее предмета.

2. Место культурологии в системе гуманитарного знания.

3. Культура: определение, культурологические концепции.

Контрольные вопросы

1. В чем состоит специфика культурологии как науки, какова ее специфика и предмет исследования?

2. Каковы основные задачи культурологии?

3. В чем состоит принципиальное отличие культурологии от иных наук о культуре?

4. Чем определяется многообразие определений культуры?

 

Социокультурная динамика

Вопросы для обсуждения

  1. Культура: определение, культурологические концепции.
  2. Структура и функции культуры.
  3. Законы функционирования культуры.

4. Связь культуры и цивилизации.

5. Динамика культуры. Традиции и новации в динамике культуры.

Контрольные вопросы

1. Назовите основные культурологические концепции и сформулируйте определение культуры исходя из каждой парадигмы.

2. В чем состоит сущность культуры как социального феномена?

3. Перечислите и прокомментируйте основные функции культуры.

4. В чем состоит принципиальное различие культуры и цивилизации?

5. Что понимается под традициями и новациями в культуре?

Вопросы для обсуждения

1. Массовая культура, ее особенности.

2. Функции массовой культуры.

3. Элитарная культура: сущность, особенности.

4. Функции элитарной культуры.

5. Масса и элита как социокультурные феномены. Эволюция понятия «масса».

6. Основные особенности народной культуры. Субъекты и носители ценностей народной культуры.

Контрольные вопросы

1. Каково время появления массовой и элитарной культуры? Какие здесь существуют точки зрения?

2. Какие социально-экономические предпосылки привели к формированию феноменов массовой и элитарной культуры?

3. В какую эпоху формируется народная культура? Соотносится ли она с определенным типом общества?

4. Сопоставьте массовую, элитарную и народную культуру по субъекту, носителю ценностей и способу приобщения к ней.

5. Перечислите функции массовой, народной и элитарной культуры. Есть ли между ними общность? Выделите специфические функции.

6. В чем состоит сущность феноменов массы и элиты?

7. Какова специфика взаимодействия между массовой, элитарной и народной культурой?

8. На какой способ фиксации информации опирается каждый из данных типов культуры?

 

Семинар по теме 6. Античная культура

Вопросы для обсуждения

1. Особенности мировоззрения в Древней Греции.

2. Основные периоды древнегреческой культуры.

3. Религия в Древней Греции.

4. Греческая мифология.

5. Искусство Древней Греции: особенности, становление и развитие.

6. Древнегреческая архитектура и скульптура.

7. Специфика культуры античного Рима.

Контрольные вопросы

1. Перечислите предпосылки возникновения античной культуры.

2. Назовите основные особенности античной культуры.

3. В чем состоит сущность античной культуры ценностей?

4. Какова роль состязательного начала (агона) в античной культуре?

5. Назовите особенности греческой религии и мифологии акцентируйте внимание на ее антропоморфизме.

6. Каковы принципиальные особенности культуры эпохи эллинизма?

7. Расскажите о культуре Древнего Рима, обращая ос внимание на сочетание заимствований и собственных культурных открытий.

8. Почему возникновение христианства связывают с кризисом
античной культуры?

 

Семинар по теме 8. Культура эпохи Возрождения

Вопросы для обсуждения

1. Идейное содержание и мироощущение Возрождения.

2. Основные этапы развития культуры Возрождения.

3. Итальянское Возрождение:

- ранее итальянское Возрождение;

- культура Возрождения в Италии 16 века;

- высокое Возрождение в Италии

4. Культура Возрождения в Германии 16в. Становление гуманизма.

5. Культура Нидерландов 15-16вв.

 

Контрольные вопросы

1. Сопоставьте основные доминанты средневековой культуры и культуры Возрождения.

2. Перечислите основные этапы развития культуры Возрождения.

3. В чем проявляли себя такие качества культуры Возрождения. Как разнообразие и диалогичность?

4. Какова концепция возрожденческого гуманизма?

5. В чем состоял художественный переворот Возрождения?

6. Каковы особенности живописи и архитектуры этого периода?

7. Чем отличается художественный мир Итальянского и Северного Возрождения?

