Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Методика формирования результирующей оценки





Отметка о зачете «зачтено»выставляется по результатам текущей аттестации, без дополнительного письменного опроса студенту, набравшему 60 и более баллов.

При получении по результатам изучения курса согласно текущей аттестации менее 60 баллов, студенту выставляется оценка «не зачтено» и он направляется на переэкзаменовку. Порядок прохождения дальнейшего обучения регулируется Положением о курсовых экзаменах и зачетах.

 

4.2. Учебно-методическая литература

 

Базовый учебник:

1. Веснин В.Р. Управление персоналом. – М.: Юристъ, 2003. – 340 с.

2. Егоршин А.П. Управление персоналом. – Н. Новгород: НИМБ, 2003. – 720 с.

3. Кибанов А.Я. Управление персоналом организации: учебник. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 638 с.

4. Лукичева Л.И. Управление персоналом. – М.: Омега-Л, 2007. – 264 с.

5. Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 320 с.

6. Одегов Ю.Г., Журавлев П.В. Управление персоналом. – М.: Финстатинформ, 2005. – 356 с.

7. Шекшня С.В. Управление персоналом. - М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2005. – 302 с.

 

Основная литература:

1. Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами: пер. 8-го англ. изд. / перев. с англ. под ред. С.К. Мордовина. – СПб.: Питер, 2004. – 832 с.

2. Базаров Т.Ю., Беков Х.А., Ансенова Е.А. Методы оценки управленческого персонала государственных и коммерческих структур. – М.: СТАРТ, 2002. – 329 с.

3. Молодчик А.В. Менеджмент: Стратегия, структура, персонал. - М., 1997.

4. Фут М. Введение в HR-менеджмент: учебник. – М.: Дело и Сервис, 2005. – 496 с.

 

Дополнительная литература:

1. Базаров Г.Ю. Управление персоналом. - М., 2002.

2. Борисова Е. А., Папонова Н.Е и др. Роль и действия службы персонала в условиях кризиса. Метод. издание – СПб – 1999.

3. Бородкин Ф.Н., Коряк Н.М. Внимание! Конфликт! – Новосибирск: Луч, 1999. – 169 с.



4. Вернер Зигерт, Лючия Ланг. Руководить без конфликтов. – М.: Экономика, 1990.

5. Виханский О.С. Человек, стратегия, организация, процесс. Учебник, - М.: МТУ, 1995 – 416 с.

6. Волгин Н.А., Николаев С.В. Доходы работника и результативность производства: проблемы, реалии, перспективы. – М.: Мир, 2000. – 254 с.

7. Голви У. Тимоти. Работа как внутренняя игра: Фокус, обучение, удовольствие и мобильность на рабочем месте / пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. – 252 с.

8. Грачев М. Суперкадры. Управление персоналом в международной корпорации, М. – 1993.

9. Демин Ю.М. Управление кадрами в кризисных ситуациях. – СПб.: Питер, 2004. – 219 с.

10. Журавлев П.В.,Кулапов М.Н., Сухарев С.А. Мировой опыт в управлении персоналом. Обзор зарубежных источников. М. – 1998.

11. Зайцев Г.Г. Управление кадрами на предприятии (персональный менеджмент), Л. – 1992.

12. Зигерт В., Ланк Л. Руководить без конфликтов. – М. Экономика, 2002. – 204 с.

13. Иванова С.В. Мотивация на 100%: А где же у него кнопка? – М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. – 288 с.

14. Иванцевиц Дж., Лобанов А. Человеческие ресурсы управления, М. – 1993.

15. Классики менеджмента / Под ред. И. Уорнера / Пер. с англ. под ред. Ю.Н. Каптуревского. -СПб.: Питер, 2001. – 695 с.

16. Кочеткова А.И. Основы управления персоналом, - М., 1999.

17. Красовский Ю.Д. Управление поведением в фирме. – М.: АРИЭЛ, 1995.

18. Левина С.Ш., Турчаева Р.Ю. Практикум по курсу «Менеджмент». – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 115 с.

19. Магура М.И. Поиск и отбор персонала. – М., 2001

20. Майстер Дэвид. Истинный профессионализм / пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. – 228 с.

