|
Классификация имущества по составу и размещению.По составу активы, входящие в имущество, подразделяются на внеоборотные и оборотные. Внеоборотные (долгосрочные) активы — активы, полезные свойства которых ожидается использовать в течение нескольких лет. К ним относятся основные средства, капитальные и финансовые вложения, нематериальные активы. Основные средства — это часть средств производства, целиком и полностью участвующая в хозяйственной деятельности предприятий в течение длительного времени, не меняя своей натуральной формы, и переносящая свою стоимость на продукт постепенно по мере износа. К основным средствам относятся здания, сооружения, передаточные устройства, рабочие машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности, рабочий и продуктивный скот, многолетние насаждения и прочие основные средства. В составе основных средств должны учитываться находящиеся в собственности предприятия земельные участки и объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы). Эти средства обладают материальной субстанцией и относятся к осязаемым активам. Между тем в учете отражаются и так называемые неосязаемые активы. Нематериальные активы — вид внеоборотных активов, которые не имеют физической основы, но представляют ценность, базирующуюся на правах и привилегиях собственников. Стоимость нематериальных активов устанавливается индивидуально в момент их приобретения. К нематериальным активам относятся цена фирменной марки, стоимость патентов, авторских прав, рецептур, всего, что получило название «ноу-хау». «Ноу-хау» — это специальные технические и экономические знания, которые за вознаграждение могут быть предоставлены и другим предприятиям. Формой передачи «ноу-хау» может быть лицензия или франчайзинг. Вложения во внеоборотные активы — затраты, связанные со строительством, приобретением основных средств, а также приобретением нематериальных активов. Эти активы учитываются как капитальные вложения до момента ввода в эксплуатацию. Оборотные средства (активы) — вложения финансовых ресурсов в объекты, которые используются в рамках одного воспроизводственного цикла либо в течение относительно короткого календарного времени (как правило, не более одного года). В составе оборотных средств можно выделить: 1. Товарно-материальные ценности (запасы): предметы труда — сырье, материалы, топливо и т.д. Они полностью потребляются в процессе одного производственного цикла, поэтому вся их стоимость сразу переносится на себестоимость изготовляемой продукции; орудия труда со сроком службы менее одного года независимо от стоимости; готовая продукция на складе или отгруженная потребителю. Учитывается по фактической себестоимости, которая включает в себя затраты материальных и трудовых ресурсов, начисления к фонду оплаты труда (пенсионный фонд, фонд социального страхования и др.), затраты на топливо и электроэнергию, расходы на организацию производства (общепроизводственные расходы) и управления предприятием (общехозяйственные расходы), амортизация оборудования; товары — товары на складе, в пути, в торговом зале. Товары, приобретенные для перепродажи, закупаются с целью последующей реализации по более высоким ценам. 2. Денежные и прочие средства: денежные средства — финансовые ресурсы предприятия в банке, на расчетном и прочих счетах и наличные деньги в кассе; ценные бумаги — акции, облигации, векселя, чеки, находящиеся в распоряжении предприятия. Эти бумаги свидетельствуют о вложении средств предприятий в финансирование деятельности сторонних предприятий, а также о выдаче краткосрочных займов на коммерческой основе; средства в расчетах — задолженность юридических и физических лиц перед предприятием, например, задолженность покупателей за отгруженные, но еще не оплаченные товары, авансовые перечисления. При этом предприятия и лица, которые должны предприятию, называются дебиторами, а сама задолженность — дебиторской. Классификация имущества предприятия по источникам образования Основным принципом группировки хозяйственных средств по источникам образования и целевому назначению является степень закрепления их за данным предприятием. Исходя из этого хозяйственные средства делятся на следующие: - собственные (закрепленные); - заемные (привлеченные). Собственные средства — фонды, целевое финансирование, резервы и прибыль. Для осуществления хозяйственной деятельности необходимо иметь соответствующий источник или, как это принято называть в мировой экономике, капитал. Капитал — это не совокупность товарно-материальных ценностей, а сумма стоимости этих товарно-материальных ценностей, т.