Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Понятие экономической теории.





Лекция 1.

Тема:Предмет и история экономической теории (4часа)

План:

1. Понятие экономической теории.

2. Методы экономического анализа: построение графиков, умение их читать.

3. Предмет экономической теорий как общественной науки о производственных отношениях между людьми в условиях ограничения ресурсов.

4. Функции экономической теории.

 

Понятие экономической теории.

 

Экономическая теория имеет свой предмет исследования и свои специфические особенности, позволяющие выделить ее среди системы наук как самостоятельную область знаний. Она имеет дело с проблемами, которые касаются всех нас. Например,

«Какие виды работ надо выполнять?»;

«Как они оплачиваются?»;

«Сколько товаров можно купить на рубль заработанной платы сейчас и в период инфляции?»;

«Как найти себе работу?» и пр.

Помимо проблем личного и семейного порядка экономическая теория рассматривает и вопросы политического характера, решение которых касается каждого человека. Например, «Будет ли государство помогать нетрудоспособным безработным?»; «Какова будет налоговая политика?»; «Каково будет законодательство, направленное на снижение монопольных цен?» и др. Ответы на эти и другие вопросы дает экономическая теория. Но экономическая теория имеет дело с жизнью людей, а человеческая жизнь не укладывается в рамки простых ответов. Люди, начинающие изучать экономическую теорию, требуют, чтобы им было дано краткое, в одном предложении, определение ее предмета.

Под предметом понимается сторона или часть объективной действительности, исследуемая с помощью данной области знаний. Представления о предмете экономической теории изменялись в процессе наращивания знаний о хозяйственной деятельности людей и по мере усложнения самой этой деятельности. Поэтому возник ряд таких определений, как:

1. Экономическая теория есть наука о видах деятельности, связанных с обменом и денежными сделками между людьми.

2. Экономическая теория – это наука об использовании людьми ограниченных производственных ресурсов для производства различных товаров и распределения их между членами общества в целях потребления.

3. Экономическая теория есть наука о повседневной деловой жизнедеятельности людей, извлечения ими средств для своего существования.

4. Экономическая теория – это наука о том, как человечество решает свои задачи в области производства и потребления.

5. Экономическая теория есть наука о богатстве и т.д.

Никакое вышеприведенное определение предмета экономической теории не может быть точным. И, тем не менее, для ознакомления с предметом можно дать следующую его характеристику.

Экономическая теория – это наука об основах хозяйственной жизни общества. Хозяйственная жизнь – это деятельность людей, связанная с обеспечением материальных условий их жизни. Имеется целая система наук, которые изучают различные аспекты хозяйственной жизни общества. Все они строятся на основе науки, которую чаще называют экономической теорией.

 

Методы экономического анализа.

Выделяют общие мировоззренческие, общие научные, а также частные методы исследования.

Общим мировоззренческим методом является метод материалистической диалектики – единый для всех наук метод. Диалектический метод исходит из того, что:

* в природе и обществе все явления и отношения не являются раз и навсегда данными, вечно и неизменно существующими. Применительно к экономической теории это означает, что все экономические явления и процессы должны рассматриваться в постоянном движении, развитии;

* в природе и обществе развитие идет от простого к сложному, от низшего к высшему. Переход от простого к сложному есть переход к новому качеству.

Общенаучные методы включают:

* метод научной абстракции. Он состоит в выделении наиболее существенных сторон изучаемого явления и отвлечении от всего второстепенного, случайного. В процессе абстрагирования формируются научные категории, т.е. понятия, выражающие отдельные или обобщенные стороны предметов, процессов, явлений.

* анализ и синтез. При анализе исследуемый предмет или явление расчленяется на составные элементы, каждый из которых подвергается детальному изучению, выясняется его роль и место внутри целого. При синтезе происходит соединение расчлененных и проанализированных элементов в единое целое, раскрывается внутренняя связь между элементами, их взаимодействие, противоречия и т.д.

* индукция и дедукция. Индукция – движение мысли от частного к общему, от отдельных фактов к общему положению. Данный процесс характерен для обработки наукой эмпирического материала. Результатом использования данного метода является формулирование категорий и законов. Дедукция – это движение от общего к частному. На базе общих положений обосновываются те или иные частности экономических объектов, процессов.

