Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Психологические проблемы, вызываемые стрессом.





Высокому уровню стресса могут сопутствовать гнев, беспокойство, депрессия, нервозность, раздражительность, напряженность и скука. Недавнее исследование обнаружило прямую взаимосвязь между стрессом и такими агрессивными действиями, как саботаж, межличностная агрессия, враждебное поведение и жалобы. Психологические проблемы подобного типа, вызванные стрессом, приводят, в свою очередь, к неудовлетворительному исполнению служебных обязанностей, заниженной самооценке, сопротивлению указаниям руководства, неспособности сосредоточиться и принять решение и к неудовлетворенности своей работой. Эти последствия стресса приносят компании прямые убытки.

Психологический стресс является причиной многочисленных страховых исков, связанных с выполняемой работой. В судах США, за последнее время, возросло количество, связанных со стрессом на рабочем месте, исков, предъявленных работниками к своим работодателям, которые влекут за собой соответствующие страховые выплаты. Эксперты полагают, что если темп роста подобных претензий сохранится на столь же высоком уровне, то их количество уже в ближайшие десять лет превзойдет все остальные претензии, связанные с другими факторами.

Еще более серьезную озабоченность вызывает не всегда заметное, но реальное воздействие, которое оказывает стресс на продуктивность работы менеджеров, занимающих ключевые посты в компании.

Так, например, менеджеры, постоянно подвергающиеся воздействию стресса, становятся жертвой резких перепадов настроения и их подчиненные вскоре приобретают привычку не беспокоить их, даже когда речь идет о серьезных вопросах, во избежание "головомойки". Иногда менеджеры осознают недостатки собственного поведения; они чувствуют, что не соответствуют ожиданиям, связанным с занимаемой ими важной должностью, и страдают от потери самоуважения. В подобном состоянии они могут медлить и откладывать принятие решений. И, наконец, они негодуют, когда руководство пытается вернуть их в рабочее состояние, и начинают ненавидеть свою работу.



Коллеги, подчиненные и руководство, в свою очередь, могут занять крайне негативную позицию по отношению к такому менеджеру, объясняя его поведение отвратительным характером, в то время как, на самом деле, оно является результатом воздействия стресса. Вот если бы у этого менеджера случился сердечный приступ, тогда его все жалели бы и считали происшедшее результатом стресса. Но резкие колебания настроения, заниженная самооценка, неспособность к принятию решений и недовольство работой и руководством вызывают всеобщее осуждение и порождают мнение, что менеджер никуда не годится и, ни с кем не умеет ладить.

И сердечный приступ, и психологические проблемы могут объясняться одной и той же причиной (избыточным стрессом), и, хотя люди и реагируют на эти последствия стресса по-разному, психологические проблемы оказывают не меньшее, а то и большее воздействие на эффективность трудовой деятельности.

Поведенческие проблемы, обусловленные стрессом.Прямым результатом сильных стрессов на работе могут являться такие поведенческие реакции,как недоедание или переедание, бессонница, злоупотребление курением, алкоголем и наркотиками. Когда мы осознаем, что 6% населения являются алкоголиками, еще 10% по приблизительной оценке злоупотребляют алкоголем, что ежегодно в США потребляется 6 млрд. таблеток амфетаминов и барбитуратов, становится ясно, сколь серьезны проблемы поведения работников, связанные с потреблением алкоголя и наркотиков.

В ряде исследований получены определенные свидетельства о наличии прямой связи между стрессом и прогулами, а также текучестью кадров. Например, работники, испытав стресс, могут напиться после работы и пропустить из-за похмелья следующий рабочий день. После, они ощущают угрызения совести. Им кажется, что они всех подводят из-за неявки на работу, в результате могут подать заявление об уходе и быть уволенными. Таким образом, возрастает число прогулов и, соответственно, текучесть кадров; и то и другое дорого обходится компании, поскольку надо обеспечить замену отсутствующих работников и тех, кто получил расчет. Прогуливая работу, порождающую стресс, или увольняясь с такой работы, человек убегает от создавшейся ситуации. Возможно, эта реакция является даже более здоровой, чем попытка бороться с ситуацией, когда человек остается на работе, вызывающей стресс, и становится озлобленным или агрессивным.

Так же, как и психологические проблемы, проблемы поведенческого характера редко воспринимаются коллегами и руководством как прямой результат стресса и вызывают мало сочувствия. Однако, эти проблемы так же, как физические и психологические, можно контролировать, ими можно более эффективно управлять и даже не допускать их как на уровне отдельного человека, так и организации в целом.

14.5.Основные способы борьбы со стрессом. В целом, существует два основных подхода к проблеме борьбы со стрессом. На первом плане стоят индивидуальные методы, которые представляют собой некоторую ответную реакцию. Иными словами, они являются способами реагирования на стрессовое воздействие, уже имевшее место. Такие индивидуальные методы, как физические упражнения, могут быть как реактивными, так и упреждающими; однако большинство методов направлено на оказание помощи человеку, страдающему от стресса.

