Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Государственное образовательное учреждение высшего





Государственное образовательное учреждение высшего

Профессионального образования «Рязанский государственный

Университет имени академика И.П. Павлова Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»

 

С.Е. Бобырев

 

МОБИЛИЗАЦИОННАЯ

ПОДГОТОВКА В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

 

Учебно-методическое пособие

 

для подготовки сту­дентов лечебного, медико-профилактического, фармацевтического и стоматологического факультетов к семинарским занятиям по дисциплине «Мобилизационная подготовка здравоохранения»

Рязань 2008

ББК 5

УДК 61:355

Б 728

 

 

Рецензенты: В.Н. Дармограй – доктор фармацевтических наук, профессор, заведующий кафедрой фармакогнозии с курсом ботаники

Д.А. Кузнецов – кандидат фармацевтических наук, доцент, заведующий кафедрой управления и экономики фармации с курсом фармации ФПДО

 

Б728 Бобырев С.Е.

Мобилизационная подготовка в сфере здравоохранения: Учебно-методическое пособие / Авт. С.Е. Бобырев; - Рязань: РИО ГОУ ВПО «РязГМУ Росздрава», 2008. - 329 с.

 

 

Настоящее учебно-методическое пособие предназначено для подготовки сту­дентов лечебного, медико-профилактического, фармацевтического и стоматологического факультетов, обучающихся по программе «Экстремальная и военная медицина», к семинарским занятиям. Также оно может быть использовано врачами всех специальностей и провизорами факультета дополнительного профессионального образования в качестве дополнительной литературы при изучении вопросов мобилизационной подготовки в сфере здравоохранения.

 

 

ББК 5

УДК 61:355

©Составитель, 2008

©ГОУ ВПО РГМУ, 2008

СОДЕРЖАНИЕ

 

  Стр.
Предисловие
«Тыловой госпиталь» Константин Симонов
Семинар 1. Национальная безопасность: роль и место России в мировом сообществе……………………………………..  
Литература……………………………………………………………….
  Вступление……………………………………………………………….
  Геополитическое положение Российской Федерации………………...
  Концепция национальной безопасности Российской Федерации.......
  Угрозы национальной безопасности Российской Федерации в различных сферах…………………………………………………………..  
  Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации…
  Военная доктрина РФ, основные угрозы военной безопасности РФ, обеспечение военной безопасности……………………………………  
Семинар 2. Характер современных войн и вооруженных конфликтов……………………………………………………  
  Литература……………………………………………………………….
  Вступление……………………………………………………………….
  Влияние уровня угроз и факторов неопределенности на развитие военно-политической и военно-стратегической обстановки в мире…  
  Основные черты вооруженных конфликтов конца ХХ – начала ХХI века. ………………………………………………………………………  
  Виды вооруженных конфликтов и их основные характеристики. Определение локальной и региональной войны………………………  
  Военная организация государства……………………………………...
Семинар 3. Современные средства вооруженной борьбы………...
Литература……………………………………………………………….
  Обычное оружие………………………………………………………...
  Ядерное оружие………………………………………………………….
  Химическое оружие……………………………………………………..
  Биологическое оружие……………………………………………….
  Нелетальное оружие……………………………………………………..
  Нормативные правовые акты, регламентирующие изготовление, распространение и оборот оружия на территории Российской Федерации………………………………………………………………………...    
Семинар 4. Нормативно-правовые основы мобилизационной подготовки здравоохранения…………………………...  
  Литература……………………………………………………………….
  Вступление……………………………………………………………….
  Становление и развитие мобилизационной подготовки здравоохранения в России…………………………………………………………...  
  Законы Российской Федерации, регламентирующие вопросы мобилиза­ционной подготовки и мобилизации……………………………...  
  Указы Президента Российской Федерации, регламентирующие вопросы мобилизационной подготовки………………………………….  
  Постановления Правительства Российской Федерации по вопросам мо­билизационной подготовки и мобилизации………………………..  
  Ведомственные документы по вопросам мобилизационной подготовки и мобилизации здравоохранения Российской Федерации…….  
Семинар 5. Специальные формирования здравоохранения (СФЗ), их место и роль в современной системе лечебно-эвакуационного обеспечения войск……………    
Литература
  Определение, классификация и предназначение специальных формирований здравоохранения……………………………………………  
  История создания тыловых госпиталей ……………………………….
  История создания обсервационных пунктов …………………………
  Задачи и организационная структура обсервационных пунктов здраво­охранения Российской Федерации……………………………..  
  Органы управления специальными формированиями здравоохранения……………………………………………………………………..  
Семинар 6. Роль и место тыловых госпиталей в современной системе лечебно-эвакуационного обеспечения войск.  
Литература………………………………………………………………
  Структура коечного фонда ТГМЗ……………………………………...
  Роль и место тыловых госпиталей в современной системе лечебно-эвакуационных мероприятий…………………………………………...  
  Развитие ТГМЗ…………………………………………………………..
  Основные задачи ТГМЗ…………………………………………………
  Комплектование тыловых госпиталей личным составом…………….
  Материальное, техническое и финансовое обеспечение тыловых госпиталей……………………………………………………………….  
  Основные принципы формирования и организации работы тыловых госпита­лей здравоохранения в период мобилизации…………………  
  Расформирование тыловых госпиталей………………………………..
Семинар 7. Государственный материальный резерв медицинского и санитарно-хозяйственного имущества………  
  Литература……………………………………………………………….
  Вступление……………………………………………………………….
  История формирования государственного резерва……………………
  Предназначение государственного резерва. Законодательное и нормативно-правовое регулирование работы с государ­ственным и мобилизационными резервами………………………………………...    
  Операции с материальными ценностями мобилизационного резерва…
  Учет и отчетность………………………………………………………...
  Финансирование материальных ценностей мобилизационного резерва……………………………………………………………………...  
Семинар 8. Ведение воинского учета и организация бронирования граждан в организациях здравоохранения………  
Литература………………………………………………………………
  Основные термины, понятия и определения…………………………..
  Законодательное и нормативно-правовое регулирование вопросов воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе и работающих в органи­зациях здравоохранения……………………….    
  Цели и задачи воинского учета………………………………………...
  Категории граждан подлежащих и неподлежащих воинскому учету
  Обязанности должностных лиц организаций ответственных за военно-учетную работу……………………………………………………  
  Обязанности граждан по воинскому учету……………………………
  Определение, задачи, перечень работ и документации по бронированию граждан, пребывающих в запасе и работающих в организациях здравоохранения…………………………………………………..    
       

