Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Понятие культуры в социологии.





В социологии понятие культуры включает искусственную среду существования, созданную человеком, окружающую человека; внешнюю среду, если она в какой-то степени подверглась изменению в результате деятельности человека; различные знаковые системы (например, язык, музыка, фотография, кино, модная одежда и т.д.), используемые людьми в качестве средств коммуникации; обычаи и традиции, характерные для той или иной группы людей; научные, религиозные, эстетические ценности и идеи; нормы и стандарты поведения. Все эти составляющие культуры усваиваются и передаются из поколения в поколение, являются важным источником регулирования поведения каждого отдельного человека и взаимодействия между людьми.

В приведенном определении важно отметить следующее:

§ существенной чертой культуры является ее искусственный, т.е. биологически ненаследуемый, характер – это не природная, а созданная людьми среда существования;

§ социологическое определение культуры не оценивает какие-либо взгляды, вкусы или вещи как некультурные, к культуре не относящиеся. Любые ценности, верования, представления, разделяемые какой-либо группой или сообществом людей, формируют конкретное культурное пространство;

§ культура невозможна вне социальной коммуникации, т.е. без того, чтобы люди обменивались своими взглядами, идеями, оценками, открытиями. Только посредством коммуникации становится возможным усвоение культуры и овладение ею. Именно благодаря тому, что в конкретном обществе существует определенный уровень согласия относительно каких-то базовых ценностей, норм и правил поведения, в нем возможна координация деятельности и поведения людей;



§ культура не является статичной, она отражает время, изменяется и развивается.

В реальной жизни культура и общество неотделимы друг от друга.

Элементы культуры.

В структуре культуры можно выделить материальную и нематериальную культуру. К материальной культуре относят все физические объекты, созданные людьми, которым придается определенный смысл, – книги, одежда, школы, церкви, оружие, сады, парки и т.д. Важнейшим источником материальной культуры является технология как отрасль знания, имеющая дело с прикладной наукой и инженерией. Нематериальная культура предстает как система ценностей, верований, правил, обычаев, систем правления, языков, т.е. всего того, что относится к области духовного, неопредмеченного. Для понимания процессов, протекающих в культуре, используются понятия доминантной культуры, субкультуры и контркультуры.

Материальные реальности, созданные творческим трудом человека, называются артефактами. Артефакты несут в себе определенное символическое значение, выполняют определенную функцию и представляют ценность для группы или общества.

Нематериальная культура предстает как система ценностей, верований, правил, обычаев, систем правления, языков, т.е. всего того, что относится к области духовного. Деление на материальную и духовную культуру весьма условно и должно использоваться только в определенных границах.

Все части культуры переплетаются в сложное целое. Обычаи, верования, ценности и технология взаимосвязаны. Глубина и степень подобной взаимосвязи между различными сторонами культуры, устойчивые культурные модели, которые при этом возникают, обозначаются термином культурная интеграция.

Термином «доминантная культура» в социологии обозначают ценности, традиции, взгляды, разделяемые лишь частью общества, но частью, которая имеет возможность навязывать их обществу в целом либо в силу того, что она составляет этническое большинство, либо в силу того, что располагает механизмами принуждения.

Культура группы или социального слоя, отличающаяся от доминантной культуры, характеризуется понятием субкультуры. Образование субкультур может выражать общественную потребность в дифференциации духовной жизни и поведения, в выработке более адекватных форм деятельности, отвечающих или типу профессии, или особым социальным условиям, или новым запросам развития. Признаками субкультуры становятся особый словарь, правила поведения, символика. Каждое общество имеет достаточно пеструю мозаику по-разному взаимодействующих субкультур: молодежной, диссидентской, профессиональной, миграционных групп из инородной этнической среды, нетрадиционных религиозных групп, восточных мистических течений и др. Субкультуры могут оказывать значительное влияние на культуру всего общества. Субкультура, противостоящая доминантной культуре, называется контркультурой.

Массовая культура – особое явление, связанное со способами функционирования культуры. Ее появление вызвано такими процессами, сопровождающими становление современного индустриального общества, как урбанизация, секуляризация (т.е. освобождение от церковного влияния различных сфер жизни общества и личности), демократизация и массовизация общества, бурное техническое развитие и глубокие перемены в сфере образования, наконец, распространение законов рынка на культуру.

Массовая культура выступает как новый тип функционирования культуры в условиях демократизации, массовизации общества, коммерциализации искусства и появления новых технологий массовой коммуникации. Она отвечает важным потребностям человека массы, выполняя в первую очередь компенсаторно-развлекательную функцию, но вместе с тем становится мощным средством манипуляции сознанием, усредняет и консервирует духовное развитие людей.

В качестве основных признаков массовой культуры следует отметить:

§ тиражирование, что возможно только благодаря новым технологиям (тремя «китами» современной культурной индустрии можно считать печать, экран, компьютерные коммуникации);

§ ориентация на массового потребителя, на большие аудитории;

§ общедоступность текстов массовой культуры; расчет на пассивное, некритическое восприятие;

§ тривиализация искусства, т.е. сведение всего разнообразия художественного опыта к тривиальному, элементарному, банальному, общедоступному. Ее стандарты рассчитаны на все вкусы.

Массовая культура является важной составляющей современной российской культуры, системой символической адаптации к происходящим переменам.

Склонность оценивать свою собственную культуру как хорошую и правильную, а другие культуры – как странные или примитивные и даже аморальные получила название этноцентризма.

