|
Оборотная ведомость по синтетическим счетам за март по ООО «Х»
Оборотная ведомость по аналитическим счетам (счет 60) за март по ООО «Х»
Ежемесячно на основании журналов-ордеров и оборотных ведомостей заполняется Главная книга, в свою очередь на основании данных регистров ежеквартально составляется бухгалтерский баланс (форма №1).
Раздел 4. Документация Тема 6. Документация хозяйственных операций Понятие о документах. Требования к первичным учетным документам. Классификация документов Бухгалтерская обработка документов Понятие документооборота
Понятие о документах. Требования к первичным учетным документам.
Под документированием понимается запись информации на бумаге или другом носителе. Оно осуществляется по правилам, установленным правовыми нормативными актами, и имеет юридическую силу. Функция бухгалтерского учета является одной из функций управленческой деятельности. В бухгалтерии, как в сфере управления в целом, все работают с документами как носителями информации, документ является как объектом и результатом труда работников бухгалтерии. Документ – это материальный объект с информацией, закрепленной созданным человеком способом для ее передачи во времени и пространстве В ГОСТе указано: документированная информация – это информация, зафиксированная на материальном носителе с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать. Зафиксировав информацию, документ обеспечивает ее сохранение и накопление, возможность передачи другому лицу, многократное использование, возвращение к информации во времени. Документ, регистрируя явления, выполняет функцию учета, используется как доказательство чего-либо. Таким образом, документ может выполнять несколько функций. Все официальные документы имеют общие и специальные функции. Общие функции: - информационная – документ создают для сохранения информации; - социальная – документ является социально значимым объектом, так как связан с определенной социальной потребностью; - коммуникативная – документ выступает средством связи между организациями и другими общественными структурами; - культурная – документ закрепляет и передает культурные традиции, в частности, уровень научного и технического развития общества. Специальные функции: - управленческая – документ является инструментом управления, поскольку специально создан для этой цели; примером могут служить плановые, отчетные, организационно-распорядительные документы; - правовая – документ является средством закрепления и изменения правовых норм и правоотношений в обществе; примером являются законодательные и нормативные акты, документы, приобретающие на время правовую функцию; - историческая – документ – это источник исторических сведений о развитии общества после выполнения Документ выступает в качестве непременного элемента внутренней организации любого предприятия, обеспечивая взаимодействие его частей (организационные документы) Информация является основанием для принятия управленческих решений, фиксируемых в распорядительных документах, служит доказательством их исполнения и источником для обобщений, а так же материалом для справочно-поисковой работы. Официальные документы подразделяют на: управленческие; научные; технические; технологические; производственные и др. Основные формы управленческой деятельности выражаются посредством соответствующих документов: 1. планирование – посредством подготовки различных планов 2. учет – в виде составления и обработки статистической, бухгалтерской оперативно-технической документации 3. инструктирование – в виде издания инструкций, методических указаний 4. контроль – путем сбора сведений в письменном виде и т.д. Таким образом, документация, будучи тесно связана со всеми формами управленческой деятельности, используется аппаратом управления в качестве способа и средства реализации возложенных на него функций. Управленческие документы составляют основу документации организации. Они имеют универсальный характер, создаются органами власти, коммерческими и государственными организациями. Управленческая документация подразделяется на несколько видов: 1. организационная – уставы, положения, договоры, инструкции, правила и т.д.; 2. распорядительная – постановления, распоряжения, приказы, договоры, протоколы; 3. информационно-справочная – письма, факсы, телеграммы, телефонограммы, акты, справки, докладные записки; 4. по личному составу – трудовые договоры, приказы, заявления, трудовые книжки, личные карточки и т.д. Документирование во многих случаях является обязательным, предписывается законом и актами государственного управления, поэтому оно является одним из средств укрепления законности и контроля. В ФЗ «О бухгалтерском учете» указано, что бухгалтерский учет осуществляется путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций. Специальная статья №9 посвящена составлению первичных учетных документов. В ней подчеркивается, что все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Они служат учетными первичными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Внедрение компьютерных технологий не исключает составления документов и их оформления в соответствии с установленными правилами, что отражено в п.7 ст.9 ФЗ №129. Так же в ст.9 закона перечислены обязательные реквизиты первичных учетных документов. Реквизит – это обязательный элемент оформления официального документа (ГОСТ) Все формы управленческой деятельности находят отражение в соответствующих документах, которые выступают способом и средством реализации возложенных на аппарат управления функций. Один документ – это единичный акт документирования. Деятельность предприятия оформляется совокупностью взаимодействующих документов, обычно соответствующих функциям управления. Ряд функций управления является типовым, т.е. присущим любому управленческому аппарату. К таким функциям относятся, например организационно-распорядительная деятельность, бухгалтерский учет и отчетность и др. Эти функции отражаются в документах, общих для всех учреждений, предприятий.