Второй подход к проблеме стресса состоит в разработке более активных методов борьбы с ним на уровне организации. В их основе лежит стремление исключить существующие или потенциальные факторы стресса; подобно медицинской профилактике этот подход позволяет избавить отдельных сотрудников от воздействия стресса.

Индивидуальные методы борьбы со стрессом.В средствах массовой информации большое внимание уделяется методам самолечения, самоконтроля за своим весом, диетам, здоровому питанию и физическим упражнениям. Люди берут на себя ответственность или, по крайней мере, понимают, что онидолжны взять на себя ответственность за собственное здоровье. Индивидуальные методы борьбы со стрессом вполне оправданы. Другими словами, большинство людей не надо убеждать в том, что они должны занять активную позицию и внести реальные изменения в свою жизнь.

Ниже описываются специальные методы, которые могут быть использованы для устранения стресса или более эффективного управления неизбежным и затяжным стрессом.

1. Упражнения.В наши дни, на первый план в занятиях спортом для человека выходит не победа или поражение, а активный образ жизни. Люди всех возрастных групп занимаются спортивной ходьбой, бегом, плаванием, ездят на велосипеде, играют в футбол, волейбол или теннис, чтобы успешно справляться со стрессовыми ситуациями. Однако, все же не существует убедительных доказательств того, что физические упражнения уменьшают угрозу сердечнососудистых заболеваний или инсульта, Тем не менее, несомненным представляется тот факт, что они помогают людям справиться со стрессом, пусть даже опосредованно, через временное снятие напряжения, повышение самооценки и временное отвлечение от мыслей о работе.

2. Снятие напряжения. К каким бы способам ни прибегал человек, будь то просто отдых или использование специальных методов, таких, как биологическая обратная связь или медитация, основной целью является устранение внезапно возникшего стресса или же эффективная борьба с затяжной стрессовой ситуацией.

Расслабиться – значит просто посидеть в саду с хорошей книгой в руках или посмотреть что-нибудь развлекательное по телевизору (разумеется, не фильм ужасов или спортивную программу).

Медитация вызывает ослабление мышечного и умственного напряжения; человек медленно повторяет слово или фразу, вызывающие спокойные ассоциации, или концентрируется мысленно на каком-то умиротворяющем пейзаже.

Исследования доказывают, что медитация оказывает положительное физическое и психологическое воздействие на людей.

3. Самоконтроль поведения.Сознательно контролируя причины и следствия своего поведения, люди могут научиться самоконтролю. Например, менеджеры по продажам, которым приходится на протяжении всего рабочего дня разбираться с непрерывным потоком жалоб покупателей, могут устранить причину, вызывающую стресс, поручив своим подчиненным предварительно просматривать все поступающие претензии, чтобы те поступали на рассмотрение к менеджеру только в виде исключения. Они также могут управлять последствиями, наградив себя лишним перерывом, если им удалось сохранить спокойствие и собранность в общении с исключительно агрессивным клиентом.

Помимо управления собственным поведением, с целью избежать стресса, люди также должны осознавать предел своих возможностей и распознавать первые сигналы надвигающихся неприятностей. Они смогут избегать людей или ситуации, грозящих вызвать стресс. Иными словами, этот метод позволяет людям контролировать ситуацию, а не подчиняться ей.

4. Когнитивная терапия.В одном из исследований дано следующее описание этого подхода. Работникам прививалась убеждение о том, что большая часть их проблем (беспокойство, напряжение и т. д.) вызвана их когнициями (внутренними диалогами). Лекций психологов и обсуждения, в конечном итоге, помогали участникам

а) осознать происходящие у них на работе события и то, какие мысли эти события у них вызывают;

б) понять, какие физические и эмоциональные реакции вызывают у них подобные мысли;

в) систематически оценивать объективные последствия событий, происходящих на работе;

г) заменить мысли пораженческого характера, которые вызывают ненужный стресс (например "Я ничего не умею и не могу справиться с работой"), мыслями, содержащими более конструктивную оценку (например "Я работаю не хуже других" или "Я слишком перегружен, надо поговорить об этом с начальство.

5. Сети взаимопомощи. Люди нуждаются в поддержке других членов общества и получают от нее пользу. При использовании этой поддержки, в качестве способа борьбы со стрессом, индивид образует сплоченные группировки с близкими и надежными коллегами и сотрудниками, которые могут его выслушать и ободрить. Эти друзья всегда рядом и помогают человеку пережить стрессовую ситуацию. Такие группировки, особенно созданные целенаправленно и сознательно, называются сетями взаимопомощи. Хотя взаимосвязь между социальной поддержкой такого рода и уменьшением уровня стресса представляется достаточно сложной, имеются объективные доказательства, что создание сетей взаимопомощи может помочь людям справиться со стрессом на работе, стать более эффективными и успешными менеджерами.