* единство исторического и логического подходов. Экономическая теория рассматривает явления в развитии, движении, т.е. исторически. Вместе с тем она рассматривает экономические процессы, освобожденные от случайностей исторического развития, т.е. логически.

* количественная и качественная оценки. Качественная сторона выражает сущность явления. Количественный анализ экономических явлений предполагает широкое использование статистических данных, методов математики, экономико-математического моделирования и вычислительной техники.

Частные методы исследования включают:

* графические

* статистические

* математические

* моделирование

* сравнительный анализ

* экономический эксперимент и т.д.

 

Функции экономической теории.

Экономическая теория выполняет целый ряд функций:

* познавательную. Исходная функция экономической теории состоит в обобщении, истолковании и систематизации экономических фактов. Результатом познавательной функции выступают сформулированные экономические законы, принципы, модели.;

* практическую (прагматическую). Экономическая теория позволяет анализировать накопившиеся проблемы и формулировать выводы для правильного решения задач, стоящих перед обществом (разработка принципов и методов рационального хозяйствования, научное обоснование политики государства);

* методологическую. Экономическая теория выступает в качестве теоретической основы конкретных отраслевых наук, является фундаментальной методологической наукой;

* прогностическую. Экономическая теория разрабатывает научные прогнозы, выявляет перспективы общественного развития.

Вопросы для самоконтроля.

1. Понятие экономической теории.

2. Методы экономического анализа: построение графиков, умение их читать.

3. Предмет экономической теорий как общественной науки о производственных отношениях между людьми в условиях ограничения ресурсов.

4. Фазы общественного производства.

5. Функции экономической теории.


Лекция №2.

Тема: Факторы производства (2часа)

План:

1. Факторы производства.

2. Принципы рационального использования ресурсов.

3. Показатели эффективного использования основных фондов.

 

Факторы производства.

Любое предприятие можно представить как производственную систему, в которой осуществляется трансформация факторов производства в готовый продукт (изделие или услугу).

Факторы производства – это основные компоненты, используемые в процессе производства продукции, работ, услуг.

Труд – это вклад в процессе производства, сделанный людьми в форме непосредственного расходования умственных и физических усилий.

Земля – это ресурсы, используемые для выращивания сельскохозяйственной продукции, строительства домов, городов и поселков, железных дорог, предприятий и т. п.

Капитал (средства труда), или «инвестиционный ресурс» – это деньги, вкладываемые в средства производства – здания, сооружения, производственное оборудование, инструменты, сырье, материалы и др.

Предпринимательская активность и способность – свойства человека и реальное их проявление, заключающиеся в профессионализме, умении, мобильности, предприимчивости, инициативе.

Предпринимательские способности – умение людей соединять все факторы производства для создания товаров или услуг с наибольшей эффективностью, принимать основные решения по ведению производственного процесса и идти на риск.

С позиций системного подхода организация – это совокупность структуры предприятия как системы и способов функционирования ее элементов.

Структура выражает и определенное взаимодействие элементов, обеспечивая функционирование и развитие предприятия. При этом организация непосредственно соотносится с понятием управления.

Различают производственную и организационную структуру предприятия.

Под производственной структурой предприятия обычно понимается состав и размеры основных и вспомогательных цехов и участков обслуживающих хозяйств производственного назначения.

Основными факторами, оказывающими влияние на производственную структуру, являются:

1) характер выпускаемой продукции и ее номенклатура;

2) масштаб производства;

3) уровень кооперирования.

Организационная структура предприятия – это состав и размеры организационных единиц (рабочее место, отдел, служба), их соотношение, формы построения и рациональное разделение сфер деятельности.

Технология – это способ преобразования основных факторов производства(сырья, материалов) в готовый продукт; это совокупность различных операций по изменению размеров, свойств, форм предметов труда, методы их обработки и изготовления продуктов в процессе производства.

Средствами выполнения технологического процесса являются технологическое оборудование, технологическая оснастка и специальные устройства.

Научно-технический прогресс в качестве непременного фактора производства выдвинул информацию, которая необходима и как условие работы системы машин и оборудования, включающей в свой состав управляющее устройство, и как предпосылку успешного готового продукта (услуги).

Вопросы для самоконтроля.

1. Понятие факторов производства.