 

Семинар по теме 10. Европейская культура XX века

Вопросы для обсуждения

1. Культура XX века как общий исторический тип.

2. Актуальные проблемы современной культуры.

3. Архитектура XX века.

4. Дизайн как явление XX века.

5. Кубизм.

6. Абстракционизм.

7. Сюрреализм.

 

 

Контрольные вопросы

1. Как оценивается кризис западной культуры XX века в работах западных и отечественных мыслителей?

2. Как оценивали философы XIX-XX вв. феномен массовизации?

3. Дайте характеристику основным направлениям модернизма: абстракционизму, кубизму, сюрреализму и др.


Семинар по теме 11. Русская средневековая культура

Вопросы для обсуждения

1. Культура Киевской Руси IX–XI вв.

2. Древнерусская письменность и литература.

3. Культура русских земель в период татаро-монгольского ига.

4. Культура Руси периода образования централизованного государства.

 

Контрольные вопросы

1. Проследите истоки, традиции, эволюцию языческой культуры древних славян.

2. Каким образом соотносились язычество и христианство в их борьбе и сосуществовании?

3. Какие черты русского культурного архетипа определило православие?

4. Каким образом повлияло христианство на развитие древнерусской литературы, архитектуры, живописи?

5. Какими были последствия татаро-монгольского нашествия для русской культуры?

6. Какими чертами обладало русское Возрождение XVI-XVII вв.? Что обусловило процесс возрождения русской культуры?

7. Каким образом соотносились в различные периоды развития Руси православие и самодержавие?

 

Вопросы для обсуждения

1. Русская культура XVII в.

2. Преобразования Петра I в области культуры.

3. Русская культура II половины XVIII в.

 

Контрольные вопросы

1. Охарактеризуйте эпоху Петра I с точки зрения западников и славянофилов.

2. Чем были обусловлены реформы Петра I и европеизация России?

3. Каким образом развитие русской культуры в начале XVIII в. было связано с развитием науки?

4. В чем состояла суть образовательных реформ Петра I?

5. Чем стал Петербург для России? Чем были обусловлены особенности его архитектурного решения?

6. Каковы были особенности европейских стилей в русском варианте? Раскройте особенности русского барокко, русского классицизма.

7. В чем состоят особенности русской литературы XVIII в. в свете идей Просвещения?

8. В чем состоит принципиальное отличие западноевропейского и русского Просвещения? Какой вопрос был главным в русском Просвещении?

9. Каким образом проявился кризис русского просветительства?

 

Семинар по теме 13. Русская культура XIX – начала XX веков. Интеллигенция и ее роль в истории России

Вопросы для обсуждения

1. Русская культура I половины XIX в.

2. Образование и наука в России I половины XIX в.

3. Интеллигенция как феномен русской культуры.

4. Русская литература II-й половины XIX – начала ХХ в.

5. Образование и наука во II-й половине XIX – начале XX века.

6. Русское искусство во II-й половине XIX – начале XX века.

7. Художественная культура Серебряного века: театр, музыка, изобразительное искусство.

 

Контрольные вопросы

1. Каковы принципиальные особенности русской культуры XIX в.?

2. В чем состояла суть реформ 1860-х гг. и каково их культурное значение?

3. Каковы основные направления художественной культуры первой половины XIX в.?

4. Каковы особенности «золотого века» русской культуры?

5. Раскройте сущностные черты интеллигенции в России второй половины XIX в. Обратите внимание на ее оппозиционность режиму.

6. Чем обусловлена демократизация литературы и искусства второй половины XIX в.?

7. Каковы особенности культуры Серебряного века?

 

Семинар по теме 14. Отечественная культура советской и постсоветской эпохи

Вопросы для обсуждения

1. Культурные преобразования России после Октябрьской революции.

2. Культурное развитие СССР в 20-е - 30-е годы.

3. Культура СССР в годы великой Отечественной войны и послевоенный период.

4. Наука и культура в период «оттепели».

5. Культура периода застоя.

6. Современная социокультурная ситуация: противоречивость тенденций.

 

Контрольные вопросы

1. В чем состояла культурная сущность революции 1917 г.?