Предисловие

 

Типовой программой по дисциплине «Экстремальная и военная медицина» (Организация медицинского обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера и в военное время) - 2007 года для обучения студентов медицинских Вузов введена дисциплина «Мобилизационная подготовка здравоохранения». Она является обязательной для изучения студентами на всех факультетах медицинского профиля.

Создание предлагаемого пособия вызвано отсутствием доступной литературы по тематике дисциплины. Автор не претендует на оригинальность материала, и не преследует коммерческих интересов. Для подготовки пособия использован материал учебного пособия «Мобилизационная подготовка здравоохранения» под редакцией д.м.н. Погодина Ю.И. Учебно-методическое пособие разрабо­тано на основе требований наставлений, указаний, инструкций, памяток и другой учебно-методической литературы применительно к организации мобилизационной подготовки в учреждениях здравоохранения. Включает планы и материал по подготовке восьми семинарских занятий, что в полном объеме соответствует программным требованиям. Предлагаемый формат учебно-методического пособия удобен для самостоятельной подготовки студентов к семинарским занятиям, подготовки реферативных сообщений и докладов, а также, является методическим пособием для преподавателей.

 

Тыловой госпиталь


Все лето кровь не сохла на руках.
С утра рубили, резали, сшивали.
Не сняв сапог, на куцых тюфяках
Дремали два часа, и то едва ли.

И вдруг пустая тишина палат,
Который день на фронте нет ни стычки.
Все не решались снять с себя халат
И руки спиртом мыли по привычке.

Потом решились, прицепили вдруг
Все лето нам мешавшие наганы.
Ходили в степи слушать, как вокруг
Свистели в желтых травах тарбаганы.

Весь в пене, мотоцикл приткнув к дверям,
Штабной связист привез распоряженье
Отбыть на фронт, в поездку, лекарям -
Пускай посмотрят на поля сраженья.

Вот и они, те дальние холмы,
Где день и ночь дырявили и рвали
Все, что потом с таким терпеньем мы
Обратно, как портные, зашивали.

Как смел он, этот ржавый миномет,
С хромою сошкою, чтоб опираться,
Нам стоить стольких рваных ран в живот,
И стольких жертв, и стольких операций?

