Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Методические указания преподавателю





 

Дисциплина «Общая психиатрия» читается студентам всех форм обучения: дневной, вечерней и заочной, причем у студентов последней формы обучения значительно повышается доля самостоятельной подготовки по данному учебному предмету. Преподавание данного учебного предмета предполагает использование всех организационных форм обучения: лекций, семинаров и практических занятий, однако с большим уклоном на лекционный материал. Информационная обеспеченность дисциплина достаточно высока, так как базовый учебник содержит полную информацию по психопатологии и представлен в электронном виде. Практическое знакомство с психопатологией предусмотрено по дисциплинам частной психиатрии, а также во время производственной практики. Для особенно хорошо подготовленных студентов целесообразно обеспечить работу с «библией» общей психиатрии – фундаментальным трудом К.Ясперса («Общая психопатология»). Однако следует иметь в виду, что прочтение данного труда требует хорошего понимания философских терминов и для полного раскрытия содержательной стороны необходимо пользоваться философским словарем.

 

Работа по подготовке преподавателя к проведению занятия начинается с анализа учебной программы учебной дисциплины.

При анализе программы следует обращать внимание на следующие моменты:

1. Особенности и содержание материала разделов и тем. В первом разделе необходимо уделить достаточное внимание истории психопатологии и психиатрии, в том числе отечественной. Также необходимо донести до студентов особенности оказания психиатрической помощи в РФ: современный психолог должен разбираться в правовых и медицинских аспектах, а также прав граждан при ее оказании.

Освещение второго и третьего раздела полезно дополнять клиническими примерами, без которых сухое изложение теоретического материала теряет свою привлекательность.

2. Логика структурирования материала в программе. Учебная программа построена по принципам «от общего — к частному», от симптомов к синдромам. Логическим завершением восходящей линии диагностики является посторонние клинического диагноза (курс частной психиатрии).

3. Ключевая терминология (основные понятия) по данному курсу приведены в тексте лекций. Основной упор следует сделать на понимание клинического смысла терминов.

4. Технология преподавания отдельных тем. Подавляющее большинство тем данного курса преподаетсяв форме лекций, которые проводятся методами: проблемного изложе­ния материала, иллюстративно-объяснительным методом, а также методом проведения лекций-бесед со студентами. Кроме этого, учебным планом предусмотрено семинарское и практическое занятия. Целью этих занятий является ознакомление студентов с психиатрической клиникой и пациентами психиатрического стационара.

При подготовке к изложению материала курса преподаватель должен учитывать, что проведение аналогий с аналитической психологией, в частности использование теоретической базы современного психоанализа обогащает материал психопатологии, раскрывает психологические механизмы симптомов и синдромов психических заболеваний с точки зрения психоанализа и понимающей психологии.

При проведении семинарского и практического занятия преподавателю следует использовать техники современного психоанализа при работе с пациентами, объясняя теоретическую основу этих приемов. Учитывая, что в начале курса студенческие группы часто демонстрируют регрессивное поведение, то использование подобных приемов для преодоления «сопротивления обучению» (пропуски, отсутствия) бывает оправдано в таких ситуациях, с последующем объяснением их смысла на последних лекциях.

При проведении лекций целесообразно согласовать лекционный материал с другими преподавателями по частной психиатрии так, чтобы частично дублировались основные положения и термины психопатологии, т.к. общая психиатрия была первой медицинской специальностью со всеми сложностями в ее изучении.

3. Методические указания студенту по изучению дисциплины и организации самостоятельной работы

 

Самостоятельная работа является специфическим педагогическим средством организации и управления самостоятельной деятельностью студентов в учебном процессе.

Самостоятельная работа может быть представлена как средство организации самообразования и воспитания самостоятельности как личностного качества. Как явление самовоспитания и самообразования самостоятельная работа студентов обеспечивается комплексом профессиональных умений студентов, в частности умением осуществлять планирование деятельности, искать ответ на непонятное, неясное, рационально организовывать свое рабочее место и время.