2. Соотносились ли в контексте реальности 20-х гг. идеи художественного и социального переустройства общества?

3. Раскройте особенности исторической судьбы авангардного искусства и искусства пролеткульта.

4. В чем состоит различие адаптационных стратегий, осуществляемых советской культурой в 20-30-гг.?

5. Можно ли назвать эстетику соцреализма политической мифологией? Почему?

6. Какие черты искусства 50-х гг. позволяют определить его как массовую культуры?

7. Какие ценностные установки массовая культура формирует в современном российском обществе?

8. Почему язык является интегрирующим средством культуры?

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Общие положения

Овладение культурологией требует определенных усилий, поэтому следует соблюдать последовательность и систематичность в работе. Изучение ее складывается из лекционного курса, самостоятельных работ студентов и семинарских занятий.

Лекция занимает центральное место в изучении курса культурологии. В ней излагаются главные, узловые проблемы тем. Поэтому она определяет работу студентов.

Лекционные занятия по дисциплине проводятся в классической форме с применением электронных и технических средств, с созданием проблемных ситуаций, лекции - диалога, обсуждением логически увязанного исторического материала и философских аспектов с современностью и профилем подготовки студентов.

Однако почти каждая лекция требует дальнейшей доработки, самостоятельной или с помощью преподавателя.

Важной стадией изучения темы является семинарское занятие. Семинар по культурологии – это такой вид практических занятий, который позволяет не только проверить самостоятельную работу студента, а, главное, дает ему возможность научиться самостоятельно мыслить, защищать свою точку зрения. Ведущей характеристикой эффективности семинара является активность обсуждения рассматриваемых проблем, качество и количество дополнений, замечаний и задаваемых студентами друг другу вопросов.

При рассмотрении большинства тем курса используются знания студентов по истории, философии, социологии, истории социологии.

Самостоятельна работа студентов заключается в подготовке сообщений и докладов на семинарские занятия, написание рефератов и создание презентаций по вопросам.

Учебным планом предусмотрено выполнение домашнего задания и контрольной работы. Домашние задания выдаются накануне семинарских занятий. Темы работы определяются персонально каждому обучающемуся и служат критерием оценки уровня теоретических знаний и практических, методических навыков студентов.

Для осуществления текущего контроля и проверки усвоения материала предусматривается проведение контрольной работы, тестов контроля знаний студентов, ответы на проблемные вопросы.

Итоговая форма контроля - устный зачет.

6.2 Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов

Работа по контролю усвоения материала студентами экспресс – опрос, проверка усвоения терминологического и фактологического материала, ответы по тестам, выполнение контрольной работы и домашних заданий. Тематика контрольных вопросов, заданий приводится в плане каждого семинара и определяется для выполнения студентам по мере прохождения дисциплины с публичным разбором содержания и оформления работы.

Выполнение домашнего задания предполагает самостоятельную работу над научной и периодической литературой, интернет ресурсами, навыки научно-исследовательской работы. Тематика домашних заданий охватывает весь курс культурологии. Студенты сами выбирают тему задания.

Домашнее задание представляет собой законченную реферативную работу со вступлением, основным содержанием, заключением, списком литературы, объемом 10-15 страниц. Работа должна быть сдана для проверки и оценки за 1 месяц до зачета.

 

ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Для текущего контроля успеваемости используются устные опросы, выступления с докладами, рефератами, выполнение контрольных работ, тесты.

Промежуточная аттестация проводится два раза в семестр, на зачетных неделях.

Итоговая оценка за освоение дисциплины определяется преподавателем, как комплексная. С этой целью применяется балльно-рейтинговая система.

Контрольная работа

Свой вариант задания студент выбирает по номеру в журнале.

Решение задачи должно быть оформлено в виде отчёта

Готовые работы сдаются преподавателю для проверки за 3 дня до семинарского занятия по данной теме. После проверки преподаватель проставляет полученные баллы в ведомость текущей успеваемости (ТК) и сообщает студенту набранное количество баллов.

Домашнее задание (письменная работа)

Вид домашнего задания определяется преподавателем (реферат, статья, тезисы, доклад, эссе и пр.).