Как гальку на прибрежной полосе,
К ногам осколки стали прибивает.
Как много их! Как страшно, если б все...
Но этого, по счастью, не бывает.

Вот здесь в окоп тяжелый залетел,
Осколки с треском разошлись кругами,
Мы только вынимали их из тел,
Мы первый раз их видим под ногами.

Шофер нас вез обратно с ветерком,
И все-таки, вся в ранах и увечьях,
Степь пахла миром, диким чесноком,
Ночным теплом далеких стад овечьих.

(Константин Симонов)

 

 

Семинар 1. Национальная безопасность: роль и место России в мировом сообществе

План семинара

№ п/п Учебные вопросы Время (мин.)
  Вступление
Геополитическое положение Российской Федерации
Концепция национальной безопасности Российской Федерации
Угрозы национальной безопасности Российской Федерации в различных сферах
Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации
Военная доктрина РФ, основные угрозы военной безопасности РФ, обеспечение военной безопасности
  Заключение

Время: 4 часа.

Семинарское занятие проводить в обстановке творческой дискуссии. Обсуждение вопросов изучаемого материала проводить в целях углубления и закрепления знаний студентов, полученных ими на лекции и в процессе самостоятельной подготовки.

Семинар сопровождать следующими реферативными докладами обучаемых:

Вступление руководителя

Россия находится на новом этапе своего исторического развития. Рефор­мируются основы государственного устройства и управления, осуществляет­ся процесс переоценки национальных ценностей и согласования интересов личности, общества и государства, дальнейшего развития социально-эконо­мических, политических, правовых, этнических связей и отношений. Из­менились подходы к обеспечению национальной безопасности, что в свою очередь позволило по-новому рассматривать место и роль России в мире. В рамках данной парадигмы отношения с США и другими промышленно раз­витыми странами рассматриваются как элементы системы партнерства и ин­струмент решения проблем безопасности Российской Федерации.

Современный этап мирового развития характеризуется острейшими со­циально-экономическими конфликтами и политическими противоречиями. Конец биполярной блоковой системы привел к существенному изменению принципов стратегической стабильности в мире. Глобальная и региональная безопасность смещаются от более ясных вопросов войны и мира к менее оп­ределенным и более сложным политическим, финансово - экономическим, этнонациональным, демографическим и другим проблемам.

Существуют константы безопасности для России. Россия своими тремя фасадами выходит на окружающее геополитическое пространство: запад­ным, обращенным к евроамериканскому миру, южным, обращенным к весь­ма разнородному исламскому миру, и восточным - к Азии и к Азиатско-Ти­хоокеанскому региону. Поэтому естественный интерес для России с точки зрения национальной безопасности представляют Европейский, Ближнево­сточный, Средневосточный, Центрально-Азиатский, Азиатско-Тихоокеан­ский регионы.

Вопреки многим оценкам, господствовавшим в первой половине 90-х го­дов, значение военной силы в постбиполярном мире не уменьшилось. Более того, в начале XXI века обозначились процессы повышения роли военной силы для обеспечения политических и экономических интересов государств мира, тогда как целый ряд политических институтов в сфере международной безопасности вступил в полосу жесткого кризиса. Это ставит на повестку дня задачу переосмысления всего комплекса вопросов, связанных как с основ­ными аспектами международной безопасности, так и с принципами обеспе­чения национальной безопасности Российской Федерации.

Современная российская военная политика является составной частью по­литики в области национальной безопасности и строится на основе положе­ний Концепции национальной безопасности РФ и Военной доктрины РФ.

План семинара

№ п/п Учебные вопросы Время (мин.)
  Вступление
Влияние уровня угроз и факторов неопределенности на развитие военно-политической и военно-стратегической обстановки в мире
Основные черты вооруженных конфликтов конца ХХ – начала ХХI века.
Виды вооруженных конфликтов и их основные характеристики. Определение локальной и региональной войны
Военная организация государства
  Заключение

Время: 4 часа.

Семинарское занятие проводить в обстановке творческой дискуссии. Обсуждение вопросов изучаемого материала проводить в целях углубления и закрепления знаний студентов, полученных ими на лекции и в процессе самостоятельной подготовки.

Семинар следует сопровождать следующими реферативными докладами обучаемых:

1. Влияние уровня угроз на развитие военно-политической и военно-стратегической обстановки в мире.

