Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ НЕСТАБИЛЬНОСТЬ: ЦИКЛЫ И КРИЗИСЫ, БЕЗРАБОТИЦА, ИНФЛЯЦИЯ.





 

Логика курса

А. Ответьте на следующие вопросы:

1. Что такое экономическая динамика? Какие виды экономической динамики Вы знаете? Каковы основные показатели экономической динамики?

2. Что представляет собой экономический цикл? Какие существуют виды экономических циклов?

3. В чем суть теории "длинных волн конъюнктуры" Н.Кондратьева?

4. Опишите классическую и современную модель экономического цикла. Каковы его фазы согласно каждой из моделей? В чем заключается модернизация цикла? В чем причины?

5. Дайте различные теоретические интерпретации причин и механизма развертывания экономического цикла?

6. В чем состоят экономические функции экономических кризисов? Какие виды кризисов, кроме циклических, Вы знаете?

7. Структурные кризисы и кризисы трансформациии: в чем их суть и особенности по сравнению с циклическими кризисами?

8. Как современная экономическая теория объясняет причины безработицы? Дайте неоклассическую и кейнсианскую интерпретацию.

9. Какие типы безработица выделяет экономическая теория?

10. Каковы экономические и социальные издержки издержки безработицы?

11. Каковы современные теоретические представления о сущности инфляции?

12. По каким критериям классифицируются виды инфляции?

13. Что такое адаптивные и рациональные ожидания? Какую роль они играют в развертывании инфляционных процессов?

14. Раскройте экономические механизмы развития инфляции спроса.

15. Раскройте экономические механизмы развития инфляции издержек.

16. Каковы перераспределительные последствия инфляции?

17. Существует ли взаимосвязь между инфляцией и безработицей? Объясните.

 

Б. Заполните пустые клетки таблицы.



Модели экономического цикла

Графическая интерпретация

Четырехфазовая
 
 

 

Двухфазовая  
 
 

 

 


Проиллюстрируйте графически основные виды инфляции

Инфляция спроса Инфляция издержек
   

 

В. Выпишите определения следующих понятий и категорий.

Экономический цикл -

 

Потенциальный ВВП -

 

Безработные-

 

Фрикционная безработица -

 

Структурная безработица -

 

Циклическая безработица -

 

Уровень безработицы-

 

Естественный уровень безработицы -

 

Инфляция -

 

Дефляция-

 

Стагфляция-

 

Гиперинфляция-

 

Галопирующая инфляция-

 

Ожидаемая инфляция-

 

Непредвиденная инфляция-

 

Инфляционная спираль-

 

Закон Оукена (формула)-

Тесты и задачи.

1. В какой из нижеперечисленных отраслей промышленности выпуск продукции в большей степени зависит от экономического цикла:

а) военная промышленность;

б) промышленность товаров длительного пользования;

в) легкая промышленность;

г) сельское хозяйство.

2. Экстернальная теория цикла объясняет наличие цикла:

а) внеэкономическими причинами;

б) неустойчивостью рыночной экономики;

в) отрицает существование циклов;

г) монетарными факторами.

3. Какие из перечисленных ниже экономических явлений характеризуют фазу подъема среднесрочного цикла:

а). Рост цен.

б. Рост безработицы.

в). Рост уровня производства.

г). Рост заработной платы?

4. К каким фазам классического экономического цикла (кризис, депрессия, оживление, подъем) относятся следующие экономические явления:

а). Стремительное падение цен.

б). Незначительное повышение уровня производства.

в). Перепроизводство товаров.

г). Приостановление падения цен, стабилизация товарных запасов.

д). Повышение цен и сокращение безработицы.

е)В обоих случаях поясните свои ответы.

5. Современный кризис в России является:

а) циклическим кризисом особого рода;

б) структурным кризисом особого рода;

в) вызван гиперинфляцией.

6. “Отец" современной теории занятости:

а) Д. Милль;

б) А. Смит;

в) Д.М. Кейнс;

г) А. Маршалл;

д) Ж.Б. Сэй.

7. Если всего населения - 100 млн.; рабочей силы - 50 млн.; фактически работающих - 47 млн., то безработица составит: а) 3%; б) 6%; в) 7%; г) 9%; д) не может быть исчислена из данной информации.

8. Предположим, рабочий добровольно ушел с одной работы, а через неделю начнет работать в другой компании. Сейчас он считается:

а) циклическим безработным;

б) фрикционным безработным;

в) добровольно безработным;

г) работающим.