21. Митин А.Н., Федорова А.Э., Токарева Ю.А. и др. Антикризисное управление персоналом организации: учеб. пособие. – СПб.: Питер, 2005. – 272 с.

22. Одегов Ю.Г. Аудит и контроллинг персонала. – М., 2002

23. Основы управления персоналом / под ред. Р.Г. Яновского. – М., 2002.

24. Проблемы управления персоналом / под ред. В.Н. Дулькина. – М., 1997.

25. Проников В.А., Ладанов И.Д. Управление персоналом в Японии – М.: Экономика, 2001. – 150 с.

26. Роджерс Ф. ИБН: взгляд из внутри: человек – фирма – маркетинг / пер. с англ. – М.: Лукачев и Ко, 1999. – 358 с.

27. Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Менеджмент персонала, Ростов н/Д. – 1997.

28. Спивак В.А. Организационное поведение и управление персоналом. - М., 2000.

29. Старобинский Э.В. Как управлять персоналом. - М.: «Бизнес-школа», 1995. – 240 с.

30. Травин В.В., Дятлов В.А. Основы кадрового менеджмента. М., 1995.

31. Управление персоналом / под ред. Б.Ю. Сербиновского, С.И. Самыгина. – М., 1999.

32. Управление персоналом. Энциклопедический словарь / под ред. А.Я. Кибанова, - М., 1998.

33. Уткин Э.А., Кочеткова А.М. Управление персоналом в малом и среднем бизнесе. – 1996.

34. Ушаков А.А. Особенности национальной карьеры: Как делать карьеру в России. Тайны менеджмента по персоналу. – М., 1999.

35. Ходгсон С. Блестящие ответы на трудные вопросы при приеме на работу / пер. с англ. – М.: Вершина, 2006. – 176 с.

36. Цветаев В.Н. Управление персоналом. – М., 2002.

37. Чудновская С.Н. История менеджмента: учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2004. – 340 с.

38. Шейл П. Руководство по развитию персонала. – СПб.: Питер, 2004. – 240 с.

 

 

Электронные книги:

1.Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия. – Учебное пособие. В пособии рассмотрены теоретические, методические и практические вопросы управления процессом формирования, развития и использования трудового потенциала работника и коллектива предприятия, технология кадрового планирования и пути перестройки кадровой службы в условиях функционирования рынка труда. Книга предназначена для студентов, специализирующихся в области менеджмента, экономики и социологии труда, а также для тех, кто избрал изучение проблем управления кадрами в качестве курса по выбору, для слушателей спецфакультета, руководителей и специалистов кадровых служб предприятий и организаций. Режим доступа: eup.ru.

2.Управление персоналом / Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. – Учебник. На основе отечественного и зарубежного опыта предлагаются эффективные подходы к работе с персоналом в современных условиях (командный менеджмент, контрактация ответственности, антикризисное управление). Рассматриваются основы организации управления, концепции управления персоналом, стратегии управления персоналом, технологии и методы управления персоналом. Проблемы управления персоналом рассматриваются с учетом специфики организационной культуры, фаз жизни организации. Режим доступа: aup.ru.

 

Электронные ресурсы по курсу:

1.www.management.com.ua - Интернет портал для управленцев.

2.www.megabook.ru/business - экономический словарь.

3.www.glossary.ru - служба тематических толковых словарей.

4.www.bpm-online.ru - все об управлении бизнес процессами, стратегией, финансами, персоналом, маркетингом.

5.ek-lit.agava.ru/books.htm - Библиотека экономической и деловой литературы. Читальня.

6.eup.kulichki.net/Catalog/All-All.htm - Библиотека экономической и управленческой литературы. Бесплатная электронная библиотека (монографии, диссертации, книги, статьи, новости и аналитика, конспекты лекций, рефераты, учебники).

7.econom.nsc.ru/jep - Виртуальная экономическая библиотека.

8.www.garant.ru – Гарант.

9.www.vopreco.ru - Журнал «Вопросы экономики».

10.www.expert.ru- Журнал «Эксперт».

11.www.akdi.ru- Интернет-сервер «АКДИ Экономика и жизнь».

12.www.consultant.ru - Консультант-Плюс.

13.dic.academic.ru/searchall.php - Словари и энциклопедии.