Темы ДЗ выбираются из списка тем.

Письменная работа оформляется в соответствии с требованиями.

Работа сдается за 1 месяц до экзамена. После проверки преподаватель проставляет полученные баллы в ведомость текущей успеваемости (ТК) и сообщает студенту набранное количество баллов.

На 7-8 и 15-16 неделе проводится тестирование текущей успеваемости (рубежный контроль №1 и 2). Тестирование оценивается 0-10 баллов. Пересчет тестовых баллов в баллы рейтинга осуществляется по следующей шкале.

Таблица 5

Баллы за тест Оценка теста Рейтинговые баллы
85-100 отлично 9-10
76-84 хорошо 5-8
51-75 удовлетворительно 2-4

 

Рейтинговые баллы за тестирование проставляются преподавателем в ведомость текущей успеваемости на 8 и 16 неделе и сообщаются студенту.

Перечень вопросов к зачету

1. Культурология как наука. Предмет культурологии

2. Культура и цивилизация

3. Материальная и духовная культура

4. Понятие и структура культуры

5. Функции культуры

6. Массовая культура как атрибут массового индустриального общества

7. Элитарная культура: сущность, особенности

8. Основные особенности народной культуры

9. Культура первобытного общества.

10. Особенности культуры Древнего Египта

11. Культура Месопотамии

12. Специфика культуры Древней Индии

13. Культура Древнего Китая

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

8.1 Рекомендуемая литература

Основная:

1. Костина А.В. Культурология: учебник/ А.В. Костина. – М., 2010.

2. Культурология. Конспект лекций. Еникеева Д.М. М., 2008.

3. Культурология. Конспект лекций. Ильина Е.А., Буров М.Е. М., 2005.

4. Культурология. Курс лекций. Бессарабова Н.В. М., 2010.

5. Культурология.- Ростов-н/Д.: Феникс, 1995.

6. Шендрик А.И. Теория культуры: Учебное пособие для вузов. М., 2003.

Дополнительная:

7. Аверинцев С.С и др. Древние цивилизации. М., 1989.

8. Актуальные проблемы культуры XX века. М., 1993.

9. Балакина Т.И. история русской культуры. М., 1993.

10. Бердяев Н.А. Воля к жизни и воля к культуре // Бердяев Н.А. Смысл истории. М., 1990.

11. Бердяев Н.А. Смысл истории. М., 1990.

12. Бердяев Н.А. Судьба России. М., 1990.

13. Боннар А. Греческая цивилизация: В 3 т. М., 1992.

14. Винничук Л. Люди, нравы, обычаи Древней Греции и Римаю М., 1988.

15. Гуревич П.С. Философия культуры. М., 1995.

16. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991.

17. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Т. I. М., 1986.

18. Запад и Восток: традиции и современность. М., 1993.

19. Золотой век в истории мировой культуры. Лекции. Поликарпов В.С. 2-е изд. Таганрог, 2000.

20. История искусства зарубежных стран XVII-XVIII вв. М., 1988.

21. История мировой и отечественной культуры. Конспект лекций. Константинова С.В. М., 2008.

22. История мировой культуры. Конспект лекций. Чекалов Д. А., Кондратов В. А. Ростов н/Д: Феникс, 2005.

23. История русского искусства. Т. I. М., 1953.

24. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. М., 1997.

25. Культура и общественная мысль. Античность. Средние века. Эпоха возрождения. М., 1988.

26. Культурология в вопросах и ответах / под ред. проф. Г.В. Драча. – М., 2003.

27. Культурология: учебник для студ. техн. вузов / под ред. Н.Г. Багдасарьян. – М., 2005.

28. Леонтьев К.Н. Византизм и славянство // Россия глазами русского. - СПб., 1991.

29. Немировский А.И. Мифы и легенды древнего Востока. М., 1994.

30. Ортега-и-Гассет Х. Дегуманизация искусства // Самосознание европейской культуры ХХ века. М., 1991.

31. Полевой В.М. малая история искусств. Искусство XX века. М., 1991.

32. Проблема человека в западноевропейской философии. М., 1988.

33. Ренессанс. Барокко. Классицизм. Проблема стилей западноевропейского искусства. М., 1996.

