Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ





САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ

К СЕМИНАРСКОМУ ЗАНЯТИЮ

 

К самостоятельной работе относятся рефераты, доклады, аннотации на научные статьи из журнала «Социс», овладение категориальным аппаратом.

Каждому студенту рекомендуется при чтении учебной и дополнительной литературы выписывать термины (понятия) в словарь социологических понятий.

3.1. Реферат и его подготовка:

При изучении социологии подготовка реферата – один из наиболее содержательных видов самостоятельной работы студента.

Написание реферата способствует закреплению и углублению знаний, а также выработке навыков самостоятельного решения поставленных задач.

В написанной работе должна быть четко выражена точка зрения автора.

В отдельных случаях студент может подготовить реферат по теме, не включенной в предлагаемую проблематику, но особо заинтересовавшей его. При этом он обязан согласовать избранную тему с преподавателем и обосновать свой выбор.

В самостоятельной работе над рефератом студент использует три группы источников:

§ труды отечественных авторов;

§ монографии, сборники научных работ, справочные издания, словари, энциклопедии;

§ журнальные статьи, реферативные журналы, материалы периодической печати.

Изучая литературу, следует сразу же правильно и полно оформлять данные на книгу, статью. Это поможет при окончательном оформлении списка использованных источников реферата и облегчит работу в процессе написания. Ведь при написании реферата обязательны ссылки на источники.

Выписки из источников следует делать точно, указывая источник, а при цитировании – и страницы источника.

Прежде чем написать реферат, следует составить представление о теме по социологическим и другим словарям, учебной литературе, выяснить точное значение ключевых слов, составить список имеющейся литературы.



После подбора литературы рекомендуется разработать примерный план, который позволит углубленно и целенаправленно описать проблему. Все предварительные записи располагают по пунктам плана, состоящего из введения, 2-3 основных вопросов, раскрывающих содержание темы, и заключения. В кратком введении необходимо указать цель работы, задачи исследования, объект исследования, предмет исследования,актуальность рассматриваемых проблем и их место в курсе дисциплины. Основное содержание темы излагается по плану, логически последовательно, научно и литературно грамотно. Сначала указывается название вопроса, а затем уже излагается материал и делаются краткие выводы по данному вопросу.

При освещении дискуссионных вопросов приводят основные точки зрения, дают им критическую оценку и излагают собственное суждение. Писать следует самостоятельно, излагая свои мысли, а не переписывая учебные пособия. В то же время изложение теоретических положений не должно быть абстрактно отвлечённым, умозрительным.

При написании реферата не допускается дословное переписывание рекомендуемой литературы, за исключением цитат. Цитаты из используемых источников нужно заключать в кавычки и делать ссылки на источники.

После раскрытия всех вопросов плана в заключении необходимо чётко сформулировать выводы и показать значение рассмотренных проблем для теоретической и практической деятельности. Каждый раздел должен отражать собственную точку зрения по проблеме.

В конце работы обязательно надо привести список использованной литературы в алфавитном порядке.

Реферат должен быть аккуратно оформлен, написан разборчиво или отпечатан на листах формата А 4. С левого края страницы оставляют поле для замечаний. В тексте все разделы реферата должны быть выделены, страницы текста пронумерованы.

Объем работы должен составлять 20-25 страниц рукописного (15-20 машинописного) текста. Титульный лист оформляется в соответствии с приложением, на следующем листе указываются пункты плана с нумерацией страниц.

3.2. Требования к реферату:

Оформленный реферат должен иметь следующую структуру:

§ титульный лист, выполненный по образцу,

§ план (оглавление),

§ введение,

§ основная часть (ее разделы),

§ заключение,

§ список использованных источников.

б) требования к реферату по содержанию:

§ введение: обосновывается актуальность темы, ее разработанность, цель и задачи исследования, объект исследования, предмет исследования (объем – не более четверти от всего текста работы);

§ в основной части должна быть раскрыта тема контрольной работы с обязательной ссылкой на цитируемую литературу; при необходимости основная часть может быть подразделена на разделы;

§ заключение: обобщение учебного материала, основные выводы, краткая характеристика основных нерешенных или трудно решаемых проблем (объем – не более 2 стр.)