9. Определите статус лиц, перечисленных ниже, с точки зрения их отношения к занятости и к рабочей силе, если они классифицируются следующим образом:

а) Занятые

б) Безработные

в) Не включаемые в состав рабочей силы

1. Работник, уволенный по собственному желанию.

2. Работник, переведенный на режим работы неполного рабочего дня.

3. Учитель, который по состоянию здоровья больше не может работать.

4. Уволенный рабочий, который в течение длительного времени не мог найти работу и поэтому прекратил ее поиски.

5. Студент, который учится на дневном отделении учебного заведения.

10. Циклическая безработица также называется:

а) безработицей ожидания;

б) безработицей поиска;

в) сезонной безработицей;

г) безработицей недостаточного спроса.

11. Трудоустройство каких безработных требует переподготовки или повышения квалификации:

а). «Фрикционно» безработных;

б). «Структурно» безработных;

в). «Циклически» безработных;

г). Все ответы верны?

12. Фактор, непосредственно влияющий на уровень выпуска

продукции и безработицу, это:

а) структура потребительских расходов;

б) отношение государственной и частной продукции;

в) уровень общих расходов;

г) размер рабочей силы;

д) уровень оптовых цен.

13. Кто из следующих людей является безработным:

а) Студент, который хотел бы работать, но еще не начинал поиска работы.

б) Студент, который условился приступить к работе через 6 недель и, естественно, прекратил поиски работы.

в) Пенсионер, который каждую неделю просматривает объявления в газетах на случай подходящей работы.

г) Человек, который ищет работу в течение 6 месяцев, а затем прекращает поиски, решив дождаться улучшения экономической конъюнктуры.

д) Человек, временно уволенный с работы и ожидающий возвращения на ту же работу и поэтому не начинающий поисков другой работы.

е) Человек, который потерял работу 3 месяца назад и до сих пор продолжает поиски новой.

14. К каким формам безработицы относятся следующие ее проявления:

а) Увольнение с работы в связи с уходом за детьми.

б) Увольнение в период кризиса перепроизводства.

в) Увольнение в связи с началом учебы.

г) Увольнение шахтеров в связи с развитием использования альтернаивных источников энергии?

15. Кейнсианцы не признают эластичность цен и зарплаты как механизм достижения полной занятости, т.к.:

а) монополистические силы в экономике вызывают неэластичность цен и зарплаты, и снижению зарплаты соответствует снижение расходов;

б) процентная ставка уравновешивает планы сбережений и инвестиций;

в) в современном капитализме слишком жесткая конкуренция, чтобы допустить эластичность цен и зарплаты;

г) обладатели зарплаты и устанавливающие цены принадлежат к разным доходным группам.

16. Если безработица = 9%, то:

а) экономика в высшей фазе экономического цикла;

б) потенциальный ВВП больше фактического ВВП;

в) фактический ВВП больше потенциального ВВП;

г) фактический ВВП равен потенциальному ВВП.

17. Уровень инфляции определяется как:

а) номинальный доход “-“ реальный доход;

б) индекс цен данного года “-“ индекс цен прошлого года;

в) ;

 

г)

18. Предположим, что индекс цен на потребительские товары учитывает только два товара: еду и жилье. Доля продуктов питания – 0,33, а жилья – 0,67. Цены на продукты питания выросли на 20%, а на жилье снизились на 2%. Каков темп инфляции за год?

19. Имеются три страны, о которых есть следующая информация:

Страна Рост денежной массы, % Реальный экономический рост, % Рост скорости обращения денег, %
А
В -1
С

Каков уровень инфляции в каждой из указанных выше стран?

20. Между 1967 и 1977 гг. уровень цен удвоился. На основании этого мы можем сказать, что среднегодовой уровень инфляции за этот период был:

а) 10%; б) 7%; в) 4%; г) 2%; д) 1%;

21. В экономике, характеризующейся стабильной дефляцией:

а) потенциальный ВВП обязательно превысит фактический ВВП;

б) изменения в номинальном ВВП могут как преувеличить, так и преуменьшить изменения в реальном ВВП;

в) изменения в номинальном ВВП преуменьшают изменения в реальном ВВП;

г) изменения в номинальном ВВП точно отразят изменения в реальном ВВП.

22. Классическая экономика утверждает, что недостаток общих расходов:

а) вызовет падение цен и зарплаты, но не выпуска и занятости;

б) опустит график потребления вниз, таким образом, направляя

экономику к полной занятости;

в) поднимет процентные ставки и вызовет более высокий уровень инвестиций;

г) вызовет снижение выпуска и занятости.

