|
Современные направления лингвистики ⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8 Этнолингвистика – синтез двух наук – лингвистики и этнологии; занимается изучением взаимодействия языка и культуры. Интересуют вопросы: 1) с помощью каких средств, каким образом и в какой форме находят отражение в языке культурные представления; 2) какие формы и средства общения в языке являются специфическими. Гипотеза лингвистической относительности впервые представлена в работах Сепира Э. и Уорфа Б. Она заключается в том, что мы воспринимаем мир через призму языка. Учёные сопоставили языки и обнаружили закономерность (сочетаемость слов). Вывод: носители европейских языков по-другому воспринимают мир. Язык диктует разные восприятия действительности.А. Вежбицкая, Шмелёв, Апресян изучали вопрос о языковой картине мира с целью выявить универсальные черты разных картин мираи установить различия языковых картин мира. Следующее направление – социолингвистика. Она возникает в противовес структурализму. Социолингвистика занимается взаимодействием языка и общества. В центре внимания – внутреннее функционирование (возраст, пол говорящего, особенности ситуации).Данное направление возникло в 30-х годах, а термин был введён в 1952 году. Оно возникло на стыке социологии и лингвистики. Представителями данного направления являются: Виноградов, Винокур, Поливанов, Жирмунский, Мейе, Шарль Балли. Главными целями являются изучение: 1. Как люди используют язык. При чём люди, составляющие то или иное общество. 2. Как влияют на развитие языка изменения в обществе, в котором существует данный язык. Решаютсяпроблемы: 1. Социальной дифференциации языка. 2. Социальной обусловленности языка. С развитием общества меняется язык. Социальные изменения первичны. 3. Вопросы языковой политики. Государство может регулировать нормы орфографии и пунктуации. Прагматика – изучает соотношение языкового знака и носителя языка. Данную науку интересует механизм речи. Она решает вопросы: 1. Кто говорит, кому, что и зачем. 2. Как человек строит высказывание и как это связано с ситуацией общения. Одним из ведущих направлений является теория речевых актов – авторы Остин, Сёрль, Грайс и др. Речевой акт – единица, которая включает три компонента: намерение говорящего (иллогуция), собственно сам речевой отрезок и достигаемый результат (перлокуция). Например, приказ, вопрос, благодарность, соглашение.Теория речевых актов строится на том: 1) цель коммуникации; 2) какие языковые средства используем, чтобы достичь цели. Существуют косвенные речевые акты. Например: Не передадите ли мне соль? Правила поведения Грайса (максимы): 1. Принцип количества: нужно говорить не более или менее того, что необходимо для достижения целей. 2. Правило качества заключается в том, что в диалоге мы должны говорить правдивую информацию. 3. Тематическая релевантность. Высказывание должно соотноситься с темой. 4. Максима манеры. Всё зависит от целей говорящего, от того, какой тип поведения у говорящего, способа изложения информации, от интерпретации этой информации. Психолингвистика возникла на стыке психологии и лингвистики. Она возникла около 40 лет назад в США. Объектом психолингвистики является язык как феномен психики. Её интересует вопрос, каким способом развивается способность говорить. Кроме того, интересует: 1. То, почему происходят проблемы речи (врождённые и приобретённые), как с ними бороться. 2. Симметричен ли процесс порождения и восприятия речи. 3. Одинаковы ли механизмы овладения родным и не родным языком. 4. Какие психические процессы обеспечивают чтение. 5. Какие особенности языковой личности мы можем выявить путём анализа языковой личности. Широчайшее распространение получили эксперименты (например, ассоциативный). Такие эксперименты помогают в изучении языков.Ментальный тезаурус – как понятия связаны в сознании носителя языка. Когнитивная лингвистика возникла в 70-е годы. Она имеет целью реконструировать языковую картину мира (в языке происходит отражение мировоззрения, восприятия). Выделяется логическая картина мира, наивная и научная картина мира. Лингвисты исходят из того, что у разных народов существуют разные языковые картины мира. Центральные понятия – концепт, фрейм, сценарий. Концептотражает логическую информацию, субъективную информацию. Концепт определяется как ментальная единица, с помощью которой можно описать языковую картину мира. Исследуются сначала фольклорные тексты, потом художественные тексты, публицистические и разговорная речь. Все концепты собираются воедино и образуют языковую картину мира. Важный вопрос о взаимоотношении понятияи концепта. Важная составляющая когнитивистики – теория когнитивной метафоры. Изучая метафоры, можно выйти на проблемы сознания, языкового знания.