Способы борьбы со стрессом в организации.На уровне организации, способы борьбы со стрессом разрабатываются менеджментом с целью более эффективного контроля над факторами стресса или их устранения, чтобы предотвратить или уменьшить воздействие стресса на отдельных работников. Выше организационные факторы стресса рассматривались в рамках общей тактики и стратегии компании, ее структуры, построения производственных процессов/функций и рабочих условий. Логично, если данным факторам будет уделяться внимание и при разработке способов борьбы со стрессом на уровне организации. Другими словами, следует обратиться к каждому из факторов стресса, чтобы уменьшить или устранить его на рабочем месте.

Например, при определении политики компании следует уделить внимание объективной оценке деятельности сотрудников, а также добиться максимально справедливой системы оплаты труда.

При разработке структуры, следует приложить максимум усилий для того, чтобы избежать высокой степени формализации и специализации. То же самое, должно быть сделано в отношении условий труда , например, устранить риск травматизма, шум, улучшить освещение и температурные условия, а также процессов/функций, например, улучшить систему коммуникаций и распространение информации внутри компании, конкретизировать неясные или устранить противоречивые цели.

В США 12 тыс. компаний предлагают различные программы по борьбе со стрессом – от консультационных услуг, специальных семинаров по борьбе со стрессом для менеджеров, проводимых в обеденный перерыв, и публикаций, посвященных здоровью, до специально оборудованных оздоровительных центров, в которых служащие компаний могут снять напряжение с помощью физических упражнений.

В дополнение к рекомендации обратить внимание на каждый из факторов стресса внутри компании, можно также предложить некоторые более общие стратегии.

1. Создавать в компании атмосферу взаимной поддержки. В крупных компаниях нередко утверждается формализм, порождающий жесткий, безличный климат. Такая обстановка может привести к значительному стрессу. В качестве средства борьбы с подобной атмосферой, организационную структуру компании следует сделать более децентрализованной и органичной, привлечь работников к принятию решений, а также наладить информационные потоки «снизу - вверх». Теоретически такие структурные и процессуальные изменения должны способствовать созданию атмосферы взаимной поддержки, обеспечить работнику лучший контроль над своей деятельностью, что в свою очередь приведет к уменьшению или устранению стресса на рабочем месте.

2. Обогащать содержание обязанностей работников. Обогащение труда, достигаемое либо благодаря улучшению его содержательных факторов (ответственность, признание, возможности достижений, продвижения и роста), либо путем совершенствования ключевых характеристик работы (разнообразие необходимых навыков, их специфичность и значимость, автономность и наличие обратной связи), может повысить заинтересованность сотрудников в своей работе, осознание ее значимости, ответственности и результатов. Предполагается, что в данном случае будет уменьшено воздействие факторов стресса, характерных для более рутинных, структурированных видов работы.
Однако, не все люди положительно реагируют на обогащение содержания своих должностных обязанностей, поэтому в отдельных случаях оно может привести к возрастанию стресса. Например, стресс может возрасти, если человек не заинтересован в дальнейшем продвижении, обладает низкой самоэффективностью и психологической устойчивостью и/или боится неудач на работе. В целом, тщательное управление содержанием должностных обязанностей может стать эффективным способом борьбы со стрессом.

3. Смягчать конфликты и прояснять организационные роли. Ролевой конфликт, равно как и неопределенность роли, выше уже рассматривались в качестве основного фактора стресса для сотрудника. Чтобы устранить или уменьшить его воздействие, руководство в состоянии смягчить конфликт и разъяснить организационные роли.

Каждый сотрудник, на своем рабочем месте, должен иметь правильное представление об обязанностях, получать необходимую информацию и поддержку, чтобы не оказаться во власти противоречивых требований и неясного понимания того, что конкретно он должен делать.

Одной из действенных стратегий прояснения ролей является предоставление работнику перечня ожиданий, исходящих от всех, кто с ним работает. Затем перечень следует сравнить с его личными представлениями о том, что от него ожидают; несовпадения должны стать предметом откровенного обсуждения для устранения всех неясностей и достижения соглашения.

4. Планировать карьеру и расширять возможности для продвижения сотрудников по служебной лестнице, оказывать им консультационную помощь. Традиционно, компании не проявляют стабильного интереса к планированию продвижения своих сотрудников и их развитию. Каждый должен самостоятельно решать, какие шаги в отношении карьеры следует предпринимать и какой должна быть соответствующая стратегия; в лучшем случае, работники, время от времени, получают «отеческий» совет от начальника. Неопределенность своего положения в будущем, также воспринимается работником с некоторой тревогой. Открытое, гласное обсуждение и составление планов карьерного роста, на обозримый период времени (3-5 лет), в значительной степени, может благоприятно отразится на понижении воздействия стресса на сотрудников организации.

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.