Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ АКАДЕМИЯ





УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ

 

Новосибирский филиал

ФАКУЛЬТЕТ МЕНЕДЖМЕНТА, СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Кафедра менеджмента и социально-культурного менеджмента

 

 

ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ дисциплины

КУльтурология

 

Для специальностей: 100103 «Социально-культурный сервис и туризм», 080507 «Менеджмент», 080105.65 «Финансы и кредит», 080109.65 «Бухгалтерский учет и аудит»

НОВОСИБИРСК

 

СОСТАВИТЕЛЬ (СОСТАВИТЕЛИ):

Завьялова А.Н. канд. культурологии /____________/

(подпись)

 

Методические рекомендации обсуждены на заседании кафедры Менеджмента и социально-культурного сервиса и туризма «_____»________200_г., протокол №__.

 

Заведующий кафедрой Шадрина Л.Ю., к.соц.н.

 

/____________/

(подпись)

Рабочая программа по дисциплине «Культурология» составлена с учетом требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

Культурология обязательный предмет изучения во всех вузах России. Она должна восполнить отсутствующее у нас пока классическое гуманитарное образование, без которого представить себе мировую, и в первую очередь культурную европейскую традицию, невозможно. Едва ли какой-нибудь курс может взять на себя подобную задачу. Культурология сравнительно молодая наука. Она выделилась в особую дисциплину лишь на рубеже XIX – XX веков. Как вузовская дисциплина культурология выступает своего рода введением для изучения всех гуманитарных дисциплин, закладывает основы их понимания. Данный курс предлагает студенту ориентиры в далеко еще не устоявшихся понятиях истории и теории культуры на основе обращения к гуманитарным, философским, историческим, психологическим, этнографическим, антропологическим, социологическим, лингвистическим знаниям, а также знаниям из естественных наук, объединенных исключительным интересом к человеку, его судьбе в изменяющемся мире. Главная цель гуманитаризации – ограничение технократизма и сциентизма, ориентация на развитие человека, преодоление духовного кризиса, дегуманизации общественных отношений, нигилизма и нравственной дезориентации. Исходя из этого, курс дисциплины построен так, чтобы помочь студенту войти, погрузиться в культурологическую реальность, вооружить его средствами для ориентации в этой реальности, указать ему основные подходы и методы, используемые в культурологии, охарактеризовать их назначение и границы, дать своеобразный путеводитель по культурологии как неоднородной и сложной дисциплине.

В первом разделе (теории культуры), рассматриваются основные, базовые понятия культурологии, ее проблемы и альтернативы. Особое внимание уделено понятию личности в пространстве культуры. Второй раздел (истории культуры) посвящен важнейшим этапам формирования культуры древнего мира, европейской культуры и культуры России.

В лекциях передается содержание тем дисциплины, основные положения излагаются в тезисной форме. Используется диалоговый режим со студентами для краткого обсуждения смыслового значения новых понятий.

На семинарах рассматриваются ключевые вопросы курса, обсуждаются доклады по рефератам студентов на заинтересовавшие их темы. Семинарские занятия направлены на расширение объема знаний студентов, формирование у них творческого мышления, неординарных подходов, научного поиска.

 

Содержание программы, ее объем обусловливают необходимость оптимизации работы на занятиях, отбор учебного материала и методик преподавания. Следует обратить особое внимание на содержание самостоятельной работы, которая имеет большой удельный вес и становится обязательным видом учебно-познавательной деятельности студентов.

Самостоятельная работа студентов предусматривается в форме подготовки научных рефератов на предложенную тему или инициированную самим студентом с согласия преподавателя.

С целью интенсификации и повышения эффективности всех видов учебных занятий рекомендуется применять технические средства обучения, электронно-вычислительную технику, постоянно обновлять содержание учебно-методических документов, повышать степень самостоятельности слушателей в освоении программного материала.