Ключевые понятия:

культура, духовная культура, материальная культура, гуманизм, ценности, нормы, традиции, этническая культура, молодежная субкультура, идентификация, толпа, этноцентризм, язык, цивилизация.

Основные определения:

Культура –это то, что выделяет человеческое общество из животного мира.

В социологии под культурой в широком смысле этого слова понимают специфическую, генетически не наследуемую совокупность средств, способов, форм, образцов и ориентиров взаимодействия людей со средой существования, которые они вырабатывают в совместной жизни для поддержания определенных структур деятельности и общения.

В узком смысле культура трактуется в социологии как система коллективно разделяемых ценностей, убеждений, образцов и норм, присущих определенной группе людей.

Культура – 1) по Э. Тайлору – некоторое сложное целое, которое включает в себя знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи и другие способности и привычки, приобретаемые и достигаемые человеком как членом общества; 2) совокупность материальных и духовных ценностей, выражающая определенный уровень исторического развития данного общества и человека.

Ценности это обобщенные представления о желаемом типе социальной системы, которые способствуют сохранению культурных образцов.

Нормы – это исторически обусловленные общественным бытием требования к деятельности и отношениям индивидов, социальных групп, классов и общественных институтов. Нормы представляют собой ориентации относительно поведения в конкретных ситуациях и обеспечивают интеграцию социальной системы.

Обычай –воспринятая из прошлого форма социальной регуляции деятельности и отношений людей;

– неписанные правила поведения.

Традиции –элементы социального и культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение и сохраняющиеся в течение длительного времени.

Идентификация –механизм социализации личности, способ усвоения детьми родительского поведения, установок и ценностей как своих собственных. Идентификация – (в социальной психологии) процесс отождествления индивида с тем или иным объектом, человеком или группой, происходящий на основе усвоения присущих им свойств, стандартов, ценностей социальных установок и ролей.

Цивилизация – понятие цивилизация происходит от латин. ciyitas – обозначающее: государство, город, граждане. В контексте с такими понятиями как культура, общественный договор, просвещение понятие цивилизация обретает смысл, характеризующий общественное состояние, противоположное естественному состоянию и определяющее основание общественного прогресса. Позже под цивилизацией стали понимать общество с определенной совокупностью ценностей, обогащаемых на путях социального и культурного прогресса. Термин цивилизация характеризует общество, находящееся на высоком уровне развития культуры и на магистральном пути общественного прогресса.

Соотношение понятий цивилизация и культура общества проведено немецким ученым Альфредом Вебером.

В отличие от Шпенглера Альфред Вебер рассматривал «культуру» и «цивилизацию» не как две фазы развития культурно-исторических целостностей, но как два относительно самостоятельных аспекта каждый из них – собственно духовный (религия, философия, искусство) и научно-технический.

Развитие цивилизации происходит в определенных социально-исторических и культурных условиях, зависящих от экономических и политических факторов. Поэтому, если понятие цивилизация употребляется для обозначения определенной исторической ступени развития общества, то под понятием культура общества имеется в виду наиболее существенная, качественная сторона цивилизации.

Этноцентризмсвойство этнического самосознания воспринимать и оценивать все явления окружающего мира сквозь призму традиций и ценностей собственной этнической группы, выступающей в качестве некоего

всеобщего эталона.

Язык– система знаков, служащая средством человеческого общения, мыслительной деятельности, способом выражения самосознания личности, средством передачи от поколения к поколению и хранения информации.

Диффузия– распространение культурных черт и образцов от группы к группе и их внедрение. Диффузия действует как внутри обществ, так и между ними. Примером могут служить методы научного управления, разработанные американской школой Ф. Тэйлора, которые затем были внедрены в других обществах.

Массовое поведение– тип коллективного поведения, являющийся результатом воздействия средств массовой коммуникации; характеризуется единообразными реакциями, утратой индивидуальных оценок, ориентации.

Темы рефератов:

1. Роль культуры в становлении человечества.

2. З. Фрейд о культуре.

3. Н.А. Бердяев о культуре.

4. Этническая культура.

5. Молодежная культура.

6. Культура и цивилизация.

7. Руссо о культуре.

Доклады:

1. Ценности современного человека.

2. З. Фрейд «Недовольство культурой».

3. Н.А. Бердяев «Человек и машина».

4. И.А. Ильин «Основы христианской культуры».

5. С.Л. Франк «Крушение кумиров. Кумир культуры».

Контрольные вопросы:

1. Социологическое понятие культуры.

2. Функции культуры.

3. Определите роль письменности в развитии культуры общества.

4. Что такое традиции? Каковы традиции советской и современной России?

5. Каковы характеристики этнической культуры?

6. В чем особенность молодежной субкультуры?

7. Что общего у культуры и цивилизации и что их отличает?

8. На чем основано культурное взаимодействие поколений?

9. Какие учреждения культуры действуют в городе для удовлетворения духовных потребностей различных групп населения?

Социологические тексты:

1. Н.А. Бердяев «Воля к жизни и воля к культуре».

2. Н.А. Бердяев «Человек и машина».

3. А.А. Богданов «Искусство и рабочий класс».

4. И. Кант «Наблюдения над чувством прекрасного и возвышенного».

5. П.Л. Лавров «Исторические письма».

6. А. Печчеи «Человеческие качества».

7. Ж-Ж. Руссо «Способствовало ли возрождение наук и искусств улучшению нравов?»

8. С.Л. Франк. «Крушение кумиров. Кумир культуры».

9. З. Фрейд. «Недовольство культурой».

10. О. Шпенглер. «Закат Европы».

 

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.