|
Перспективные направления развития организаций⇐ ПредыдущаяСтр 12 из 12 Характерной чертой последних лет, а также предстоящего периода становится переход от узкой специализации к интеграции управленческой деятельности, изменения в ее содержании и характере, в стиле управления. Руководитель должен не приказывать своим подчиненным, а направлять их усилия, помогать раскрытию их способностей, формировать вокруг себя группу единомышленников. При таком подходе организационные структуры из пирамидальных должны превращаться в плоские, с минимальным числом уровней между высшим руководителем и непосредственными исполнителями, с ориентацией на связь с потребителями. Рисунок 33. – Современные тенденции развития организаций
На основе теоретических исследований форм организаций будущего наметились два вида организаций: горизонтальные корпорации, сетевые организации. 1. Горизонтальные организации. Основными признаками горизонтальных организаций являются следующие: – организационная структура формируется вокруг базовых процессов со специфическими целями в каждом из них (разработка новых изделий, производство и сбыт продукции), а не в зависимости от функционального разделения труда; – организационная структура формируется по функциям управления, отдельным заданиям, поставленным задачам (прогнозирование рыночного спроса на данный продукт); – плоская иерархия, при которой сокращается вертикальное администрирование, возложен полный отказ от иерархии и обособление функциональных органов; – выявляются и устраняются работы, которые не обеспечивают получение добавленной стоимости; – происходит минимизация деятельности внутри каждого базового процесса; – основными «несущими опорами» становятся автономные межфункциональные рабочие группы (команды), каждая из которых имеет определенную цель, осуществляется четкий контроль достижения этих целей; – используется минимально возможное количество автономных групп (команд) для осуществления соответствующих базовых процессов, в которые входят 9–12 высококвалифицированных специалистов; – основной критерий эффективности – степень удовлетворения потребностей конкретных потребителей. Основными преимуществами организационных структур горизонтального типа являются: – гибкость организации, максимальное приспособление к постоянно меняющимся требованиям рынка; – сокращение нерациональных затрат; – мобилизация всех ресурсов организации. 2. Многомерные организации. Такие организации называются «предприятие в предприятии», «фабрика в фабрике», организации с «внутренними рынками» и т. п. Основой многомерной организации является автономная рабочая группа, получающая статус «центра прибыли», а в отдельных случаях являющаяся самостоятельной организацией. Главным достоинством многомерного подхода является максимальное сближение производителя и потребителя, что позволяет удовлетворять его запросы. Каждое подразделение в многомерной организации может быть организовано так, как и организация в целом. Многомерная структура применима к любому подразделению организации. Чем меньше подразделение, тем меньше его штат и больше разнообразных обязанностей у его руководителя. В многомерной организации отношения членов автономной группы с ее высшим руководителем и другими подразделениями ничем не отличается от отношений с другими клиентами. Многомерными организациями они называются потому, что имеют несколько переменных: ресурсы, результаты, территория, рынок, потребитель. 3. Сетевые организации. Сетевые организационные структуры. Перенесение рыночных отношений на внутреннюю сферу компаний (внутренние рынки) обусловило создание нового типа структур – сетевые организации, в которых последовательность команд иерархической структуры заменяется цепочкой заказов на поставку продукции и развитие взаимоотношений с другими фирмами. Сетевые системы отражают связи между элементами внутренней и внешней среды организаций. Термин «сетизация» означает метод, заключающийся в формировании сети с ее узлами и связями для достижения целей. Сетевая модель одинаково применима как в качестве модели внутриорганизационного сотрудничества между потенциальными ресурсами, так и между организациями и группами организаций. При создании организации-сети, организация разбивается для более гибкого выполнения производственных программ на самостоятельные в хозяйственном, а иногда и в правовом отношении центры (хозяйственные единицы, отделения, производственные сегменты, центры прибыли). На смену централизованным приходят федеративные структуры. Сети из организаций могут быть представлены двумя организационными моделями: – сеть, формирующаяся вокруг крупной организации. В этом случае крупная организация представляет собой ядро сети. Собирает вокруг себя организации меньшего размера, поручая им выполнение отдельных видов деятельности. Крупные организации занимают доминирующее положение в деловых операциях, являются головным заказчиком, и сеть становится иерархизированной. Мелкие организации попадают в зависимость от более крупного партнера; – сеть организаций, близких по масштабам. Большинство организаций, объединенных в сеть, юридически самостоятельны, но в хозяйственном плане поддерживают устойчивость друг друга, что очень важно для всех. Отдельные виды деятельности при сетизации могут быть переданы другим организациям, специализирующимся на определенных видах деятельности, например, на маркетинговых исследованиях, на обеспечении сырьем и материалами, составлении бухгалтерской отчетности, подборе кадров и повышении их квалификации, на послепродажном обслуживании и т. д. В целом организация может освободиться от многих видов деятельности и сконцентрировать все ресурсы на приоритетных для себя областях специализации. 4. Оболочечная организация – это организация, которая часть бизнес-функций, прежде всего производство продукции, передает на контрактной основе сторонним подрядчикам, а сама сосредотачивается на трансакционной составляющей бизнеса, т. е. определяет, что и сколько производить, как и кому реализовывать. Преимущества сетевых организаций достаточно значительны: – адаптивность организаций к изменяющимся условиям, быстрая реакция на изменение конъюнктуры; – концентрация деятельности организации на приоритетных областях, специализации на уникальных процессах; – существенное сокращение издержек, их рациональная структура и повышение доходов; – низкий уровень занятости, исключение дублирования использования квалифицированной рабочей силы; – привлечение к совместной деятельности в рамках сети самых лучших партнеров, исключение использования второсортных исполнителей. Трудности, выявившиеся при внедрении сетевых принципов, говорят о том, что должны быть определенные границы для «безграничных» организаций. 5. Современные телекоммуникационные технологии расширяют границы сотрудничества. Современные компьютерные технологии позволяют осуществлять совместную групповую работу в удаленном режиме. Такие группы (команды) называются виртуальными. В таких группах (командах) изменяется статус работника в организации; он рассматривается не как функционер, а как потенциальный ресурс, содержащий совокупность знаний и умений, доступный для всех в рамках организации. В современных условиях виртуальными становятся не только группы (команды), но и целые организации. При определенных условиях в качестве виртуального ресурса может быть и менеджер, которого можно использовать виртуально, т. е. без физического контакта с ним.