 

 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ АКАДЕМИЯ

УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ

 

Новосибирский филиал

ФАКУЛЬТЕТ МЕНЕДЖМЕНТА, СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

 

Кафедра менеджмента и социально-культурного менеджмента

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

дисциплины

Культурология

 

Для специальностей: 100103 «Социально-культурный сервис и туризм», 080507 «Менеджмент», 080105.65 «Финансы и кредит», 080109.65 «Бухгалтерский учет и аудит»

НОВОСИБИРСК

СОСТАВИТЕЛЬ (СОСТАВИТЕЛИ):

Завьялова А.Н. канд. культурологии /____________/

(подпись)

 

Методические рекомендации обсуждены на заседании кафедры Менеджмента и социально-культурного сервиса и туризма «_____»________200_г., протокол №__.

 

Заведующий кафедрой Шадрина Л.Ю., к.соц.н.

 

/____________/

(подпись)

Приступая к изучению культуры, следует отметить, что слово «культура» является одним из наиболее употребляемых. О культуре говорят не только ученые, но и политические деятели, журналисты, экономисты, писатели, военные, предприниматели. Культура рассматривается с самых разных точек зрения. Это приводит к возникновению различных его трактовок, что затрудняет понимание самого феномена культуры. Чтобы разобраться во множестве его значений, следует изучить историю формирования этого понятия, его сущность, структуру, закономерности развития культуры и ее исторические типы. Чем глубже мы постигнем культуру, уясним ее смысл и ценность, тем более будет у нас оснований самим стать культурными. Современное культурное состояние требует от человека усвоения традиций прошлого, умения ориентироваться в современном обществе, формировать правильные ценности, ориентиры, мировоззрение. Познание культуры должно сопровождаться культуросозидающим действием – творческим актом, гуманным поступком, сохранением культурной традиции, уважением к другим культурам, пресечением вандализма, сопротивлением варварству и заботой об умножении культурных ценностей.

Общей целью всех семинарских занятий является закрепление, углубление знаний полученных на лекциях, формирование у студентов способности к творческому осмыслению современных проблем культурологии, умения применять полученные знания на практике – в профессиональной сфере и повседневной жизни.

 

Организационно-методические указания:

 

Перед тем как начать подготовку к темам семинарских занятий, можно порекомендовать обратиться к курсам, которые читались в школе, таким как: «Введение в обществознание» (8-9 кл.), «Человек и общество»(10-11кл.). В них на элементарном уровне рассмотрены базовые понятия культурологии, что облегчит восприятие нового материала, поможет разобраться в категориях и терминах дисциплины.

Этапы работы:

 

1. Работа над темой начинается с просмотра конспектов лекций. Необходимо вспомнить, о чем шла речь на лекционных занятиях, что было рекомендовано преподавателем. Затем, подобрать литературу по теме (не менее 3-4-х источников).

2. Сбор информации осуществляется путем анализа письменных источников (включая иллюстрации, таблицы и др.).

3. Обработка материала, фактов, данных делается с применением методов системного анализа, сравнительного анализа, контент-анализа. В ходе анализа и изучения темы, студент выписывает определения, составляет краткий конспект ответа.

4. Выводы. В выводах студент обосновывает свою точку зрения на проблему.

5. Проверка усвоения темы. Предлагается ответить на контрольные вопросы (см. вопросы к каждой теме семинара).

Выступления на семинарепредусматривают студенческие доклады, устные ответы, дополнения к ответам, дискуссии, благодаря которым слушатели учатся анализировать материал, извлекать из него обоснованные выводы, критически осмысливать различные точки зрения по проблемам развития культуры.

Если студент самостоятельно не смог изучить тему или испытывает затруднения в ее освоении, то ему предлагается освоить материал с помощью преподавателя курса, в индивидуальном порядке на консультации.

 

 

Семинарское занятие по теме №2: Сущность, функции, структура культуры (1час.)

Цель занятия: Проанализировать различные подходы к понятию «культура», выявить ее сущность, рассмотреть структуру, определить какие функции она выполняет по отношению к человеческому сообществу.

 

План занятия:

1. Формирование представлений о культуре в истории человеческой мысли

2. Понятие культуры, ее структура.

3. Внутренняя структура материальной культуры.

4. Внутренняя структура духовной культуры.

5. Современные трактовки культуры.

6. Место и функции культуры в обществе.