2. Что такое производственная структура?

3. Основные факторы, оказывающие влияние на производственную структуру.

4. Что такое организационная структура предприятия?

5. Принципы рационального использования ресурсов.

6. Показатели эффективного использования основных фондов.

7. Что относится к общим и частным показателям использования основных средств?


Лекция 3.

Тема: Выбор и альтернативная стоимость. (2часа)

План:

1.Экономический выбор и альтернативная стоимость.

2. Потребительская и меновая стоимость.

 

Закон редкости ресурсов

В обществе существует противоречие между ограниченным объемом экономических ресурсов и возрастающими потребностями общества. Стремясь разрешить данное противоречие между возможностями и желаниями, мы обязаны руководствоваться следующими соображениями:

· В производство следует вовлекать максимально возможный объем ресурсов, обеспечивая их трансформацию в факторы производства;

· Вовлеченные в производство экономические ресурсы должны обеспечивать максимальный объем выпуска продукции;

· При распределении ресурсов между видами производств придется решать «проблему выбора», т. е. определять, какие виды благ производить и от чего следует отказаться.

Существует зависимость, что чем больше ресурсов будет направлено на производство одного вида блага (X), тем меньше окажется возможностей для наращивания объема выпуска другого экономического блага (У).

В дальнейшем расширение производства блага X автоматически вызывает сокращение объема производства блага У.

Проблема выбора- это необходимость принимать такие решения, когда, отдавая предпочтение одному варианту развития национального производства, приходится отказываться от других вариантов. Проблема выбора ( альтернативная стоимость)

Ценность наиболее предпочтительного из благ, получение которых становится невозможным при избранном способе использования ограниченных ресурсов.

Действие закона редкости можно проиллюстрировать с помощью кривой производственных возможностей.

Лекция 4.

Тема: Типы экономических систем. (2часа)

План.

1. Формы собственности, их характеристика.

2. Модели экономических организаций по способу решения основных экономических проблем в том числе и в современной экономике.

3. Экономическое содержание и правовая форма собственности.

Вопросы для самоконтроля.

1. Понятие формы собственности.

2. Виды собственности.

3. Характеристика форм собственности.

4. Что такое экономическая система.

5. Классификация экономических систем.

6. Содержание основных моделей современной экономики.

7. Экономическое содержание собственности.

8. В чём заключается правовая форма собственности.


Лекция №5.

Тема: Рыночный механизм. Рыночное равновесие. Рыночные структуры. (2часа)

План:

Закон спроса.

Закон предложения.

Закон спроса

 

Спрос — магическое для экономиста слово, ибо в нем могут скрываться опасность и радость, эффективность и катастрофа. Действительно, неудовлетворенный спрос может стимулировать рост производства, а может спровоцировать и рост цен; уменьшение спроса может вызвать структурные изменения в экономике, а может — кризис перепроизводства. Словом, спрос — поистине «душа» экономики. Он вечно загадочен и непредсказуем, ибо отражает не только объективные потребности, но и субъективные устремления, не только рациональные решения, но и эмоциональные поступки. Тем удивительнее достижения экономистов в анализе спроса.

Спрос — это платежеспособная потребность покупателей в данном товаре при данной цене. Иными словами, спросом является не всякая потребность в данном товаре, а только такая, которая обеспечена наличием платежных средств" (деньгами) у покупателя. Таким образом, в экономической теории различают «потребность» и «спрос».

Итак, спрос — это объем "возможной" купли товара в зависимости от установившейся цены на него. Очень важно осознать, что спрос — это "потенциальная" купля, но состоится она или нет, зависит от множества факторов. Для динамики рыночной системы наличие спроса как "возможной" купли благотворно, так как заставляет суетиться бизнесменов, вынуждает их к доходному маневрированию объемами производства, а коммерсантов — объемами предложения. Специальная наука («маркетинг») озабочена одним — как помочь «спросу» превратиться в реальную «куплю».

Из данного выше определения спроса следует, что каждой цене товара соответствует определенная величина спроса. Это позволяет дать определение "закону спроса, между уровнем цены" (Р) "и величиной спроса на него" (Qd) "существует обратная зависимость Qd = f(1 /Р), — разумеется, при прочих равных условиях. Говоря житейским языком, чем ниже цены — тем больше величина спроса, а чем выше цена — тем меньше величина спроса.