14.glossary.ru - Служба тематических толковых словарей.

15.www.zipsites.гu - Библиотека экономической и управленческой литературы.

16.www.sf–online.ru – Деловой журнал «Секрет фирмы».

 

Источники на иностранном языке:

1. Bowen, David E, and Greiner, Larry Moving from Production to Service in Human Resources Management. Organization Dynamics, Summer 1986.

2. Butler, John, Ferris, Gerald, and Napier, Nancy Strategy and Human Resources Management. South-Western Publishing, Cincinnati, Ohio, 1991.

3. Ceriello, Vincent Human Resources Management Systems. Lexington, New York, 1991.

4. Walker, James Human Resource Strategy, Mc-Graw Hill, Inc. 1992.

5. Werther, William, Jr., and Keith, Davis Human Resources and Personnel Management, Mc-Graw Hill, New York, 1989.

6. Feldman, Daniel Managing Careers in Organizations. Scott, Foresma, Glenview, 1988.

7. Greenhaus, Jeffret Career Management. Dryden Press, Hinsdale, 1987.

 

Периодические издания (бюллетень, вестник, газета, журнал):

1. HR – Human Resources.

2. БОСС.

3. Власть.

4. Вопросы управления предприятием.

5. Вопросы экономики.

6. Деловая жизнь.

7. Деловое Поволжье.

8. Деловые вести.

9. Журнал «Управление компанией» (ЖУК).

10. Кадры предприятия.

11. Коммерсант.

12. Менеджмент в России и за рубежом.

13. Новый менеджмент.

14. Право и экономика.

15. Проблемы теории и практики управления.

16. Российская газета.

17. Российские вести.

18. РФ сегодня.

19. Секрет фирмы.

20. Управление персоналом.

21. ЭКО.

22. Экономика и жизнь.

23. Экономист.

24. Экономические науки и современность.

25. Эксперт.

 

Для более глубокого усвоения студентом предмета, понимания основных проблем теории и практики управления персоналом можно порекомендовать следующее:

­ работа с учебниками и специальной литературой, изучение публикаций в научных журналах (например, «Управление персоналом», «Проблемы теории и практики управления», «Менеджмент в России и за рубежом», «ЖУК», «HR - Human Resources», «Эксперт», «БОСС», «ЭКО», «Секрет фирмы», «Вопросы экономики», «Деловые вести», «Коммерсант», «Экономист», «Вопросы управления предприятием», «Новый менеджмент», «Власть» и др.);

­ при работе с литературой следует вести запись основных положений (конспектировать отдельные разделы, выписывать новые термины и раскрывать их содержание);

­ необходимо проработать ряд литературных источников и, прежде всего учебные пособия, в которых наиболее полно отражены и систематизированы узловые вопросы курса.

 

 

 


Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов

 

• Советы по планированию и организации времени, необходимого для изучения дисциплины

 

Для более глубокого усвоения студентом предмета, понимания основных проблем теории и практики управления персоналом можно порекомендовать следующее:

­ работа с учебниками и специальной литературой, изучение публикаций в научных журналах (например, «Управление персоналом», «Проблемы теории и практики управления», «Менеджмент в России и за рубежом», «ЖУК», «HR - Human Resources», «Эксперт», «БОСС», «ЭКО», «Секрет фирмы», «Вопросы экономики», «Деловые вести», «Коммерсант», «Экономист», «Вопросы управления предприятием», «Новый менеджмент», «Власть» и др.);

­ при работе с литературой следует вести запись основных положений (конспектировать отдельные разделы, выписывать новые термины и раскрывать их содержание);

­ необходимо проработать ряд литературных источников и, прежде всего учебные пособия, в которых наиболее полно отражены и систематизированы узловые вопросы курса.

Семинар — одна из основных форм организации учебного процесса, представляющая собой коллективное обсуждение студентами теоретических вопросов под руководством преподавателя.

Основной целью семинарского занятия является это проверка глубины понимания студентом изучаемой темы, учебного материала и умения изложить его содержание ясным и четким языком, развитие самостоятельного мышления и творческой активности у студента.

На семинарских занятиях предполагается рассматривать наиболее важные, существенные, сложные вопросы которые, как свидетельствует преподавательская практика, наиболее трудно усваиваются студентами.

