Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 7. Место и роль России в мировой культуре





Евразийство –идейно-политическое и историко-культурное течение русской эмиграции 1920-х-1930-х гг., отстаивающее идею самобытности России, концепцию русской культуры как неевропейского феномена, отводящее России, как особому этнографическому миру, «серединное» место между Европой и Азией. Н.С.Трубецкой,Г.Ф.Флоровский, П.Н.Савицкий, Л.П. Карсавин считали, что Россия принадлежит и Западу и Востоку, но не относится ни к тому, ни к другому, критиковали Восток за деспотизм и Запад за индивидуализм. Во всем противопоставляли Россию Западу. Причину революции в России видели в ее «европеизации».

Западничество –направление русской общественной мысли и политической идеологии, ориентированное на европейские ценности и отрицающее идею самобытности, своеобразия и уникальности исторических судеб России. П.Я. Чаадаев, Т. Н. Грановский, К.Д. Кавелин, В.Г. Белинский, Герцен и др. критиковали отсталость в политике, пассивность народа, отсутствие индустрии. Формирование взглядов происходило на основе идей Просвещения. Не признавали за православием никаких особых достоинств.

Культурную и политическую катастрофу после революции 1917г. объясняли высшим судом над петербургским периодом истории России и над основными тенденциями новоевропейской культуры. Выступали против европоцентризма, полагали, что миссия России – вобрать в себя культурные достижения малых народов, проживающих на ее территории, лучшее в азиатской культуре и возглавить союз угнетенных народов в борьбе за свободу и независимость от культуры Запада.

Исторические особенности русской культурыопределяются:

· особым географическим положением,

· христианско-православным началом в культуре (консерватизм по отношению к новому, противопоставление Западу),

· особой ролью государственности,

· византийско-имперскими амбициями (стремление к завоеванию новых территорий),

· мессианским сознанием (представление об особом великом предназначении в мировой истории),

· культурной изоляцией и последующей интеграцией с европейской культурой,

· открытостью, готовностью к диалогу с петровских времен;

· разрывом между этнической (народная, деревенская, религиозная) и национальной культурой (городская, светская, «просвещенная»),

· культурной эволюцией в советский период: революция, партийно-государственный контроль, самиздат, андерграунд, железный занавес;

· крахом советской культуры.

“Оттепель” хрущевского периода –термин введен писателемИ. Эренбургом.

Раскол – разделение православных верующих в России 17 века: на сторонников патриарха Никона, принявших его реформы; и на сторонников протопопа Аввакума, отделившихся от церкви (раскольников; старообрядцев).

Славянофильство – направление русской общественной и философской мысли 1840-1850 гг., выступившее с обоснованием самобытного пути исторического развития России, принципиально отличного от западноевропейского пути. Впервые идеи появились в теории «Москва – третий Рим»С точки зрения славянофилов, русскому культурно-историческому типу присущи соборное начало и самодержавная власть, патриархальность, консерватизм. Самобытность в отсутствии борьбы социальных групп, в крестьянской общине, в православии как единственно истинном христианстве. По мнению славянофилов И.С. и К.С. Аксаковых, И.В.и П.В. Киреевских, А.С.Хомякова «святая Русь» противостоит «гнилому Западу».

«Серебряного века» философия – представлена двумя течениями:

· философия русского космизма – течение философской и научной мысли ставящее в центр своих исследований проблему единства космических процессов и основных направлений развития человека. Основные представители Н.Ф.Федоров, К.Э.Циолковский, В.И.Вернадский, А.Л.Чижевский, Л.Н.Гумилев.

· русская религиозная философия религиозно-философское направление, в основе которого лежит переосмысление православия, развиваются идеи Богочеловечества – принцип свободной связи Бога и человека, всеединства – учение о единении людей через христианство. Исторический процесс Вл. Соловьев интерпретируеткак одухотворение человека в процессе связи с Богом, выступает против западного индивидуализма, с идеей христианского единения. Н.А. Бердяев в работе«Философия творчества, культуры, искусства» разрабатывает систему, в центре которой находится идея изначальной свободы, связанная с проблемами зла, творчества. Основные идеи Н.А. Бердяева:

Ø понимание истории как испытание свободой,

Ø противопоставление культуры (символична, религиозна, двигается сверху вниз – аристократический путь) и цивилизации (жизненна, атеистична, движется снизу вверх – демократический путь, вырастает из культуры и уничтожает ее, количественна, демократична, эгалитарна),

Ø критика западной культуры, лишенной духовности, выход видел в религиозном преображении жизни,

Ø критика идей марксизма,

Ø массы – могильщики свободы и культуры,

Ø русская культура соединяет два мира и противоречива.