§ список литературы включает только использованную литературу, количество которой не должно быть менее 5 наименований.

Доклад (сообщение)

Доклад (сообщение) – четкое, (краткое: 2–3 страницы) изложение некоторых аспектов какой-либо проблемы, должен быть аккуратно оформлен, отпечатан на листах формата А-4. С левого края страницы оставляют поля для замечаний.


СЛОВАРЬ ПЕРСОНАЛИЙ

 

Адорно Теодор (1903-1969) – немецкий философ, социолог. В работе Адорно «Диалектика просвещения» эволюция человечества выступает в качестве истории «неудавшейся цивилизации» – усугубляющегося «отчуждения», вызванного изначальным конфликтом разума и природы. В противоположность гегелевскому пониманию мировой истории в «Диалектике просвещения» история предстает как усугубляющееся безумие (разум, сошедший с ума по причине противостояния природе) и утрата индивидуальной свободы. Основные работы: «Диалектика просвещения» (совместно с М. Хоркхаймером, 1948), «Авторитарная личность» (1950).

Арон Раймон (1905-1983) – французский социолог, политолог, философ и публицист. Арон – один из создателей теории единого индустриального общества. Ссылаясь на предсказания большой индустрии и на теорию О. Конта об универсальном индустриальном обществе, Арон утверждал, что в процессе промышленного строительства выкристаллизовывается единый тип общества. Арон рассматривал объект социального исследования как производное от субъективных моментов (мотивация, ценностные ориентации субъектов действия, точка зрения исследователя). Он предлагал этот подход как новую, «неидеологическую» теорию общества, поскольку эта теория изучает «то, что есть в действительности». Арон внес значительный вклад в разработку концепции деидеологизации. Все социально-политические проблемы рассматривал с позиций либерализма и отстаивал принципы частного предпринимательства, свободной конкуренции, демократии, свободы и прав человека. Труды на русском языке: «Этапы развития социологической мысли». М., 1993.

Бакунин Михаил Александрович (1814-1876) – русский революционер, один из основателей и теоретиков анархизма. Начало цивилизации связывал с познанием естественных законов природы, в соответствии с которыми человек осуществляет трудовую деятельность. В подчинении естественным законам – единственное ограничение свободы человека, которая, как и воля, ничему больше не подчиняется. Цель и критерий прогресса, по Бакунину, – постоянное возрастание свободы личности. Общество Бакунин рассматривал как «социальное тело», обладающее определенной «структурой» (классы), также развивающееся в соответствии с естественными законами. Социология – наука о законах, «управляющих развитием человеческого общества», в ней Бакунин видел венец позитивной философии, в которую включена «вся наука о человечестве в мире» – антропология, психология, логика, мораль, социальная экономика, политика, эстетика, теология и метафизика. Обществу как высшей ступени развития мира Бакунин противопоставляет государство, созданное, как он считал, богатым меньшинством для господства над большинством. Поэтому центральной теоретической проблемой социологии (и центральной проблемой практики революционной борьбы), утверждал он, является проблема уничтожения государства как силы, подавляющей свободу личности. Возможность уничтожить основные препятствия на пути свободы – государство и религию, освящающую власть, Бакунин видел в присущей человеку способности мыслить и потребности бороться: разум преодолевает религию, а бунт разрушает государство. Основные труды: «Государственность и анархия» (1873), «Кнуто-Германская империя и социальная революция» (1871).

Белл Даниел (р. 1919) – американский социолог, специалист в области истории общественной мысли, политических течений и социального прогнозирования. Разработанная Беллом концепция постиндустриального общества выдвинула его в число ведущих представителей социального прогнозирования на Западе. Согласно этой концепции, научно-техническая революция делает излишней революцию социальную. Изображал будущее человечества с позиций умеренного технологического детерминизма. Для эволюции взглядов Белла характерно, что постиндустриальное общество, первоначально изображавшееся как технократическая утопия, постепенно превращается у него в новую стадию антагонистического общества, увековечивающего конфликты между управляющими и управляемыми. Белл – один из наиболее видных представителей американского неоконсерватизма. Основные труды: «Конец идеологии» (1960), «Грядущее постиндустриальное общество» (1978), «Культурные противоречия капитализма» (1976).

