Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Психологические особенности женщин с нарушением репродуктивной функции





Исследования психологических особенностей беременных женщин с гестозом, привычным невынашиванием, имеющих экстрагенитальные заболевания, нарушающие физиологическое течение беременности (А.Е. Волков, Л.Б. Брагина, Г.И. Брехман, О.К. Семенова, Н.П. Лапочкина, В.В. Васильева, В.И. Орлова и К.Ю. Сагамонова, Е.Ю. Печникова, В.В. Абрамченко, Н.П. Коваленко, Н.В. Рымашевский и др.) показали, что беременные женщины с нарушением течения беременности по сравнению с женщинами с физиологически протекающей беременностью, имеют ряд психологических особенностей. Эти особенности характеризуют их как личностно незрелых, имеющих нарушения полоролевой идентификации, дезадаптивные формы переживания стрессовых ситуаций в форме соматизации. Беременность и материнство, осложненные современными социально-политическими и экологическими условиями, становятся для этих женщин сложной жизненной ситуацией, в которой остро проявляются присущие им дезадаптивные формы реагирования. Исследования психологической готовности к материнству (Г.Г. Филиппова, Е.Х. Агнаева, Т.В. Леус, В.И. Брутмн, Н.Н. Авдеева и С.Ю. Мещерякова, Д. Пайнз, и др.) показывают, что для женщин с нарушением течения беременности характерно наличие внутреннего конфликта, связанного с неготовностью принятия материнской роли, проявляющегося в глубокой внутренней неудовлетворенности и создающего ситуацию острой напряженности. Подобную ситуацию женщина не может разрешить конструктивно. Показателями внутреннего конфликта в материнской сфере у женщин с нарушениями течения беременности являются: конфликтный и тревожный образ будущего ребенка, объектное отношение к ребенку со стороны матери, отсутствие эмоционального принятия будущего ребенка; конфликтный образ себя как матери, эйфорическое или дискомфортное отношение к собственной материнской позиции; тревожный или конфликтный образ своей матери. У женщин с нормально протекающей беременностью (женщины с игнорирующим типом переживания беременности и отношения к ребенку в данную группу не входили) образ ребенка адекватный, отношение к ребенку субъектное, эмоциональное принятие достаточно хорошо выражено. Образ себя как матери не имеет признаков конфликтности, дифференцирован и наполнен положительными эмоциями. Образ собственной матери является адекватным, отношения с ней теплые, эмоционально насыщенные, но в то же время женщина не является зависимой от своей матери. При этом для женщин уже имеющих или еще не имеющих детей также характерны различные типы отношения к ребенку и материнству, аналогичные таковым у беременных женщин. Наличие конфликтности или тревожности в материнской сфере проявляются в таких же характеристиках образа ребенка, себя как матери, своей матери и себя как ребенка своей матери. Таким образом, психологические особенности, относящиеся к материнской сфере женщины и провоцирующие нарушение течения беременности, во-первых, являются общими характеристиками, проявляющимися на всех этапах развития материнской сферы (до беременности и после нее), а во-вторых, могут быть выявлены (как факторы группы риска) до наступления беременности.



Данные, полученные в течение последних лет при исследовании женщин до беременности, во время беременности и матерей с детьми позволяют выделить три группы показателей, характеризующих женщин с нарушениями репродуктивной функции:

1. Свойства личности, определяющие неадекватные механизмы преодоления стрессовых (и вообще кризисных) ситуаций: личностная незрелость и несформированность адекватных адаптационных механизмов

2. Дезадаптивный способ разрешения внутреннего конфликта, проявляющийся в соматизации или особой форме телесного отреагирования (нарушение репродуктивной функции не всегда является угрозой здоровью, поэтому отнесение этого нарушения к соматическому отреагированию – как отреагированию нарушением соматического здоровья – не всегда корректно).

3. Психологическая неготовность к материнству, проявляющаяся в конфликте между острым желанием иметь ребенка и несформированностью материнской позиции.

Полученные нами данные позволили выделить симптомокомплекс психологических особенностей женщин с нарушением репродуктивной функции. Эти особенности можно представить в виде шести шкал, каждая из которых является двухполюсной и может быть оценена по степени выраженности каждого из разнополюсных показателей:

1. Направленность агрессии (гетероагрессия и аутоагрессия);

2. Выраженность составляющей тревоги (эмоциональная и функциональная)

3. Склонность к переживанию фрустрации (реактивно-взрывчатая и депрессивная)

4. Соотношение вербальных и невербальных образов ребенка, себя и своей матери (позитивный - негативный)

5. Отношение к беременности и ребенку (реальная ценность и декларация сверхценности)

6. Характер внутреннего конфликта в материнской сфере (по типу «Конфликтность» и «Тревожность»)

В каждом случае будет своя картина сочетания этих особенностей, которая и определит конкретную направленность и содержание психологической помощи.

Все вышесказанное характеризует наличную картину психологических особенностей у женщин, уже имеющих патологию репродуктивной функции (бесплодие, невынашивание, патология беременности), но не всегда сопровождает психологическую неготовность к материнству, которая может выражаться в других формах (например, неадекватное отношение к ребенку, не сопровождаемое нарушением репродуктивной функции). В последнем случае не будет наблюдаться комплекс особенностей, характеризующих женщину как личностно незрелую, дезадаптивную и обладающую неконструктивными способами разрешения внутреннего конфликта. Чаще это женщины высоко адаптированные, реагирующие на стрессовые или фрустирирующие ситуации в форме рационализации, игнорирования, реже тревоги, реализующейся в гиперконтроле ситуации или ее преобразовании в соответствии со своими целями. В целом они отличаются наличием пониженной ценности ребенка и себя как матери, эти ценности имеют статус ценности–средства (а не ценности-цели). При адаптации к беременности и материнству у них не возникает невротических или соматических проявлений. Эти женщины обычно не становятся объектом исследования или терапии в перинатальной психологии и медицине. Однако, они представляют группу риска развития ребенка, причем в двух направлениях:

1. Риск нарушения физического и психического развития ребенка, для которого такие матери создают неадекватную психологическую среду развития.

2. Риск нарушения формирования родительской сферы ребенка (как будущего родителя), поскольку такие матери представляют неадекватную модель для идентификации и построения образов ребенка и родителя.

Для практических задач диагностики и психологической профилактики и коррекции неготовности к материнству имеет смысл разделять факторы, влияющие на адаптацию женщины к беременности и материнству, которые могут сочетаться по-разному и соответственно, определять собой различную стратегию и тактику психологической помощи.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.