При этом готовиться к семинару всегда нужно заранее. Подготовка к семинару включает в себя следующее:

- обязательно ознакомиться с планом семинарского занятия, в котором содержатся основные вопросы, выносимые на обсуждение;

- изучить конспекты лекций, соответствующие разделы учебника, учебного пособия, содержание рекомендованных нормативных правовых актов;

- нужно выписать основные термины и выучить их;

- нужно изучить дополнительную литературу по теме семинара, делая при этом необходимые выписки, которые понадобятся при обсуждении на семинаре;

- нужно постараться сформулировать свое мнение по каждому вопросу и аргументировано его обосновать;

- следует записывать возникшие во время самостоятельной работы с учебниками и научной литературы вопросы, чтобы затем на семинаре получить на них ответы;

- следует обращаться за консультацией к преподавателю.

Семинарские занятия включают в себя и специально подготовленные рефераты, выступления по какой-либо сложной или особо актуальной проблеме. Тема для такого выступления может быть предложена преподавателем или избрана самим студентом, но материал выступления не должен дублировать лекционный материал. На семинаре студент проявляет свое знание предмета, корректирует информацию, полученную в процессе лекционных и внеаудиторных занятий, формирует определенный образ в глазах преподавателя, получает навыки устной речи и культуры дискуссии.

Большую помощь при подготовке к семинарскому занятию может оказать базовый учебник по управлению персоналом А.Я. Кибанова «Управление персоналом организации», в котором рассматриваются вопросы, имеющие ключевое значение для специалистов по управлению персоналом и управленцев организаций в широком смысле слова: теория управления человеческими ресурсами, методология управления персоналом и формирования системы управления персоналом организации, стратегическое управление персоналом и планирование каровой работы в организации, технология управления персоналом и его развитием, а также вопросы управления поведением персонала организации и оценки результатов его деятельности. Данная книга имеет не только большое учебное, но и практическое значение; она пригодна в качестве стандартного учебного курса в системе высшего образования и длясамообразования, а также для продолжения образования в системе повышения квалификации специалистов, участвующих в формировании системы управления персоналом и систем управления организацией в целом, работающих с кадрами в рыночных условиях функционирования отечественной экономики.

Наиболее доступно и сжато курс управления персоналом излагается в учебнике С.В. Шекшня «Управление персоналом современной организации» Книга отличается полнотой изложения и высокой информативностью, она посвящена анализу проблем управления персоналом современной организации. Процесс управления персоналом рассматривается в неразрывной связи с целями организации. Автор использует российский и зарубежный опыт, дает практические рекомендации.

Учебник Н.П. Беляцкого «Управление персоналом» написан в соответствии с типовой программой курса «Управление персоналом» и включает наиболее актуальные проблемы управления персоналом, решение которых позволяет современному менеджеру обеспечить выживаемость предприятия и его развитие. В нем представлены современные трактовки управления человеческими ресурсами, а также наиболее актуальные разделы этого управления: основы управления персоналом, включая миссию, кадровый потенциал, стратегию; функции и методы управления, в том числе методы подбора и планирования персонала, управление знаниями.

При подготовке к семинарскому занятию студенту рекомендуется использовать учебник по управлению персоналом Л.И. Лукичевой. В нем освещается широкий круг вопросов управления персоналом в деловой организации, функционирующей в конкурентной рыночной среде. Особенностью учебника является использование при рассмотрении основ управления персоналом организации структурно-логических схем, отражающих краткое содержание изложенного лекционного материала с акцентом на важные аспекты.

На стадии подготовки к семинарскому занятию полезно обратиться к учебнику для вузов Б.М. Гренкина «Основы управления персоналом». Данный учебник содержит теоретические основы анализа производительности и эффективности труда, методы оптимизации трудовых процессов, мотивации и оплаты труда, организации работы с персоналом. Существенное внимание уделено мировому опыту управления производительностью, анализу рынка труда, экономике персонала.