Бурдье Пьер (р. 1930) – французский социолог. Основными понятиями социологической теории Бурдье являются: поле, habitus. По Бурдье, общество – это совокупность отношений, складывающихся в различные поля, каждое из которых имеет специфические типы власти. Habitus – это структуированное социальное отношение; habitus, структуируя восприятие, мышление и поведение, воспроизводит социально-культурные правила, «стили жизни» разных социальных групп. Труды на русском языке: «Начала». М., 1994. «Социология политики». М., 1993.

Вебер Макс (1864-1920) – немецкий экономист, историк и крупнейший социолог. Совместно с Г. Риккертом и В. Дильтеем Вебер разрабатывал концепцию идеальных типов, рассматриваемых как наиболее удобный способ упорядочения эмпирического материала. Идеальным типом является любая интеллектуальная конструкция, обобщающая социальную действительность.

Согласно Веберу, цель социологии состояла в достижении интерпретативного понимания субъективно значимой человеческой деятельности.

Свою концепцию Вебер называл «понимающей социологией». Понимание означает познание социального действия через его субъективно подразумеваемый смысл, т. е. смысл, который вкладывает в данное действие сам его субъект. В отличие от своих современников Вебер не стремился строить социологию по образцу естественных наук, относя её к гуманитарным наукам или, в его терминах, к наукам о культуре. Основные категории понимающей социологии — это поведение, действие и социальное действие. О социальном действии можно говорить тогда, когда действие соотносится с действиями других людей и ориентируется на них. Сочетания социальных действий образуют «смысловые связи», на основе которых формируются социальные отношения и институты.

Метод социологии Вебера определяется, помимо концепции понимания, учением об идеальном типе, а также постулатом свободы от ценностных суждений.

Относительно принципа свободы от ценностных суждений Вебер различает две проблемы: проблему свободы от ценностных суждений в строгом смысле и проблему соотношений познания и ценности.

В данном случае, таким образом, речь идёт не о субъективных пристрастиях того или иного учёного, но прежде всего о «духе времени» той или иной культуры: именно он играет ключевую роль в формировании «ценностных идей».

Труды Вебера оказали существеннейшее влияние на социологию XX века и продолжают быть актуальными сегодня. Избранные произведения. М., 1990. Работы М. Вебера по социологии религии и культуры. М., 1991. Вып. 1.

Гумплович Людвиг (1838-1909) – польско-австрийский социолог и юрист. Представитель социального дарвинизма. Предметом социологии считал социальные группы, а непрерывную и беспощадную борьбу между ними – главным фактором социальной жизни. В работе «Расовая борьба» Гумплович ввел понятие «этноцентризм», впоследствии разрабатывавшееся Самнером и вошедшее в понятийный аппарат социологии. Будучи историческим пессимистом, он стремился показать, что современный цивилизованный человек по сути своей остался таким же агрессивным дикарем, как его далекий предок, а за оболочкой социальных и культурных идеалов скрываются весьма низменные мотивы и импульсы. Основные труды: «Расовая борьба» (1883), «Основы социологии» (1899), «Социологические очерки» (1899), «Социология и политика» (1895).

Данилевский Николай Яковлевич (1822-1885) – русский социолог, этнограф. Данилевский — создатель первой в истории социологии антиэволюционистской модели общественного прогресса. Взамен «произвольных систем» Данилевский предлагает «естественную» систему группировки исторических событий, учитывающую многообразие человеческой истории, исходя из определенных типов ее развития. Главным критерием выделения типов является языковая близость, а сам культурно-исторический тип понимается как сочетание психоэтнографических, антропологических, социальных, территориальных и других признаков. На место однолинейной исторической схемы Данилевский поставил «драму» многих культурно-исторических типов, каждый из которых образует целостный организм и переживает, подобно организму, жизненный цикл. Основные труды: «Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германороманскому» (1869), «Дарвинизм». Т. 1, 2 (СПб., 1885-1889).

