Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 1. Государство и право.





ПРАВОВЕДЕНИЕ: ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Учебно-методическое пособие

Для специальностей: 031300.62, 040100.62, 031600.62, 031501.62, 032700.62, 080200.62, 080400.62, 080100.62,081100.62, 220700.62, 220400.62, 150400.62, 150700.62.

 

Составитель: О.В.Смирнова, кандидат философских наук, доцент

 

Череповец, 2012

 

Рассмотрено на заседании кафедры философии, протокол № 7 от 19.03.2012.

 

Одобрено редакционной комиссией ФОГ и СЭД ЧГУ, протокол № _____ от _______

 

Составитель: Смирнова О.В., кандидат философских наук, заведующий кафедрой философии ЧГУ.

 

Рецензенты: С.С.Касаткина, кандидат философских наук, доцент кафедры философии ЧГУ; А.Н.Егоров, доктор исторических наук, заведующий кафедрой истории ЧГУ

 

 

Научный редактор: С.С.Касаткина, кандидат философских наук, доцент кафедры философии ЧГУ.

 

 

Ó Череповецкий государственный университет, 2012.

 

 

Введение

 

Правоведение – это общеобразовательная дисциплина, входящая в Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Невозможно жить в обществе и быть свободным от общества, поэтому гражданская зрелость и правовая культура – качества необходимые каждому образованному человеку, важная составляющая профессиональной компетентности специалиста любого профиля. Основой для формирования правовой культуры выступают объективные, научно обоснованные правовые знания, которые студенты должны получить в ходе изучения данной дисциплины.

Данное учебно-методическое пособие включает в себя планы семинарских занятий, задания для самоконтроля, вопросы к итоговой форме контроля, методические рекомендации, источники, основную и дополнительную литературу. Оно предназначено для студентов дневной и заочной форм обучения, всех интересующихся проблемами права.

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать: сущность, характер и взаимодействие правовых явлений, видеть их взаимосвязь в целостной системе знаний и значение для реализации права; основные отрасли российского права.

Уметь: понимать законы и другие нормативные правовые акты; обеспечивать соблюдение законодательства, принимать решения и совершать иные юридические действия в точном соответствии с законом; анализировать законодательство и практику его применения, ориентироваться в специальной литературе.

Владетьнавыками: правильного ориентирования в системе законодательства; работы с нормативными источниками; юридического мышления; правовой интерпретации социальных явлений и процессов;использования основных кодифицированных правовых актов.

 

I. Планы семинарских занятий

Тема 1. Государство и право.

1. Происхождение и понятие права. Его социальное назначение.

2. Государство: понятие, признаки, функции, формы и типы.

3. Основные правовые понятия: норма права, источники права, система отраслей и институтов права.

4. Правоотношение: понятие, структура, основания возникновения. Виды юридической ответственности.

5. Основные правовые системы современности (письменный сравнительный анализ 2-3 правовых систем).

6. Эссе «Роль права в современном обществе».

7. Письменно выполните задания 1-3.

1) Укажите, к каким формам относятся следующие государства:

Страна По форме правления По форме государственного устройства
Россия    
США    
Великобритания    
ФРГ    
Франция    

 

2) Через какие формы правления прошла Россия в ХХ веке:

Дата/период Формы правления
   
   
   
   
   

 

3) Поясните юридическую поговорку: «Без гипотезы норма бессмысленна, без диспозиции – немыслима, без санкции – бессильна».

 

Тема 2. Основы конституционного права.

1. Понятие конституции. Конституционное развитие России. Конституция РФ 1993 года.

2. Система органов государственной власти Российской Федерации: конституционный статус и компетенции Президента, Федерального Собрания, Правительства РФ. Судебная система России.

3. Основы федеративного устройства России. Права и полномочия органов местного самоуправления.

4. Конституционно-правовой статус личности. Права и свободы человека и гражданина.

5. Правовое государство и гражданское общество в РФ: теория и практика становления (дайте письменный анализ проблемы).

6. Эссе «Если бы я стал Президентом Российской Федерации».

7. На основе конституционного законодательства решите задачи 1-3.