2. Влияние факторов неопределенности на развитие военно-политической и военно-стратегической обстановки в мире.

3. Основные черты вооруженных конфликтов конца ХХ – начала ХХI века.

4. Хроника событий грузино-осетинского конфликта.

5. Пятидневная война на Кавказе (август 2008 г.).

6. Оказание медицинской помощи в ходе вооруженного конфликта на Кавказе.

7. Характеристика современных войн в зависимости от целей, средств их достижения, масштабов военных действий.

8. Виды вооруженных конфликтов и их основные характеристики. Определение локальной и региональной войны

9. Военная организация государства.

10. Сдерживание военных и военно-политических угроз безопасности РФ.

11. Компоненты обеспечения экономических и политических интересов РФ.

12. Применение военной силы для обеспечения безопасности РФ.

 

Литература:

2. Мобилизационная подготовка здравоохранения: учеб. пособие / под ред. Ю.И. Погодина.- М., 2006. –С. 35-45

2. Федеральный закон от 31 мая 1996 г. № 61 -ФЗ «Об обороне».- М.,1996.

3. Указ Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24 «О концепции национальной безопасности Российской Федерации».- М.,2000.

4. Указ Президента Российской Федерации от 21 апреля 2000 г. № 706 «Военная доктрина Российской Федерации». - М.,2000.

Вступление

Россия находится на новом этапе своего исторического развития. Рефор­мируются основы государственного устройства и управления, осуществляет­ся процесс переоценки национальных ценностей и согласования интересов личности, общества и государства, дальнейшего развития социально-эконо­мических, политических, правовых, этнических связей и отношений. Изменились подходы к обеспечению национальной безопасности, что в свою очередь позволило по-новому рассматривать место и роль России в мире. В рамках данной парадигмы отношения с США и другими промышленно раз­витыми странами рассматриваются как элементы системы партнерства и ин­струмент решения проблем безопасности Российской Федерации.

Современный этап мирового развития характеризуется острейшими со­циально-экономическими конфликтами и политическими противоречиями. Конец биполярной блоковой системы привел к существенному изменению принципов стратегической стабильности в мире. Глобальная и региональная безопасность смещаются от более ясных вопросов войны и мира к менее оп­ределенным и более сложным политическим, финансово - экономическим, этнонациональным, демографическим и другим проблемам.

Существуют константы безопасности для России. Россия своими тремя фасадами выходит на окружающее геополитическое пространство: запад­ным, обращенным к евроамериканскому миру, южным, обращенным к весь­ма разнородному исламскому миру, и восточным - к Азии и к Азиатско-Ти­хоокеанскому региону. Поэтому естественный интерес для России с точки зрения национальной безопасности представляют Европейский, Ближнево­сточный, Средневосточный, Центрально-Азиатский, Азиатско-Тихоокеан­ский регионы.

Вопреки многим оценкам, господствовавшим в первой половине 90-х го­дов, значение военной силы в постбиполярном мире не уменьшилось. Более того, в начале XXI века обозначились процессы повышения роли военной силы для обеспечения политических и экономических интересов государств мира, тогда как целый ряд политических институтов в сфере международной безопасности вступил в полосу жесткого кризиса. Это ставит на повестку дня задачу переосмысления всего комплекса вопросов, связанных как с основ­ными аспектами международной безопасности, так и с принципами обеспе­чения национальной безопасности Российской Федерации.

Современная российская военная политика является составной частью по­литики в области национальной безопасности и строится на основе положе­ний Концепции национальной безопасности РФ и Военной доктрины РФ.

План семинара

№ п/п Учебные вопросы Время (мин.)
  Вступление
Обычное оружие
Ядерное оружие
Химическое оружие
Биологическое оружие
Нелетальное оружие
Нормативные правовые акты, регламентирующие изготовление, распространение и оборот оружия на территории Российской Федерации
  Заключение

Время: 4 часа.

Семинарское занятие проводить в обстановке творческой дискуссии. Обсуждение вопросов изучаемого материала проводить в целях углубления и закрепления знаний студентов, полученных ими на лекции и в процессе самостоятельной подготовки.

Семинар сопровождать следующими реферативными докладами обучаемых:

1. Развитие «обычного» оружия. Основные поражающие факторы, медико-тактические характеристики санитарных потерь.