е. величин отношений, определяемых общественным характером мирового хозяйства. Сами товарно-материальные ценности, вырванные из сложившейся структуры общественного производства, стоимости не имеют и поэтому капитала не составляют. Например, кассовый аппарат на пустынном острове не имеет никакой стоимости и владение им не делает человека собственником в общественном понимании этого слова. Товарно-материальные ценности становятся суммой стоимостей только при соответствии их уровню общественного производства. Но и это еще не капитал. Капиталом данная сумма стоимостей становится лишь тогда, когда она используется с целью получения дохода. Швейная машина, стоящая у нас дома, конечно, имеет стоимость, но не является капиталом до тех пор, пока ее не начинают использовать для пошива одежды с целью ее дальнейшей реализации. Так как капитал должен приносить доход, то требуется вести учет вложения источника (капитала) в средства (товарно-материальные ценности). Основной собственный источник хозяйственных средств предприятия — уставный капитал. Его первоначальная величина фиксируется в уставе предприятия (без фиксирования в уставе документ фактически не имеет смысла). Уставный капитал может быть размещен в любых средствах — как в товарно-материальных, так и в денежных. Направления и величина уставного капитала определяются собственником предприятия. Уставный капитал представляет собой зарегистрированную в учредительных документах (уставе предприятия) величину собственного капитала, внесенного учредителями в виде денежных средств или другого имущества при организации предприятия: - в обществах с ограниченной ответственностью — в сумме долей учредителей, определенных учредительными документами; - в хозяйственных товариществах — в сумме долей учредителей в уставный капитал; - в акционерных обществах — в совокупной номинальной стоимости акций всех видов; - в производственных кооперативах — в сумме паевых взносов в виде денежных средств и другого имущества, объединенного членами кооператива для совместного ведения предпринимательской деятельности; - на государственных и муниципальных унитарных предприятиях, основанных на правах хозяйственного ведения или оперативного управления, — в сумме имущества, закрепленного собственником этого имущества за предприятием. В условиях рыночной экономики у предприятий и организаций может происходить текущее изменение капитала, в принципе не определяющее необходимости перерегистрации уставного капитала. В результате появилось понятие добавочного капитала. Добавочный капитал включает в себя: - суммы дооценки внеоборотных активов предприятий, проводимой в установленном порядке; - безвозмездно полученные ценности; - эмиссионный доход, который возникает при формировании уставного капитала (при учреждении общества, при увеличении уставного капитала путем дополнительной эмиссии акций или изменения номинальной стоимости акций). В условиях рыночной экономики важное значение представляет создание и правильное использование резервных фондов и платежей. Осуществляется резервирование прибыли для пополнения уставного капитала и выплаты дивидендов при отсутствии или недостаточности прибыли отчетного года для этих целей или для покрытия возможных в будущем непредвиденных убытков и потерь и резервирование предстоящих платежей путем заблаговременного включения в издержки обращения части расходов до того, как они фактически произведены. Благодаря образованным резервным капиталам у предприятий появляется возможность в отдельные отчетные периоды, несмотря на низкую прибыль, все же выдавать дивиденды в установленных пределах. Резервный капитал — это страховой капитал предприятия, предназначенный для возмещения убытков от хозяйственной деятельности, а также для выплаты доходов инвесторам или кредиторам, если на эти цели не хватает прибыли. Средства резервного капитала выступают гарантией бесперебойной работы предприятия и соблюдения интересов третьих лиц. Резервный капитал создается в соответствии с законодательством и учредительными документами предприятия на покрытие возможных в будущем непредвиденных убытков и потерь. Образуется он за счет отчислений от прибыли в размерах, предусмотренных уставом или учредительными документами предприятия. Резервный капитал может также создаваться в обществах с ограниченной ответственностью. Другие предприятия могут создавать резервный фонд за счет прибыли, оставшейся в их распоряжении. Закон об АО предусматривает следующие направления использования средств резервного капитала: - покрытие убытков; - погашение облигаций общества; - выплата дивидендов акционерам в случае отсутствия или недостаточности прибыли; - выкуп акций общества в случае отсутствия иных средств. Целевое финансирование — безвозмездно выделенные другими предприятиями, организациями или бюджетом средства, которые становятся собственностью предприятия и используются им на какие-либо цели, оговоренные при передаче либо по своему усмотрению. К целевым финансированию и поступлениям относят средства, получаемые предприятием на строго определенные цели: - содержание детских учреждений; - подготовку кадров; - научно-исследовательские работы и пр. Финансирование осуществляется за счет ассигнований из госбюджета, взносов родителей, платы за обучение, средств фондов специального назначения, полученных от других предприятий, и др. Обычно из целевых источников частично финансируются соответствующие мероприятия. Средства целевого финансирования и целевых поступлений расходуются в строгом соответствии с утвержденными сметами. Запрещается использование целевых средств не по назначению и направление других средств на нужды, финансирование которых должно осуществляться только за счет целевых источников. Резервы — источники средств, предназначенные для покрытия в будущем целевых расходов (оплата отпусков, текущий ремонт и т.