 

1) Гражданин Семенюк проживал с родителями на Украине до 20 лет, там же он получил паспорт. В 2004 году он переехал к бабушке в Россию и вскоре женился на российской гражданке. Каким способом Семенюк может приобрести гражданство РФ, и в какие органы он должен обратиться для получения российского гражданства?

2) Кто из перечисленных ниже граждан не может принимать участие в выборах:

- священнослужитель;

- военнослужащие;

- подозреваемые, находящиеся в СИЗО;

- заключенные в местах лишения свободы;

- лица, не достигшие 16-летнего возраста;

- душевнобольные.

3) В период избирательной кампании по выборам Президента РФ было выдвинуто три кандидата. За несколько дней до выборов один из них скоропостижно скончался, а другой снял свою кандидатуру. Будут ли проводиться выборы Президента РФ в данном случае? Каковы должны быть действия Центральной избирательной комиссии?

 

 

Тема 5. Основы семейного права.

1. Семейное право: понятие, предмет, цель и задачи.

2. Семейные правоотношения: понятие, содержание, виды. Основания возникновения.

3. Заключение и прекращение брака. Личные и имущественные отношения между супругами.

4. Права и обязанности родителей и детей. Алиментные обязательства членов семьи.

5. Брачный договор (контракт): форма, содержание, условия изменения и расторжения (письменно составьте проект брачного договора).

6. Эссе «Проблема социального сиротства в РФ и правовые пути ее решения».

7. На основе Семейного Кодекса РФ решите задачи 1-3.

 

1) Не состоящие в зарегистрированном браке Кузнецова и Мусин в совместном заявлении в орган ЗАГса просили зарегистрировать факт рождения их сына Виталия и записать Мусина его отцом. Заведующий органа ЗАГса оказался в затруднительном положении, так как каждый из родителей просил присвоить ребенку свою фамилию и попытки добиться решения спора по взаимному согласию не имели успеха. Какую фамилию в данной ситуации будет носить ребенок? Какой орган может решить спор по данному вопросу?

2) Смагин, выплачивающий по решению суда алименты на содержание сына Николая от первого брака, обратился с иском в суд об освобождении его от уплаты алиментов. При этом истец привел следующие доводы: сыну 17 лет, он учится на первом курсе института, получает стипендию, а сам Смагин - инвалид 2 группы, не работает, пенсия 8 500 р., на иждивении находится жена. Может ли суд освободить Смагина от уплаты алиментов?

3) Семья Фоминых, имеющая детей в возрасте 7 и 15 лет, оформила документы для выезда на постоянное место жительства в США. Пятнадцатилетняя дочь Фоминых отказалась уезжать из России. Как будет решаться вопрос о выезде из страны семьи Фоминых?

 

Зачет

Зачет по курсу «Правоведение» проводится в форме устного собеседования по одному из предложенных вопросов (см. вопросы к зачету). Ответ должен быть устным, самостоятельным, конкретным и четким. Необходимо выявить предмет и специфику основных отраслей права, показать знания основных правовых норм и сферу их применения, оперировать юридическими категориями. Зачет может быть проведен в форме тестирования. Студенты должны из предложенных вариантов ответа выбрать один правильный, если тест носит закрытый характер или дать свои варианты ответа на открытые задания. Для получения оценки «зачтено» необходимо правильно ответить не менее чем на 60% вопросов.

 

Тема 1.

 

1. Что составляет один из признаков правового государства:

а) взаимная ответственность государства и личности

б) наличие правосудия

в) наличие прокурорского надзора

г) государственное принуждение

 

2. Право – система правил поведения, устанавливаемая:

а) обществом б) правящей партией в) государством г) Президентом

 

3. Основной критерий деления системы права на отрасли:

а) характер источников права б) усмотрение законодателя

в) предмет правового регулирования г) история права

 

4. Фома Аквинский разделял … теорию происхождения государства и права:

а) патриархальную б) теологическую в) историческую г) договорную

 

5. Источник права, являющийся результатом санкционированного правотворчества, называется…

а) нормативный договор б) правовой обычай

б) нормативно-правовой акт в) судебный прецедент

 

6. Приведите по одному примеру:

а) запрещающей правовой нормы __________

б) обязывающей правовой нормы __________

в) управомочивающей правовой нормы ___________

 

7. Структура нормы права состоит из следующих частей __________

8. В состав правоотношения входят следующие элементы _________

9. Кто может выступать в качестве субъектов правоотношения?