Итак, центром изучения современной лингвистики является язык не только внешний, но и внутренний – ментальный лексикон. Лекция 10. Методы лингвистических исследований Метод– система исследовательских приемов и процедур, способствующих целенаправленному изучению чего-либо с определенной точки зрения. Невозможно все объекты действительности изучить с помощью одного какого-то метода. Поэтому стоит вопрос о том, сколько методов существует и каким образом их классифицировать. Метод– система, с присущей ей структурой. Метод как система состоит из его теорий, совокупности научно-исследовательских приемов, содержание которых определяется лингвистическими основами метода и комплекса технических приемов и процедур. Теоретическая база метода должна основываться на познании действительных, а не вымышленных свойствах объекта. Применение любого метода начинается с приема. Прием – определенное действие, операция, оперирование языковым материалом. Научные приемы – сравнение, выявление дифференциальных признаков. Технические приемы – конспектирование изученной литературы, занесение на карточки, создание анкет. Любые приемы используются не хаотично. Они подчиняются определенной методике (последовательности приемов). В современной науке методы классифицируются в зависимости от того, какую цель преследуют (описание языка, определение языка среди других в мире и т. д.). Выделяются методы: описательный, таксономический, лингвогенетический, типологический и ряд других методов. 1. Описательный метод. Цель: установление фактов и явлений, включение их в обиход научного исследования. Приемы: наблюдение с интуитивным выделением языковых единиц и сведением их в совокупности. Первые грамматики пользовались этим методом. Описательный метод находит применение в полиевой лингвистике – она описывает языки, которые не имеют своей письменности. Известные исследователи: Б. Уорф, Л. Блумфилд, Бодуэн де Куртенэ. Очень близок к описательному – метод лингвистического эксперимента (эксперименталных исследований). Эксперимент – форма научного опыта, представляющая собой систематизированное и многократно воспроизводимое наблюдение объекта. Отдельные стороны и связи этого объекта с другими выявляются в процессе контролируемых пробных действий наблюдателя. Одним из первых предложил использовать эксперимент Л.В. Щерба. В своей работе он выделяет 3 типа эксперимента: а) эксперимент как способ проверки адекватности теоретических построений фактов языка; б) можно произвольно сочетать слова и систематически заменяя одно другим, меняя порядок и интонацию, наблюдать получающиеся при этом различия; в) анализировать отрицательный языковой материал (неправильное употребление слов), чтобы увидеть сдвиги. Все эксперименты делятся на технические и собственно лингвистические (глокая куздра, ассоциативный эксперимент). 2. Структурные или таксономические методы (таксономия – совокупность принципов и правил классификации лингвистических объектов). Методы применяются там, где нужно классифицировать объекты, которые располагаются иерархично. Цель: описать структуру языка. Отличие от описательного метода: описательный метод имеет дело с реальными наблюдаемыми объектами, а структурные – выявляют и описывают систему языка, которая выводится из языкового материала путем сложных умозаключений. Прием: вычленение лингвистических единиц, обобщение их в классы, классифицирование, моделирование и т.д. Методы структурной лингвистики: 1. Дистрибутивный анализ – это метод исследования языка, основанный на изучении окружения отдельных единиц в тексте и не использующий сведений о полном лексическом или грамматическом окружении этих единиц. Дистрибутивный анализ состоит из нескольких этапов. Начинается с символической записи теста (сущ. – С, гл. – Г, им. п., личная форма - л.ф, инф.). Затем мы изучаем эти записи. Составляется дистрибутивная формула. 2-я ступень после составления формулы – идентификация – то есть объединение множества текстовых единиц в одну единицу языка. Методика дистрибуции собенно востребована в изучении фонем и морфем. Если 2 текстовые единицы никогда не встречаются в одном окружении, то они принадлежат одной и той же единицы языка. Если единицы языка встречаются в одних и тех же окружениях, но при этом в значении не меняется, то они принадлежат одной единице языка. Если текстовые единицы встречаются в окружении, но различаются значениями, то перед нами разные единицы языка. 3-я: объединение выделенных единиц в классы (н., кач. прилагательные). 2. Анализ по непосредственным составляющим. Предложение создается путем последовательного наслоения двучленных конструкций, которые и названы непосредственными составляющими. Мы можем разложить предложение на компоненты до того минимума, который окажется далее неделимым. Зависимые компоненты называются спутниками. 