Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Международные отношения во второй половине XIX в.





Венская система окончательно рухнула после революций 1848 -1849 гг. Усилившиеся противоречия между Россией, с одной стороны, и Англией и Францией - с другой, привели к Восточной (Крым­ской) войне 1853-1856 гг. Россия потерпела поражение от коа­лиции Англии, Франции, Турции и Сардинского королевства, которых открыто, поддержала Австрия и скрытно - Пруссия. В ре­зультате войны пошатнулись позиции России на Черном море.

Одной из ведущих европейских держав стала Франция. Импе­ратор Франции Наполеон III помог Италии в ее войне против Австрийской империи. За это Италия уступила Савойю и Ниццу. Началась подготовка к захвату Францией левого берега Рейна. Прус­сия стала готовиться к войнам за объединение Германии. В ходе франко-прусской (франко-германской) войны 1870-1871гг. На­полеон III потерпел сокрушительное поражение. К объединенной Германии отошли Эльзас и Лотарингия.


В конце XIX в. противоречия между державами еще более обострились. Особенно усилилось колониальное соперничество вели­ких держав. Наиболее острыми были противоречия между Англи­ей, Францией и Германией.

20 мая 1882 г. между Германией, Италией и Австро-Венгрией был подписан секретный договор, согласно которому Германия и Австро-Венгрия взяли на себя обязательство выступить в поддержку Италии в случае нападения на последнюю Франции, а Италия брала на себя то же обязательство в отношении Германии. Все три державы обязывались вступить в войну с нападающими государ­ствами. Италия, правда, оговорила, что в случае нападения Анг­лии на Германию или Австро-Венгрию она не будет оказывать помощь союзникам. С подписанием этого договора был оформлен Тройственный союз.

В начале 1887 г. казалось, что война Франции и Германии неиз­бежна, но последней пришлось отказаться от нее, так как Россия была готова оказать помощь Франции.



Франко-германская военная тревога по времени совпала с обо­стрением отношений между Россией и Австро-Венгрией. Как только кончился срок австро-германо-русского договора о нейтралитете, Россия не захотела вновь заключать его с участием Австро-Венг­рии. Германия решила пойти на двухстороннее заключение дого­вора с Россией - так называемый «договор перестраховки». Со­гласно договору обе стороны были обязаны соблюдать нейтрали­тет в случае войны какой-либо стороны с другой державой. В то же время Германия проводила политику обострения отношений с Россией. Но это привело к сближению России с Францией - глав­ным противником Германии.

Взор Франции обратился к России. Объем внешней торговли между двумя странами непрерывно возрастал. Значительные фран­цузские капиталовложения в России и крупные кредиты, предос­тавляемые французскими банками, способствовали сближению двух государств. Все яснее проявлялась и враждебность Германии к России. В августе 1891 г. между Францией и Россией был заклю­чен договор, а год спустя - военная конвенция. В 1893 г. союз был окончательно оформлен.

Острая борьба Англии с Францией и Россией поддерживала стремления части ее правящих кругов прийти к соглашению с Германией. Английское правительство дважды пытал ось купить поддержку Германии обещанием колониальных компенсаций, но германское правительство запросило такую цену, что Англия от­казалась от этой сделки. В 1904-1907 гг. было оформлено соглаше­ние Англии с Францией и Россией, получившее название «Трой­ственного согласия» - Антанты (в переводе с французского - «сердечное согласие»). Европа была окончательно разделена на враждебные военные блоки.

Вопросы и задания

1. Что такое Великие географические открытия? Каковы их причины?

Расскажите о главных открытиях. Каковы были их последствия?

2. Какие перемены происходили в экономике ведущих стран в ХVI- ХVIIIвв.? Какие изобретения способствовали этим переменам?

3. Что такое Возрождение? В чем состояли его основные идеи? Каковы достижения деятелей Возрождения?

4. В чем причины Реформации? Какие течения были в Реформации?

Как католическая церковь боролась с Реформацией? Каковы последствия Реформации?

5. Что такое абсолютизм и в чем причины его возникновения? Како­вы особенности абсолютизма в разных странах?

6. Почему произошла Английская революция? Опишите ее ход и по­следствия.

7. Как произошло образование США? В чем значение этого события?

8. Каковы причины Великой французской революции? Расскажите о ее ходе и силах, участвовавших в ней. Почему говорят о всемирно-исто­рическом значении этой революции?

9. Опишите основные стили и расскажите о главных достижениях за­падноевропейской культуры ХVII-ХVIIIвв.

10. Что такое эпоха Просвещения?

11. Перечислите реформы, проведенные в России в середине ХVI в.?

Каковы их результаты?

12. Что такое опричнина? В чем ее смысл и последствия?

13. Как происходило закрепощение крестьян в России?

14. Что такое Смутное время? Перечислите основные события этого периода. Что позволило отстоять независимость России?

15. Как развивалась экономика России в ХVIIв.? Что нового появи­лось тогда в экономике?

16. Какое значение имело освоение Сибири?

17. Какие изменения в государственном управлении произошли в России в ХVII в.?

18. Опишите народные восстания ХVIIв.

19. Расскажите о внешней политике России в ХVIIв.

20. Какие перемены произошли во внутренней жизни России и ее международном положении в период правления Петра 1?