Н. К. Рерих –художник, ученый, исследователь индийской и тибетской культуры. Подчеркивал необходимость формирования и укрепления межкультурных контактов народов мира. Культура, по его мнению, должна передаваться от сердца к сердцу через чувствование. Она источник благородства духа, человеческого достоинства, взаимного доверия и сотрудничества.

В В. Розанов –русский писатель, публицист, философ, автор работ «Религия и культура», посвященной проблемам русской культуры, христианства и церкви и «Апокалипсис нашего времени» в которой размышляет о гибели русской культуры, язычестве, семье и др..,

Соборность – добровольное соединение индивидов на основе любви к богу и друг к другу, особый тип общности, в которой каждый связан с другими и обладает высшей степенью свободы, Бердяев определял как «добровольное соединение индивидов на основе любви к богу и друг к другу».

Традиционные установки русской культуры –ориентация на прошлое, бескорыстие, духовность, непрактичность, коллективизм, экстремизм, гиперболизм, фетишизация власти, патриотизм, труд рассматривается как обязанность перед обществом и государством: коллективизм – обеспечивает способность легко уживаться с другими этносами.

Характерные черты русской культуры:

  • коллективная ментальность,
  • подчинение общества государству,
  • доверие к власти,
  • соборность, общинность,
  • пассивность, терпеливость,
  • архетипическая ценность воля,
  • ориентация на сильную, свободную личность,
  • слабость рационального начала,
  • утопизм,
  • религиозное мессианство,
  • жажда религиозной истины, правдоисктельство,
  • отрицание накопительства.

 

 

Тема 8. Человек в природном и культурном пространстве

Культура и природа

Вторая природа –созданные человеком материальные условия его существования, окультуренная природа.

Биологические аспекты человеческого существования –вода, солнечное излучение, атмосфера.

Искусственное вмешательство в природу человека –эвтаназия, аборты, генная инженерия.

Диалог с природой –форма отношения культуры к природе с позиций научного познания и технического преобразования как к объекту и с художественной позиции как к объекту, воспринимаемому как субъект (в сказке приписывается растению, зверю, вещи способность к диалогу).

Культура природопользования –распашка земель на территории Китая, план изменения русла сибирских рек в СССР, загрязнение водоемов в Европе.

Культурное преобразование природы –преобразование природных форм в искусственные объекты исторически последовательно на двух уровнях: 1. внешней по отношению к человеку природной данности (камень – рубило, лес – парк, деревья – дом); 2) собственно человеческих структур – телесной и психической (звуки – речь, крик – пение, эмоции – духовное чувство). Производственная деятельность первого уровня изменила анатомию кисти, строение позвоночника, мышечную систему, функциональную ассиметрию головного мозга и структуру психики.

Ноосфера –сфера взаимодействия природы и общества, в пределах которой разумная человеческая деятельность становится главным определяющим фактором развития. В научный обиход термин введен Т. де Шарденом и Э. Леруа. В учение о ноосфере большой вклад внес В.И.Вернадский.

Педагогический аспект взаимоотношения культуры и натуры – образование – процесс передачи знаний и воспитание – процесс приобщения к ценностям.

Природа – весь мир во всем многообразии форм, философская мысль провела жесткое разграничение между природой и культурой в 18 в., культурное преобразование природы на двух уровнях – внешней по отношению к человеку природной данности и телесной и психической структуры человека.

Теоретические исследования природы человека и его сущности проводятся в рамках философской антропологии. Отчуждение человека от природы привело к возникновению технизированного мира.

Сциентизм (от лат. scientia – наука) – философско-мировоззренческая позиция, согласно которой научное знание (естественно-математическое и техническое) является абсолютной ценностью, а наука в целом истолковывается как главная сила общественного развития. Сторонники сциентизма преувеличивают значение научного знания в решении социальных проблем, недооценивают возможности социальных (гуманитарных) наук, не видят негативных последствий научно-технического прогресса.

«Три царства жизни» в истории культуры –при рассмотрении категории жизни – растительное, животное, человеческое.

Этология –наука о поведении животных в естественной среде. К.Лоренц считает, что отсутствует «четкая грань между природой и культурой, социальным поведением животных и социальным поведением людей».

Экологическая культура– культура, признающая существование единой системы «человек – природа», внедрение в обществе путей сохранения и восстановления биологического равновесия, проведение анализа географического размещения научно-исследовательских центров, кадров, средств информации, бережного отношения ко всему живому.

Экология культуры –область культурологического знания, охватывающая все области жизнедеятельности человека: взаимоотношение с природой, жизнь общества, индивидуальная жизнь человека. Термин введен академиком Д.С.Лихачевым.

Экологические ценности –система ценностей, в основе которой лежат цели мирного сосуществования человека с природой и друг другом. Различные модели этих систем ставят проблемы устранения господства человека над человеком, следование императивам природы, ограничение материального потребления, самоуправления и самоорганизации.







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2023 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.