|
Документирование системы менеджмента качества - обязательное условие эффективного функционирования системыСогласно положениям и требованиям отечественных и мировых стандартов ISO, документирования системы менеджмента качества должно осуществляться очень тщательно и подробно. Это необходимо делать для того, чтобы система менеджмента качества оставалась «видимой» и понятной не только для тех, кто е проектировал и разрабатывал, но и для проверяющих организаций. Ведь доказать, что система менеджмента качества в полной мере соответствует требованиям стандартов можно только в том случае, когда она представлена проверяющим в документированном виде. В случае, если документирование системы будет выполнено не на должном уровне или вовсе отсутствовать, можно будет сказать, что системы менеджмента качества на предприятии не существует, как об это говорится в распространенной поговорке: «Нет документирования – нет системы». Документирование системы менеджмента качества необходимо осуществлять для решения следующих необходимых вопросов: 1. Для достижения необходимого качества производимой продукции; 2. Для проведения оценки существующей системы менеджмента качества; 3. Для повышения качества продукции; 4. Для поддержания повышения качества на должном уровне. Документирование системы менеджмента качества подразумевает выполнение таких задач, как обоснование и разработка соответствующих документов, описывающих систему качества. При этом основная задача, стоящая перед документированием системы качества состоит в том, чтобы создать нормативную и организационно-методическую основу для разработки, внедрения и нормального функционирования в организации и внедрения системы менеджмента качества, которая бы в полной мере соответствовала бы положениям, требованиям и рекомендациям международных и отечественных стандартов ISO 9000.При этом следует сказать, что документом в системе менеджмента качества является любой информационный носитель в системе, в котором содержатся необходимые реквизиты и данные, с помощью которых можно идентифицировать представленную информацию. Документирование системы должно осуществляться в соответствии с основными требованиями к документации, несоблюдение которых может привести к тому, что качество документирования сделается неполноценным, что, в свою очередь, приведет к снижению ее эффективности. Следует заметить, что определение состава и структуры документации системы менеджмента качества является наиболее принципиальным вопросом общего документирования. Кроме того, документирование осуществляется в несколько этапов. Вначале разрабатывается общая схема документирования системы менеджмента качества, которая предшествует разработке самих документов. Данная схема не только позволяет составить представление о разнообразных документах и об их взаимосвязях, на основе которых и определяется построение всех документов, но и во много определяет последовательность формирования документирования. Следует заметить, что формирование документации осуществляется по принципу – «от общего к частному», то есть в соответствии с логикой, свойственной системным подходам. На первом этапе, когда осуществляется документирование системы менеджмента качества, в полном соответствии с требованиями стандартов ISO 9004-1 осуществляется разработка необходимых документов, которые в полной мере регламентируют построение общей системы качества на предприятии. В большинстве случаев такая документация рассматривается в качестве базовой. В состав базовой рекомендации входит Общее положение по качеству, а также общеметодические и общеорганизационные документы, в которых отражены отдельные вопросы системы менеджмента качества. Чаще всего структуру документации в компании для наглядности представляют в виде "Пирамиды документов", которая состоит из 3-х уровней. Каждый уровень – это отдельный тип документов. Рисунок 1 - Пирамида документации СМК Для себя надо все документы разделить на 2 категории: 1. Документы которые говорят "КАК" надо делать. 2. Документы в которых фиксируется результат выполненной работы. Документы первой категории – это документы, регламентирующие правила и способы осуществления деятельности. Это могут быть: стандарты предприятия, методики выполнения работ, схемы, техпроцессы, рабочие инструкции и т.д. Документы второй категории– это документы (записи, протоколы), в которых запечатлеваются следы функционирования организации. В частности, в хорошо налаженной "кровеносной" системе документооборота организации должны циркулировать документы, фиксирующие: · факты следования установленным правилам и способам, выполнения или невыполнения требований; · намерения, планы, принятые решения, а также результаты их осуществления; · цепочки действий от возникновения вопросов об улучшениях или недостатках через принятие решений и их выполнение до полного закрытия этих вопросов.
21. Основные понятия в области управления окружающей средой: окружающая среда, экологическая политика, экологическая эффективность, экологический показатель, предотвращение загрязнения. Окружающая среда (environment) — внешняя среда, в которой функционирует организация, включая воздух, воду, землю, природные ресурсы, флору, фауну, человека и их взаимодействие. Примечание — В данном контексте под понятием «внешняя среда» подразумеваются понятия от «среда в пределах организации» до «глобальная система». Экологическая политика (environmental policy) — заявление организации о своих намерениях и принципах, связанных с ее общей экологической эффективностью, которое служит основанием для действия и установления целевых и плановых экологических показателей. Экологическая эффективность (характеристики экологичности) (environmental perfonnance) — измеряемые результаты системы управления окружающей средой, связанные с контролированием организацией ее экологических аспектов, основанных на ее экологической политике, а также на целевых и плановых экологических показателях. Целевой экологический показатель (environmental objective)— общий целевой показатель состояния окружающей среды, вытекающий из экологической политики, которого организация стремится достичь и который выражается количественно, если это реально. Плановый экологический показатель (environmental target) — детализированное требование в отношении эффективности, выраженное количественно там, где это реально, предъявляемое организации или ее частям, которое вытекает из целевых экологических показателей и которое должно быть установлено и выполнено для того, чтобы достичь целевых показателей. Предотвращение загрязнения (prevention of pollution) — использование процессов, практических методов, материалов или продукции, которые позволяют избегать загрязнения, уменьшать его или бороться с ним и могут включать рециклинг, очистку, изменения процесса, механизмы управления, эффективное использование ресурсов и замену материала.
