Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Понятие и предмет конституционного права.





Понятие и предмет конституционного права.

Конституционное право – это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения по поводу федеративного устройства, организации и функционирования государственной власти и местного самоуправления в целях охраны и соблюдения прав и свобод человека и гражданина. Конституционное право является ведущей отраслью российского права, ее нормы связаны со всеми другими отраслями. Нормы конституционного права являются основополагающими, они ложатся в основу любой отрасли права РФ.

Нормы конституционного права касаются общественных отношений во всех сферах жизнедеятельности общества: политической; экономической; социальной; духовной.

При этом конституционные нормы регулируют базовые, основополагающие отношения во всех сферах жизнедеятельности, предоставляя более детальную регламентацию этих отношений другим отраслям российского права.

Предмет конституционного права – общественные отношения, складывающиеся в сфере: установления основ конституционного строя РФ; охраны прав и свобод человека и гражданина; регулирования федеративного устройства; устройства государственной власти и местного самоуправления.

Главной задачей конституционного права является регулирование отношений между человеком и государством. Конституционные нормы закрепляют основы правового статуса личности в РФ, основополагающие и неотъемлемые права и свободы человека и гражданина, а также гарантии их соблюдения со стороны государства.

Регулирование общественных отношений в других сферах осуществляется во исполнение этой главной задачи конституционного права, на основе закрепленных в Конституции прав и свобод личности.



Источники российского конституционного права.

Под источниками конституционного права понимается внешняя форма установления выражения конституционно-правовых норм. К источникам конституционного права относятся все те правовые акты, которые содержат в себе конституционно-правовые нормы.

В системе источников права современной России выделяются три уровня источников конституционного права.

Первый уровень составляют правовые акты, относящиеся к федеральному законодательству. Это конституционные и обычные (текущие) федеральные законы; некоторые указы Президента РФ, имеющие нормативный характер; постановления Правительства РФ, имеющие нормативный характер и содержащие конституционно-правовые нормы; и некоторые нормативные акты федеральных органов исполнительной власти. К данному уровню источников российского конституционного права относятся также внутригосударственные конституционные договоры (такие, например, как Федеративный договор 1992 г., договоры о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий, заключаемые между органами государственной власти Российской Федерации и соответствующими органами субъектов Федерации), декларации (такие, например, как Декларация о государственном суверенитете России), некоторые решения высших судебных органов (например, постановления Конституционного Суда РФ о признании законов или их отдельных статей не соответствующими тем или иным положениям федеральной Конституции) и акты, принимаемые в результате проведения общероссийских референ-думов.

Ко второму уровню источников современного конституционного права России относятся юридические акты, содержащие конституционно-правовые нормы и формирующие законодательство субъектов Федерации.

К ним причисляются: а) конституции республик и уставы других субъектов РФ; б) обычные законы, принимаемые на уровне законодательных органов субъектов Федерации; в) правовые акты высших должностных лиц субъектов Федерации, содержащие конституционные нормы; г) отдельные акты региональных органов исполнительной власти и д) акты, принимаемые в результате проведения региональных референдумов.

К третьему уровню источников российского конституционного права относятся отдельные акты органов местного самоуправления и акты, принимаемые в результате проведения местных референдумов.

Особую группу источников конституционного права России составляют международные (межгосударственные) договоры, одной из сторон которых является Российская Федерация, отдельные акты международных организаций.

Центральное место в системе источников конституционного права, равно как и всей системы права Российской Федерации, занимает Конституция РФ. Она обладает высшей юридической силой на всей территории страны. На ее основе и в строгом соответствии с закрепленными в ней.

Конституционно-правовой статус субъектов РФ.

Статус субъектов федеративного государства определяется в зависимости от принципа, положенного в основу федерации (территориальный или национальный).

Территориальный принцип — субъектами государства являются определенные территории независимо от национальной принадлежности населения, там проживающего.

Национальный принцип — предполагает наличие в рамках определенной территории титульной национальности наряду с другими, которая дает название данному региону.

