Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Основные этапы формирования казахской народности и завершение ее становления в качестве этноса.





Таким образом, важным этапом в этнических процессах явилась дальнейшая консолидация тюркских племен. Государственное объединение кыпшакских племен, к примеру, содействовало этнополитическим и хозяйственно-культурным контактам тюркских племен обширных территорий от Иртыша до Урала и Волги и далее на запад. В XII - начале XIII вв. кыпшаки, как и карлуки (аргыны), были на пути сложения народности раннефеодального типа. Но события последующих столетий раздробили эту этнополитическую общность, сделали восточных кыпшаков участниками сложения казахской, а также киргизской, узбекской, каракалпакской, ногайской и целого ряда других народностей.

Дальнейшее поступательное развитие этнической консолидации населения было задержано монгольским нашествием. Отрицательных воздействий на этническую ситуацию в регионе было слишком много. Была истреблена, уведена в рабство, втянута в завоевательные походы чингизидов и перемещена за пределы Казахстана значительная часть населения. Оставшаяся часть тюркских племен Казахстана оказалась разъединенной между новыми политическими образованиями – улусами Жошы, Шагатая, Угэдея, хотя при разграничении территорий между ними в определенной степени учитывались сложившиеся в прошлом этнические границы.

Монгольское завоевание территории Казахстана привело к усилению монголоидных черт в антропологическом типе местного тюркского населения, но сами монгольские этнические группы ввиду их относительной немногочисленности и распыленности на огромных территориях были постепенно поглощены, ассимилированы преобладающей тюркской средой.

Монгольское завоевание явилось важнейшим политическим фактором, качественно изменившим ход развития этносов в регионе, открыло пути к сложению новых этносоциальных общностей. Постепенно монголы растворились среди подавляющего числа тюркского населения, приняли их язык и обычаи.

В то же время с установлением монгольского господства на территории Казахстана затруднились условия для этнополитического развития местного населения, из-за исключительно неблагоприятных социально-экономических его последствий. Разрушение экономики привело к разрыву хозяйственных связей, что тормозило этническое сплочение.

Но постепенно хозяйственная жизнь восстанавливалась. Стали возрождаться города на юге Казахстана, очаги земледелия в былых зонах оседлой культуры, расширялся товарообмен, восстанавливались хозяйственные контакты населения различных областей, что обеспечивало взаимообщение различных родо-племенных объединений. Эти процессы были связаны с историей образования и укрепления государств Ак Орды, ханства Абулхаира, Ногайской Орды, Моголистана, Сибирского ханства. В рамках этих государств появились более благоприятные, чем в монгольских улусах, условия для политического, хозяйственного и социального развития населения Восточного Дешт-и-Кыпшака и Жетысу. Указанные выше государства явили собой более прочную, этнически обособленную государственную организацию, обеспечившую входившим в него племенам и племенным объединениям территориальное и политическое единство, возможность развития экономики, культуры, мирных контактов населения различных районов Казахстана.

В XIV-первой половине XV вв. в период Ак Орды, государства кочевых узбеков стабилизируется этнический состав племен на территории Казахстана, сглаживаются различия множества местных и переместившихся тюркских, монгольских племен, устанавливается общность этнических черт разных племенных объединений. Эти государства были по существу полиэтничными по составу населения. Этнический состав населения Ак Орды, Ногайской Орды был в основном идентичным. Их населяли тюркоязычные племена, известные в письменных источниках того времени под собирательным этнополитическим термином «узбек»: кыпчаки, аргыны, карлуки, уйсуны, конраты, кереиты, мангыты, канглы, найманы. Кроме них источники называют племена и роды буркутов, киятов, жатов, чимбаев, кенгересов, карлаутов, таймасов, шадбаклы, маджаров и др. Некоторые из этих племен известны в составе казахских Среднего и Младшего жузов.

Входя в разные государственные образования, население Казахстана в XIV-XV вв. пользовалось одним языком: в то же время исследователями отмечается преемственность языка у большинства племенных групп и племен в до- и послемонгольских государствах на этой территории. Антропологический материал, относящийся к этому времени, говорит о единстве в основном антропологического типа населения, идентичного казахам последующего времени.