2. Ядерное оружие. Основные поражающие факторы, медико-тактические характеристики санитарных потерь.

3. Биологическое оружие. Способы и методы применения. Особенности работы в очаге.

4. Нелетальное оружие.

5. Нормативные правовые акты, регламентирующие изготовление, распространение и оборот оружия на территории Российской Федерации

Литература:

1. Гражданская оборона здравоохранения: Учебное пособие / Бобырев С.Е., Тулина Л.А., Дыкань Н.Ф., Сеидов В.Г.; Рязань: РИО ГОУ ВПО «РязГМУ», 2007 г. –С. 76-131.

2. Организация медицинской службы гражданской обороны Российской Федерации. МЗРФ. 2002. –С. 40-55.

3. Владимиров В.А. Современная война и гражданская оборона. Сбор­ник материалов центра стратегических исследований гражданской защиты. Выпуск 5.М..1998. -С. 38-40.

4. Лобанов А.И., Степин В.В. Об организации медицинского обеспече­ния населения в военное время //Гражданская защита, 1999, № 6. -С. 62-68. 209.

5. Лобанов А.И., Авитисов П.В. Система медицинского обеспечения населения в современной войне: проблемы, пути совершенствования. //Граж­данская защита, 2002, № 5. -С. 31-33.

6. Чиж В.М., Жиляев Е.Г, Галин Л.Л., Белозеров В.В. Военно-медицин­ская доктрина - научная основа медицинского обеспечения Вооруженных Сил. Воен. мед.журн. - 1995, №5. -С. 4-13.

Обычное оружие

Оружие, как средство поражения, выделяется в самостоятельное понятие. Холодное и огнестрельное оружие относят к средствам поражения ближнего боя Обычное оружие - основа стрелкового вооружения воинских формирований и персональное средство защиты-нападения военнослужащего. Ядерное, химическое и бактериологическое оружие по своим признакам относят к оружию массового поражения - оружию большой поражающей способности, предназначенному для нанесения массовых потерь или разрушений.

На основе комбинации принципов действия оружия обычного и массового поражения, а также иной физической природы (энергии лазерного излучения, сверхнизкочастотных и сверхвысокочастоных потоков волновой энергии, психоделической энергии и др.) создаются новые виды оружия.

Наиболее эффективный компонент обычного оружия - взрывчатое вещество (ВВ). Поражающее действие живой силы и техники таким оружием происходит за счет энергии взрыва, образующейся в процессе очень быстрого превращения взрывчатого вещества в большое количество сильно сжатых и нагретых газов, которые, расширяясь, производят механическую работу (разрушение, перемещение, дробление, выбрасывание).

Тип взрыва горение характерен для пороха, а типа детонация для тротила, гексогена, аммонита и т.п. взрывчатых веществ.

Мощность тротила условно принята за единицу. Все остальные ВВ (в том числе и ядерное ВВ) сравниваются с тротилом. ВВ повышенной мощности процентов на 25 сильнее тротила (например, 100гр. гексогена дают тот же результат, что и 125 гр. тротила), а ВВ пониженной мощности на 20-30% слабее тротила.

Для того, чтобы начался процесс взрыва (далее он развивается самопроизвольно) необходимо внешнее воздействие, т.е. требуется подать на ВВ определенное количество энергии. Внешние воздействия подразделяются на следующие типы:

- механическое (удар, накол, трение);

- тепловое (искра, пламя, нагревание);

- химическое (хим. реакция взаимодействия какого-либо вещества с ВВ);

- детонационное (взрыв рядом с ВВ другого ВВ).

Боеприпасы, начиненные ВВ (патроны, снаряды, бомбы) обладают поражающими свойством в виде ударной волны, осколочным, кумулятивным действием, способны дробить, разрушать преграду.

В последние годы отмечается резкое возрастание боевого потенциала развитых стран за счет количественного и качественного наращивания обычных вооружений. Так, накопив значительные запасы оружия массового поражения, США и их союзники увеличили производство оружия обычных систем. Резко возросли их поражающие свойства и боевая эффективность. Дальнейшее развитие научно-технического прогресса в военной области находит свое концентрированное выражение в компьютеризации вооруженных сил. В обиход введен новый термин «компьютерно - технотронная война» (Серебряников В.В, Дерюгин Ю.И., 1996). Интенсивно ведется разработка оружия на новых физических принципах