Субъект федерации — это ограниченно правоспособное образование, имеющее некоторые черты государственности, входящее в единое федеративное государство. Субъекты РФ отвечают следующим критериям:

— не обладают суверенитетом;

— не имеют права на отделение или сецессию;

— граждане любого субъекта РФ имеют равные основные права и обязанности на территории РФ;

— закон субъекта РФ не может противоречить ФЗ;

— перед лицом федеральной власти субъекты Федерации равны.

РФ — федеративное государство, сочетающее в себе субъекты, организованные как по национальному, так и по территориальному признаку (21 республика, 10 автономных округов, 1 автономная область = 32 национально-государственных образования; 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения = 57 государственно-территориальных образований) = 89 субъектов РФ.

Виды субъектов РФ:

1. Республики в составе РФ — могут принимать свои Конституции, устанавливать наряду с русским свой государственный язык и иметь свои государственные символы (герб, флаг, гимн);

2. Края, области, города федерального значения в составе РФ — принимают свои уставы, учреждают свои органы власти и могут иметь в своем составе автономные округа;

3. Автономные округа и автономная область в составе РФ — по их представлению может быть принят ФЗ об автономной области, округе, находящемся как в «двойном подчинении» — и у России, и у субъекта, в составе которого они находятся.

Изменение состава РФ может происходить вследствие:

1) Принятия в РФ нового субъекта (иностранного государства или его части);

2) Образования в ее составе нового субъекта в результате:

объединения существующих субъектов;

вычленения из существующих субъектов новых самостоятельных образований;

перехода из одного вида субъектов в другой;

изменения конституционно-правового статуса субъекта

Избирательная система РФ

Избирательная система – способ распределения замещаемых выборным путем государственных должностей (мандатов). Основные типы избирательных систем: 1.Пропорциональная, получила распространение в XX в. Используется при выборах коллегиального органа (напр., парламента) в многомандатном избирательном округе, избиратель голосует не за конкретного кандидата, а за список кандидатов (напр., выдвинутый политической партией). При этом законом устанавливается «избирательный барьер», т. е. минимальное количество голосов, которое надо получить избирательному объединению, чтобы участвовать в распределении мандатов (в России на выборах депутатов Государственной Думы по федеральному избирательному округу – 7 %). Количество полученных избирательным объединением (блоком) депутатских мандатов определяется путем деления общего количества поданных за него голосов на избирательную квоту (по разным методикам). Помимо используемой в России на выборах всего состава депутатов Государственной Думы и как минимум половины состава депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъектов РФ (ст. 4 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ») пропорциональной избирательной системы закрытых списков (т. е. избиратель голосует за партийный список в целом), существуют варианты пропорциональной избирательной системы открытых списков (с разной степенью свободы выбора внутри списка: выбор 1 кандидата, выбор более 1 кандидата из одного списка и выбор любых кандидатов из любого списка (панаширование)).

2. Мажоритарная. Победитель получает все распределяемые по данному избирательному округу мандаты (обычно применяется в одномандатном избирательном округе). В России применяется при выборах Президента РФ, также может применяться при выборах не более половины состава депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, на муниципальных выборах. Могут существовать следующие варианты мажоритарной избирательной системы: с возможностью проведения второго тура (напр., при выборах Президента РФ, причем, дабы быть выбранным уже в первом туре, кандидат должен набрать либо абсолютное (более 50 % – на выборах Президента РФ), либо квалифицированное (напр., 75 % – в России не применяется) большинство голосов избирателей); в один тур (применяется при выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти в ряде субъектов РФ).

3. Различные виды смешанных (модифицированных) избирательных систем (напр., система единственного непередаваемого голоса или система дораспределения мест на уровне страны при голосовании в регионах) – в России не применяются.

Формы судопроизводства

Вид производства - это порядок разрешения судом отнесенных к его компетенции дел, выделяемый на основе дифференциации предмета судебной деятельности:

Исковое производство - предметом судебной деятельности являются споры о праве частном (в широком смысле слова – собственно гражданские, семейные, трудовые, жилищные, экологические и др.).

Производство по делам, возникающим из публичных правоотношений - предметом является проверка судом законности решений и действий органов государственной власти и должностных лиц.