Теперь несколько по теории этногенеза казахов. Во второй половине XIX в. увеличилось число исследований по этногенезу казахов, но в удельном весе их возросло реакционное направление. Некоторые ученые отрицали преемственность истории казахов с историей предшествующих им образований. Так, М.Красовский образование казахского народа относит к поздним послемонгольским временам и объясняет его объединением самостоятельных и разновременных орд-жузов, не имевших общей истории, но почему-то носивших одно название «казах». Другой ученый – Н.А.Аристов старался обосновать родоплеменную теорию образования кочевых племен. По его мнению, роды не только пользовались всеобъемлющим значением в бытовых укладах, но и играли весьма важную роль в их политической жизни.

Данные работы можно считать первым этапом изучения данного вопроса, когда накапливался материал о жузах, их племенном составе, времени их возникновения.

Начало второму этапу было положено В.В.Бартольдом. Большинство ученых, вслед за этим выдающимся востоковедом, объясняли разделение казахов на три жуза тем, что оно диктовалось хозяйственно-экономическим районированием Казахстана, базирующимся на географо-климатических признаках.

На наш взгляд, понимание природы жузов может быть достигнуто только при рассмотрении системы традиционного мировоззрения казахов, в сравнении ее с системами других народов.

Казахи Старшего жуза традиционно занимали территорию Жетысу, в частности, бассейны реки Или и ее многочисленных притоков, предгорья Джунгарского, Заилийского и Киргизского Алатау, Каратау, междуречья Шу и Таласа, а также районы верхнего и отчасти среднего течения Сырдарьи. Примерная численность казахов Старшего жуза на рубеже XIX-XX вв. составляла 700 тыс. человек. Они подразделялись на племенные группы: жалаир (около 100-110 тыс. человек), ошакты ( 20 тыс.), канглы (50 тыс.), дулаты (250 тыс.), суаны (30 тыс.), албаны (100 тыс.), сары-уйсуны (10 тыс.), шапрашты (50-60 тыс.), сиргели (40 тыс.), ысты (40-45 тыс.). Среди казахов Старшего жуза также проживали небольшие группы торе и кожа, общей численностью примерно 15 тыс. человек. Казахи Среднего жуза традиционно занимали территорию Центрального, Северного, Восточного и отчасти Южного Казахстана – по среднему течению Сырдарьи. Численность казахов Среднего жуза на рубеже XIX-XX вв. составляла примерно 1 млн. 200-1 млн. 300 тыс. человек, а с учетом казахов Китая и Монголии, главным образом найманов и кереев, – более 1500 тыс. Крупнейшей племенной группой казахов были аргыны – около 500 тыс. человек, за ними следуют найманы – более 400 тыс., кыпчаки – 140-150 тыс., кереи – 65-70 тыс., уаки – 55-60 тыс., конраты – только в пределах современной территории Казахстана – 40-45 тыс., а в Средней Азии – более 100 тыс., таракты – 10 тыс. Среди казахов Среднего жуза также проживали торе, толенгуты, киргизы, туркмены, бахтияры, шала-казахи и другие, численность которых составляла примерно 15 тыс. человек.

Казахи Младшего жуза традиционно занимали территорию Западного Казахстана от водораздела Иргиз - Тургай - Тобол и Мугоджарских гор до восточной оконечности Каспийского моря и низовьев Урала и от нижнего течения Амударьи и Сырдарьи до Урала и Тобола, захватывая п-ов Мангышлак, северную часть плато Устюрт, восточную часть Прикаспийской низменности и возвышенности Общий Сырт, Эмбенское и западную часть Тургайского плато, южную оконечность Приуралья, Мугоджары, северную часть Туранской низменности и северное побережье Аральского моря. Общая численность казахов Младшего жуза на рубеже XIX-XX вв. составляла примерно 1млн. человек. Они подразделялись на три крупных племенных объединения: алимулы, байулы и жетыру. Племенные группы алимулы насчитывали: шекты – 60-80 тыс., шомекей – более 100 тыс., торткара – 50-60 тыс., кете – 50-60 тыс., каракесек – 20-25 тыс. и карасакал – 10-15 тыс.; группы байулы: адай – 80-90 тыс., байбакты – 40 тыс., бериш – 40 тыс., тазы – 20 тыс., черкеш – 45 тыс., маскар – 20 тыс., тана – 25 тыс., кызылкурт – 40 тыс., жаппас – 50 тыс., алтын – 30 тыс., исык – 20 тыс., есентемир – 20 тыс., шихлар – 70 тыс. палаша – 40 тыс.; группы жетыру: табын – 80 тыс., жагалбайлы – 70 тыс., кереит – 30-35 тыс., тама – 40-50 тыс., толеу – 20 тыс., кердери – 20 тыс. и рамадан – 5 тыс. Среди казахов Младшего жуза также проживали небольшие группы торе и кожа, общей численностью примерно 10 тыс. человек.