23. Инфляция влияет:

а) и на уровень, и на распределение дохода;

б) не влияет ни на уровень, ни на распределение дохода;

в) на распределение, но не на уровень дохода;

г) на уровень, но не распределение дохода.

24. Темпы инфляции составляют 100 % в год. Каковы будут последствия инфляции для следующих лиц:

а). Служащий, имеющий постоянный доход;

б). Кредитор, предоставивший заем сроком на 1 год род 75 % годовых;

в). Заемщик, взявший заем под 75 % годовых;

г). Пенсионер, пенсия которого индексируется ежеквартально на 20 %;

д). Квартиросъемщик, если плата за квартиру при этом увеличится на 75 % за год.

25. При росте инфляции, вызванной нарушением механизма предложения, кривая совокупного предложения:

а) смещается вправо;

б) смещается влево;

в) движение идет вдоль неизменной кривой;

г) все ответы неверны.

Необходимо обосновать ответ.

26. Какое из названных мероприятий нежелательно проводить в период усиления инфляции:

а) сокращать государственные расходы;

б) увеличивать государственные расходы;

в) увеличивать налоги;

г) увеличивать ставку процента.

27. Что из нижеследующего верно:

а) реальные и номинальные доходы изменяются в одном направлении;

б) инфляция увеличивает покупательную способность рубля и обязательно уменьшает номинальный доход;

в) инфляция уменьшает покупательную способность рубля и обязательно уменьшает реальный доход;

г) инфляция уменьшает покупательную способность рубля, но не обязательно уменьшает реальный доход.

28. Если бы Вам пришлось бы выбирать между:

а) полной занятостью с 6% ежегодным уровнем инфляции; б) стабильностью цен с 8% уровнем безработицы, что бы Вы выбрали? Почему?

29. Постройте график по данным следующей таблицы и поясните, какую зависимость он характеризует:

Годы Инфляция, % Безработица, %

1990 12 1

1991 10 2

1992 9 4

1993 5 5

1994 4 7

1995 2 8

Эссе

А. Характерные черты для циклического развития России.

Обратите внимание на следующие аспекты проблемы:

· Насколько обоснована теория "длинных волн" Н. Кондратьева? Аргументы "за" и "против".

· Экстернальные и интернальные теории циклов. Возможен ли синтез?

· Имеется ли скрытая безработица в России?

· Сохраняет ли кривая Филлипса свое значение как теоретическая модель взаимосвязи безработицы и инфляции? Обоснуйте свой ответ.

· Можно ли рассматривать кризис трансформации, имевший место в России как структурный кризис особого рода?

· Предположим, что принята программа компенсаций по безработице. Почему безработица продолжает вызывать беспокойство общества?

· Как объяснить существование в современных условиях наряду с безработицей вакантных рабочих мест? С каким видом безработицы связано это явление?

· Каковы могут быть последствия государственной макроэкономической политики полной занятости в краткосрочном и долгосрочном периодах?

· Объясните, почему макроэкономическая политика государства, направленная на снижение безработицы, оборачивается, как правило ростом цен?

· Почему инфляционное ожидания имеют макроэкономическую природу и макроэкономические последствия?

 

4 ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ, ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЭКОНОМИКИ И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС

Логика курса

А. Ответьте на следующие вопросы:

1. Дайте понятие экономического роста. Каковы его количественные показатели?

2. Что понимается под качеством экономического роста? Идентичны ли понятия "экономический рост" и "экономическое развитие"?

3. Какие взаимосвязи выявляются при помощи кривой производственных возможностей?

4. Классифицируйте факторы экономического роста. Определите, что понимается под интенсивным и экстенсивным ростом.

5. Дайте понятие макроэкономической эффективности. Каковы ее основные показатели?

6. Объясните, каким образом эффекты мультипликатора и акселератора раскрывают механизм экономического роста.

7. Какие возможности для анализа экономического роста дает производственная функция Кобба-Дугласа?

8. В чем своеобразие кейнсианского анализа экономического роста в модели Харрода-Домара?

9. Каков вклад Р.Солоу как представителя неоклассического направления в анализ проблем экономического роста?

10. Каков вклад научно-технического прогресса в экономический рост? Как его можно определить?

11. Существует ли проблема границ экономического роста? Что является ограничителем роста в современных условиях?

Б. Заполните свободные клетки таблицы

 

Факторы экономического роста

Факторы предложения Факторы спроса Факторы распределения
         

Модель технического прогресса Д.Хикса

Капиталосберегающий НТП  
Трудосберегающий НТП    
Нейтральный НТП    

 

В. Выпишите определения следующих понятий и категорий.