 

 

Литература к семинару:

1. Кравченко А.И. Культурология – М., 2001

2. Кононенко Б.И. Словарь по культурологии. – М., 2003.

3. Мамонтов А.С., Мамонов С.П. Культурология – М., 2005, С. 9-22; 26-35; 122-142.

4. Евплова Т.Е. Культурология. – М., 1999

5. Хорунженко К.М. Культурология: Энциклопедический словарь. Р-на-Д, 1997.

6. Пушкова Ю.Б, Шельнова Н.И. и др. Культурология. – М., 2005. С. 94-117;

7. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. – М., 1989.

 

 

Контрольные вопросы:

 

1. Что бы вы могли сказать о существующих определениях культуры?

2. Как бы вы сами ответили на вопрос: что такое культура?

3. Каким было понимание слова «культура» в античном мире в отличие от его современного значения?

4. В чем видели главное содержание культуры французские просветители?

5. На чем делали акцент в понимании культуры немецкие философы И. Кант, Г. Гегель?

6. Как определяет культуру в своей работе «Первобытная культура» Э. Тайлор?

7. Как, с вашей точки зрения, соотносятся в культуре духовное и материальное?

8. Что обычно относят к сферам материальной и духовной культуры?

9. Каковы общественные функции культуры? Охарактеризуйте каждую из них.

 

 

После изучения темы студент должен уметь:

а) давать определение понятию «культура».

б) соотносить определение понятия «культура» в соответствии с подходом.

в) различать формы культуры, их структурные элементы.

г) иметь представление о важнейших функциях культуры.

 

 

Семинарское занятие по теме №3: Генезис культуры (1час.)

Цель занятия: раскрыть проблему генезиса культуры, проследить процессы формирования культуры, рассмотреть основные концепции происхождения культуры.

 

План занятия:

1. Подходы к хронологии и периодизация культуры.

2. Периодизация архаической культуры.

3. Мифологические представления о первоистоках культуры.

4. Роль знаковых средств и систем в развитии культуры (символическая концепция).

5. Игра как предпосылка культуры (концепция Й. Хейзинга).

6. Орудийно-трудовая концепция происхождения культуры (К. Маркс, Ф. Энгельс).

7. Психологическая концепция происхождения культуры (З. Фрейд).

 

Литература к семинару:

1. Гуревич П.С. Культурология. – М., 2003 . С.11-19.

2. Пушкова Ю.Б, Шельнова Н.И. и др. Культурология. – М., 2005. С. 135-139.

3. Золкин А.Л. Культурология – м,, 2001. С. 35-37; 44-54.

4. Гуревич П.С. Хрестоматия. Культурология. – М., 2000. Глава «Генезис культуры» С. 128-151.

5. Маркарян Э.О. О генезисе человеческой деятельности и культуре. Ереван, 1973.

 

Контрольные вопросы:

1. Как вы понимаете термин «культурогенез»?

2. На какие периоды подразделяют первобытную эпоху? Охарактеризуйте их.

3. В чем суть линейного и циклического подходов к периодизации культуры и истории?

4. Каким образом трудовая деятельность человека способствовала появлению культуры?

5. Каковы были представления древних греков о происхождении культуры?

6. Что З. Фрейд относил к первым проявлениям культуры?

7. В чем усматривал источник культуры Й. Хейзинга?

8. Как вы понимаете выражение Э. Кассирера: «человек есть символическое животное».

После изучения темы студент должен:

1. Знать основные концепции генезиса культуры.

2. Раскрывать смысл термина «культурогенез» в узком и широком смысле.

3. Объяснять суть линейного и циклического подходов к периодизации культуры.

4. Выделять и характеризовать периоды в развитии первобытной культуры.

 

 

Семинарское занятие по теме №4: Язык и культура (1час.)

Цель занятия: Показать взаимосвязь языка и культуры, его роль как хранителя информации; рассмотреть типы знаков и символы культуры; дать понятие культурного кода; ознакомить с основами межкультурной коммуникации.

План занятия:

1. Язык как важнейший элемент культуры.

2. Знаки и символы культуры

3. Смыслы, коды и универсалии культуры

4. Роль языка в межкультурных контактах.