10. Какие существуют виды юридической ответственности?

 

Тема 2.

1. Носителем суверенитета в России согласно Конституции является:

а) государство б) народ в) Президент г) общество

 

2. Первая Конституция в России была принята в … году:

а) 1905 б) 1917 в) 1918 г) 1924

 

3. Количественный состав Государственной Думы составляет … человек:

а) 450 б) 225 в) 178 г) 200

 

4. Президент РФ избирается сроком на … лет:

а) 5 б) 6 в) 7 г) 10

 

5. Высшим законодательным органом в РФ является:

а) Президент б) Правительство в) Федеральное собрание г) Верховный суд

 

6. В систему судебной власти России входят: ______________

7. В систему исполнительной ветви власти РФ входят следующие государственные органы _______________

8. Перечислите принципы федеративного устройства РФ ________________

9. Какие виды отношений входят в «конституционные правоотношения»?

10. Какие существуют классификации прав человека?

 

Тема 3.

1. Нормы гражданского права применяются, если:

а) необходимо назначить пенсию б) заключен договор перевозки пассажиров

в) заключается международный договор г) нарушены права человека и гражданина

 

2. Гражданско-правовым называется договор:

а) о владении имуществом б) о правах человека в) трудовой г) коллективный

 

3. Не является коммерческой организацией:

а) товарищество б) общество в) производственный кооператив г) партия

 

4. К недвижимым вещам относятся:

а) деньги б) морские суда в) акции г) автомобили

 

5. Общий срок исковой давности составляет:

а) 10 лет б) 3 года в) 20 лет г) 5 лет

 

6. В право собственности входят три правомочия, а именно _______________

7. Формы собственности бывают ___________________

8. Виды гражданско-правовых договоров (несколько примеров) ___________

9. Почему гражданское право наиболее тесно связано с экономикой?

10. Что может быть объектом правоотношений в гражданском праве?

 

Тема 4.

1. Приказ (распоряжение) работодателя о применении дисциплинарного взыскания объявляется работнику под расписку в течение … рабочих дней со дня его издания:

а) 10 б) 7 в) 3 г) 2

 

2. Продолжительность рабочего времени для работников, занятых на работах с вредными и опасными условиями труда, составляет не более … часов:

а) 10 б) 36 в) 40 г) 15

 

3. Решение КТС подлежит исполнению в течение … дней по истечении 10 дней, предоставленных на обжалование:

а) 30 б) 3 в) 10 г) 7

 

4. Трудовой договор заключается:

а) в устной форме б) по решению суда

в) всегда в письменной форме г) по усмотрению сторон

 

5. Трудовое право не регулирует трудовые отношения:

а) учителя б) писателя в) врача г) инженера

 

6. Два основных вида трудовых договоров _____________

7. Коллективные договоры заключаются на следующих уровнях ______________

8. Перечислите основные виды дисциплинарных проступков ________________

9. В чем может состоять дисциплинарная ответственность?

10. Как решаются трудовые споры?

 

Тема 5.

1. Совместной собственностью супругов является:

а) имущество, полученное по наследству

б) подарки, полученные одним из супругов

в) имущество, приобретенное в период совместной жизни супругов

г) личные вещи супругов

 

2. Родители не могут быть лишены родительских прав, если они:

а) являются хроническими алкоголиками

б) отказываются взять ребенка из роддома

в) жестоко обращаются с детьми

г) длительное время находятся в командировке

 

3. К видам наследования неотносится наследование по:

а) завещанию б) желанию в) закону г) приказу

 

4. Брак в РФ заключается в:

а) мэрии б) органах записи актов гражданского состояния

в) церкви г) жилищном управлении

 

5. Совершеннолетние дети освобождаются от уплаты алиментов родителям:

а) пьющим б) разведенным

в) лишенным родительских прав г) достигшим возраста 70 лет

 

6. В состав семейных правоотношений входят __________________

7. К имущественным отношениям в семье относятся ______________

8. Виды возможного правового режима собственности в семейных отношениях____

9. В чем состоят принципы семейного права?