Закон спроса имеет общепринятое в экономической теории графическое изображение (см. график 1.).

График 1 - Закон спроса

 

Объективная экономическая логика позволяет прогнозировать их реакцию на изменение цены. Закон спроса важен и тем, что показывает достижение экономикой данной страны высокого уровня развития — ведь спрос может «благодарно» увеличиваться при снижении цены или «возмущенно» уменьшаться при росте цены "только при отсутствии дефицита", там, где дефицит, мнение покупателя не важно, все диктует производитель; а ведь подлинный рынок — это" равноправие спроса и предложения".

 

Закон предложения.

Товаропроизводители исходят из потребностей людей и производят товары и услуги, продаваемые на рынке. Следовательно, совокупность товаропроизводителей обеспечивает людям удовлетворение их платежеспособного спроса, т. е. формирует предложение. Предложение — желание и способность производите лей (продавцов) предоставлять товары для продажи на рынке по каждой возможной цене в каждый данный момент времени. Способность предоставлять товары связана с использованием ограниченных ресурсов, поэтому эта способность не столь вели ка, чтобы удовлетворить все потребности всех людей, ведь совокупные потребности, как известно, безграничны.

Объем предложения зависит от объема производства, но две эти величины не всегда совпадают. Величина предложения не тождественна объему произведенной продукции, поскольку обычно часть произведенной продукции потребляется в рамках предприятия (внутреннее потребление) и на рынок не предоставляется. С другой стороны, существуют различные потери при транспортировке и хранении товаров (например, естественная убыль).

На количество товара, которое фирма желает произвести, оказывают воздействие многие факторы, основные из которых следующие: цена самого товара; цена ресурсов, используемых в производстве данного блага; уровень технологий; цели фирмы; величины налогов и субсидий; ожидания производителей. Таким образом, предложение — функция многих переменных, но нас, прежде всего, интересует характер зависимости между величиной предложения и ценой товара при неизменности остальных факторов, способных оказать воздействие на предложение.

Между ценой и количеством предлагаемого товара существует положительная (прямая) зависимость: при прочих равных условиях с повышением цены возрастает и величина предложения, и наоборот, снижение цены сопровождается при прочих равных условиях сокращением объема предложения. Эта специфическая связь называется законом предложения.

Действие закона предложения можно проиллюстрировать при помощи графика предложения.

Кривая предложения — графическое выражение зависимости между ценой товара и количеством этого товара, которое производители хотят предложить на рынке. Кривая предложения имеет восходящий характер, что обусловлено действием закона предложения.

Так же, как и в случае со спросом, различают индивидуальное и рыночное предложение. Индивидуальное предложение — предложение отдельного производителя. Рыночное предложение - совокупность индивидуальных предложений данного товара. Рыночное предложение находится чисто арифметически, как сумма предложений данного товара разными производителя ми по каждой возможной цене. График рыночного предложения определяется путем горизонтального суммирования графиков индивидуального предложения.

Неценовые факторы предложения.

Кривая предложения строится исходя из предположения, что все факторы, кроме рыночной цены, остаются неизменными. Выше уже было указанно, что кроме цены на объем предложения влияют многие другие факторы. Они получили название неценовых. Под воздействием изменения какого-то из них величины предложения меняются при каждой цене. В этом случае говорят, что происходит изменение предложения. Это проявляется в смешении кривой предложения вправо или влево.

Когда предложение расширяется, то кривая S0 смещается вправо и занимает положение S1, в случае сужения предложения кривая предложения сместится влево до положения S2.

Среди основных факторов, способных изменить предложение и сместить кривую S вправо или влево, можно выделить следующие (эти факторы называются неценовыми детерминантами предложения):

1. Цены ресурсов, используемых в производстве товара. Чем больше должен платить предприниматель за труд, землю, сырье, энергоносители и т. п., тем ниже его прибыль и тем меньше его желание предлагать на продажу данный товар. Значит, при увеличении цен на применяемые факторы производства предложение товара снижается, а уменьшение цен на ресурсы, наоборот, стимулирует повышение количества предлагаемого товара при каждой цене, и предложение возрастает.