5. Проблемы коммуникации между представителями разных языков и культур.

 

Литература к семинару:

1. Кармин А.С. Основы культурологии. Морфология культуры. – М. , 1997.

2. Культурология / Под ред. проф. Г.В. Драча. – Ростов н/Д, 2000.

3. Мамонтов А.С., Мамонов С.П. Культурология. – М., 2005, С. 314-328

4. Мамонтов А.С. Язык и культура: сопоставительный анализ изучения. – М., 2000.

5. Основы межкультурной коммуникации / Под ред. А.П. Садохина. – М., 2002.

6. Петров М..К. язык. Знак. Культура. – М., 1994.

7. Сергеев А.М. Коммуникации в культуре. – Петрозаводск, 1996.

Контрольные вопросы:

 

1. В чем состоит связь между языком и культурой? Какова роль каждого из этих феноменов?

2. Что представляют собой взаимоотношения между языком и культурой в историческом аспекте и с чьими именами связано их изучение?

3. Охарактеризуйте направление «неогумбольтианство».

4. Какие типы знаков вы знаете?

5. В чем отличие символа от знака?

6. В чем состоит назначение языков культуры?

7. Что понимают под кодом культуры?

8. Назовите основные проблемы межкультурного общения и пути их преодоления.

 

После изучения темы студент должен:

1. Соотносить понятия «язык»-«культура», прослеживать их взаимосвязь и взаимозависимость.

2. Знать концепции зарубежных и отечественных ученых, рассматривающих проблемы языка и культуры.

3. Различать знаки, символы культуры и их типы.

4. Иметь представление об основах межкультурной коммуникации.

Семинарское занятие по теме № 9: Культура и личность (1час.)

Цель занятия: рассмотреть соотношение понятий «личность» - «культура», их взаимовлияние; охарактеризовать культурно-исторические типы личности; раскрыть особенности процессов социализации и инкультурации.

План занятия:

1. Личность как движущая сила и создатель культуры, и главная цель ее становления.

2. Личность в разных культурах.

3. Личность и творчество

4. Культура личности и стиль межличностного общения.

5. Социализация и ее типы.

6. Инкультурация как процесс вовлечения человека в мир культуры.

Литература к семинару:

1. Белик А.А. Культура и личность – М, 2001.

2. Кон И.С.В поисках себя. Личность и ее самосознание. – М., 1984.

3. Кон И.С. Социология личности. – М., 1967.

4. Мелибруда Е.Я. Я - Ты – Мы: психологические возможности улучшения общения. – М., 1986.

5. Пушкова Ю.Б, Шельнова Н.И. и др. Культурология. – М., 2005. С.312-321

6. Розин В.М Культурология. – М., 2004, С. 227-343

7. Человек и культура. Индивидуальность в истории культуры. – М., 1990.

8. Шапиро Э.М. Культура и личность. – М., 1989.

Контрольные вопросы:

1. Как культура влияет на формирование личности?

2. В чем заключается роль личности как творца культуры?

3. Какие типы личности в истории культуры вы знаете?

4. Назовите основные этапы социализации.

5. Что такое инкультурация и индивидуализация?

6. Как вы думаете, может ли человек другой культуры овладеть в полной мере нормами и ценностями вашей культуры?

7. Какой смысл вы вкладываете в понятия «культура личности» и «культура общения»?

После изучения темы студент должен:

1. Уметь объяснять сущность личности.

2. Определять культурные факторы формирования личности.

3. Раскрывать взаимовлияние и взаимосвязи культуры и личности.

4. Различать понятия «инкультурация», «социализация», «индивидуализация» и объяснять их.

5. Иметь представление о личной культуре человека и нормах культурного общения.

 

 

Семинарское занятие по теме № 10: Основные школы, направления и концепции культурологии (2 часа)

Цель занятия: Сформировать представления об основных культурологических школах, направлениях, теориях.

План занятия:

1. Общественно-историческая школа.

2. Натуралистическая школа.

3. Школа культурной антропологии.

4. Социологическая школа.

5. Символическая школа.