10. Какие права и обязанности есть у детей?

 

Тема 6.

1. Административная ответственность для человека наступает с … лет:

а) 14 б) 16 в) 17 г) 18

 

2. Срок привлечения к административной ответственности составляет:

а) 3 дня б) 2 месяца в) 10 лет г) 2 года

 

3. Наиболее распространенным видом административной ответственности является:

а) штраф б) административный арест

в) административное задержание г) увольнение

 

4. В административном праве широко применяются нормы:

а) правоустанавливающие б) обязывающие

в) запрещающие г) диспозитивные

 

5. Административные нормы регулируют общественные отношения в сфере:

а) управления б) образования в) экономики г) науки

 

6. Работой каких министерств/ведомств руководит непосредственно Президент России: _________________

7. Назовите виды федеральных органов государственного управления в системе исполнительной ветви власти: ____________________

8. В систему административных взысканий входят: __________________

9. Кто является основными субъектами административных правоотношений?

10. Что такое «местное самоуправление»? Какие бывают органы местного самоуправления?

 

 

Тема 7.

1. К видам уголовного наказания относится:

а) лишение специального права б) предупреждение

в) обязательные работы г) выговор

 

2. По общему правилу возраст уголовной ответственности составляет … лет:

а) 20 б) 18 в) 16 г) 14

 

3. Наказание за совершенное преступление может быть назначено:

а) по решению следователя б) по решению администрации

в) только по приговору суда г) министром внутренних дел

 

4. В зависимости от характера и степени общественной опасности все преступления делятся на … категории:

а) 2 б) 3 в) 4 г) 5

 

5. Максимальный срок, установленный для преступлений средней тяжести, составляет … лет лишения свободы:

а) 30 б) до 3 в) до 2 г) до 5

 

6. Преступления по степени общественной опасности подразделяются на: ___________

7. Соучастниками преступления являются: ______________

8. К обстоятельствам, исключающим преступность деяния, относятся _____________

9. Какие существуют признаки преступлений?

10. Какие наказания предусмотрены за уголовные преступления?

 

Тема 8.

1. Сфера экологии входит в предметы компетенции:

а) РФ и ее субъектов б) Российской Федерации

в) субъектов РФ г) муниципалитетов

 

2. Совокупность правовых норм, регулирующих отношения человека и природы называется:

а) гражданским правом б) системой права

в) правовым институтом г) экологическим правом

 

3. К особо охраняемым природным территориям и объектам относятся:

а) курорты б) стадионы в) памятники г) огороды

4. Для возврата природных объектов от незаконного владельца собственник предъявляет:

а) негаторный иск б) административный иск

в) виндикационный иск г) негативный иск

 

5. К экологическим правонарушениям относится:

а) жестокое обращение с животными б) мошенничество

в) кража г) мелкое хищение

 

6. Предметом экологического права являются: ___________

7. Перечислите основные объекты экологического права: ____________

8. Институт экономического нормирования природопользования включает в себя _______

9. Какими методами осуществляется охрана окружающей среды?

10. Какие международные договоры регулируют вопросы экологии?

 

Тема 9.

1. Организационно упорядоченная совокупность содержащихся в базах данных информации и обеспечивающие ее обработку информационные технологии и технические средства, называются:

а) оперативной системой б) архивом в) реестром г) информационной системой

 

2. Частью системы обеспечения национальной безопасности страны в информационной сфере является система обеспечения:

а) экологической безопасности б) обороны страны

в) внешней политики г) информационной безопасности

 

3. Государственную тайну составляют сведения о:

а) планах и объемах государственного оборонного заказа

б) количестве зарегистрированных в РФ юридических лиц

в) золотом запасе России г) ВВП РФ

 

4. Целью защиты информации является:

а) предотвращение сокрытия информации

б) обеспечение принципа гласности

в) обеспечение принципа открытости

г) предотвращение утечки, искажения, утраты информации

 

5. Не относятся к государственной тайне сведения о:

а) военных действиях на территории страны

б) о происшествиях и катастрофах, угрожающих здоровью граждан

в) вооруженных силах РФ

г) работниках органов ФСБ РФ

 

6. Предметом информационного права являются __________

7. Правовой режим информационных ресурсов включает в себя следующие правила ________

8. По категории доступа информационные ресурсы могут быть _______________

9. Какая информация входит в перечень сведений конфиденциального характера?