Учебное пособие А.П. Егоршина «Управление персоналом» посвящено актуальным проблемам управления персоналом на предприятиях. Рассмотрена система работы с персоналом во взаимосвязи кадровой политики, подбора, оценки. Расстановки и обучения персонала. Изложены новые подходы к организации работы с персоналом на основе разработки философии предприятия и структуры персонала, регламентации и научной организации труда, формирования коллектива на основе теории лидерства. Освещены важные вопросы мотивации и потребностей, систем оплаты труда, методов управления персоналом и оценки эффективности работы персонала в условиях современной рыночной экономики и демократизации общества.

В учебном пособии Д.А. Аширова «Управление персоналом» рассмотрены вопросы теории, опыт и практика управления персоналом в современных условиях, изложены ключевые концепции и методы управления персоналом, особенности управления персоналом в России, опыт передовых стран. Освещены проблемы реализации основных принципов и концепций менеджмента в плане совершенствования управления персоналом. Приводятся конкретные примеры из практики управления персоналом и обобщается опыт в этой области ведущих транснациональных корпораций. Учебное пособие написано в соответствии с государственным образовательным стандартом по дисциплине «Управление персоналом».

В процессе семинарских занятий студенты должны научиться:

· владеть понятийным аппаратом управления персоналом организации;

· проводить системный анализ управления персоналом организации;

· использовать методики расчета потребности в персонале, определения уровня эффективности управления персоналом, расчета основных показателей состояния и динамики персонала организации и эффективности его использования;

· обосновывать выводы и предложения по совершенствованию технологий управления персоналом.

· оценивать экономическую и социальную эффективности проектов совершенствования системы и процессов управления персоналом.

Наряду с чтением лекций профессорско-преподавательским составом кафедры «Менеджмент», изучением базовых учебников по курсу, учебных пособий студентам рекомендуется проведение самостоятельной работы.

Самостоятельная работа является неотъемлемым элементом учебного процесса, одним из основных методов освоения учебных дисциплин и овладения навыками профессиональной и научно-исследовательской деятельности. При самостоятельной работе достигается конкретное усвоение учебного материала, развиваются теоретические способности, столь важные для современной подготовки специалистов.

Следует отметить, что самостоятельная работа студентов приносит результаты лишь тогда, если она является целенаправленной, систематической и планомерной.

Формы самостоятельной работы студентов: изучение соответствующих монографий, периодической литературы и статистических материалов, рекомендуемых преподавателями кафедры.

 