д.). Прибыль — основной источник хозяйственных средств любого предприятия, это результат его хозяйственно-финансовой деятельности, которая складывается как разница между его доходами и расходами. Прибыль направляется на пополнение основных и оборотных средств, освоение и развитие новых производств, материальное поощрение работников, выплату дивидендов, расчеты с учредителями и другие цели. Заемные средства — кредиты банков, кредиторская задолженность, обязательства по распределению. Кредиты банков. В ходе производственной деятельности предприятие может испытывать нехватку средств, особенно для осуществления каких-то крупных мероприятий. Временную нехватку средств предприятие покрывает за счет банковских кредитов, которые банк предоставляет за определенный процент, зависящий от характера ссуды, ее срочности и коммерческой надежности заемщика. В настоящее время кредиты банков имеют большое значение в обеспечении хозяйственной деятельности предприятий, так как именно они способствуют увеличению продукции предприятий, увеличению объема реализации и услуг. Банковский кредит выдается банками в виде денежных ссуд, которые используются для расширения производства и как источник платежных средств для текущей деятельности на условиях срочности, платности, возвратности, обеспеченности. Кредиторская задолженность (временно привлеченные средства) — долги предприятия другим предприятиям и отдельным лицам, например, поставщикам за полученные, но неоплаченные товары. При этом предприятия и лица, которым предприятие должно, называются кредиторами, а сама задолженность — кредиторской. Обязательства по распределению — задолженность по начисленной, но еще не выплаченной заработной плате; задолженность по начисленным, но не перечисленным в бюджет налогам, удерживаемым с рабочих и служащих. Заработная плата включается в текущие издержки того периода, в котором затраты, связанные с использованием трудовых ресурсов, направленные на получение дохода, фактически имели место, а не тогда, когда она выплачивается персоналу. До момента погашения задолженности персоналу предприятие использует эти средства как временно привлеченные. Задолженность перед бюджетом как краткосрочный источник заемных средств возникает в связи с тем, что с момента возникновения обязательств до момента перечисления денежных средств финансовым органам предприятие имеет возможность использовать их в хозяйственном обороте. Предприятия несут ответственность перед бюджетом за сбор и своевременное перечисление в бюджет налогов. Начисления на заработную плату (в фонд социального страхования, пенсионный фонд, фонд обязательного медицинского страхования) включаются в расходы того периода, в котором начислена заработная плата, и до момента перечисления их третьим лицам предприятие имеет краткосрочное обязательство перед ними.
Значение и функции баланса
Термин «баланс» (от лат. bis — дважды и lanx — чаша весов) означает двучашие и употребляется как символ равновесия, равенства. Он используется в экономического науке для отражения системы интервальных показателей, характеризующих источники образования каких-либо ресурсов и направления их использования за определенный период (интервал), например, баланс доходов и расходов предприятия, баланс трудовых ресурсов, межотраслевой баланс и др. В систему плановых балансов входят материальные, денежные, трудовые. При помощи этих балансов планируются образование и распределение отдельных видов материалов, продукции, денежных средств, трудовых ресурсов. Балансы используют для проведения факторного анализа при изучении детерминированных зависимостей. Например, при сравнении планового и отчетного товарных балансов выявляется влияние на изменение объема реализации товаров таких факторов, как запасы на начало и конец анализируемого периода, поступление товаров, величина недокументируемого расхода. В подобных балансах может и не быть равенства итогов, поэтому могут быть балансы активные (превышение вывоза товаров над ввозом) и пассивные (с перевесом ввоза над вывозом). Балансовый метод как способ представления данных в виде двусторонних таблиц с равными итогами широко применяется в планировании, учете и экономическом анализе. Балансовое обобщение информации в бухгалтерском учете позволяет выявить финансово-имущественное положение предприятия. Это достигается содержанием и структурой баланса, состоящего из двух равных частей: в одной отражается имущество по составу (основные средства, запасы, готовая продукция, денежные средства и т.д.) —актив, а в другой - по источникам формирования (уставный капитал, кредиты банка, задолженность поставщикам и т.д.)— пассив баланса. Бухгалтерский баланс как элемент метода бухгалтерского учета подытоживает процедуру обработки бухгалтерских данных, обобщая их в информационную модель, характеризующую имущественный потенциал предприятия. Благодаря бухгалтерскому учету идентифицируются, оцениваются, классифицируются и регистрируются все факты хозяйственной жизни предприятия, которые отражаются и накапливаются в учетных системах, а затем отражаются в бухгалтерском балансе. На основе данных, представленных в балансе, заинтересованные пользователи имеют возможность изучать наличие, размещение и использование ресурсов, платежеспособность и финансовую устойчивость предприятий и удовлетворять таким образом свои информационные потребности. В условиях рыночной экономики бухгалтерский баланс служит основным источником информации для различных пользователей. Баланс предприятия знакомит собственников, менеджеров и других лиц, связанных с управлением, с имущественным состоянием предприятия. Из баланса они узнают, чем собственник владеет, т.