10. Какие сведения составляют государственную тайну РФ?

 

Тема 10.

1. Сила в международных отношениях понимается как способность субъекта международной политики:

а) оказать отпор агрессору б) реализовать свои интересы

в) повлиять на характер международных отношений

г) подчиняться воле международного сообщества

 

2. Основными субъектами международных отношений выступают:

а) региональные международные организации

б) национальные государства

в) политические партии г) этнические сообщества

 

3. Исключительное право применять санкции против агрессора принадлежит:

а) ЮНЕСКО б) руководству НАТО

в) руководителям стран «Большой семерки» г) Совету Безопасности ООН

 

4. Организация Объединенных Наций была создана в … году:

а) 1919 б) 1928 в) 1945 г) 1961

 

5. В современном мире насчитывается … государств:

а) 120 б) около 200 в) 89 г) более 300

 

6. Приведите примеры международных договоров ______________

7. В систему международного права входят следующие отрасли ____________

8. Перечислите основные 10 принципов международного права ______________

9. Как взаимодействую между собой международное и внутреннее право?

10. Какие тенденции имеют место в современных международных отношениях и в международном праве?

 

IV. Вопросы к зачету (экзамену)

1. Государство и право. Их роль в жизни общества.

2. Понятие и сущность права. Нормы права в системе социальных норм.

3. Источники права. Закон и подзаконные акты.

4. Система права. Отрасли права.

5. Теории происхождения государства и права. Основные правовые системы современности.

6. Реализация права. Правонарушение и юридическая ответственность.

7. Правовое государство: понятие, сущность и признаки.

8. Гражданское общество: теория и практика становления в России.

9. Понятие, источники, принципы и особенности конституционного права.

10. Основы правового положения человека и гражданина. Институт гражданства в РФ.

11. Основы конституционного строя в РФ.

12. Система органов государственной власти в РФ: Президент РФ, Парламент РФ (Федеральное собрание), Правительство РФ.

13. Система судебной власти РФ.

14. Особенности федеративного устройства России.

15. Органы местного самоуправления: понятие, структура, функции.

16. Понятие и система гражданского права.

17. Гражданские правоотношения. Субъекты и объекты гражданских правоотношений.

18. Гражданская правоспособность и дееспособность физических лиц. Институты опеки, попечительства и патронажа.

19. Гражданская правоспособность и дееспособность юридических лиц. Институт представительства.

20. Сделки: понятие, типология, условия действительности. Гражданско-правовой договор.

21. Институт права собственности. Наследственное право.

22. Обязательства в гражданском праве и ответственность за их нарушение. Исковая давность.

23. Понятие предмет, метод и принципы административного права.

24. Субъекты административного права. Административные правоотношения.

25. Административные правонарушения. Административная ответственность.

26. Понятие и предмет трудового права. Принципы трудового права.

27. Трудовые правоотношения: понятие, сущность, особенности. Субъекты трудовых правоотношений.

28. Правовое решение индивидуальных и коллективных трудовых споров. Трудовой договор.

29. Система оплаты труда. Государственные гарантии оплаты труда.

30. Семейное право: понятие, предмет, принципы.

31. Субъекты семейных правоотношений. Брачный договор.

32. Права и обязанности детей и родителей. Алиментные обязательства.

33. Понятие, предмет и принципы уголовного права.

34. Преступление: понятие, признаки и классификация. Уголовная ответственность.

35. Понятие, предмет, принципы, источники информационного права. Ответственность по информационному законодательству.

36. Понятие информации и ее свойства. Открытая информация. Конфиденциальная информация. Государственная тайна.

37. Экологическое право: понятие, предмет, источники, принципы.

38. Экологические правоотношения: понятие и структура.