Дарендорф Ральф Густав(р. 1929) – немецкий социолог, публицист, идеолог современного либерализма. Выдвинул в качестве центрального понятие «конфликта» как творческого начала общественной жизни (и жизни вообще), источника свободы в обществе. По Дарендорфу, субъектом конфликта являются не классы в марксистском их понимании, а «классы», или конфликтные группы, основанные на отношениях господства и подчинения. Ральф Дарендорф утверждает, что в основе конфликта лежат не экономические причины, а стремление людей к перераспределению власти. В результате возникает множество групп, борющихся между собой за власть. Позднее Дарендорф пришел к выводу об утрате «конфликтом» роли гаранта политической свободы. Объявляя прогресс (без которого не может быть и политической свободы) желательной, хотя и не гарантированной целью человеческой практики, предпосылкой его Дарендорф провозглашает общественное неравенство. Он признал утопической идею вероятности исчезновения конфликтов, основанных на различиях во власти, но утверждал, что существование гражданских прав и расширение равенства возможностей способно уменьшить и контролировать их. Труды на русском языке: Элементы теории социального конфликта // Социологические исследования. 1994. №5.

Дильтей Вильгельм (1833-1911) – немецкий историк культуры и социальный философ. Представитель философии жизни, создатель так называемой понимающей психологии. Центральным у Дильтея является понятие жизни как способа бытия человека, культурно-исторической реальности. Дильтей выдвигает метод «понимания» как непосредственного постижения некоторой духовной целостности. Понимание, родственное интуитивному проникновению в жизнь, Дильтей противопоставляет методу «объяснения», применимому в «науках о природе». Дильтей совместно с Риккертом (а позднее М. Вебером) разрабатывал концепцию идеальных типов. Он оказал значительное влияние на развитие философии и социологии XX в. – на философскую герменевтику, историческую социологию, особенно на М. Вебера и отчасти Г. Зиммеля. Основные труды: Описательная психология. М., 1924.

Дюркгейм Эмиль(1858-1917) – французский философ и социолог. Эмиль Дюркгейм – один из создателей социологии как науки, как профессии и предмета преподавания.

Предмет социологии,согласно Дюркгейму, – социальные факты, которые, характеризуются двумя основными признаками: они существуют вне индивидов и оказывают на них принудительное воздействие. Тема социальной солидарности – главная тема социологии Дюркгейма. По существу, солидарность для него – синоним общественного состояния. Если в архаических («сегментарных») обществах социальная солидарность основана на полном растворении индивидуальных сознаний в «коллективном сознании» («механическая солидарность»), то в развитых («организованных») социальных системах она основана на автономии индивидов, разделении функций, функциональной взаимозависимости и взаимообмене («органическая солидарность»).

Важное значение для развития социологического знания имело понятие аномии, которым Дюркгейм обозначает состояние ценностно-нормативного вакуума, характерного для переходных и кризисных периодов и состояний в развитии обществ, когда старые нормы и ценности перестают действовать, а новые еще не установились. Вслед за Контом Дюркгейм рассматривал общество главным образом как сферу солидарности, сплоченности, согласия. Не случайно изучение согласия в социологии считается дюркгеймовской традицией.