№ п/п Наименование темы Самостоятельная работа студента Кол-во часов
Модуль I – «Концептуальные основы управления персоналом организации»
1. Персонал предприятия как объект управления 1. Подготовка: - к дискуссии по вопросам темы. 2. Дать определение в письменной форме следующим ключевым понятиям[2]: Организация, персонал, человеческие ресурсы, кадры, кадровый потенциал, работник, человеческий капитал, трудовые ресурсы, управление персоналом, стратегия управления персоналом, стратегическое управление персоналом, концепции управления персоналом.
2. Место и роль управления персоналом в системе управления предприятием 1. Подготовка: - к дискуссии по вопросам темы. 2. Дать определение в письменной форме следующим ключевым понятиям: Проблема, функции управления персоналом, внешняя среда, внутренняя среда, факторы внешней среды, факторы внутренней среды, развитие, общее линейное руководство, рабочая сила, экономически активное население.
3. Принципы управления персоналом 1. Подготовка: - к дискуссии по вопросам темы; - к написанию теста по вопросам темы. 2. Дать определение в письменной форме следующим ключевым понятиям: Принцип управления персоналом, метод управления персоналом, система управления персоналом, кадровая политика.
4. Функциональное разделение труда и организационная структура службы управления персоналом 1. Подготовка: - к дискуссии по вопросам темы. 2. Дать определение в письменной форме следующим ключевым понятиям: Виды разделения труда, границы разделения труда, служба управления персоналом, функции службы управления персоналом, организационная структура службы управления персоналом.
5. Кадровое, информационное, техническое и правовое обеспечение системы управления персоналом 1. Подготовка: - к дискуссии по вопросам темы; - к написанию теста по вопросам темы. 2. Дать определение в письменной форме следующим ключевым понятиям: Анализ работы, работа, должность, трудовая деятельность, должностная инструкция, квалификационные требования, планирование человеческих ресурсов, прогноз потребности в персонале, прогноз наличия персонала, текучесть кадров, высвобождение, увольнение, скользящее пенсионирование.
6. Анализ кадрового потенциала 1. Подготовка: - к дискуссии по вопросам темы; - к написанию теста по вопросам темы. 2. Дать определение в письменной форме следующим ключевым понятиям: Кадровый потенциал, методы оценки деятельности сотрудников, оценочное интервью.
7. Перемещения, работа с кадровым резервом, планирование деловой карьеры 1. Подготовка: - к дискуссии по вопросам темы; - к написанию теста по вопросам темы. 2. Дать определение в письменной форме следующим ключевым понятиям: Карьера, карьерный путь, планирование карьеры сотрудника, карьерное целеполагание, индивидуальное планирование карьеры, организационное планирование карьеры, развитие карьеры, реинжиниринг, резюме, сопроводительное письмо, собеседование.
Модуль II - «Методологические основы управления персоналом»
8. Подбор персонала и профориентация 1. Подготовка: - к дискуссии по вопросам темы; - к написанию теста по вопросам темы. 2. Дать определение в письменной форме следующим ключевым понятиям: Подбор, внутренние источники привлечения кандидатов, внешние источники привлечения кандидатов, непотизм, кадровое агентство, день открытых дверей, отбор, принципы отбора, наем.
9. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации персонала 1. Подготовка: - к дискуссии по вопросам темы; - к написанию теста по вопросам темы. 2. Дать определение в письменной форме следующим ключевым понятиям: Подготовка, переподготовка, повышение квалификации сотрудника, виды подготовки кадров, наставничество, обучение персонала, дистанционное обучение, стажировка, корпоративный университет.
10. Мотивация поведения в процессе трудовой деятельности 1. Подготовка: - к дискуссии по вопросам темы; - к написанию теста по вопросам темы. 2. Дать определение в письменной форме следующим ключевым понятиям: Мотивация, демотивация, образ действия человека, кнопка «пуска», виды мотивации, мотивирующие и удовлетворяющие факторы, вознаграждение, виды денежного вознаграждения, нематериальное вознаграждение, виды справедливости при формировании системы вознаграждения.
11. Профессиональная и организационная адаптация персонала 1. Подготовка: - к дискуссии по вопросам темы; - к написанию теста по вопросам темы. 2. Дать определение в письменной форме следующим ключевым понятиям: Профессиональная адаптация, организационная адаптация, трудовая адаптация, общая адаптация, специальная адаптация.
12. Конфликты в коллективе 1. Подготовка: - к дискуссии по вопросам темы; - к написанию теста по вопросам темы. 2. Дать определение в письменной форме следующим ключевым понятиям: Конфликт, субъект конфликта, объект конфликта, причины возникновения конфликта, функции конфликта, несчастный случай, стресс, управление конфликтами, методы управления конфликтами, глубина конфликта, способы разрешения конфликта, переговоры, сглаживание, принуждение, сотрудничество, уступчивость, компромисс.
13. Оценка эффективности управления персоналом 1. Подготовка: - к дискуссии по вопросам темы; - к написанию теста по вопросам темы. 2. Дать определение в письменной форме следующим ключевым понятиям: Затраты предприятия на персонал, совершенствование системы и технологии управления персоналом, подходы к оценке эффективности управления персоналом.
Всего:

 

• Описание последовательности действий студента, или «сценарий изучения дисциплины»

 

Изучение дисциплины должно завершиться овладением необходимыми профессиональными знаниями, умениями и навыками. Этот результат может быть достигнут только после весьма значительных усилий. При этом важными окажутся не только старание и способности, но и хорошо продуманная организация труда студента. В первую очередь это правильная организация времени.

При изучении дисциплины наименьшие затраты времени обеспечит следующая последовательность действий. Прежде всего, необходимо своевременно, то есть после сдачи экзаменов и зачетов за предшествующий семестр, выяснить, какой объем информации следует усвоить, какие умения приобрести для успешного освоения дисциплины, какие задания выполнить для того, чтобы получить достойную оценку. Сведения об этом, т. е. списки литературы, темы практических занятий, контрольных работ и вопросы к ним, а также другие необходимые материалы имеются в разработанном учебно-методическом комплексе.