Особое производство – предметом является защита законных интересов. Это бесспорное производство, в котором споры о праве не разрешаются.

Согласно Конституции РФ (ч. 2 статьи 118) судебная власть в Российской Федерации осуществляется посредством четырех видов судопроизводства:

- конституционного;

- гражданского;

- административного;

- уголовного.

Каждому из этих видов соответствует свой комплекс установленных законом процессуальных правил.

Прокуратура РФ

Прокуратура Российской Федерации — единая федеральная централизованная система органов, в задачу которой входит осуществление от имени Российской Федерации надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на её территории. Прокуратура Российской Федерации выполняет и иные функции, установленные федеральными законами. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации»[1]. Является государственной военизированной организацией[2]. В прокуратуре России предусмотрена федеральная военная, правоохранительная и гражданская государственная служба. Прокуратура должна осуществлять свои полномочия независимо от органов государственной (законодательной, исполнительной, судебной) власти, не относится ни к одной из ветвей власти. Направления деятельности прокуратуры[править | править вики-текст]

В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор:

• за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти (федеральными министерствами, государственными комитетами, федеральными службами и др.), законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями юридических лиц, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов (общий надзор),

• за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие,

• за исполнением законов судебными приставами,

• за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих меры принудительного характера, назначенные судом, а также администрациями мест содержания задержанных и заключённых под стражу.

Другие направления деятельности прокуратуры:

• координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью,

• международное сотрудничество,

• выпуск специальных изданий.

Прокуроры также участвуют в рассмотрении дел судами, приносят представления на противоречащие закону судебные решения, принимают участие в правотворческой деятельности, участвуют в заседаниях органов государственной власти и органов местного самоуправления, рассматривают заявления, жалобы и иные обращения.

Структура прокуратуры

Прокуратура Российской Федерации — единая централизованная система органов и учреждений с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и генеральному прокурору Российской Федерации, в которую входят[3]:

• Генеральная прокуратура Российской Федерации

• Прокуратуры субъектов Российской Федерации

• Прокуратуры городов и районов (и другие территориальные прокуратуры)

• Военная прокуратура

• Специализированные прокуратуры (транспортные, природоохранные, пенитенциарные, на особо режимных объектах)

• Научные и учебные организации прокуратуры

• Редакции печатных изданий прокуратуры

Образование, реорганизация и упразднение органов и учреждений прокуратуры, определение их статуса и компетенции осуществляется генеральным прокурором Российской Федерации. Генеральный прокурор Российской Федерации возглавляет Генеральную прокуратуру Российской Федерации, назначается на должность и освобождается от должностиСоветом Федерации по представлению президента Российской Федерации.

Понятие и предмет конституционного права.

Конституционное право – это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения по поводу федеративного устройства, организации и функционирования государственной власти и местного самоуправления в целях охраны и соблюдения прав и свобод человека и гражданина. Конституционное право является ведущей отраслью российского права, ее нормы связаны со всеми другими отраслями. Нормы конституционного права являются основополагающими, они ложатся в основу любой отрасли права РФ.

Нормы конституционного права касаются общественных отношений во всех сферах жизнедеятельности общества: политической; экономической; социальной; духовной.

При этом конституционные нормы регулируют базовые, основополагающие отношения во всех сферах жизнедеятельности, предоставляя более детальную регламентацию этих отношений другим отраслям российского права.

Предмет конституционного права – общественные отношения, складывающиеся в сфере: установления основ конституционного строя РФ; охраны прав и свобод человека и гражданина; регулирования федеративного устройства; устройства государственной власти и местного самоуправления.

Главной задачей конституционного права является регулирование отношений между человеком и государством. Конституционные нормы закрепляют основы правового статуса личности в РФ, основополагающие и неотъемлемые права и свободы человека и гражданина, а также гарантии их соблюдения со стороны государства.

Регулирование общественных отношений в других сферах осуществляется во исполнение этой главной задачи конституционного права, на основе закрепленных в Конституции прав и свобод личности.









ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2021 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.