Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Взаимоотношения между сотрудниками как объект управления персоналом





Правовые нормы, определяющие характер служебных отно­шений между государственными служащими, затрагивают лишь формальную сторону этого взаимодействия. За пределами их регламентирующего воздействия остается бесконечная гамма

1 .


 


 

 

м

ситуаций, коллизий, не поддающихся правовой оценке. Это -зона господства моральных норм, здесь «правят бал» не юриди­ческие санкции, а сила общественного мнения и внутренние са­морегуляторы — долг, совесть, честь, ответственность.

В поле морального регулирования взаимодействий людей на государственной службе господствуют понятия «профессио­нальная мораль», «этика государственного служащего», «этиче­ские принципы и нормы».

Профессиональная мораль государственных служащих как ре­шающее условие реализации гуманистического предназначения их профессиональной деятельности отражает особенности нравственного сознания и поведения людей данного вида про­фессии, которые объясняются их профессиональной принад­лежностью, спецификой их социально-профессионального ста­туса и особым характером отношений с государством и гражда­нами.

Составляя один из срезов общей нравственности, профессио­нальная мораль государственных служащих копирует ее много­слойную структуру, включая:

-—требования, предъявляемые обществом к нравственным качествам государственного служащего;

— систему ценностей, относящихся непосредственно к его
профессиональному труду;

— поведение человека при исполнении его профессиональ­
ных обязанностей;

— нравы профессиональной среды, т.е. сознание, объективи­
рованное в поступках и социальных отношениях;

— систему нравственных оценок, сложившихся в коллективе;



— систему нравственных оценок государственных служащих,
сложившихся в обществе.

Специфика профессионального труда государственного слу­жащего потребовала кодификации предъявляемых к нему эти­ческих требований.

Этика государственного служащего — это прежде всего кодекс поведения, включающий этические принципы и нормы, в наи­более общей форме выражающие моральные требования обще­ства к нравственной сущности государственного служащего, со­циальному назначению его деятельности; к характеру его взаи­моотношений с государством, доверенным лицом которого он


 


 


выступает, с обществом, «слугой» которого он является, обеспе­чивая взаимодействие государства и его граждан в защите их прав и законных интересов; это система общих ценностей и правил, регулирующих взаимоотношения на государственной службе между руководителями и подчиненными, сотрудниками в процессе их совместной деятельности, направленной на до­стижение целей, определяемых миссией государственной служ­бы, и создание нормального морально-психологического кли­мата в коллективе.

Этические принципы одна из форм нравственного сознания, в которой моральные требования выражаются в наиболее общей форме. В вербализованной форме этические принципы могут быть представлены в виде этических кодексов, кодексов чести, присяги, правил поведения и др., предназначенных для опреде­ления принципов и норм поведения, «которых должны придер­живаться государственные служащие, оказания им помощи в их соблюдении, а также для информирования граждан о том, како­го поведения они вправе ожидать от государственных служа­щих»1.

Этические принципы дают общие ориентиры, направление, обеспечивая целостность и жизнеспособность государственной службы как системы и выражая ее высшие ценности.

Этические нормы, конкретизируя принципы и предписывая определенный стиль поведения и взаимоотношений людей, яв­ляются одной из наиболее простых форм нравственного требо­вания. С одной стороны, моральные нормы представляют собой элемент моральных отношений, обычай, постоянно воспроиз­водимый силой массовой привычки, примера и поддерживае­мый общественным мнением. С другой стороны, этическая норма выступает как форма морального сознания, формулиру­ясь в виде повелений самому себе, требующих неукоснительно­го исполнения в соответствии с собственными представления­ми о добре и зле, долге, совести, справедливости.

Поведение государственного служащего сложно детермини­ровано. Оно управляется посредством как внешних этических

1 .


регуляторов (общечеловеческие ценности, господствующая в обществе мораль, нормы профессиональной этики, групповые нормы), так и механизма внутренней саморегуляции (самосо­знание, самооценка, мотивационная сфера, установки, лежа­щие в основе личностных норм), компоненты которого нахо­дятся между собой в сложном, динамическом, противоречивом взаимодействии.

Всеобщие этические нормы содержат общечеловеческие нрав­ственные требования общежития. Господствующая в каждом обществе мораль конкретизируется в общих этических нормах, обязательных для каждого члена общества. Групповые этические нормы, отражающие систему ценностей отдельных социальных групп1, обеспечивают включение индивидов в процессы группо­вого взаимодействия, влияют на все виды поведения человека. Предписывая себе личностную позицию и формы социального поведения, человек вырабатывает личностные этические нормы, в которых реализуется существование его как личности.

Внешние и внутренние регуляторы поведения человека нахо­дятся в сложном, динамическом, противоречивом взаимодейст­вии, предоставляя ему в каждый момент право морального вы­бора на основе предъявляемых ему требований в границах его «поведенческого люфта». Человек высокой нравственной куль­туры, граждански ориентированный, социально активный, мо­тивированный на служение общественному интересу, руковод­ствуется прежде всего понятиями долга, чести, гуманности, со­ставляющими стержень его личностных норм. Люди с размыты­ми или несформированными нравственными ценностями легко адаптируются к требованиям «правил игры», принятых в груп­пах с отклоняющимися целями и корпоративными интересами.

Воздействие на характер нравственных взаимоотношений и поведения работников в коллективе как объекта управления персоналом предусматривает:

— формирование ценностей организационной культуры, «корпоративного духа» и нравственного облика организации;

В процессе первичной социализации и последующего расширения социаль­ного опыта человек включается в различные самовозникающие социальные группы, являясь одновременно членом 5—6 таких групп, причем каждая из них вырабатывает для своих членов свои правила должного поведения.



 


 


— разработку этического кодекса государственного служаще­
го и эффективного механизма его реализации;

— создание в коллективе творческой атмосферы, исключаю­
щей проявления групповых, корпоративных интересов, дефор­
мирующих профессиональное сознание государственных слу­
жащих;

— разработку мер, которые стимулировали бы становление и
развитие высоких нравственных качеств у каждого работника,
способствовали рациональному использованию людей, облада­
ющих необходимыми для этого качествами, и созданию среды,
способствующей поддержанию этих качеств.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.