Как свидетельствует опыт вооруженного конфликта в районе Персидского залива (1991 г.) и боевых действий группировки сил блока НАТО против Югославии (1999 г.), в концепции ведения современных войн странами Запада приоритетная роль в последние годы отводится применению высокоточного обычного оружия, которое применяется в основном дистанционным методом с дальних расстояний практически без ведения полномасштабных наземных операций. Основную роль носителя обычных средств поражения выполняет авиация как наиболее мобильный компонент всей военной машины НАТО. Их самолеты оснащаются высокоточным управляемым оружием - ракетами класса «воздух-земля», управляемыми авиационными бомбами (обычными авиационными бомбами, фугасными, бронебойными, кумулятивными, бетонобойными, зажигательными, объемного взрыва и др.).

Управляемые ракеты и авиабомбы применяются для поражения промышленных объектов, железнодорожных узлов, крупных мостов, складов, радиолокационных и других важных объектов. Высокая точность (до 10 м) и большая мощность заряда (например, боеголовки «Буллап») позволяют наносить удары по хорошо защищенным объектам и убежищам.

По сообщению представителя МИД Югославии, в результате нанесения ракетно-бомбовых ударов по территории Югославии с 24 марта по 16 апреля 1999 г. погибло около 1000 человек из числа гражданского населения этой страны. Несколько тысяч человек получили ранения. Причем соотношение потерь среди военнослужащих и гражданского населения составило соответственно 1:15.

К обычным видам современного оружия относят также боеприпасы объемного взрыва. Поражающими факторами боеприпасов объемного взрыва являются ударная волна, тепловое и токсическое воздействие. Здания, сооружения, заглубленные объекты могут быть разрушены в результате действия ударной волны, а также затекания газовоздушной смеси (ГВС) во входы, каналы воздухоснабжения, коммуникации с последующей детонацией ГВС. Причем взрыв ГВС, происходящий в замкнутой системе, является значительно более эффективным с точки зрения нанесения ущерба за счет оптимизации условий для процесса детонации.

Боеприпасы с игольчатым наполнением содержат в себе до 300 тонких стальных игл или стрел (28 мм), которые при взрыве и разлете загибаются в форме крючка и наносят ранения, приводящие к летальному исходу. Для поражения гражданского населения в современных войнах могут применяться зажигательные смеси (ЗС), представляющие собой пиротехнические средства, содержащие напалм, термит или фосфор. ЗС широко применялись во время второй мировой войны, во время войны в Корее (1950-1953 гг.), во Вьетнаме (1964-1974 гг.). Ими могут снаряжаться авиабомбы, мины, фугасы. Поражающее действие ЗС обусловлено термическими ожогами кожи и слизистых, инфракрасным излучением и отравлением продуктами горения. Горящей огнесмесью могут поражаться не только кожа, но и подкожная клетчатка, мышцы и даже кости. Фосфорные ожоги могут осложняться отравлением организма при всасывании фосфора через ожоговую поверхность. Таким образом, воздействие ЗС на организм человека носит многофакторный характер, часто вызывает комбинированные поражения, приводящие к развитию шока, появление которого возможно у 30% пораженных..

Косвенное воздействие обычных средств поражения является следствием прямого воздействия на здания и сооружения ударной волны и огня. В результате могут возникать взрывы, пожары на объектах экономики и заражение территории, атмосферного воздуха, продуктов питания и воды химическими (АХОВ), радиоактивными веществами (РВ), бактериальными средствами (БС). При разрушении гидротехнических сооружений возможно возникновение зон катастрофического затопления.

Ядерное оружие.

Ядерное оружие - оружие массового поражения взрывного действия, основанное на использовании энергии деления тяжелых ядер некоторых изотопов урана и плутония, или при термоядерных реакциях синтеза легких ядер изотопов водорода дейтерия и трития, в более тяжелые, например, ядра изотопов гелия.

Ядерными зарядами могут быть снабжены боевые части ракет и торпед, авиационные и глубинные бомбы, артиллерийские снаряды и мины. По мощности различают ядерные боеприпасы сверхмалые (менее 1 кт), малые (1-10 кт), средние (10-100 кт), крупные (100-1000 кт) и сверхкрупные (более 1000 кт). В зависимости от решаемых задач возможно применение ядерного оружия в виде подземного, наземного, воздушного, подводного и надводного взрывов. Особенности поражающего действия ядерного оружия на население определяются не только мощностью боеприпаса и видом взрыва, но и типом ядерного устройства. В зависимости от заряда различают: атомное оружие, в основе которого лежит реакция деления; термоядерное оружие - при использовании реакции синтеза; комбинированные заряды; нейтронное оружие.