2. Уровень технологии. Любое технологическое усовершенствование, как правило, приводит к сокращению затрат на ресурсы (снижению издержек производства) и поэтому сопровождает ся расширением предложения товара.

3. Цели фирмы. Основная цель любой фирмы — максимизация прибыли. Однако зачастую фирмы могут преследовать иные цели, что сказывается на предложении. Например, стремление фирмы производить товар без загрязнения окружающей среды может привести к снижению количества предлагаемого товара при каждой возможной цене.

4. Налоги и субсидии. Налоги влияют на расходы предпринимателей. Рост налогов означает для фирмы рост затрат на производство продукции, а это, как правило, вызывает сокраще ние предложения; снижение налогового бремени имеет обычно обратный эффект. Субсидии ведут к снижению издержек производства, поэтому увеличение субсидий бизнесу, безусловно, стимулирует расширение производства, и кривая предложения смещается вправо.

5. Цены на иные товары также могут влиять на предложение данного блага. Например, резкое повышение цен на нефть может привести к увеличению предложения угля.

6. Ожидания производителей. Так, ожидания производителя ми возможного повышения цен (инфляционные ожидания) оказывают неоднозначное воздействие на предложение товаров. Предложение тесно связанно с инвестициями, а последние чутко и, главное, труднопредсказуемо реагируют на конъюнктуру рынка. Однако в зрелой рыночной экономике ожидаемый рост цен на многие товары вызывает оживление предложения. Инфляция в условиях кризиса обычно вызывает снижение производства и сокращение предложения.

7. Количество производителей (степень монополизации рынка). Чем больше фирм выпускает данный товар, тем выше предложение этого товара на рынке. И наоборот.

Так же, как и в случае воздействия на спрос ценовых и неценовых факторов, разделяют изменение предложения и изменение величины предложения:

• изменение неценовых факторов приводит к смещению самого графика предложения вправо или влево, поскольку в этом случае производители при каждой цене предлагают рынку иное (большее или меньшее) количество данного товара. Подобные перемены в предложении могут произойти только в случае изменений неценовых детерминант предложения. Здесь мы говорим обизменении предложения;

• всякий раз, когда в результате каких-то перемен в рыночной ситуации меняется величина предложения, а все факторы, влияющие на него, кроме цены товара X, остаются неизменными, кривая предложения на товар остается на прежнем месте, происходит перемещение вдоль кривой предложения. В подобных случаях при прочих равных условиях изменяется количество товара X, предлагаемое производителями к продаже. Здесь мы говорим об изменении величины предложения.

 

Вопросы для самоконтроля.

1. Что такое спрос?

2. В чём заключается закон спроса?

3. Что такое предложение?

4. В чём заключается закое предложения?

5. Перечислить основные неценовые детерминанты предложения?

6. Факторы, влияющие на спрос.

7. Факторы, влияющие на предложение.

8. Понятие совершенной конкуренции.

9. Основные характеристики свободной (совершенной) конкуренции.

10. Преимущества и недостатки совершенной конкуренции.


Лекция 6.

Тема: Безработица. Политика государства в области занятости. Профсоюзы. (2часа)

План:

1. Рынок труда и его субъекты.

2. Формы оплаты труда

3. Безработица.

 

Рынок труда и его субъекты.

 

Рынок труда - это составная часть структуры рыночной экономики, функционирующая в ней наряду с другими рынками: сырья, материалов, ценных бумаг и т.д.

В общем виде под рынком труда понимают особую подсистему рыночной экономики, в которой взаимодействуют с одной стороны - работодатели (собственники средств производства), с другой - наемные работники. В результате этих взаимоотношений формируются объем, структура и соотношение спроса и предложения на рабочую силу, а также система оплаты труда.

Труд – это целесообразная деятельность человека и общества, направленная на сохранение и приспособление среды обитания для удовлетворения своих потребностей. Процесс труда всегда связан с затратами физической и психической энергии, с затратами ресурсов. Труд является одним из главных факторов производства, наряду с землей (природными ресурсами), капиталом, предпринимательством. Труд – естественное условие человеческой жизни, он позволяет человеку стать личностью, творцом ноосферы, производить материальные и духовные блага и получать прибавочную стоимость. Труд является процессом самоуправляемым и управляемым извне (менеджером, инженером, мастером).