Дюркгейм явился родоначальником структурно-функционального анализа в социологии, разработал методологические принципы социологического мышления, внес вклад в самые разные отрасли социологического знания: в общую теорию, в частные теории, в исследование отдельных сфер и явлений социальной жизни: морали, права, отклоняющегося поведения, семьи, воспитания, религии, ритуала и т.д. Он отстаивал взгляд на социологию как на строгую объективную науку, свободную от всякого рода идеологических предрассудков и умозрительных спекуляций. Дюркгейм исходил из необходимости практической ориентации социологического знания. Именно благодаря ему социология во Франции стала университетской дисциплиной. Он одним из первых в мире, если не первым, стал читать лекционные курсы по социологии. Дюркгейм был основателем и редактором одного из первых в мире социологических журналов – «Социологический ежегодник» (12 томов, 1898-1913). Труды на русском языке: Социология. Ее предмет, метод, назначение. М., 1995.О разделении общественного труда. Метод социологии. М., 1996. Самоубийство. М., 1994.

Зиммель Георг(1858-1918) – немецкий философ и социолог, основоположник формальной социологии. Предметом социологии Зиммель считал формы социального взаимодействия людей («формы обобществления»), сохраняющиеся при всех изменениях конкретного исторического содержания.

Зиммель анализировал социальную дифференциацию, социальные формы (договор, конфликт, конкуренция, авторитет, подчинение и т.д.), отношения, возникающие в малых группах. В «Философии денег» Зиммель дал социально-психологический анализ роли денег в развитии различных отношений между людьми как предпосылки развития личности и индивидуальной свободы.

На социологические взгляды Зиммеля серьезное влияние оказал К. Маркс, что особенно наглядно проявилось в области проблем социального конфликта и диалектики развития культурных форм.

Наиболее важные труды Зиммеля: «Проблемы философии истории» (1898), «Философия денег» (1900), «Социология» (1908), «Трактат по социологии» (1920).

Ковалевский Максим Максимович(1851-1916) – русский социолог, историк, этнограф и правовед. Метод социологии Ковалевского – историко-сравнительный, основанный на выделении у разных народов групп, сходных по политическим, юридическим, историческим и подобным характеристикам, рассмотрение которых позволяет выявить основные этапы развития общества в целом. Сравнительно-исторический метод позволил сделать вывод о генетическом родстве явлений, наметить общую тенденцию развития. Анализ социальных явлений на основе их происхождения Ковалевский называл генетической социологией, с помощью которой он исследовал образование основных общественных институтов – семьи, собственности, государства. Эволюцию этих институтов определяют в основном факторы биосоциального (рост населения) и психологического порядка. Ковалевский отстаивал положение о преходящем характере частной собственности. Наиболее ярко сущность социологической концепции Ковалевского отразилась в понятии прогресса, вне которого нет и не может быть социологии. Содержание прогресса Ковалевский отождествлял с расширением сферы солидарности, считая ее рост важнейшим и универсальным социальным законом. Солидарность – норма общественной жизни, а классовая борьба – отклонение от нормы. Хотя Ковалевский и признавал революцию как способ движения вперед, но считал ее «противоестественной формой», результатом ошибок правительства. Основные труды: «Происхождение современной демократии» Т. 1-4 (М., 1895-1897), «Современные социологи» (СПб., 1905), «Социология» Т. 1, 2 (СПб., 1910), «Очерк происхождения и развития семьи и собственности» (пер. с франц. М., 1939).

Конт Огюст (1798-1857) – французский философ и социолог, один из основоположников позитивизма и социологии. Конт стремился выработать рациональный подход к изучению общества, основу которого составили бы наблюдение и эксперимент. По Конту, такой подход, называемый позитивизмом, обеспечит практическую основу для нового, более устойчивого общественного порядка. Сам Конт термин «позитивный» рассматривал как: реальное, полезное, достоверное, точное, организующие знание. Позитивистскую социологию Конта составляют две основные концепции. Одна из них – социальная статика – раскрывает взаимоотношения между социальными институтами. Согласно Конту, в обществе, как и в живом организме, части гармонично согласованы между собой. Но, будучи уверенным, что обществам в большей мере присуща стабильность, Конт проявлял также интерес к социальной динамике, к процессам социальных изменений. Изучение социальной динамики важно, так какой она способствует реформам и помогает исследовать естественные изменения, происходящие в результате распада или переустройства социальных структур. Если социальная статика изучает общество «в состоянии покоя», то изучение социальной динамики общества ведет к выявлению социального прогресса. О. Конт был противником революций и обосновывал необходимость социальной эволюции.

