Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Образование и воспитание в античности.





В Древней Греции самым пренебрежительным отзывом было: «Он не умеет ни читать, ни плавать». Слово «идиот» означало неуч, невежда. Серьезнейшим наказанием считалось лишение возможности образования. Так, например, поступили, по сведениям Плутарха, победители из Милета, запретив детям побежденных учиться грамоте и музыке. По свидетельству того же историка, в городах-полисах не прерывали учебу даже в период военных действий, как и во время Олимпиад. Когда умирал философ Анаксагор и горожане спросили, чем почтить его память, он согласился, чтобы в день его смерти не проводились занятия в школе.

Для античного образования характерно то, что в его основе обязательно лежала определенная философская концепция. Философами же она разрабатывалась, многие философы были основателями школ. Школу акусматиков (молчунов) возглавлял на о. Самос Пифагор. Ее слушатели давали обет молчания на разные сроки — в их задачу входило вникать в слова учителя, вслушиваться в ритм природы, биение ее пульса, постигать гармонию мира. Ученики и учитель в этой школе начинали день с прогулки с целью «гармонизировать сознание». Затем, уже в храме, велось «преподавание, учение и исправление нравов». После обеда проходили совместные чтения с комментариями.

Основателем Академии (по названию рощи Академа, где проводились занятия) был Платон, Аристотелем был основан Ликей, а ученики его назывались перипатетиками (от перипате — прогуливаться). Известен «Сад Эпикура» в Афинах, рассчитанный на совместную жизнь и занятия учеников. Любителями утренних прогулок были многие философы и впоследствии. Так, по прогулкам И. Канта жители Кенигсберга сверяли часы. Кант возобновил также традицию античных «философских бесед», участников которых подбирал заранее, в зависимости от заданной темы. Продумано было также число участников таких бесед, от трех до семи (по числу муз). Автор этих строк до сих пор под впечатлением «творческой мастерской», в которой он участвовал в 1994 г. на лоне природы под Варшавой, в «Мадралине» (от слова «мудрый»). Ее руководитель Джозеф Агасси построил работу (сознательно или просто естественным для философа образом) по распорядку, аналогичному пифагорейскому.



Обучение проводилось этими философами бесплатно, и неудивительно, что софисты, торговцы знанием, как они себя называли, вызывали суровое порицание. Известен случай, когда Демокрит выкупил из рабства Протагора, будущего знаменитого философа, пораженный его находчивостью и остроумием, и дал ему образование. В свое время Демокрит отпустил на волю всех своих рабов, считая рабовладение недостойным для философа (еще один пример философского отношения к жизни), а на деньги, унаследованные от отца, отправился в путешествие в страны Востока. За это он был судим в родном городе Абдера, до этого прославившемся, точнее ославившемся «процессом о тени осла» (см. Виланд М. История абдеритов). Демокрит был обвинен в растрате наследства (преступление, караемое смертной казнью). Однако обвинение было снято, когда философ в ответ на вопрос, что же он приобрел на эти деньги, ответил — «Знания»! Столь велико было уважение к образованию даже у черни. Характерно, что в число важнейших родительских обязанностей в Греции входило дать образование своим детям — если она не выполнялась, то закон освобождал наследников от обязанности заботиться о таких родителях. В целом образование входило в ведение государства.

Важной составляющей античного образования было нравственное воспитание. Когда философа Ксенофона спросили, чему же он научил своих учеников, он сказал: «Добровольно выполнять то, к чему других принуждает закон». При всех различиях школ, их принципов и конкретных педагогических приемов, они реализовывали концепцию воспитания гармонически развитой личности — совершенной физически, умственно, художественно, морально — идеала пайдейи. Философ ХХ в., М. Хайдеггер, большой знаток античности, объясняет смысл понятия «пайдейя» (от пайд — ребенок) следующим образом: «взросление, становление себя, руководство к формированию и созданию своей сущности соответственно собственной природе». Пайдейя органично сочетала в себе образование и воспитание, далеко выходя за пределы простого обучения.

Руководящим принципом пайдейи была идея природосообразного образования. Так, Демокрит, расценивая воспитателя как ваятеля, который лепит и формирует ученика, подчеркивал, что его руками действует природа, так как человек — это частичка природы, микрокосм. Идеи Демокрита о роли трудового воспитания, семье как нормативном образце актуальны и сейчас. Процесс образования, подобно работе скульптора — тяжкий, но благодарный, целенаправленный труд. Пифагор исходил из того, что «правильно осуществляемое обучение должно происходить по обоюдному желанию ученика и учителя», а «всякое изучение наук и искусств может достичь цели, лишь если оно добровольно». Сократ считал право на образование одним из наиболее соответствующих природе человека. Он говорил: «Могучие духом… если получат образование… становятся отличными, полезными деятелями, оставшись же без образования, такие люди становятся очень дурными, опасными». Цель образования, по Платону, «сделать совершенным гражданином, умеющим справедливо подчиняться или начальствовать». Разностороннее образование он считал необходимым для всех слоев общества. И Платон, и Аристотель признают необходимость государственного общественного воспитания.

