Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Устойчивое развитие в сфере социально-культурного сервиса и туризма.





Устойчивое развитие – это категория, которая в настоящий момент больше применяется к туризму, но, несомненно, все понятия устойчивого развития туризма могут и должны быть применимы ко всей сфере социально-культурного сервиса. С начала 90-х годов прошлого века в развитии социально-культурного сервиса и туризма наблюдаются две взаимосвязанные тенденции. С одной стороны – это потребность, а как результат появление и распространение стандартизированных услуг, а с другой стороны очень высокий спрос на услуги в секторе экологического туризма. Экологический туризм может позиционироваться как одна из разновидностей устойчивого развития в социально-культурном сервисе и туризме.

В апреле 1989 года на Межпарламентской конференции по туризму была принята Гаагская декларация, в которой впервые была провозглашена концепция устойчивого туризма, впоследствии одобренная Генеральной Ассамблеей ООН. Появление концепции устойчивого туризма было продиктовано необходимостью формирования нового подхода к обеспечению охраны экологии и взаимоотношений между туристами и принимающим населением.

В 1992 году в Рио-де -Жанейро состоялась Конференция ООН по окружающей среде и развитию, в работе которой приняли участие представители 182 стран мира. Итогом работы конференции стал программный документ «Повестка дня на XXI век» («Agenda 21»), в котором нашла дальнейшее развитие концепция устойчивого развития. Туризм как отдельная отрасль не вошел в этот документ, но было отмечено его несомненное влияние на стабилизацию экологической ситуации и сохранение культурного и природного наследия. На основе этого документа Всемирной туристской организацией (UNWTO), Всемирным советом по путешествиям и туризму (WTTC) и Советом Земли (Earth Council), в 1995 была разработана и принята «Повестка дня на XXI век для отрасли путешествий и туризма» (Agenda 21 for the Travel and Tourism Industry). В этом документе содержится первое легальное международное определение устойчивого развития туризма:«Устойчивое развитие туризма удовлетворяет нынешние потребности туристов и принимающих регионов, охраняя и приумножая возможности на будущее. Управление всеми ресурсами должно осуществляться таким образом, чтобы, удовлетворяя экономические, социальные и эстетические потребности, сохранить культурную целостность, важные экологические процессы, биологическое разнообразие и системы жизнеобеспечения. Продукция устойчивого туризма — это продукция, которая существует в согласии с местной средой, обществом, культурой таким образом, что это приносит пользу, а не ущерб туристскому развитию».



Следовательно, те виды туристской деятельности, которые имеют наиболее высокий суммарный положительный эффект с точки зрения экологии, экономики и социального развития, являются наиболее устойчивыми. Но данное определение может быть расширено и использовано для устойчивого развития всей сферы социально-культурного сервиса и туризма. Таким образом, на наш взгляд определение устойчивого развития социально-культурного сервиса и туризма может быть следующим: устойчивое развитие сферы социально-культурного сервиса и туризма должно удовлетворять нынешние потребности всех заказчиков социально-культурных и туристских услуг как в стране проживания, так и в стране временного пребывания, охраняя и приумножая возможности на будущее. Управление всеми ресурсами, используемыми при предоставлении социально-культурных и туристских услуг, должно осуществляться таким образом, чтобы при удовлетворении, с одной стороны экономических, социальных и культурных потребностей, сохранить, с другой стороны, культурную целостность, важные экологические процессы, биологическое разнообразие и системы жизнеобеспечения. Продукция устойчивого социально-культурного сервиса и туризма – это услуги, которые предоставляются с учетом особенностей и потребностей местной среды, культуры и общества на основе принципа полезности для социально-культурного и туристского развития.

Для органов государственного управления в «Повестке дня на XXI век для отрасли путешествий и туризма» выделяется девять приоритетных направлений деятельности, которые в свою очередь могут быть рекомендованы и для сферы социально-культурного сервиса:

1. оценка существующей нормативной, экономической и добровольной структуры с точки зрения устойчивого развития туризма;

2. оценка экономической, социальной, культурной и экологической деятельности организации;

3. обучение, образование и просвещение общественности;

4. планирование устойчивого развития туризма;

5. содействие обмену информацией, навыками и технологиями, связанными с устойчивым развитием туризма, между развитыми и развивающимися странами;

6. обеспечение участия всех общественных секторов;

7. разработка новой туристской продукции, основанной на принципе устойчивости;

8. оценка прогресса на пути к устойчивому развитию туризма;

9.сотрудничество в целях устойчивого развития.

Главными принципами устойчивого развития туризма являются:

  • Ответственный маркетинг туризма. Этот принцип означает, что регулирование потоков посетителей во времени и в пространстве сможет снизить воздействие от негативных эффектов туристской деятельности и даже наоборот, привести к положительному результату для окружающей среды и экономики страны
  • Устойчивое использование ресурсов – использование материалов, которые подлежат утилизации или вторичной обработке, использование энергосберегающих систем освещения и т.д.
  • Планирование туризма на основе консультаций с местным населением. Этот принцип призван обеспечить процветание национальных ремесел, сохранение культурных традиций, повышение жизненного уровня местного населения
  • Поддержание биоразнообразия. Суть этого принципа состоит в планировании объектов туристкой инфраструктуры таким образом, чтобы обеспечить наиболее благоприятное использование природного наследия.