Регулярное посещение лекций и практических занятий не только способствует успешному овладению профессиональными знаниями, но и помогает наилучшим образом организовать время, т.к. все виды занятий распределены в семестре планомерно, с учетом необходимых временных затрат.

Важнейшей частью работы студента-менеджера является изучение существующей практики управления персоналом. Учебник, при всей его важности для процесса изучения дисциплины, как правило, содержит лишь минимум необходимых теоретических сведений. Университетское образование предполагает более глубокое знание предмета. Кроме того, оно предполагает не только усвоение информации, но и формирование навыков исследовательской работы. Для этого необходимо изучать и самостоятельно анализировать статьи периодических изданий и Интернет-ресурсы, посвященные проблемам управления в целом и управления персоналом в частности.

Работу по конспектированию следует выполнять, предварительно изучив планы практических занятий и темы контрольных работ. В этом случае ничего не будет упущено и студенту не придется конспектировать источник повторно, тратя на это драгоценное время. Правильная организация работы, чему должны способствовать данные выше рекомендации, позволит студенту своевременно выполнить все задания, получить достойную оценку и избежать, таким образом, необходимости тратить время на переподготовку и пересдачу предмета.

 

• Рекомендации по использованию материалов учебно-методического комплекса

 

При работе с настоящим учебно-методическим комплексом особое внимание необходимо обратить на то, что дисциплина «Управление персоналом» тесно связана с некоторыми другими курсами, поэтому возможно дублирование некоторых изучаемых вопросов, источников и литературы.

Учебно-методический комплекс (УМК) призван помочь студенту понять специфику изучаемого материала, а в конечном итоге – максимально полно и качественно его освоить. Студент внимательно читает и осмысливает тот раздел, задания которого ему необходимо выполнить. Выполнение всех заданий, определяемых содержанием курса, предполагает работу с дополнительными источниками: монографиями, статьями периодических изданий и Интернет-ресурсов. Прежде чем осуществить этот шаг, студенту следует обратиться к основной учебной литературе, ознакомление с материалом которой позволит ему сформировать общее представление о существе интересующего вопроса.

В первую очередь студент должен осознать предназначение комплекса: его структуру, цели и задачи. Для этого он знакомится с преамбулой, оглавлением УМК, говоря иначе, осуществляет первичное знакомство с ним.

В разделе, посвященном методическим рекомендациям по изучению дисциплины, приводятся советы по планированию и организации необходимого для изучения дисциплины времени, описание последовательности действий студента («сценарий изучения дисциплины»), рекомендации по работе с литературой, советы по подготовке к зачету и разъяснения по поводу работы с тестовой системой курса и над домашними заданиями. В целом данные методические рекомендации способны облегчить изучение студентами курса «Управление персоналом» и помочь успешно сдать зачет.

В разделе, содержащем учебно-методические материалы курса, представлен опорный конспект лекций, содержание практических занятий по дисциплине (со списком литературы по каждой теме), словарь основных терминов курса и именной указатель мыслителей в области управления персоналом, а также примерные темы рефератов, содержание эссе, контрольные вопросы по каждой теме и тесты, при решении которых студенты могут проверить уровень своих знаний по дисциплине.

Последний раздел учебно-методического комплекса отражает содержание балльно-рейтинговой системы оценки успеваемости студентов по дисциплине.

 

• Рекомендации по работе с литературой

 

Работа с литературой является основным методом самостоятельного овладения знаниями. Это сложный процесс, требующий выработки определенных навыков, поэтому студенту нужно обязательно научиться работать с книгой.

Осмысление литературы требует системного подхода к освоению материала. В работе с литературой системный подход предусматривает не только тщательное (при необходимости – многократное) чтение текста и изучение специальной литературы, но и обращение к дополнительным источникам – справочникам, энциклопедиям, словарям. Эти источники – важное подспорье в самостоятельной работе студента, поскольку глубокое изучение именно их материалов позволит студенту уверенно «распознавать», а затем самостоятельно оперировать теоретическими категориями и понятиями, следовательно – освоить новейшую научную терминологию. Такого рода работа с литературой обеспечивает решение студентом поставленной перед ним задачи (подготовка к практическому занятию, выполнение контрольной работы и т.д.).