34. Современная западная философия. М., 1991.

35. Тойнби А.Дж. Постижение истории: Сборник. М., 1991.

36. Флоренский, П.А. Христианство и культура. Харьков, 2001.

37. Фрейд З. Недовольство культурой // Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. М., 1992.

38. Шпенглер О. Закат Европы. М., 1993. Т.1.

39. Якимович А.К. Тоталитаризм и независимая культура // Вопросы философии.1991. № 1.

40. Ястребова Н.А. Индивидуальное и массовое в советском искусстве. М., 1984.

Электронные ресурсы

  1. http://culture.niv.ru/. Культурология. Сборник статей.
  2. http://www.countries.ru/library/map.htm. Библиотека по культурологии.
  3. http://www.kgau.ru/kultura/kulturologiya/Lekzii.K/lekz%201.k.htm. Лекции по культурологии.

Культурология

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

И методические материлалы

 

Направление подготовки:

040100 социология

030300 ПСИХОЛОГИЯ

230700 ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА

Квалификация (степень) выпускника:

бакалавр

Форма обучения:

очная

 

 

Королев 2012

Автор: Аренд О.Ю. Дисциплина: Культурология. Рабочая программа . –

Королев МО: КИУЭС, 2012 – 42 с.

 

Рецензент:

 

Программа составлена в соответствии с требованиями федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС) по направлениям подготовки 040100 Социология, 030300 Психология, 230700 Прикладная информатика квалификация «Бакалавр» и Учебных планов, утвержденных Ученым советом КИУЭС. Протокол № 9 от 28 июня 2011 года.

 

 

РЕКОМЕНДОВАНО УМС Протокол № ___ от «___» ____________ 2012 г. Программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры   Протокол № _____ от «___» ______________ 2012 г.

 

 

  Заведующий кафедрой   __________ В.А. Смирнов .  

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Целью изучения дисциплины является:формирование у студентов гуманистического мировоззрения, воспитание нравственных качеств, лежащих в основе овладения профессиональным мастерством, развитие умения адекватно воспринимать и оценивать особенности развития культуры в существующих социально-экономических условиях.

Задачи курса: на основе овладения культурологическим понятийным аппаратом студенты должны получить ясное представление о культуре как социально-историческом феномене и системе, имеющей морфологические и динамические характеристики, понять социокультурную ситуацию в современном целостном, взаимозависимом и противоречивом мире, осознать самобытность русской культурной традиции, необходимость сохранения и приумножения отечественного культурного наследия как важнейшего условия развития русского народа, выработать отношение к культуре как «второй природе», где может творчески жить и гармонично развиваться человек.

В процессе обучения студент приобретает и совершенствует следующие общекультурные компетенции:

По направлению подготовки «Социология»:

1. способностью к восприятию, обобщению, анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

2. умением логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

3. стремлением к саморазвитию, повышению своей квалификации (ОК-6);

4. способностью использовать основные положения и методы гуманитарных и социально-экономических наук при решении профессиональных задач (ОК-9);

5. способностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-10).

 

По направлению подготовки «Психология»

способностью и готовностью к:

1. пониманию значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии (ОК-1);

2. пониманию современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук, культурологии (ОК-2);

3. владению культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений (ОК-3);

4. проведению библиографической и информационно-поисковой работы с последующим использованием данных при решении профессиональных задач и оформлении научных статей, отчетов, заключений и пр. (ОК-9).

По направлению подготовки «Прикладная информатика»:

1. способен использовать, обобщать и анализировать информацию, ставить цели и находить пути их достижения в условиях формирования и развития информационного общества (ОК-1);

2. способен логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь, владеть навыками ведения дискуссии и полемики (ОК-2);

3. способен работать в коллективе, нести ответственность за поддержание партнерских, доверительных отношений (ОК-3);

4. способен самостоятельно приобретать и использовать в практической деятельности новые знания и умения, стремится к саморазвитию (ОК-5);

5. способен понимать сущность и проблемы развития современного информационного общества (ОК-7);

6. способен уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия (ОК-11).

 

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.