22. Модель системы управления окружающей средой в соответствия со стандартами ИСO серии 14000. Типовое положение этой системы заключается в том, чтобы в каждой организации должны быть: 1. введены определенные экологические процедуры; 2. осуществлены меры по строгому их соблюдению; 3. подготовлены пакеты документов; 4. назначены ответственные за определенные области экологической деятельности.
Система управления окружающей средой (далее — СУОС) является частью системы административного управления организации и используется для разработки и осуществления ее экологической политики и управления ее экологическими аспектами. СУОС должна обеспечивать:
Общие требования к СУОС установлены в п. 4.1 СТБ ИСО 14001-2005 «Системы управления окружающей средой. Требования и руководство по применению» (далее — СТБ ИСО 14001), согласно которому организация должна:
СУОС вытекает из модели управления «планирование — осуществление — проверка — действие» (Plan-Do-Check-Act, PDCA1). Лучше всего рассматривать СУОС как организационную структуру, которая должна постоянно проверяться и периодически анализироваться для обеспечения эффективного руководства управлением окружающей средой в организации в зависимости от изменяющихся внутренних и внешних факторов. На всех уровнях организации должна быть распределена ответственность за работу по достижению экологических улучшений. 24. Принципы всеобщего управления качеством (ТQМ). TOTAL QUALITY MANAGEMENT (TQM) – ВСЕОБЩИЙ МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА – концепция, предусматривающая всестороннее целенаправленное и хорошо скоординированное применение систем и методов управления качеством во всех сферах деятельности от исследований и разработок до послепродажного обслуживания при участии
TQM ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ: · контроль в процессе разработки новой продукции; · оценку качества опытного образца, планирование качества продукции и производственного процесса, контроль, оценку и планирование качества поставляемого материала; · входной контроль материалов; · контроль готовой продукции; · оценку качества продукции; · оценку качества производственного процесса; · контроль качества продукции и производственного процесса; · анализ специальных процессов (специальные исследования в области качества); · использование информации о качестве продукции; · контроль аппаратуры, дающей информацию о качестве продукции; · обучение методам обеспечения качества, повышение квалификации персонала; · гарантийное обслуживание; · координацию работ в области качества; · совместную работу по качеству с поставщиками; · использование цикла PDCA ("plan – do - check – action"); · работу кружков качества; · управление человеческим фактором путем создания атмосферы удовлетворенности. заинтересованного участия, благополучия и процветания на фирме, фирмах – поставщиках, в сбытовых и обслуживающих организациях, у акционеров и потребителей; · работу в области качества по методу межфункционального управления ("cross – function – management"); · участие в национальных кампаниях по качеству; · выработку политики в области качества (согласование политики в области качества с общей стратегией экономической деятельности, привнесение целей качества во все аспекты административной, хозяйственной и экономической деятельности, принятие мер, обеспечивающих понимание на фирме политики в области качества); · участие служащих в финансовой деятельности (в прибыли, акционерном капитале), воспитание сознательного отношения к качеству, чувства партнерства, совершенствование социальной атмосферы и информированность служащих; · проведение мер по формированию культуры качества; · подготовку управленческих кадров для руководства деятельностью в области качества; · возложение ответственности за деятельность в области качества на высшее руководство.
Составные части системы TQM: 1. КОРЕННАЯ, КЛЮЧЕВАЯ СИСТЕМА – это те методы и средства, которые применяются для анализа и исследования. Они основаны на общепризнанном математическом аппарате, статистических методах контроля и поэтому используются на всех фирмах. Они могут импортироваться в любую страну. 2. СИСТЕМА ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ – это приемы и программы, позволяющие обучить персонал владению этими средствами и правильному их применению. Эта система отражает специфику страны и каждого предприятия, связана с национальной культурой и традициями страны. Ее надо создавать самим, перенос опыта или перевод документов на свой язык ничего не даст. 3. СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО РАЗВИТИЯ САМИХ ПРИНЦИПОВ И СОДЕРЖАНИЯ TQM. Она еще более специфична, на ней сильнее отражаются национальные особенности, экономические порядки внутри страны, действующее законодательство.
Цель TQM – достижение более высокого качества продукции и услуг
ЭФФЕКТИВНОСТЬ TQM зависит от условий: 1) Высшее должностное лицо на предприятии энергично выступает за повышение качества; 2) Инвестиции вкладываются не в оборудование, а в людей; 3) Организационные структуры преобразуются или создаются специально под всеобщий менеджмент качества
![]() ![]() Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... ![]() Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... ![]() ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... ![]() Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|