Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Методические рекомендации по подготовке научного доклада





Подготовка научного доклада выступает в качестве одной из важнейших форм самостоятельной работы студентов.

Научный доклад представляет собой исследование по конкретной про­блеме, изложенное перед аудиторией слушателей. Это может быть выступление на семинарском занятии, конференции научного студенческого общества («Неделе нау­ки») или в рамках «круглых столов». В любом случае успешное выступление во многом зависит от правильной организации самого процесса подготовки научного доклада.

Работа по подготовке научного доклада включает не только знакомство с ли­тературой по избранной тематике, но и самостоятельное изучение определенных во­просов. Она требует от студента умения провести анализ изучаемых экономических процессов, способности наглядно представить итоги проделанной работы, и что очень важно — заинтересовать аудиторию результатами своего исследования. Следователь­но, подготовка научного доклада требует определенных навыков.

Подготовка научного доклада включает несколько этапов работы:

1. Выбор темы научного доклада.

Подготовка к научному докладу начинается с выбора темы будущего выступ­ления. Практика показывает, что правильно выбрать тему — это значит наполо­вину обеспечить успешное выступление. Конечно же, определяющую роль в этом вопросе играют интересы, увлечения и личные склонности студента, непосредствен­ная связь темы доклада с будущей или настоящей практической работой (если это студенты вечернего отделения). Определенную помощь при избрании темы может оказать руководитель научного кружка, преподаватель, ведущий семинарское занятие или читающий лекционный курс. И все-таки при выборе темы и ее формулировке не­обходимо учитывать следующие требования:



1. Тема выступления должна соответствовать Вашим познаниям и инте­ресам. Здесь очень важен внутренний психологический настрой. Интерес порождает воодушевление, возникающее в ходе работы над будущим докладом. Тема, ставшая для Вас близкой и волнующей, способна захватить и увлечь аудиторию слушателей.

2. Не следует выбирать слишком широкую тему научного доклада. Это связано с ограниченностью докладчика во времени. Студенческий доклад должен быть рассчитан на 10 – 15 минут. За такой промежуток времени докладчик способен достаточно полно и глубоко рассмотреть не более одного - двух вопросов.

3. Научный доклад должен вызвать интерес у слушателей. Он может со­держать какую-либо новую для них информацию или изложение спорных точек зре­ния различных авторов по освещаемой проблеме.

Студент, приступающий к подготовке научного доклада, должен четко определить цель будущего выступления.

Понятно, что до изучения литературы по выбранной теме довольно сложно сформулировать конкретную цель своего исследования. В этом случае необходимо обозначить общую цель или целевую установку. Конкретная целевая установка дает направление, в котором будет работать докладчик, помогает осознано и целенаправ­ленно подбирать необходимый материал. Поясним этумысль на конкретном примере. Студентом избрана следующая тема: «Роль крупных предприятий в рыночной экономике». Можно в качестве общей цели поставить перед собой задачу определить истинное место крупных компаний в современной экономике.

Известно, что критерием успешного выступления является наличие контакта, возникающего между докладчиком и аудиторией. Любой контакт предполагает вклю­ченность обеих сторон — и докладчика, и слушателей — в мыслительную деятель­ность. Чтобы вызвать интерес, необходимо в начале выступления сформулиро­вать цель научного доклада.

Определив и обозначив цель доклада, в дальнейшем следует приступить к подбору материалов. А это уже второй этап подготовительной работы.

2. Подбор материалов.

Работа по подбору материалов для доклада связана с изучением экономиче­ской литературы.

Изучение литературы по выбранной теме желательно начинать с просмотра нескольких учебников по экономической теории. Это позволит получить общее пред­ставление о вопросах исследования. Дальнейший поиск необходимой информации предполагает знакомство с тремя группами источников. Первая группа — это офици­альные документы российского Правительства. Вторая группа включает монографии, научные сборники, справочники. К третьей группе относятся материалы периодиче­ской печати — журнальные и газетные статьи. Именно в этой группе в основном со­держатся новые сведения и факты, приводятся последние цифровые данные.

3. Составление плана доклада. Работа над текстом.

После того, как работа по подбору источников завершена и имеется опреде­ленное представление об избранной теме, можно составить предварительный план. При этом необходимо учесть, что предварительно составленный план будет изме­няться и корректироваться в процессе дальнейшего изучения темы. И хотя этот план не имеет конкретно обозначенных границ, его составление позволит сформировать основу создаваемого доклада и уже на этом этапе обозначить контуры будущего вы­ступления. В дальнейшем, по мере овладения изучаемым материалом, начальный план можно будет дополнять, совершенствовать и конкретизировать.