Рабочая сила - способность к труду, т.е. совокупность свойств, характеристик человека (в том числе наличие определенных физических и духовных способностей, навыков, умений и т.п.), необходимых ему для осуществления какой-либо трудовой деятельности, и используемых им в ходе трудовой деятельности.

Иногда под рабочей силой подразумеваются работники, и реальные и потенциальные, т.е. практически те же трудовые ресурсы. Нередко это понятие используется в узком смысле – как общее число работников, чаще в какой-либо отрасли народного хозяйства.

Функции труда:

1. производство материальных и духовных благ с целью удовлетворения личных и общественных потребностей человека и общества;

2. обеспечение безопасности жизни человека и общества, сохранение природы, обеспечение здоровой социальной среды;

3. формирование и накопление общественного материального нематериального богатства, развитие факторов производства, науки, техники, культуры;

4. развитие самого человека, личности, формирование творческой личности и свободного общества.

Виды труда:

1. по характеру и содержанию труда: наёмный и частный; индивидуальный и коллективный; по желанию, необходимости и по принуждению; физический и умственный; репродуктивный и творческий; разной степени сложности;

2. по предмету и продукту труда: материально-вещественный; научный инженерный, предпринимательский и т.д.;

3. по средствам и способам труда: ручной, механизированный, автоматизированный, компьютеризированный, низко-, средне -, высокотехнологичный, с различной степенью участия человека;

4. по условиям труда: стационарный и передвижной; наземный и подземный; лёгкий, средней тяжести и тяжёлый; привлекательный и непривлекательный; свободный и с различной степенью регламентации.

Основными субъектами рынка труда являются:

1. собственники средств производства и органы, представляющие их интересы (ассоциации предпринимателей);

2. наемные работники и организации, отражающие их интересы (профсоюзы, советы работодателей);

3. государство (в лице различных его структур) как посредник между работодателями и наемными работниками.

Таким образом, среди основных субъектов рынка труда государству отведена важная роль - как регулятора отношений найма, посредника между работодателями и наемными работниками и главного организатора функционирования рыночных отношений в этой сфере.

Формы оплаты труда

.

Заработная плата - это величина денежного вознаграждения, выплачиваемого наемному работнику за выполнение определенного задания, объема работ или исполнение своих служебных обязанностей в течение некоторого времени.

При разработке политики в области заработной платы и ее организации на предприятии необходимо учитывать следующие принципы при оплате труда:

· справедливость, т.е. равная оплата за равный труд;

· учет сложности выполняемой работы и уровня квалификации труда;

· учет вредных условий труда и тяжелого физического труда;

· стимулирование за качество труда и добросовестное отношение к труду;

· материальное наказание за допущенный брак и безответственное отношение к своим обязанностям, приведшие к каким–либо негативным последствиям;

· индексация заработной платы в соответствии с уровнем инфляции;

· применение прогрессивных форм и систем оплаты труда, которые в наибольшей степени отвечают потребностям предприятия.

В современных условиях на предприятиях применяются различные формы и системы оплаты труда, но наибольшее распространение получили две формы оплаты труда: сдельная и повременная(рис. 6.4).

Сдельная форма оплаты труда– это оплата за количество произведенной продукции (работ, услуг).

Различают:

1. Простую сдельную систему.

2. Сдельно-премиальную систему.

3. Косвенно-сдельную систему.

4. Аккордную систему.

5. Сдельно-прогрессивную систему.

Сдельная форма оплаты труда применяется там, где можно установить однозначную зависимость между объемом произведенной продукции и количеством затраченного труда каждого рабочего или группы рабочих.

При простой сдельной системе оплаты труда заработок рабочего находится в прямой зависимости от его индивидуальной выработки. Такая система применяется там, где легко можно организовать индивидуальный учет труда. Заработок определяется как сумма произведений соответствующей сдельной расценки на фактическую выработку.

Расценка – это часть заработной платы, приходящаяся на единицу продукции.

При сдельно-премиальной системе сверх заработка по прямым сдельным расценкам выплачивается премия за выполнение и перевыполнение плана по заранее установленным качественным или количественным показателям.

Косвенно-сдельная система применяется для оплаты труда вспомогательных рабочих, обслуживающих основных рабочих-сдельщиков, от темпа и выработки которых зависит производительность основных рабочих.