О. Конта можно рассматривать как одного из предшественников эволюционно-органического направления в социологии. Основные труды: «Система позитивной политики» (1851-1854), «Курс положительной философии» (1899-1900). Труды на русском языке: Дух позитивной философии. СПб., 1910.

Кули Чарльз Хортон(1864-1929) – американский социолог, социальный психолог, автор теории «зеркального Я», один из основоположников теории малых групп. Кули ввел различение первичных групп (ему принадлежит и сам термин) и вторичных общественных институтов. Первичные группы (семья, соседство, детские группы, местные общины) являются, по Кули, основными общественными ячейками и характеризуются личностными связями, непосредственным общением, устойчивостью и малочисленностью. Здесь происходят социализация, формирование личности, усваивающей в ходе взаимодействия основные общественные ценности и нормы, способы деятельности. Кули характеризовал личность как сумму психических реакций человека на мнение о нем окружающих людей (теория «зеркального Я»). Вторичные общественные институты (партии, классы, нации), согласно Кули, образуют социальную структуру, где складываются безличные отношения (в эти безличные отношения сформировавшийся индивид вовлечен лишь частично как носитель определенной функции). Социология Кули повлияла на развитие интеракционистских концепций и социально-психологических теорий, а также теорий соединяющих элементы организма и интеракционизма (Чикагская школа социальной экологии). Основные труды: «Человеческая природа и социальный порядок» (1902), «Социальная организация» (1909), «Социальный процесс» (1918), «Социологическая теория и социальное исследование» (1930). Социальная самость // Американская социологическая мысль. М., 1994. Первичные группы // Там же.

Лавров Петр Лаврович(1823-1900) – ученый, философ, авторитетный деятель международного социализма, теоретик-идеолог народничества, одна из центральных фигур освободительного движения в России.

Лавров высказывает идеи о принципиальном различии явлений природных, где имеет место повторяемость, закономерность, но отсутствует развитие, и явлений общественных, характеризующихся неповторимостью; подчеркивает, что только историю отличает развитие, прогресс; установление правильной перспективы исторических фактов, уяснение их смысла зависит от самого историка, от самого мыслителя. Отсюда и положение Лаврова о так называемом субъективном методе в социологии, отрицающее объективный материальный критерий при определении законов общественного развития.

Социолог должен уметь стать на место страждущих членов общества, а не бесстрастного постороннего наблюдателя общественного механизма. Понимание общества воплощено в теории прогресса. Лавров считал, что ведущей силой, «органом прогресса является личность, характеризующаяся критическим сознанием, стремлением к изменению застывших общественных форм». С 80-х годов XIX в., отойдя от крайностей субъективной социологии, Лавров начинает рассматривать личность и как члена «коллективного организма». В связи с этим меняется и трактовка социального прогресса, понимаемого не только как результат деятельности критически мыслящей личности, но и как «усиление и расширение общественной солидарности», достижение которой во всех сферах общественной жизни – экономике, политике, нравственности, интеллектуальной деятельности – «единственная возможная цепь прогресса».

Основные труды: «Исторические письма» (1870), «Задачи понимания истории» (1903), «Философия и социология. Избранные произведения: В 2-х т.» (М., 1965).

Лебон Гюстав (1841-1931) – французский социолог, социальный психолог; занимался также вопросами антропологии, археологии, естествознания. Лебон выдвинул один из первых вариантов теории массового общества. С позиций аристократического элитизма выступал против идеи социального равенства, стремился доказать неравенство различных рас. Отождествляя массу с толпой, он предвещал наступление «эры масс» и связанный с этим упадок цивилизации. Лебон делил толпу на «разнородную» (уличные, парламентские собрания и т.д.) и «однородную» (секты, классы, касты).