Работу над текстом будущего выступления можно отнести к наиболее слож­ному и ответственному этапу подготовки научного доклада. Именно на этом этапе необходимо произвести анализ и оценку собранного материала, сформулировать окончательный план.

Приступая к работе над текстом доклада, следует учитывать структуру его по­строения.

Научный доклад должен включать три основные части: вступление, основную часть, заключение.

Вступление –представляет собой краткое знакомство слушателей с обсу­ждаемой в докладе проблемой. «Самая тяжелая задача во время деловой беседы — расположить к себе в ее начале и добиться успеха в ее конце». — мнение известного американского психолога Дейла Карнеги .

Действительно, хотя вступление непродолжительно по времени (всего 2—3 минуты), оно необходимо, чтобы пробудить интерес в аудитории и подготовить поч­ву для доклада.

Вступление подобно увертюре, так как оно определяет не только тему пред­стоящего доклада, но и дает лейтмотив всего выступления. Вступление способно за­интересовать слушателей, создать благоприятный настрой для будущего восприятия.

Необходимо начать с главной мысли, которая затем займет центральное ме­сто. Удачно сформулированные во вступлении несколько фраз способны обеспечить успех всего доклада.

Начать доклад нужно с обращения к аудитории. Следующие фразы должны быть предельно просты и лаконичны. «Уважаемые коллеги! Известно, что крупные компании составляют основу экономического потенциала любого государства. Со­ставляя небольшую часть общей численности компаний страны, они создают боль­шую долю ее национального богатства. В экономической литературе конкурентное преимущество фирм-гигантов традиционно объясняется получением ими эффекта масштаба. Однако крупной фирмой пройден длительный путь развития, в процессе которого определился ряд новых факторов, способных повысить ее конкурентоспо­собность. Что же на самом деле позволяет обеспечить крупной компании эффектив­ную деятельность? Что помогает ей, несмотря на недостатки в целом, сохранять высо­кую конкурентоспособность?»

Основная часть –является логическим продолжением вопросов, обозна­ченных автором во введении. Именно в этой части доклада предстоит раскрыть тему выступления, привести необходимые доказательства (аргументы).

Для того чтобы правильно построить основную часть своего доклада, необхо­димо составить ее подробный план. Важность составления такого плана связана с ос­новной задачей автора. Он должен в течение 10 минут, отведенных на основную часть, суметь представить и изложить авторскую точку зрения по обозначенной в те­ме доклада проблеме.

Наличие подробного плана позволяет выполнить эту задачу, дает возмож­ность автору в сжатой форме донести свои идеи до аудитории и уложиться в установ­ленный регламент.

Каким образом следует излагать материал в основной части доклада?

Текст научной работы отличается от всякого другого своей логичностью. По­этому выделение вопросов в основной части должно соответствовать логике пробле­мы, обозначенной в докладе. Существуют также наиболее общие принципы пред­ставления материала:

1. От частного к общему. Данный принцип изложения материала предпола­гает следующее его представление. В начале доклада приводятся примеры, на осно­вании которых делается обобщение.

Примеры, приводимые в докладе, должны быть красочными, запоминающи­мися, тщательно отобранными. Автору не следует использовать в докладе случайные факты и делать на их основе далеко идущие выводы.

При изложении материала необходимо также учесть, что для анализа проблемы нужно использовать больший объем сведений и фактов, чем непосредственно требуется для написания текста выступления. Резервный материал делает доклад бо­лее ярким и убедительным. «Хороший доклад – это тот, за которым стоит много ре­зервного материала, значительно больше, чем оратор имел возможность использо­вать». Резервный материал может быть также использован для ответа на возможные вопросы аудитории.

2. От общего к частному. Данный принцип предполагает изложение общих теоретических положений, которые затем конкретизируются и разъясняются. Вот один из возможных вариантов использования данного принципа. «В настоящее время в экономике любого государства центральное место принадлежит крупной компании. Ею удерживаются ключевые позиции во всех сферах хозяйства. Так, например, в промышленности США на долю двухсот крупнейших компаний приходится 40% ВВП страны. В большинстве отраслей обрабатывающей промышленности Америки наиболее крупные компании сосредоточили от 25 до 100% отраслевого производства. Отечественным крупным бизнесом обеспечивается более 50% объема выпуска про­мышленной продукции. Аналогичным образом обстоят дела в большинстве стран ми­ра.»

3. Принцип историзма. Обычно данный принцип изложения материала используется при анализе истории излагаемой проблемы.