39. Государственное управление в сфере природопользования.

40. Международное публичное и частное право.

 

V. Источники и литература

Нормативно-правовые акты(любое издание или электронный ресурс):

Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г.

Всеобщая декларация прав человека.

ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997г.

ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» от 28 июня 2004 г.

ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 г.

ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» от 10 января 2003г. ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации от 27 июля 2004 г.

ФЗ «О гражданстве РФ» от 31 мая 2002 г.

ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002г.

ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» от 27 июля 2006г.

ФЗ «О государственной тайне» от 6 октября 1997г.

ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003г.

ФЗ «Об актах гражданского состояния» от 15.06.1997г.

ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 26.08.1996г.

ФЗ «О персональных данных» от 27.06. 2006г.

ФЗ «Об электронной подписи» от 06.04. 2011г.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001г.

Гражданский Кодекс Российской Федерации. По состоянию на 1 апреля 2010г.

Уголовный Кодекс Российской Федерации от 01.01. 1997г.

Семейный Кодекс Российской Федерации от 08.12.1995г.

Трудовой Кодекс Российской Федерации от 26.12.2001г.

Земельный Кодекс Российской Федерации от 25 декабря 2001г.

Водный Кодекс Российской Федерации от12.04.2006 г.

Лесной Кодекс Российской Федерации от 04.12.2006г.

 

Основная литература:

1. Правоведение: [Электронный ресурс]: учебник/ В.А. Алексеенко, О.Н. Булаков, Н.Н. Косаренко и др.- Москва: Кнорус, 2008.

2. Правоведение: учебник для неюридических вузов / Е.А. Абросимова, А.П. Алехин, А.К. Голиченков и др.; Под ред. Б.И. Пугинского.-2-е изд., перераб. и доп.-Москва: Юрайт-Издат, 2009.-462 с.

3. Балашов А. И. Правоведение: учебник для вузов / А.И. Балашов, Г.П. Рудаков. - 2-е изд. - СПб: Питер, 2006.-510 c.

 

Дополнительная литература:

 

1. Абдуллаев М. Правоведение. – М.: Питер, 2004.

2. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учебник для юридических вузов и факультетов. – 2 изд., изм. и доп. – М.: Норма-ИНФРА-М,2010.

3. Воронцов Г.А. Административное право: краткий курс. За три дня до экзамена. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010.

4. Воронцов Г.А. Конституционное право России: краткий курс. За три дня до экзамена. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2010.

5. Гетьман-Павлова И.В. Международное право: Учебник. — М.: Экс­мо, 2004.

6. Головистикова А.Н., Грудцына Л.Ю. Конституционное право Рос­сии: Учебное пособие. — М.: Эксмо, 2005.

7. Головистикова А.Н., Грудцына Л.Ю., Малышев В.А. Правоведение в таблицах и схемах. – М.: Эксмо, 2006.

8. Дмитриев Ю.А. Административное пра­во Российской Федерации: учебник. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.

9. Конин Н.М., Петров М.П. Административное право: краткий учебник. – М.: Норма, 2007.

10. Марченко М.Н., Дерябина Е.М. Правоведение: учебник. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.

11. Миронов В.И. Трудовое право России: Учебник. — М.: Топ-персо­нал, 2004.

12. Муратова С.А. Семейное право: Учебник для юридических вузов. — М.: Эксмо, 2004.

13. Правоведение: Курс лекций / Под ред. проф. О.А.Зайцева. — М.: Изд-во «Экзамен», 2006.

14. Правоведение: Учебник / В.А.Алексеенко [и др.]. — 4-е изд. - М.: КНОРУС, 2008.

15. Правоведение: Учебник для неюридических вузов/Под ред. О.Е.Кутафина. – М.: Юристъ, 2003.

16. Смоленский М.Б. Конституционное право РФ. — Ростов н/Д: Феникс, 2007.

17. Резепов И.Ш. Краткий курс по семейному праву: учеб. пособие. – 4-е изд. – М.: Изд-во «Окей-книга», 2011.

18. Трудовое право России: Учебник / Под ред. СП. Маврина, Е.Б. Хохлова. М.: Юристь, 2002.