 

Литература к семинару:

1. Мамонтов А.П., Мамонтов С.П. Антология культурологической мысли. – М., 1996.

2. Мамонтов А.П., Мамонтов С.П. Культурология. – М., 2005. С. 48-75;

3. Пушкова Ю.Б, Шельнова Н.И. и др. Культурология. – М., 2005.

4. Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Основы этнологии – М., 2003 С. 43-44; 49-51.

 

 

Контрольные вопросы:

 

1. Как происходило формирование разных культурологических школ?

2. Кто считается основателем культурологии?

3. Какие ученые способствовали формированию общественно-исторической школы?

4. В чем сходство и различие взглядов на культуру О.Шпенглера и А.Тойнби?

5. Каких ученых объединяет натуралистическая школа, какова суть их концепций?

6. Охарактеризуйте подробнее работу А.Вебера «Принципы социологии, истории и культуры».

7. Какие работы П.Сорокина вы знаете? В чем он видел кризис современной культуры?

8. Как возникла символическая школа? Кто ее представлял?

9. Как вы понимаете выражение «символическая вселенная» и кто его использовал?

10. В чем заключались взгляды К. Леви-Стросса на «примитивные культуры»?

После изучения темы студент должен знать:

1. Основные школы и направления культурологии.

2. Выдающихся представителей мировой культурологической мысли и их концепции.

 

Семинарское занятие по теме № 11: Типология культуры (2 часа)

Цель занятия: Раскрыть смысл и дать определение понятиям «тип культуры», «типология культуры», показать многообразие подходов и концепций к типологии культуры.

План занятия:

1. Понятия «тип культуры», «типология культуры».

2. Принципы типологии.

3. Историческая типология культуры

4. Локально-типологическое рассмотрение культуры.

5. Современные подходы к типологии культуры.

6. Типы культуры.

 

Литература к семинару:

1. Кононенко Б.И. Большой толковый словарь по культурологии. – М., 2003. С. 111- 112; 219 ; С. 398; С.421-424; С. 481-483; С. 507-509; С. 464, 469.

2. Культурология XX век: Словарь. СПб, 1997.

3. Лотман Ю.М. Типология культуры. Взаимное воздействие культуры. – М., 1982.

4. Мамонтов А.П., Мамонтов С.П. Антология культурологической мысли. – М., 1996.

5. Пушкова Ю.Б, Шельнова Н.И. и др. Культурология. – М., 2005.

6. Романов В.Н. Историческое развитие культуры. Проблемы типологии. – М., 1991.

7. Учебный курс по культурологии / Под ред. проф. Г.В. Драча. Ростов н/Д, 1998.

8. Хрестоматия. Культурология. / Сост. П. С. Гуревич. – М., 2000.

 

 

Контрольные вопросы:

1. В чем суть закона «Вызова и Ответа» А.Тойнби?

2. Каковы критерии типологизации?

3. Какие два основных подхода к пониманию культурно-исторического развития сложились в культурологии? Охарактеризуйте их.

4. Что такое «Осевое время» культуры и кто из мыслителей выдвинул это понятие?

5. Какие три типа культуры выделял П.Сорокин?

6. В чем видел конец Европы О. Шпеглер?

7. Что, по мнению О. Шпенглера лежит в основе каждой культуры?

8. Какой тип культуры в концепции О. Шпеглера находится в стадии становления?

9. С чем сравнивал культуру Н.Данилевский?

10. Кто автор работы «Россия и Европа»?

11. Кто из мыслителей в своей типологии использовал антитезу «Восток-Запад»?

После изучения темы студент должен:

1. Давать определение понятиям «тип культуры», «типология культуры».

2. Иметь представление о многообразии подходов к изучению типологии культуры.

3. Знать теорию культурно-исторических типов, теорию цивилизаций, теорию циклической смены цивилизаций и сторонников данных теорий.

4. Знать типы культур.

 

 

Семинарское занятие по теме № 12: Исторические типы культур

Цель занятия: Рассмотреть основные вехи в истории мировой культуры, ее достижения; культуру древних цивилизаций и культуру современности.

 

План занятия:

1. Особенности первобытного типа культуры.