Единственным встречающимся в природе в заметных количествах делящимся веществом является изотоп урана с массой ядра 235 атомных единиц массы (уран-235). Содержание этого изотопа в природном уране составляет всего 0.7%. Оставшаяся часть приходится на уран-238. Поскольку химические свойства изотопов абсолютно одинаковы, для выделения урана-235 из природного урана необходимо осуществление достаточно сложного процесса разделения изотопов. В результате может быть получен высокообогащенный уран, содержащий около 94% урана-235, который пригоден для использования в ядерном оружии.

Делящиеся вещества могут быть получены искусственно, причем наименее сложным с практической точки зрения является получение плутония-239, образующегося в результате захвата нейтрона ядром урана-238 (и последующей цепочки радиоактивных распадов промежуточных ядер). Подобный процесс можно осуществить в ядерном реакторе, работающем на природном или слабообогащенном уране. В дальнейшем, плутоний может быть выделен из отработавшего топлива реактора в процессе химической переработки топлива, что заметно проще осуществляемого при получении оружейного урана процесса разделения изотопов.

Для создания ядерных взрывных устройств могут быть использованы и другие делящиеся вещества, например уран-233, получаемый при облучении в ядерном реакторе тория-232. Однако практическое применение нашли только уран-235 и плутоний-239, прежде всего из-за относительной простоты получения этих материалов.

Возможность практического использования выделяющейся при делении ядер энергии обусловлена тем, что реакция деления может иметь цепной, самоподдерживающийся характер. В каждом акте деления образуется примерно два вторичных нейтрона, которые, будучи захвачены ядрами делящегося вещества, могут вызвать их деление, в свою очередь приводящее к образованию еще большего количества нейтронов. При создании специальных условий количество нейтронов, а следовательно и актов деления, растет от поколения к поколению.

Взрыв первого ядерного взрывного устройства был произведен США 16 июля 1945 г. в Аламогордо, штат Нью - Мексико. Устройство представляло собой плутониевую бомбу, в которой для создания критичности был использован направленный взрыв. Мощность взрыва составила около 20 кт. В СССР взрыв первого ядерного взрывного устройства, аналогичного американскому, был произведен 29 августа 1949 г.

Термоядерное оружие

В термоядерном оружии энергия взрыва образуется в ходе реакций синтеза легких ядер, таких как дейтерий, тритий, являющихся изотопами водорода или литий. Подобные реакции могут происходить только при очень высоких температурах, при которых кинетическая энергия ядер достаточна для сближения ядер на достаточно малое расстояние.

Использование реакций синтеза для увеличения мощности взрыва может быть произведено по-разному. Первый способ заключается в помещении внутрь обычного ядерного устройства контейнера с дейтерием или тритием (или дейтеридом лития). Возникающие в момент взрыва высокие температуры приводят к тому, что ядра легких элементов вступают в реакцию, за счет которой происходит дополнительное выделение энергии. С помощью подобного метода можно заметно увеличить мощность взрыва. В то же время, мощность подобного взрывного устройства по-прежнему ограничивается конечным временем разлета делящегося вещества.

Другой способ - создание многоступенчатых взрывных устройств, в которых за счет специальной конфигурации взрывного устройства энергия обычного ядерного заряда (т.н. первичный заряд) используется для создания необходимых температур в отдельно расположенном "вторичном" термоядерном заряде, энергия которого, в свою очередь, может быть использована для подрыва третьего заряда и т.д. Первое испытание подобного устройства - взрыв "Майк"- было произведено в США 1 ноября 1952 г. В СССР подобное устройство было впервые испытано 22 ноября 1955 г. Мощность взрывного устройства, сконструированного подобным образом, может быть сколь угодно большой. Самый мощный ядерный взрыв был произведен именно с помощью многоступенчатого взрывного устройства. Мощность взрыва составила 60 Мт, причем мощность устройства была использована лишь на одну треть.

Химическое оружие

Химическое оружие (ХО) вероятного противника - это средства боевого применения, поражающие свойства которых основаны на токсическом воздействии на организм человека отравляющих веществ и белковых токсинов. ХО пред







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2023 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.