3. Трансформационный метод(предложен Харрисом). Цель: найти элементарную синтаксическую единицу. Опирается на то, что основной единицей синтаксического уровня является некоторый тип простого предложения, который называется ядерным (нераспр., повеств., утверд., изъяв.накл. и активном залоге). Из ядерного предложения путем преобразования грамматической структуры мы можем получить все остальные предложения большей или меньшей сложности. Те операции, которые производятся над ядерными, называются трансформациями. А предложения, которые получаются, называются трансформами. Предложения в общем сходны по структуре и значению. Зная правила трансформации можно построить трансформационную грамматику и можем построить предложение любой степени сложности. 4. Метод компонентного анализа. С его помощью мы можем изучить устройство лексического значения. В основе лежит представление о том, что выделяются компоненты или семы (архисема – ядерная, дифференциальные – позволяют отличить значения, реальные – выражены, потенциальные – присущи и т.д.). Суть компонентного анализа в том, чтобы выявить семы в структуре ЛЗ. Кроме того, он используется для того, чтобы сравнить ЛЗ разных слов: выявить общие и разные семы. 5. Метод шести шагов(Караулов). Цепочка, связывающая 2 любых слова в словаре, никогда в сумме не превышает шести шагов до общего элемента. 3. Лингвогенетический метод – основываются на диахронном подходе к языку и ставят целью изучение истории отдельного языка или группы языков. Дваосновных метода: а) исторический, б) сравнительно-исторический. База исторического – один язык, а база сравнительно-исторического – группа родственных языков. 1. Исторический – с его помощью изучается развитие одного языка. Сводится к методике сравнения одного явления, взятого на разных этапах языкового развития. Прием внутренней реконструкции – мы берём современную форму и можем описать, сравнивая с похожей. И, в итоге, можем предположить как выглядел прототип. 2. Сравнительно-исторический метод – это совокупность приемов, направленных на решение ряда задач: 1) установить генетическое родство между различными языками определенного ареала, объяснить эту генетическую общность, объяснить причины и условия распада праязыка, а также отдельных языков; 2) объяснить закономерности эволюции группы родственных языков. Приёмы: 1. Прием генетического отождествления фактов. 2. Прием внешней реконструкции – мы можем реконструировать более древнее состояние сравнивания языковые факты родственных языков. 3. Прием относительной хронологии позволяет установить какое явление предшествует другому. 4. Методика глоттохронологии, которая помогает ответить на вопрос: с какой скоростью происходят изменения в языке и как постоянно. 5. Прием лингвистической географии – как в пространственном отношении разделяются факты. 4. Сопоставительный метод или типологический – сравниваются языковые структуры в их сходстве и различии не зависимо от их генетической принадлежности. Основанием для возникновения метода стало то, что все языки мира имеют сходные принципы в структурной организации. Поэтому с помощью этого метода изучаются языки в синхронии. Задача исследования – увидеть сходства языков и установить различное, присущее каждому языку в отдельности. Необходимо соблюдение следующих условий: язык должен рассматриваться как система. Поэтому нужно опирается не на единичные факты, а исходить из системного противопоставления своего и чужого. Чтобы было сопоставление, нужно несколько разных языков. 5. Методы количественного анализаопираются на связь с математикой. С помощью этих методов мы можем обнаружить связь между количественными и качественными сторонами языка (например, между употребительностью слова и длинной слова). 6. Самая распространённая методика – статистическая. Этим методом устанавливается связь между разными явлениями: можно определить идеостиль какого-то автора, кроме того, он используется для определения авторства того или иного текста. Результатом часто становится создание частотного словаря (например, словарь Засориной). В частотном словаре в определённом порядке располагаются слова, которые наиболее часто используются в определённых жанрах. С помощью него можно выявить определённые закономерности словоупотребления. Для языкознания рубежа XX-XXIвв. характерна разработка индивидуально-авторских исследовательских программ. Методика семантических примитивов А. Вежбицкой – пример лексикоцентрического подхода к языку. С развитием когнитивного направления связана разработка концептуального анализа. В зарубежном и отечественном языкознании широко используются методики исследования концепта и этноконцепта.
![]() ![]() ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... ![]() ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... ![]() Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... ![]() Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|