Сравнительный анализ массового (неустойчивого) и устойчивого туризма

1. Алгоритм поведения туристов:

Массовый туризм Устойчивый туризм
Посетитель - гость, которого все должны обслуживать. Навязывание элементов своей культуры, использование алгоритма поведения, традиционного для страны постоянного проживания Посетитель и местное население -равноправные партнеры, озабоченные сохранением местной культуры и экологии. Посетители уважают местные традиции и придерживаются их

2. Отношение к природе

Массовый туризм Устойчивый туризм
Использование природных ресурсов с целью получения прибыли. Оценка природных ресурсов с точки зрения полезности для человека Природные ресурсы ценны сами по себе, а не с точки зрения их потребления

3. Взаимоотношения между посетителями и местным населением

Массовый туризм Устойчивый туризм
Формальные отношения В основе отношений лежит культурный обмен. Отношения выстраиваются на дружелюбной, неформальной основе

Проводя анализ ныне существующих направлений в отрасли туризма и социально-культурного сервиса можно сделать вывод, что большинство направлений по своей сути не соответствует требованиям и критериям устойчивого развития. Назрела необходимость перехода на новые принципы функционирования системы социально-культурного сервиса и туризма. На примере схемы направлений перехода к устойчивому туризму, предложенной ЮНЕП (Программа ООН по окружающей среде – United Nations Environment Programme), можно предложить более широкую схему, включающую в себя также и социально-культурный сервис.

Схема 1. Направления перехода к устойчивому туризму

Схема 2 Направления перехода к устойчивому социально-культурному сервису и туризму


культурно-развлекательные центры, тематические парки, музейные комплексы

 
 

 


Как можно понять из приведенных выше схем такие виды туризма как сельский и культурный могут преобразовываться могут преобразовываться в устойчивый туризм двумя способами: прямым – т.е. при использовании принципов устойчивого туризма прямо превращаться в виды устойчивого туризма и косвенным – т.е. через трансформацию в экологический туризм и далее. Что касается социально-культурного сервиса, то конечно на схеме не могут быть представлены все возможные его разновидности. Тем не менее мы можем выделить общие факторы, использование которых превратит социально-культурный сервис из массового в устойчивый - это формирование экологически благоприятной инфраструктуры, пользование ресурсами с учетом необходимости их восполнения и учет интересов местного населения. Необходимость устойчивого развития сферы социально-культурного сервиса и туризма с каждым годом становиться все заметнее. Так, например, использование воздушного и автомобильного транспорта при предоставлении услуг о перевозкам наносит непоправимый вред атмосфере из за выброса углекислого газа и разрушения озонового слоя. Активно развивающийся вид туризма - космический (например: в США Конгресс уже одобрил законопроект, легализующий космический туризм) также наносит непоправимы вред озоновому слою земли. Кроме того для сохранения экологического равновесия и в соответствии с концепцией устойчивого туризма необходимо не использовать или заменить некоторые типы ходильно-морозильных камер и кондиционеров. ЮНЕП реализует программу по эффективности использования энергии, применении её альтернативных источников, сокращении вредных выбросов в окружающую среду.

Кроме отрицательного воздействия на экологию, предоставление социально-культурных и туристских услуг может влиять на отношения с коренным населением. Так религиозные ритуалы, традиционные этнические обряды и фестивали могут видоизменятся, чтобы соответствовать ожиданиям туристов и зарубежных потребителей социально-культурных услуг. Поэтому в рамках устойчивого туризма сами посетители должны подстраивать себя и быть готовыми к восприятию местной кухни, культуры (обрядов, традиций) и образа жизни таким, какой он существует на протяжении многих лет. Совершенно необходимым условием приезда в страну становится особая подготовка туриста или лица, прибывающего с другими целями к пребыванию в стране, пониманию различий между культурами, объяснение элементарных стереотипов поведения, которых придерживается местное население. В своей статье И. Петрасов говорит об индексе уровня раздражения, в основе которого лежит предположение, что раздражение, возникающее при контакте между посетителем и местным жителем, неизбежно и его следует контролировать. Этот индекс охватывает четыре уровня реакции аборигенов .

  • 1. Эйфория - начальная стадия, хорошие отношения местных жителей и посетителей.
  • 2. Апатия - полная формализация контактов, туристы рассматриваются как источник денег.
  • 3. Раздражение - местное население начинает выражать сомнение в пользе посещений их страны.
  • 4. Неприязнь - все социальные и личные проблемы объясняются посещениями страны иностранцами.

Но для налаживания культурного обмена, который является одной из целей устойчивого туризма, усилий одной стороны конечно мало. Посетители, находящиеся в стране, обязаны уважительно относится к существующим там моральным и культурным ценностям, и соблюдать правила поведения, принятые в стране, но с другой стороны, навстречу должны идти и местные власти, которые в целях привлечения посетителей могут и должны снимать или смягчать некоторые ограничения.

С точки зрения экономической составляющей социально-культурного сервиса и туризма тоже можно говорить о негативных воздействиях. Это воздействие заключается, с одной стороны, в необходимости привлечения большого количества малоквалифицированных работников для обслуживания потребителя (официантов, садовников, работников прачечных и т.п.), но, с другой стороны, эти малоквалифицированные работники за счет иностранных посетителей очень часто получают гораздо больше, чем квалифицированные сотрудники, занятые в других отраслях. ого обеспечения - ближайшие цели развития устойчивого туризма.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.