2. Культура Древнего Ближнего Востока (Египет и Двуречье)

3. Культура Древней Индии

4. Культура Древнего Китая

5. Культура античной Греции и Рима.

6. Сравнительный анализ культуры средневековья и Возрождения.

7. Феномен Просвещения

8. Культура модерна и постмодерна.

Литература к семинару:

1. Алексеев В.П. Становление человечества. – М., 1984.

2. Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация. – М., 1980.

3. Бурхардт Я. Культура Возрождения в Италии. – М., 1990.

4. Васильев Л.С. Культы, религия, традиции в Китае. – М., 1970.

5. Культура средних веков и Нового времени. – М., 1987.

6. Золкин А.Л. Культурология. – М., 2001.

7. Ивбулис В.Я. Модернизм и постмодернизм: идейно-эстетические поиски на Западе. – М., 1988.

8. История мировой культуры / Под ред. проф. Г.В. Драча Ростов н/Д, 2002.

9. История первобытного общества / Отв. ред. Ю.В. Бромлей. – М., 1996.

10. Карсавин Л.П. Культура средних веков. – Киев. 1995.

11. Козловский П. Культура постмодерна. – М., 1997.

12. Козловский П. Современность постмодерна // Вопросы философии. 1995. №10.

13. Кравченко А.И. Культурология. – М., 2001.

14. Культура Древнего Египта – М., 1976.

15. Культура эпохи Просвещения – М., 1993.

16. Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. – М., 1990.

17. Мелларт Дж. Древнейшие цивилизации Ближнего Востока. – М., 1982.

18. Тайлор Э. Первобытная культура. – М., 1989.

 

Контрольные вопросы:

1. Как вы понимаете выражение «неолитическая революция», в чем она заключалась?

2. Назовите первичную форму религии в первобытном обществе?

3. Когда возникает первобытное искусство?

4. Где была расположена древнеегипетская цивилизация?

5. Были ли в числе египетских фараонов женщины?

6. В виде чего древние египтяне представляли землю?

7. Где и в каких целях использовали вотивные статуэтки шумеры?

8. Какие периоды в своем развитии прошла древнегреческая культура?

9. Назовите памятники древнеиндийской письменности?

10. Какой царь вошел в историю как один из самых выдающихся деятелей Месопотамии?

11. В какой стране зародился буддизм?

12. Как назывались сословные группы в Древней Индии?

13. Что использовали в качестве денег древние китайцы?

14. С именами каких выдающихся мыслителей, связывают «Золотой век» в развитии общественной мысли Древнего Китая?

15. В культе какого бога древние греки видели истоки трагедии?

16. Как звали правителя о. Крита?

17. Когда начала формироваться эллистическая культура?

18. Высший орган государственной власти в Древнем Риме?

19. Добились ли плебеи в Древнем Риме своего полного равноправия с патрициями?

20. Что означает выражение «пиррова победа» и, в связи, с какими событиями оно родились?

21. В какую эпоху начинают строиться готические храмы?

22. Дайте характеристику придворной рыцарской культуре?

23. Как называется новое мировоззрение, сложившееся в эпоху Возрождения?

24. Кто в эпоху Возрождения был объявлен центром мироздания?

25. Почему эпоху Возрождения называют «культурным переворотом» всей европейской культуры?

26. К какому стилю искусства можно отнести архитектурный ансамбль Версаля и фасады Лувра в Париже?

27. В какую эпоху культ разума становится синонимом культуры?

28. В чем состоит сущность просвещенного абсолютизма?

29. Какие две ведущие художественные системы в искусстве XIX века развиваются параллельно и в тесной взаимосвязи?

30. В какую художественно-эстетическую систему входили такие направления как кубизм, футуризм, конструктивизм, абстракционизм, экспрессионизм?

31. Назовите мыслителей в чьих работах наиболее полно представлены концепции постмодерна?

 

После изучения темы студент должен:

1. Знать историю мировой культуры, ее основные этапы.

2. Усвоить специфику исторических типов культур, особенности их развития и достижения.

 

Семинарское занятие по теме № 13: Культура России

Цель занятия: Раскрыть самобытность русской культуры, ее специфику, этапы становления и развития.