Основу античного образования составляли семь свободных искусств — арифметика, геометрия (с элементами географии), астрономия, музыка, а также грамматика, риторика, диалектика (философия). В римскую эпоху первые четыре объединялись в квадривиум (от quattro — четыре), следующие три составляли «тривиум». Они считались обязательным фундаментом образования и преподавались уже в тривиальных, обычных школах. Начальное образование давали в Греции мусические школы (от 7 до 14 лет), в которых занятия вели дидаскалы (отсюда и «дидактика»). В гимнастических школах, или палестрах учились дети 12—16 лет. Вершиной же образования были философские школы.

Своеобразным венцом греческой науки и образования, уже в эллинистическую эпоху, стал Мусеум, основанный в Александрии Птолемеем II (308—246 гг.). Среди его преподавателей были Архимед, Эвклид, Эратосфен, там хранилось огромное (около 50 тысяч к 250 г. до н. э.) число рукописей. Главной формой обучения в нем были лекционные занятия. Крупнейшая в мире библиотека также находилась в Александрии. Александрия послужила мостом к уже следующей, римской стадии античной культуры.

 

Достижения науки и техники

Уже на ранних стадиях развития античной культуры были достигнуты значительные успехи в астрономии и математике. Греки, переняв астрономические знания у более древних культур — египетской, вавилонской, не просто продолжили традицию наблюдений и записи данных, но и сделали нормой поиск закономерностей в наблюдаемых явлениях. Нормой стала также идущая от пифагорейцев установка «алгеброй поверять гармонию», выражая «музыкальный лад» Вселенной в математических соотношениях. Именно таким образом, через поиск музыкально-математических связей, пришел к своим законам обращения планет уже в XVII веке немецкий астроном и математик И. Кеплер. Идея поиска эстетических форм в устройстве природы и по сей день — одна из ведущих в естествознании. Сами пифагорейцы также преуспели в этом направлении, в частности, в исследовании золотого сечения (1:3:7), известного еще египтянам и составляющем основу наиболее прочных конструкций, созданных природой и человеком — скелета, пирамид, Эйфелевой башни. К значительным открытиям привели исследования в области архитектуры.

Основой дальнейшего развития медицины стали труды Гиппократа (ок. 460 — ок 370 гг. до н. э.). Он создал этиологию — учение о причинах болезней и их прогнозе, учение о четырех темпераментах. Основной принцип медицины Гиппократа — целостность организма, взаимосвязь всех его частей. Он считал необходимым индивидуальный подход к каждому больному. Гиппократ — автор знаменитой клятвы, которую и сегодня произносят врачи во всем мире. Позже Герофил (р. ок. 300 г. до н. э.) и Эрасистрат (276—194 гг. до н. э.) открыли нервную систему, выяснили значение пульса. Античным ученым были известны различия в функциях полушарий головного мозга. Учеником Аристотеля Феофрастом (372—287 гг.) были заложены научные основы ботаники. Серьезной наукой стала историография, зародившаяся уже в VIII в. до н. э., трудами логографов, впервые пытавшихся выявить реальную основу в мифологических сюжетах. Крупными историками были Геродот (484—430 гг.) автор «Истории» (греко-персидских войн), Фукидид (460—490 гг.), создавший «Историю Пелопонесской войны», позже — Ксенофон (430—354 гг.).

Любому школьнику известно имя Архимеда (287—212 гг. до н. э.). Он ввел понятия бесконечно большого числа, ввел число π, открыл знаменитый закон гидравлики, названный его именем. Архимед изобрел хитроумные рычаги, винтовой насос, болт, сконструировал сложные оборонительные орудия, боевые метательные машины. По преданию, системой тщательно, на основе математических расчетов, сориентированных зеркал он поджег неприятельский флот. Смерть от меча римского воина настигла его в тот момент, когда он чертил на земле проект еще одного орудия для обороны Сиракуз.

Основания геометрии были заложены в «Началах» Эвклида (III в. до н. э.). Эратосфен (276 —194 гг.) сумел достаточно точно определить длину земного меридиана и тем самым размеры Земли. Аристарх Самосский (конец IV —первая половина III вв. до н. э.) доказал вращение Земли вокруг Солнца. Правда, победа осталась за геоцентрической системой Клавдия Птолемея (83—160 гг.), изложенной в «Альмагесте» и продержавшейся целых 18 веков, вплоть до позднего Возрождения. Гиппарх Александрийский (180/190—125 гг. до н.э.) составил звездный каталог, вычислил точную продолжительность солнечного года и расстояние от Земли до Солнца, он же выдвинул ряд серьезных требований к научному исследованию. Среди них: не просто описывать, но объяснять связь наблюдаемых явлений; математическое совершенство системы как признак его истинности. Герон, также из Александрии, создал пожарный сифон, прообраз паровой турбины, гидравл-орган, меха которого раздувались водой, автомат для открывания и закрывания дверей храма. Были изобретены водяные часы, по преданию — гетерой Клепсидрой, таким образом отмерявшей время, проведенное у нее посетителями. Следует добавить, что гетеры, а позже куртизанки не были обычными продажными женщинами, они были высокообразованны, изысканны в манерах, разбирались в поэзии и искусстве, и проведенное с ними время считалось формой культурного досуга.

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.