Рассматривая массу (толпу) как иррациональную разрушительную силу, он подчеркивал бессознательный и эмоциональный характер поведения индивидов в толпе. Ведущую роль в общественном развитии он отводил изменениям в идеях, внушаемым массам немногими «вожаками» посредством утверждения, повторения и заражения. Революции Лебон считал проявлением массовой истерии. Основные труды: «Психология народов и масс» (1896), «Психология социализма» (1908), «Эволюция материи» (1912).

Маркс Карл (1818-1883) – немецкий философ, социальный мыслитель, экономист. Более полутора столетий не утихают споры вокруг теоретического наследия Карла Маркса и Фридриха Энгельса. Многие современные социологи Запада не отрицают исторических заслуг Карла Маркса в формировании и развитии социально-политической мысли. Имя Карла Маркса упоминается рядом с именем Огюста Конта, Маркса Вебера, Эмиля Дюркгейма. В отличие от гегельянства, позитивизма или функционализма марксизм выступает не только как направление теоретической мысли, но и как влиятельное течение социально-политической мысли, тесно связанной с массовыми общественными движениями XIX и XX веков.

Переворот во взглядах на общество Карл Маркс связывает с принципиально новым пониманием сущности, переосновы общественной жизни. Важным своим достижением он считал материалистическое понимание истории. Из всей сложнейшей и многообразной совокупности общественных связей и отношений Маркс выделил отношения материальные, производственные. Система производственных отношений составляет первооснову – базис, на котором формируются как иные отношения людей – правовые, политические, идеологические и т.п.

Принцип прогресса реализуется в марксизме через учение об общественно-экономических формациях как основных структурах общественной жизни. Карл Маркс и Фридрих Энгельс неоднократно подчеркивали, что предмет их теоретического интереса не общество вообще, а определенные исторические типы общества – «экономические общественные системы». Общественно-экономическая формация, по определению К. Маркса, представляет собой «общество, находящееся на определенной степени исторического развития, общество со своеобразным отличительным характером».

К. Маркс и Ф. Энгельс представляли развитие общества как поступательный процесс, характеризующийся последовательным переходом от низших общественно-экономических формаций к высшим: от первобытнообщинной к рабовладельческой, затем к феодальной, капиталистической и коммунистической.

Его считают изобретателем теории социального конфликта. Маркс выступал за революционный путь изменения общества. Он полагал, что классовая борьба является основным двигателем истории.

Маркс был одним из первых социологов, кто понимал человека как природно-общественное существо, для которого природа «является жизнью, а не средством к жизни».

Вклад Маркса в развитие социологической мысли, особенно в области анализа социальных классов и социальных изменений, сохраняет значение и до сего времени. Труды на русском языке: Капитал. М., 1983. Т. 1.

Маркузе Герберт (1898-1979) – немецко-американский философ и социолог. Сторонник леворадикалистской трактовки теории «позднекапиталистического» общества. Наряду с Т. Адорно и М. Хоркхаймером один создателей «критической теории общества». Согласно Маркузе, развитие науки и техники позволяет господствующему классу современного капиталистического общества сформировать через механизм потребностей новый тип массового «одномерного человека» с атрофированным социально-критическим отношением к обществу и тем самым «сдерживать и предотвращать социальные изменения». Революционная инициатива переходит в рамках «развитого» общества к «аутсайдерам» (люмпены, безработные, национальные меньшинства), а также к радикальным слоям студенчества и гуманитарной интеллигенции. Носителями революционной инициативы в глобальном масштабе выступают обездоленные массы «бедных» стран, противостоящие «богатым» (западные и развитые социалистические страны).

Мертон Роберт Кинг (р. 1910) – американский социолог, представитель структурно-функционального анализа (ввел понятие «дисфункции», разграничение «явных» и «латентных» (скрытых) функций). Ему принадлежит идея так называемых теорий среднего уровня, которые должны связать эмпирические исследования и общую теорию социологии. Примером социологического анализа Мертона является его теория аномии (понятие, заимствованное у Э. Дюркгейма). Аномия, по Мертону, – особое нравственно-психологическое состояние индивидуального и общественного сознания, которое характеризуется разложением системы моральных ценностей и «вакуумом идеалов».