План занятия:

1. Зарождение русской культуры.

2. Культура Древнерусского государства.

3. Принятие христианства – переломный момент в истории русской культуры.

4. Борьба с татаро-монголами и формирование идеи великорусского национального единства.

5. Московское государство и его культура.

6. Расцвет культуры средневековой Руси.

7. Культура Российской империи.

8. Культура России XIX – начала XX вв.

9. Советская и постсоветская культура.

Литература к семинару:

1. Арнольдов А.И. Cоциалистическая культура: теория и жизнь – М., 1984.

2. Викторов А.Ш. История русской культуры. Курс лекций. – М.,1997.

3. Володина Т.А. Серебряный век русской культуры – Уфа, 1997.

4. Горский А.А. Москва и Орда – М., 2001.

5. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. – М., 2001.

6. Капель А. Россия – многонациональная империя: Возникновение. История. Распад. – М., 1998.

7. Кочетова Л.М. История культуры России – Новосибирск, 2003.

8. Культура славян и Русь. – М.,1998.

9. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. – М., 1995.

10. Панченко А.М. Русская культура в канун петровских реформ – Л., 1984.

11. Пушкова Ю.Б, Шельнова Н.И. и др. Культурология. – М., 2005. С.236-244.

12. Русская художественная культура второй половины XIX века: Картина мира / Отв. ред. Ю.Г. Стернин – М., 1988.

13. Рыбаков В.А. Язычество Древней Руси. – М., 1988.

14. Филиппов И.Г. Очерки становления древнерусской культуры. – М., 1997.

15. Художественно-эстетическая культура древней Руси XI – XVII вв. /Отв. ред. В.В. Бычков – М., 1996.

16. Шульгин В.С. и др. Культура России IX – XX вв. – М., 1996.

17. Энциклопедия символизма: живопись, графика и скульптура. – М., 1998.

Контрольные вопросы:

 

1. В каком веке начала формироваться русская культура?

2. Какие земли заселили древние славяне?

3. Что означает слово «язычество»?

4. К кому перешла власть в Киеве после гибели князя Игоря?

5. В каком веке была крещена Русь?

6. Какие две культуры существовали на Руси после ее крещения?

7. Кто был автором первого общерусского летописного свода «Повесть временных лет»?

8. Какие земли входили в империю Чингисхана?

9. В чем проявилась социокультурная роль татаро-монгольского ига?

10. Назовите известных древнерусских иконописцев?

11. Кто был основателем русского книгопечатания?

12. Какие элементы были заимствованы из деревянного зодчества Руси при строительстве древнерусских церквей в византийском стиле?

13. В чем заключалась церковная реформа патриарха Никона и к чему она привела?

14. Какие изменения происходят в культуре России в конце XVIII века?

15. С творчеством какого выдающегося русского поэта связывают «Золотой век» русской культуры?

16. Назовите архитектора Зимнего дворца в Петербурге?

17. В чем суть противостояния западников и славянофилов?

18. Раскройте смысл понятия «национальная идея»?

19. Какие решительные сдвиги произошли в культуре русского общества со второй половины XIX века?

20. Что такое евразийство и кто из известных ученых его представлял?

21. Общее наименование кризисных явлений в духовной культуре конца XIX начала XX века?

22. Представителями какого направления были В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт, Ф.К. Сологуб?

23. Каковы ключевые понятия теории «официальной народности» политического деятеля и мыслителя С.С. Уварова?

24. Кем была организована «Выставка Русского искусства» в Париже в 1906г.?

25. Как историки культуры называют период развития русской культуры с 1957г.?

26. Как называлась культурно-просветительная и литературно-художественная организация, возникшая накануне Октябрьской революции.

27. Какая роль отводилась художественной культуре в социалистическом обществе?

28. Назовите писателей, кинематографистов, художников противопоставивших свое творчество ценностям тоталитарной культуры?

29. В чем проявляется социокультурный плюрализм в современной русской культуре?

 

 

После изучения темы студент должен знать:

1. Основные этапы развития истории и культуры России.

2. Место и роль России в общемировой культуре.

 







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2023 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.