Класификация документов Для классификации документов в пределах одного учреждения составляют классификационные схемы – классификаторы. Они бывают двух типов - структурные и производственно-отраслевые. В классификаторах структурного типа документацию делят на части в соответствии со структурными подразделениями. Рубриками являются названия структурных подразделений, а статьями – названия видов документов. Если в организации нет четкого деления на структурные подразделения, то наиболее удобным является классификатор производственно-отраслевого типа.
Рисунок 15 Классификация первичных документов.
По месту составления первичные учетные документы подразделяются на внешние и внутренние. Внешние документы поступают в организацию со стороны (от государственных архивов банков, налоговых служб, поставщиков, покупателей). Эти документы составляются по типовым формам. Например, это платежные требования-поручения, счета-фактуры поставщиков, выписки банков и др. Внутренние документы создаются внутри организации. Например, счета-фактуры покупателям По назначению документы подразделяются на: - распорядительные - оправдательные (исполнительные) - комбинированные - документы бухгалтерского исполнения Распорядительные – это документы, в которых содержатся распоряжения, указания о выполнении тех или иных хозяйственных операций. Это: распоряжение руководителей организации на совершение хозяйственной операции, приказ на командировку и т.д. Распорядительные документы требуют составления оправдательных для того, что данный факт хозяйственной жизни получит отражение в учете. Оправдательные (исполнительные) документы удостоверяют факт совершения хозяйственной операции. К ним относятся приходные кассовые ордера, акты приемки материалов, акты приемки (выбытия) комплектующих основных средств и т.д. Оправдательные документы подписывают лица, ответственные за выполнение хозяйственных операций и правильность их оформления (кладовщики, начальники отделов). Оправдательные документы, поступающие в бухгалтерию, проверяются, а затем принимаются к учету. Комбинированные – это документы, которые одновременно являются и распорядительными и исполнительными: расходные кассовые ордера, расчетно-платежные ведомости на выдачу заработной платы, авансовые отчеты и др. Документы бухгалтерского исполнения составляются, если для записи хозяйственной операции нет других документов или при обобщении и обработке оправдательных и распорядительных документов. К ним относятся: справки бухгалтерии, ведомости распределения и т.д. По способу охвата фактов документы разделяются на разовые и накопительные. Разовые первичные документы оформляют каждую хозяйственную операцию в отдельности и составляются в один прием. Накопительные документы составляются в течение определенного периода (за несколько приемов) путем постепенного накапливания однородных хозяйственных операций. В конце периода в этих документах подсчитываются по соответствующим показателям. Например, лимитно-заборные карты на отпуск материалов со склада и т.п. По объему отраженных операций учетные документы разделяются на первичные (единичные) и сводные. Первичные документы составляются на каждую операцию в момент ее совершения. Сводные документы обобщают показатели, взятые с первичных документов, путем соответствий их группировки и систематизации. Это регистры, сводки, авансовые отчеты и др. Сводные составляются на основании первичных документов и являются их сводкой, в то время как накопительный – это первичный документ, составляемый постепенно. По содержанию хозяйственных операций учетные документы разделяются на материальные, денежные и расчетные. Материальные – это документы, которыми оформляют операции по движению товарно-материальных ценностей (материалов, топлива, тары, полуфабрикатов, готовой продукции и т.д.) Денежные документы (кассовые, банковские) служат основанием для оформления операций с наличными (приходные и расходные кассовые ордера) и безналичными (чеки) денежными средствами организации Расчетные документы служат для оформления расчетных взаимоотношений организации со своими контрагентами по возникающим обязательствам (счета, счета-фактуры).
![]() ![]() Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... ![]() ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... ![]() ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... ![]() ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|