Часто отдельные моменты доклада излагаются по принципу от общего к част­ному, другие — с использованием принципа историзма, или восхождения от частных примеров к общему выводу.

Работая над основной частью, автор должен знать, что общим правилом для любого научного доклада является доказательность высказываемых утверждений. Каждый тезис (тезис — концентрированное выражение отдельной мысли доклада), приводимый в докладе, необходимо обосновать, привести в качестве доказательства несколько цифр, фактов или цитат. При этом важно соблюдать «ЗОЛОТУЮ СЕРЕ­ДИНУ» и не перегружать доклад изобилием цифр. Они должны приводиться с боль­шим ограничением. Человеческое сознание не может одновременно воспринимать более чем 7 + (–) 2 цифр. Следует избегать простого перечисления чисел. Их лучше группировать, проклассифицировать и представить в виде графика или диаграммы.

Нельзя злоупотреблять поговорками, пословицами или забавными историями. Любая пословица должна органически вписываться в содержание доклада. Образ­ность выступления создается логикой его построения и его убедительностью.

Заключение имеет целью обобщить основные мысли и идеи выступле­ния. Его, как и весь доклад, необходимо подготовить заранее в спокойной и нетороп­ливой обстановке. На экспромт не следует рассчитывать. «Завершение выступления действительно представляет собой стратегически наиболее важный раздел речи. То, что автор говорит в заключении, его последние слова продолжают звучать в ушах слушателей, когда он уже закончил свое выступление, и видимо, их будут помнить дольше всего».

В заключении можно кратко повторить основные выводы и утверждения, про­звучавшие в основной части доклада. На заключение можно возложить также функ­цию обобщения всего представленного докладчиком материала.

Теперь, когда доклад написан, следует приступить к его оформлению.

4. Оформление материалов выступления.

Подготовленный Вами доклад и Ваше будущее выступление в аудитории на­правлено на его слуховое восприятие. Устная речь предоставляет оратору дополни­тельные средства воздействия на слушателей: голос, интонация, мимика, жесты. Од­нако одновременно следует успешно использовать способность слушателей видеть.

Автор научного доклада может прекрасно дополнить свое выступление, ис­пользуя диаграммы, иллюстрации, графики, изображения па доске, чертежи, плакаты.

Однако, чтобы использование наглядных пособий произвело предполагаемый эффект, необходимо учитывать следующие правила:

1. Целесообразно использовать наглядный материал. Если же необходимость в его демонстрации отсутствует, применение будет только отвлекать внимание слу­шателей.

2. Графики, плакаты и диаграммы готовятся заранее.

3. Изображения должны быть видны всем. Сложным статистическим табли­цам следует придать доступную форму диаграмм или графиков.

4. Наглядные материалы необходимо демонстрировать аудитории, а не само­му себе.

5. Тезисы доклада должны быть тесно связаны с изображением наглядных ма­териалов.

6. Чтобы не отвлекать внимание аудитории, нужно своевременно их убирать и переходить к демонстрации других материалов.

7. Необходимо делать паузу в Вашем выступлении, если аудитория занята рассматриванием наглядных материалов.

Итак, мы подошли к завершающему этапу работы над научным докладом – к подготовке выступления.

5. Подготовка к выступлению.

Подготовив материал для доклада, следует решить вопрос о записях к высту­плению: готовить полный текст доклада, составить подробные тезисы выступления или приготовить краткие рабочие записи.

Обязателен ли полный текст научного доклада? Для начинающего докладчика составление полного текста научного доклада необходимо. Более опытные ораторы могут составить тезисы доклада.

Научный доклад представляет собой устное произведение, чтение вслух под­готовленного текста недопустимо.

Вами совершена и проделана большая работа по подготовке научного докла­да. Завершающим аккордом является подготовка к будущему выступлению. Из­вестно, что «...хорошо подготовленная речь — на девять десятых произнесенная речь».

Вы плодотворно потрудились в течение всего процесса работы над текстом научного доклада. Ваш труд будет вознагражден ярким выступлением.

К секретам хорошего выступления можно отнести следующие моменты:

1. До и после важных мыслей следует делать паузу.

2. Для большего акцента сказанного необходимо менять тон голоса и тембр речи. Это сделает Вашу речь более выразительной.

3. Необходимо иметь контакт с аудиторией.

4. Не перегружать устный доклад цифровым и статистическим материалом.

Подготовка к научному докладу с учетом правил и требований, приведенных в данной методической разработке, поможет студентам освоить более эффективные приемы ведения самостоятельной научной работы.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.