Самостоятельная работа приводит студента к получению нового знания, упорядочению и углублению имеющихся знаний, формированию у него профессиональных навыков и умений.

Самостоятельная работа выполняет ряд функций:

- развивающую;

- информационно-обучающую (аудиторные занятия, не подкрепленные самостоятельной работой, становятся малорезультативными);

- ориентирующую и стимулирующую;

- воспитывающую;

- исследовательскую.

Виды самостоятельной работы:

1. Конспектирование первоисточников и другой учебной литературы.

2. Проработка учебного материала (по конспектам учебной и научной литературе) и подготовка докладов на семинарах и практических занятиях, к участию в тематических дискуссиях и деловых играх.

3. Выполнение контрольных работ.

4. Работа с тестами и вопросами для самопроверки.

5. Моделирование или анализ конкретной ситуации.

 

В рамках курса «Общая психиатрия» используются такие виды самостоятельной работы как работа с тестами (приложение 1), вопросы для подготовки к устному экзамену (приложение 2), подготовка рефератов (приложение 3). Студентам рекомендуется с самого начала освоения данного курса работать с литературой и предлагаемыми заданиями в форме подготовки к очередному аудиторному занятию. При этом актуализируются имеющиеся знания, а также создается база для усвоения нового материала, возникают вопросы, ответы на которые студент получает в аудитории.

При освоении данного курса студент может пользоваться библиотекой вуза, которая в полной мере обеспечена соответствующей литературой.

Итоговый контроль знаний – электронный вариант тестового экзамена по Общей психопатологии (приложение 5).


Вопросы для самостоятельной подготовки:

 

1. Гиперестезия, анестезия, парастезии - определение.

2. Сенестопатии – определение, виды.

3. Иллюзии – определение, виды.

4. Парейдолии – определение.

5. Галлюцинации – определение, классификации галлюцинаций.

6. Дифференциальная диагностика истинных и ложных (псевдогаллюцинаций).

7. Императивные галлюцинации.

8. Понятие амнезии, гипомнезии, гипермнезии.

9. Определение фиксационной и прогрессирующей амнезии.

10. Ретроградная и антероградная амнезии.

11. Псевдореминисценции и конфабуляции.

12. Нарушение динамики мышления (замедление и ускорение), тугоподвижность мышления, закупорка мышления (шперрунг), ментизм, резонерство, разорванность мышления, бессвязность мышления.

13. Аутистическое мышление.

14. Бред: определение, виды по содержанию (преследования, депрессивный, маниакальный), клинические виды (первичный, вторичный).

15. Навязчивые явления – определение, виды (отвлеченные навязчивости и образные – фобии, ритуалы).

16. Сверхценные идеи - определение. Дифференциальная диагностика бредовых, сверхценный и навязчивых идей.

17. Определение – апатия, гипотимия (пониженное настроение), гипертимия (повышенное настроение), эйфория, дисфория, растерянность, тревога, страх, эмоциональная лабильность и эмоциональная неадекватность.

18. Определение абулии и гипербулии. Эхопраксии и стереотипии. Импульсивные действия и его виды (дипсомания, дромомания, клептомания).

19. Астенический синдром.

20. Дереализация-деперсонализация.

21. Депрессивный синдром.

22. Маниакальный синдром.

23. Синдромы нарушенного сознания: делирий, аменция, онейроид, сумеречное расстройство сознания.

24. Синдромы выключенного сознания (сопор, кома).

25. Галлюцинаторно-бредовые синдромы: галлюциноз, паранойяльный, параноидный, парафренный.

26. Кататонический синдром.

27. Гебефренический синдром.

28. Амнестический синдром: Корсаковский, парциальное слабоумие.

29. Психоорганический синдром.

30. Судорожный синдром: большой и малые судорожные припадки.







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2023 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.