Выбор литературы для изучения делается обычно по предварительному списку литературы, который выдал преподаватель, либо путем самостоятельного отбора материалов. После этого непосредственно начинается изучение материала, изложенного в книге.

Прежде чем приступить к чтению, необходимо запомнить или записать выходные данные издания: автор, название, издательство, год издания, название интересующих глав. Предисловие или введение книги поможет установить, на кого рассчитана данная публикация, какие задачи ставил перед собой автор. Это помогает составить представление о степени достоверности или научности данной книги. Содержание (оглавление) дает представление о системе изложения ключевых положений всей публикации и помогает найти нужные сведения. Если в книге есть главы или отдельные параграфы, которые соответствуют исследуемой теме дисциплины, то после этого необходимо ознакомиться с введением.

Во введении или предисловии разъясняются цели издания, его значение, содержится краткая информация о содержании глав работы. Иногда полезно после этого посмотреть послесловие или заключение. Особенно это важно, если это не учебник, а монография, потому что в заключении объясняется то, что может оказаться непонятным при изучении материала. В целом, это поможет правильнее структурировать полученные знания.

При изучении материалов глав и параграфов необходимо обращать особое внимание на комментарии и примечания, которыми сопровождается текст. Они разъясняют отдельные места текста, дополняют изложенный материал, указывают ссылки на цитируемые источники, исторические сведения о лицах, фактах, объясняют малоизвестные или иностранные слова.

После просмотра книги целиком или отдельной главы, которая была необходима для изучения определенной темы курса, нужно сделать записи в виде краткого резюме источника. В таком резюме следует отразить основную мысль изученного материала, приведенные в ее подтверждение автором аргументы, ценность данных аргументов и т.п. Данные аргументы помогут сформировать собственную оценку изучаемого вопроса.

Во время изучения литературы необходимо конспектировать и составлять рабочие записи прочитанного. Такие записи удлиняют процесс проработки, изучения книги, но способствуют ее лучшему осмыслению и усвоению, выработке навыков кратко и точно излагать материал. В идеале каждая подобная запись должна быть сделана в виде самостоятельных ответов на вопросы, которые задаются в конце параграфов и глав изучаемой книги. Однако такие записи могут быть сделаны и в виде простого и развернутого плана, цитирования, тезисов, резюме, аннотации, конспекта.

Наиболее надежный способ собрать нужный материал – составить конспект. Конспекты позволяют восстановить в памяти ранее прочитанное без дополнительного обращения к самой книге.

Конспект (с лат. – обзор, очерк) – это краткое изложение своими словами содержания книги. Он включает запись основных положений и выводов основных аргументов, сути полемики автора с оппонентами с сохранением последовательности изложения материала.

Большое значение имеет внешняя сторона записей. При составлении конспектов следует пользоваться различными приемами выделения отдельных частей текста, ключевых выражений, терминов, основных понятий (выделение абзацев, подчеркивание, написание жирным шрифтом, курсивом, использование цветных чернил и т.п.). Желательно оставлять поля для внесения дополнений, поправок или фиксации собственных мыслей по данной записи, возможно несовпадающих с авторской точкой зрения.

При изучении литературы особое внимание следует обращать на новые термины и понятия. Понимание сущности и значения терминов способствует формированию способности логического мышления, приучает мыслить абстракциями, что важно при усвоении дисциплины. Поэтому при изучении темы курса студенту следует активно использовать универсальные и специализированные энциклопедии, словари, иную справочную литературу.

Вся рекомендуемая для изучения курса литература подразделяется на основную и дополнительную. К основной литературе относятся источники, необходимые для полного и твердого усвоения учебного материала (учебники и учебные пособия). Необходимость изучения дополнительной литературы диктуется прежде всего тем, что в учебной литературе (учебниках) зачастую остаются неосвещенными современные проблемы, а также не находят отражение новые документы, события, явления, научные открытия последних лет. Поэтому дополнительная литература рекомендуется для более углубленного изучения программного материала.

 

• Советы по подготовке к зачету

 

Подготовка студентов к сдаче зачета включает в себя:

- просмотр программы учебного курса;

- определение необходимых для подготовки источников (учебников, нормативных









Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2021 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.