Племена каждого из казахских жузов были связаны общими маршрутами кочевания, имели общую этническую территорию. Окончательное завершение процесса этнической консолидации казахской народности замедлялось разобщенностью отдельных, исторически складывавшихся ее частей, входивших в состав нескольких государственных образований. Следует отметить, что в XIV-XV вв. продолжались многочисленные миграции.

Государственное объединение во второй половине XV-XVI вв. основных этнических групп казахской народности и ее этнической территории ускорило процесс завершения формирования народности. В отличие от ханства Абулхайра и Ак Орды, а также Моголистана, Казахское ханство имело более широкую и прочную этническую основу – уже сложившуюся казахскую народность.

Социальное и этническое содержание термина «казах». Происхождение этнонима «казах» (қазақ) долгое время являлось предметом дискуссий исследователей и отражено в многочисленных легендах народа, сложенных им относительно своего происхождения. Впервые термин «казах» (қазақ) появился в письменных источниках Мамлюкского государства в 1245 г. В этих и других источниках этот термин употреблялся сначала в социальном смысле и означал «человека, отделившегося от своего государства, племени, рода и вынужденного вести жизнь искателя приключений» (В.В. Бартольд). По «Тарих-и-Рашиди» М.Дулати и другим источникам термин «казахи» применялся для обозначения политической группировки во главе с Кереем и Жанибеком, откочевавшей в Жетысу, сначала в форме «узбек-казахи», затем – «казахи». С этого момента значение слова «казах» начинает изменяться. Из социального термина оно превращается в политический, обозначая подданных Казахского ханства.

С укреплением ханства Керея и Жанибека казахами стало называться все подвластное им население. Ханство, основанное ими, получило название «Казахского». Постепенно термин «казахи» приобрел этнический смысл и стал употребляться как этноним для обозначения уже сложившейся тюркской народности Восточного Дешт-и-Кыпшака, Жетысу и Южного Казахстана. Одна из последних и наиболее полных сводок сведений из письменных восточных источников о термине «казах» и его социальной и этнической интерпретации представлена в книге С.Г.Кляшторного и Т.Н.Султанова «Казахстан - летопись трех тысячелетий».

Однако в официальных кругах, вплоть до XX в., для обозначения казахского этноса пользовались термином «Алты алаш», общим для ногаев и казахов.

Таким образом, в XIV-XV вв. в основном завершился многовековой процесс формирования казахской народности и ее этнической территории, фактически в тех же пределах, в которых размещались казахи и в последующие века.

Как было указано нами в начале своей лекции, формирование казахской народности как самостоятельного этноса предсталяет собой сложный и длительный период, охватывающий 2,5-3 тыс. лет. По мнению ряда ученых, он состоит из следующих шести основых этапов. Первый этап – эпоха саков и сарматов, охватывает почти пять веков (VІІ-ІІ вв. до н.э.). Второй этап – эпоха уйсунов, канглы и гуннов (ІІІ в. до н.э. - IV в. н.э.). Тртий этап – эпоха тюрков (552 г. - VІІI в.). Четвертый этап – кыпшако-карлукская эпоха (ІХ-ХІІІ вв.). Пятый этап – монгольская эпоха (начало XIII в. – середина XIV в.). Шестой этап – эпоха государств, возникших после распада Золотой Орды (середина XIV в. - 1465 г.).







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2023 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.