е. в каком количественном и качественном соотношении находится тот запас материальных средств, которым предприятие способно распоряжаться. По балансу определяют, способно ли предприятие выполнить свои обязательства перед третьими лицами или ему грозят финансовые затруднения. По балансу определяют конечный финансовый результат деятельности предприятия в виде наращивания собственного капитала за отчетный период, по которому судят о способности руководителей сохранить и приумножить вверенные им материальные и денежные ресурсы. На основе данных баланса строится оперативное финансовое планирование любого предприятия, осуществляется контроль за движением денежных средств в соответствии с полученной прибылью. Данные баланса широко используется налоговыми службами, кредитными учреждениями и органами государственного управления. Строение баланса основывается на принципе двойственности — основополагающей концепции бухгалтерского учета. Уравнение двойственности можно записать в виде: Активы = Собственный капитал + Кредиторская задолженность. В переводах англо-американской литературы по бухгалтерскому учету уравнение двойственности представляется в следующем виде: Активы = Капитал + Обязательства. Под капиталом понимается не весь полный капитал фирмы, а только часть его, принадлежащая владельцу, т. е. собственный капитал. В левой части балансового уравнения в составе активов указывается дебиторская задолженность перед экономическим субъектом, в правой отражается другая часть обязательств — кредиторская задолженность. Обязательства — это источник привлеченных средств, образующихся в результате уже свершившихся действий, которые служат юридическим основанием для последующих платежей за товары, работы, выполненные услуги.
Понятие, структура баланса
Бухгалтерский баланс,составленный на определенную дату, являясь источником информации, представляет собой способ экономической группировки и обобщения имущества организации по составу и размещению, а также по источникам его формирования (собственные и заемные обязательства), выраженным в денежной оценке. По своему строению баланс имеет вид двухсторонней таблицы, в левой части которой отражается предметный состав, размещение и использование имущества организации; она называется активом баланса. Правая часть называется пассивом баланса и показывает величину средств, вложенных в хозяйственную деятельность организации, форму его участия в создании имущества. Каждый отдельный вид имущества в активе и пассиве называется статьей баланса. Так, в активе размещены статьи: основные средства (01), материалы (10), касса (50), расчетные счета (51), валютные счета (52), основное производство (20), полуфабрикаты собственного производства (21) и т.д., а в пассиве — уставный капитал (80), резервный капитал (82), долгосрочные кредиты и займы (67), расчеты с персоналом по оплате труда (70) и др. Итоги актива и пассива должны быть равны, так как обе части баланса показывают одно и то же имущество, но сгруппированное по разным признакам: в активе — по вещественному составу и их функциональной роли, т.е. в чем оно размещено (основные средства, нематериальные активы, оборудование, капитальные вложения, материалы, готовая продукция, денежные средства и т.д.) и какую функцию они выполняют в организации; в пассиве — по источникам образования имущества, т.е. от кого и сколько получено средств: от учредителей, от своей организации в виде капитала и прибыли, из бюджета, (кредиты от банков и займы от других организаций), от поставщиков и т.д. Таким образом, каждый вид имущества поступает в организацию за счет какого-то источника. Поэтому общая сумма имущества по составу и размещению (актив баланса) обязательно равняется общей сумме источников имущества (пассиву баланса). Итоги по активу и пассиву баланса называются валютой бухгалтерского баланса. При составлении баланса следует исходить из требований: 1. правдивости баланса — все показатели должны быть подтверждены соответствующими документами, записями на бухгалтерских счетах, бухгалтерскими расчетами и инвентаризацией; 1. реальности баланса, т.е. оценка его статей соответствует действительности; 2. единства баланса — построение баланса осуществляется на единых принципах учета и оценки; 3. преемственности баланса — каждый последующий баланс должен вытекать из предыдущего; 4. ясности баланса — баланс должен быть представлен в форме, доступной для понимания внутренними и внешними пользователями информации. Бухгалтерский баланс элемент метода бух. учета подытоживает процедуру обработки бухгалтерских данных, обобщая их в информационную модель, которая характеризует имущественный потенциал предприятия.
Бухгалтерский баланс состоит из 2-х разделов актива и 3-х разделов пассива:
В состав предприятия как имущественного комплекса (статья 132 гражданского кодекса РФ ч. 1) входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая земельные участки, сооружения оборудование и т. д.
![]() ![]() ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... ![]() Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... ![]() Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... ![]() Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|