При аккорднойсистеме размер оплаты работ устанавливается не за каждую производственную операцию в отдельности, а за весь комплекс работ, взятый в целом с указанием срока их выполнения.

При сдельно-прогрессивной системе оплаты труд рабочего в пределах установленной нормы оплачивается по основным расценкам, а сверх нормы – по повышенным.

Повременная форма оплаты труда– это оплата труда за отработанное время, но не календарное, а нормативное предусмотренное тарифной системой.

Различают:

1. Простую повременную систему.

2. Повременно-премиальную систему.

Повременная оплата труда применяется, если невозможно или трудно нормировать труд, при строго регламентированных, высокомеханизированных и автоматизированных производственных процессах, в производствах, требующих высокого качества и точности выполнения работ, и там, где нет надобности стимулировать интенсивность труда.

Главное преимущество для рабочего при повременной оплате труда состоит в том, что он имеет гарантированный ежемесячный заработок, не зависящий от возможного снижения уровня производства в данный период времени. Недостатком является то, что рабочий не имеет возможности повысить свой заработок путем увеличения личной доли участия в производственном процессе.

С точки зрения предприятия главный недостаток повременной оплаты в том, что она не стимулирует повышения выработки рабочих. При этом предприятие имеет относительную экономию на заработной плате при увеличении производства продукции.

При простой повременной системе размер заработной платы зависит от тарифной ставки работника и количества отработанного времени.

Повременно-премиальная система оплаты труда применяется с целью повышения качественных или количественных показателей (безаварийная работа, повышение качества продукции).

 

Безработица.

Одним из самых сложных явлений социально-трудовой сферы, органически связанным с рынком труда и занятостью населения, является безработица.

Безработица — социально-экономическое явление, выступающее как отсутствие занятости у определенной, большей или меньшей части экономически активного населения, способной и желающей трудиться.

По методологии МОТ безработными считаются лица трудоспособного возраста и старше, которые не имеют работы (доходного занятия), занимаются поиском работы и готовы приступить к ней. Из их общей численности выделяются безработные, официально зарегистрированные в органах государственной службы занятости и получившие этот статус в соответствии с законодательством о занятости.

В России статус безработного определен более жестко: согласно Закону «О занятости населения в Российской Федерации» безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имели работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней; кроме того, законом определено, что безработными не могут быть признаны граждане, не достигшие 16 лет, и пенсионеры по возрасту.

В современной экономике безработица рассматривается как естественная и неотъемлемая часть рыночного хозяйства. Она способствует:

§ улучшению качественной структуры рабочей силы, ее конкурентоспособности как товара;

§ формированию нового мотивационного механизма и соответствующего отношения к труду;

§ повышению самоценности рабочего места и укреплению связи человека с трудом;

§ наличию трудового резерва на случай необходимости быстрого развертывания нового производства.

Фрикционную, добровольную и сезонную безработицу относят к естественной безработице, являющейся необходимой для формирования резерва рабочей силы, составляющего потенциал трудовых ресурсов общественного производства.

Институциональная безработица является следствием несовершенства механизма регулирования рынка труда. Так отсутствие широкого доступа к информации о состоянии рынка, соотношении спроса и предложения рабочей силы создает препятствия для трудоустройства граждан, ищущих работу.

Упрощение на законодательном уровне порядка предоставления и увеличение размера пособия по безработице может снизить интерес части безработного населения к поиску места работы или доходного занятия, порождая тем самым иждивенческие настроения. Вместе с тем, как показала практика середины 1990-х гг., усложнение процедуры получения статуса безработного повлияло на уровень активности граждан, ищущих работу, следствием чего стал, к примеру, бурный рост индивидуального предпринимательства.

Структурная и технологическая безработица, по сути, могут быть отнесены к одному виду, так как причинами и той, и другой является снижение спроса на конкретный труд, вызванное развитием организационных, технических и технологических инструментов и методов управления производством.

Циклическая безработица является следствием экономического кризиса, порождаемого сложной совокупностью макроэкономических факторов и блокирующего не только формирование спроса и предложения рабочей силы, но и функционирование рынка как такового.

Термин «региональная безработица» применяется для характеристики состояния







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2023 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.