19. Уголовное право. Общая часть. Особенная часть: Учебник / Под Ред. Л.Д. Гаухмана, С.В. Максимова. - М.: Эксмо, 2004.

20. Уголовное право: Особенная часть/Сост. Н.Ольшевская. – М.: АСТ: Полиграфиздат; СПб.: Сова, 2011.

21. Шумилов В.М. Правоведение: Учебник.- М.: ТК Велби, изд-во «Проспект», 2006.

22. Экологическое право: конспект лекции/ Сост. Н.Кузнецова. – М.: Акт: Полиграфиздат, СПб.: Сова, 2010.

23. Юридическая энциклопедия/Под общ. ред. Б.Н.Топорина. – М.: ИНФРА-М, 2001.

 

ПРАВОВЕДЕНИЕ: ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Учебно-методическое пособие

Для специальностей: 031300.62, 040100.62, 031600.62, 031501.62, 032700.62, 080200.62, 080400.62, 080100.62,081100.62, 220700.62, 220400.62, 150400.62, 150700.62.

 

Составитель: О.В.Смирнова, кандидат философских наук, доцент

 

Череповец, 2012

 

Рассмотрено на заседании кафедры философии, протокол № 7 от 19.03.2012.

 

Одобрено редакционной комиссией ФОГ и СЭД ЧГУ, протокол № _____ от _______

 

Составитель: Смирнова О.В., кандидат философских наук, заведующий кафедрой философии ЧГУ.

 

Рецензенты: С.С.Касаткина, кандидат философских наук, доцент кафедры философии ЧГУ; А.Н.Егоров, доктор исторических наук, заведующий кафедрой истории ЧГУ

 

 

Научный редактор: С.С.Касаткина, кандидат философских наук, доцент кафедры философии ЧГУ.

 

 

Ó Череповецкий государственный университет, 2012.

 

 

Введение

 

Правоведение – это общеобразовательная дисциплина, входящая в Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Невозможно жить в обществе и быть свободным от общества, поэтому гражданская зрелость и правовая культура – качества необходимые каждому образованному человеку, важная составляющая профессиональной компетентности специалиста любого профиля. Основой для формирования правовой культуры выступают объективные, научно обоснованные правовые знания, которые студенты должны получить в ходе изучения данной дисциплины.

Данное учебно-методическое пособие включает в себя планы семинарских занятий, задания для самоконтроля, вопросы к итоговой форме контроля, методические рекомендации, источники, основную и дополнительную литературу. Оно предназначено для студентов дневной и заочной форм обучения, всех интересующихся проблемами права.

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать: сущность, характер и взаимодействие правовых явлений, видеть их взаимосвязь в целостной системе знаний и значение для реализации права; основные отрасли российского права.

Уметь: понимать законы и другие нормативные правовые акты; обеспечивать соблюдение законодательства, принимать решения и совершать иные юридические действия в точном соответствии с законом; анализировать законодательство и практику его применения, ориентироваться в специальной литературе.

Владетьнавыками: правильного ориентирования в системе законодательства; работы с нормативными источниками; юридического мышления; правовой интерпретации социальных явлений и процессов;использования основных кодифицированных правовых актов.

 

I. Планы семинарских занятий

Тема 1. Государство и право.

1. Происхождение и понятие права. Его социальное назначение.

2. Государство: понятие, признаки, функции, формы и типы.

3. Основные правовые понятия: норма права, источники права, система отраслей и институтов права.

4. Правоотношение: понятие, структура, основания возникновения. Виды юридической ответственности.

5. Основные правовые системы современности (письменный сравнительный анализ 2-3 правовых систем).

6. Эссе «Роль права в современном обществе».

7. Письменно выполните задания 1-3.

1) Укажите, к каким формам относятся следующие государства:

Страна По форме правления По форме государственного устройства
Россия    
США    
Великобритания    
ФРГ    
Франция    

 

2) Через какие формы правления прошла Россия в ХХ веке:

Дата/период Формы правления
   
   
   
   
   

 

3) Поясните юридическую поговорку: «Без гипотезы норма бессмысленна, без диспозиции – немыслима, без санкции – бессильна».

 







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2023 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.