Экономический рост -

 

Экстенсивный рост-

 

Интенсивный рост -

 

Производительность труда-

 

Капиталоемкость -

 

Капиталоотдача -

 

Материалоемкость-

 

Энергоемкость -

 

Венчурный капитал -

 

"Золотое правило" накопления

 

Функция Кобба-Дугласа

 

Модель Харрода-Домара

 

 

 

Тесты и задачи

1. Экономический рост может быть отображен как:

а) сдвиг вправо кривой производственных возможностей;

б) сдвиг влево кривой производственных возможностей;

в) движение от точки на кривой производственных возможностей к точке внутри данной кривой;

г) движение от одной точки на кривой производственных возможностей к другой точке на данной кривой.

2. Реальный ВВП в стране в первом году составил 30 млн. ден. ед., а в следующем возрос до 31,2 млн. ден. ед. При этом население увеличилось со 100 до 102 тыс. чел. Определить темпы роста ВВП в целом и в расчете на душу населения.

3. Интенсивный тип экономического роста достигается за счет:

а) увеличения использования ресурсов;

б) более эффективного использования всех факторов производства;

в) более эффективного использования фактора “труд”.

4. Реальный ВВП в стране составил 300 млрд. ден. ед., а через год увеличился до 309 млрд. ден. ед. При этом население возросло на 4%. Определить тип экономического роста и выяснять, достаточен ли он был для повышения благосостояния населения страны? Считать, что структура ВВП не изменилась.

5. Какой из перечисленных финансовых инструментов наиболее сильно ограничит рост экономики:

а) сбалансированный бюджет;

б) бюджетный излишек как неиспользованный денежный запас;

в) бюджетный дефицит, покрываемый изготовлением новых денег;

г) бюджетный излишек, используемый на выплату долгов;

д) бюджетный дефицит, финансируемый за счет государственных займов.

6. В экономике с полной занятостью высокие темпы экономического роста говорят о:

а) низком уровне сбережений и низком уровне инвестиций;

б) высоком уровне сбережений и низком уровне инвестиций;

в) высоком уровне и сбережений, и инвестиций;

г) низком уровне сбережений и высоком уровне инвестиций.

7. Достижение полной занятости приведет к:

а) снижению производительности труда;

б) уменьшению уровня инвестиций в процентах к ВВП;

в) полностью использованы все трудовые ресурсы страны;

г) не окажет никакого влияния на темпы роста реального ВВП.

8. Снижение темпов экономического роста страны ведет к:

а) снижению роста уровня жизни;

б) уменьшению инвестиций;

в) снижению конкурентоспособности продукции;

г) всему вышеперечисленному.

9. Согласно Шумпетеру, деятельность новатора:

а) встречает поддержку окружающих;

б) состоит в повторении апробированных прошлым опытом приемов хозяйствования;

в) нарушает рутинный кругооборот;

г) возможна только в крупных корпорациях.

Эссе

А. В чем особенности макроэкономических показателей эффективности в России?

Обратите внимание на следующие аспекты проблемы:

· Может ли разворачиваться действие эффекта мультипликатора-акселератора в современной России?

· Реальна ли концепция нулевого экономического "роста"?

· В чем состоит концепция устойчивого экономического развития?

· Как интерпретируются инновации в теории Й.Шумпетера?

· Почему уровень, качество и продолжительность жизни называют метаэкономическими показателями экономической эффективности?

· Объясните движение ставок ссудного процента по фазам экономического цикла.

Б. Экономического роста стран на современном этапе развития.

Обратите внимание на следующие аспекты проблемы:

· История кризисов перепроизводства показывает, что в процессе его развития возможны два варианта динамики цен: на протяжении XIX века и первой половины ХХ века в период кризисов происходило общее снижение уровня цен. В 50-90-х годах в ходе кризисов цены повышались. Объясните роль динамики цен в механизме развития кризиса и выхода из него.

· Как связаны между собой цели и тип экономического роста? Можно ли при длительном преобладании в стране экстенсивного типа экономического роста рассчитывать на устойчивое повышение уровня жизни?

· История свидетельствует, что социальные потрясения происходят, как правило, на повышенной фазе длинного цикла. Предложите возможные объяснения этого факта.

· Темпы экономического роста: цель или средство? Подумайте о критериях оптимальности темпов экономического роста.

· Объясните, каким образом тип экономического роста влияет на структуру общественного производства.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.