Наиболее существенным был вклад Мертона в изучение бюрократии, социологии науки и социологии массовых коммуникаций, анализ теории роли, относительной депривации и референтных групп. Труды на русском языке: Социальная структура и аномия // Социология преступности. М., 1966.

Мид Джордж Герберт (1863-1931) – американский философ, социолог и социальный мыслитель, основатель символического интеракционизма. Мид рассматривал реальность как совокупность ситуаций, в которых действует субъект (широко понимаемый как «живая форма»), а мышление трактовал с точки зрения его инструментальной природы как орудие приспособления субъекта к реальности. По Миду, общество и социальный индивид (социальное Я) конституируются в совокупности процессов межиндивидуальных взаимодействий. Стадии принятия роли другого, других, «обобщенного другого» – этапы превращения физиологического организма в рефлексивное социальное Я. Таким образом, происхождение Я целиком социально, а главная его характеристика – способность становиться объектом для самого себя.

В центре концепции Мида стоит понятие самости, то есть человека, способного к рефлексии. «Я» возникает из социальной интеракции, благодаря которой человек, «приняв роль другого», делает своими внутренними позиции реальных и предполагаемых других. Опираясь на понятие Кули зеркального «Я», онвключил «Я» (Я сам, как Я есть) в непрерывное взаимодействие с «Мы» (Я, каким видят меня другие). Важную роль в этом процессе играет язык, наличие которого является отличительным признаком человека. Язык является результатом соглашения между индивидами, то есть конвенционален. Социальная концепция Мида оказала большое влияние на последующее развитие социальной психологии и легла в основу символического интеракционизма. К главным работам Мида относятся «разум, Я и общество» (1932), «Философские действия» (1938) и «Философия настоящего» (1959).

Михайловский Николай Константинович (1842-1904) – русский социолог. Михайловский вместе с Лавровым стал основателем этико-социологической школы в России.

Михайловский является наиболее ярким выразителем «субъективного метода» в социальном знании. Сущность «субъективизма» заключается в признании того, что оценочный момент входит в познание человеческой деятельности. По формуле Михайловского, «в области явлений общественных наблюдение неизбежно и теснейшим образом связано с нравственной оценкой». Чисто «теоретическое», то есть безоценочное восприятие человека и его деятельности просто не дает нам всего того материала, который наличествует в социальных фактах. Михайловский выдвигал верховное право каждой личности жить и оценивать мир по своему сознанию идеала.

Он страстно обличал социал-дарвинистские и пассивно-созерцательные учения, «фатализм» и «крайний детерминизм» марксистской теории. Не отрицая законосообразности общественного развития и признавая правоту исторического материализма в качестве материализма экономического, Михайловский активную роль в истории отводил личности, ее собственным силам, моральной позиции, ее способности противостоять стихийным силам исторического процесса. Развитие личности («неделимого»), живущей полной и всесторонней жизнью, по Михайловскому,– высший критерий общественного прогресса. Михайловский одним из первых стал рассматривать личность на трех уровнях – биогенном, психогенном и социогенном, пытаясь представить их в единстве. Изучая влияние общественного организма на личность, он стремился выявить экономические принципы, благоприятствующие развитию личности. В середине 70-х годов ХIХ в. Михайловский связывает проблемы «борьбы за индивидуальность» с учением о кооперации, с конца 70-х годов делает упор на социальную (коллективную, в терминологии Михайловского) психологию, выступающую как основа социологии. Михайловский выступает против теории эволюции Спенсера и подвергает критике взгляды этого философа на общество как единый организм. Основные труды: «Герои и толпа». Избранные труды по социологии.: В 2-х тт. – СПб., 1998. «Записки профана» // Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. XIX в.– М.,1995.

Морено Якоб (Джекоб) Леви (1892-1974) – американский социальный психолог, психиатр, основатель социометрии. Опираясь на психоанализ и гештальт-психологию, Морено считал, что психическое здоровье человека обусловлено его положением в малой группе,









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.