21. Дайте характеристику Петру Великому.

22. Что такое эпоха дворцовых переворотов? Как в эту эпоху развива­лись экономика и социальный строй России?

23. Расскажите об основных событиях внутренней и внешней полити­ки в эпоху дворцовых переворотов.

24. Что такое «просвещенный абсолютизм»?

25. Как развивались экономика и социальная сфера в годы правления Екатерины II?

26. В чем причины крестьянской войны под предводительством Е. И. Пу­гачева?

27. Каковы достижения внешней политики России второй половины ХVIII в.? В чем причины побед русского оружия?


 

28. Каковы основные достижения русской культуры XVI - ХVIII вв.?

29. В чем состояли особенности развития Османской империи Ки-

тая, Индии в XVI - XVIII вв.?

30. Как происходила колониальная экспансия европейцев в XVI- ХVПI вв.?

31. Что такое промышленный переворот? Как развивалась экономика передовых стран в XIX в.?

32. Какие перемены в политической жизни стран Европы и США произошли в XIX в.? Какие социалистические учения возникли в этот период? В чем суть марксизма?

33. Каковы главные достижения европейской культуры XIX в.?

34. Расскажите об основных событиях внутренней и внешней полити­ки России в начале XIX в. Почему Россия победила Наполеона?

35. В чем причины и цели движения декабристов? Каково его значе­ние?

36. Раскройте основные направления внутренней и внешней полити­ки Николая 1. Почему Россия потерпела поражение в Крымской войне?

37. Каковы основные направления общественной мысли в России во второй четверти XIX в.?

38. Опишите главные реформы, проведенные в России в 60 -70-х гг.

XIX в. Каковы их причины и значение? Что такое контрреформы? .

39. Расскажите об общественном движении в правление Александра П.

Что такое народничество и в чем его значение?

40. Каковы достижения внешней политики России второй половины XIX в.?

41. В чем выразился расцвет русской культуры в XIX в.?

РАЗДЕЛ V ИСТОРИЯ ХХ - НАЧАЛА XXI в.

ТЕМА 14 Мир в 1900-1914гг .

Мир в начале ХХ в.

Мир в начале ХХ в.

Страны мира к началу ХХ в. различались не только по своему положению в качестве метрополий и колоний. Раз­рыв между ведущими державами и остальной частью мира опреде­лялся в первую очередь уровнем экономического развития. В боль­шинстве стран Западной Европы, в Северной Америке и Японии сложилось индустриальное общество. Эти страны прошли этап про­мышленной революции. Новая техника не только широко исполь­зовалась в промышленности, но находила все большее применение и в сельском хозяйстве, что привело в дальнейшем к коренным переменам в этой древнейшей сфере деятельности человека. В Аф­рике и на большей части Азии индустриализация еще не началась.

Политическое развитие в начале ХХ в.

По форме правления в начале ХХ в. преобладали монархии. Республиками были все госу­дарства Америки, а в Европе ими были лишь Франция и Швейца­рия. Однако в большинстве государств власть монарха была огра­ничена народными представительствами (Великобритания, Авст­ро-Венгрия, Германия, Япония и др.). В некоторых странах мо­нарх продолжал играть существенную роль в управлении. Выборы нигде не были всеобщими (так, избирательных прав были лише­ны женщины). Даже во многих республиках существовали деспо­тические режимы.

Борьба за передел мира.

В результате совершенствования транс­порта стало значительно проще пере возить на большие расстоя­ния сырье и готовую продукцию. Именно это подталкивало разви­тые страны к новым колониальным захватам. В результате развер­нулась борьба за передел мира. Особенно настойчиво этот курс взяли государства, опоздавшие к разделу колоний, но затем превратившиеся в мощные индустриальные державы.

В 1898 г. США напали на Испанию под лозунгом освобождения ее колоний. В результате формальную независимость получила Куба,


ставшая фактически владением США. Без особых формальностей поступили с островами Пуэрто-Рико, Гуам, Филиппинами. К США отошли и Гавайские острова, зона Панамского канала.

Германия в XIX в. захватила Юго-Западную и Юго-Восточную Африку (Камерун, Того), купила у Испании Каролинские и Ма­рианские острова в Тихом океане. Япония завладела Тайванем, стремилась утвердиться в Корее. Но и Германия, и Япония счита­ли себя обделенными колониями.

Помимо испано-американской войны 1898 г. первыми война­ми за передел мира считаются англо-бурская война (1899-1902) и русско-японская война (1904-1905). В ходе англо-бурской вой­ны две бурские республики в Южной Африке (Трансвааль и Оран­жевая) отошли к Англии. В результате победы над Россией в русско-японской воине Япония утвердилась в Корее и упрочила свое положение в Китае.

Проблемы модернизации.

Многие страны сталкивались с про­блемой модернизации - экономических, социальных, полити­ческих и культурных преобразований, направленных на форми­рование общества, отвечавшего требованиям эпохи. Образцом слу­жили государства Западной Европы. Однако в XIX в. единствен­ный довольно успешный опыт модернизации имел место в Япо­нии после реформ Мэйдзи. Эти реформы открыли путь для быст­рого промышленного развития, распространения гражданских свобод, образования. При этом японцы не отказались от своих традиций, не разрушили привычный уклад жизни.









ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2021 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.