Контрольные вопросы по разделу 8: 1. Когда начали проводиться систематизированные исследования по теории организации? 2. Какие вы знаете классические модели организации? 3. Какие современные тенденции развития организаций вы знаете? 4. Каковы перспективы развития организации в будущем? 5. Назовите и дайте характеристику перспективным направлениям развития организаций.
Библиографический список Основная литература Арутюнова, Л. М. Теория организации: учебно-методический комплекс /Л. М. Арутюнова. – Ульяновск : УлГТУ, 2004. Дополнительная литература 1. Богданов, А. А. Тектология (Всеобщая организационная наука) : В 2 т. /А. А. Богданов. – М. : Экономика, 1989. 2. Будков, В. Н. Модели и методы управления организационными системами / В. Н. Будков, В. А. Ириков. – М. : Наука, 1994. 3. Ващекин, Н. П. Новая парадигма развития России. Комплексные исследования проблем устойчивого развития / Н. П. Ващекин. – М. : МТУК, 1999. 4. Герасимов, Б. Н. Современные организации: образ, проектирование, развитие : учебное пособие / Б. Н. Герасимов, Л. А. Лукьянова, В. В. Морозов. – Самара : УДЦ, 2000. 5. Лагоша, Б. А. Методы и структуры совершенствования организационных структур / Б. А. Лагоша. – М. : Наука, 1988. 6. Мастенбрук, Э. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации : пер. с англ. / Э. Мастенбрук. – М. : ИНФА-М, 1996. 7. Менеджмент : учебное пособие для вузов / под ред. Ю. В. Кузнецова, В. И. Подлесных. – СПб. : Издательский дом «Бизнес-пресса», 2001. 8. Мильнер, Б. З. Системный подход к организации управления / Б. З.Мильнер, Л. И. Евенко, В. С. Раппопорт. – М. : Экономика, 1983. 9. Мильнер, Б. З. Теория организации : учебник / Б. З. Мильнер. – 3-е изд. – М. : ИНФА-М, 2003. 10. Пригожин, А. И. Организация : Системы и люди / А. И. Пригожин. – М.: Политиздат, 1983. 11. Рогожин, С. В. Теория организации : учебное пособие / С. В. Рогожин, Т. В. Рогожина. – М. : Экзамен, 2002. 12. Саймон, Г. Менеджмент в организации / Г. Саймон. – М. : Экономика, 1995. 13. Смирнов, Э. А. Основы теории организации : учебное пособие для вузов / Э. А. Смирнов. – М. : Аудит, ЮНИТИ, 1998. 14. Смирнов, Э. А. Теория организации : учебное пособие / Э. А. Смирнов. – М. : ИНФА-М, 2000. 15. Смолкин, А. М. Менеджмент : Основы организации : учебник / А. М. Смолкин. – М. : ИНФА-М, 1999. 16. Страхова, Л. П. Принципы и методы тектологии А. А. Богданова в современной организации управления / Л. П. Страхова // Менеджмент в России и за рубежом. – 1997. – № 5. 17. Теория организации: учебник / под ред. В. Г. Алиевой. – М. : Луч, 1999. 18. Теория организаций и организационное проектирование (пособие по неклассической методологии) : учебное пособие / под ред. Т. П. Фокиной, Ю.А. Корсакова, Н. Н. Слонова. – Саратов : СГУ, 1997. 19. Франчук, В. И. Основы построения организационных систем / В. И.Франчук. – М. : Экономика, 1991. 20. Хакен, Г. Синергетика / Г. Хакен. – М. : Мир, 1980.
Интернет-ресурсы 1. http://eup.ru/Catalog/40-All.asp – каталог по типу документа. 2.http://www.hrm.ru./db/hrm/1A39BC0AFC5DDCC4C3256B4500320290 category.html – статьи, книги, ресурсы, анонсы книг по теории организации.
Практические занятия Задание 1 Каждый магистр получает индивидуальное задание и составляет реферат по теме. Срок представления реферата 20 ноября 2016 года. Далее каждую тему необходимо защитить. Особое внимание необходимо уделить количественным измеряемым параметрам.
Задание 2 Возьмите за основу предприятие, на котором Вы работаете и определите для него лучшую организационную структуру. Одним из возможных методов выбора предпочтительного типа организационной структуры можно осуществить методом подбора к потребляемому желаемому набору предпочтительных реакций предприятия, как на краткосрочную, так и долгосрочную перспективы. Первым шагом при создании или реорганизации организации является диагностика ее существующих или потребляемых реакций. Вторым шагом является установление приоритетов соответствующих видов реакций, диктуемых стоящими перед организацией целей и задач. Наиболее часто в качестве видов реакций принимаются реакции, представленные в таблице 1. Таблица 1 – Главные задачи реакции организации
В таблице для каждого вида реакций приведены главные задачи, описывающие оптимальное сочетание элементов. Анализ проводится для каждого доминирующего вида деятельности отдельно. Для определения приоритета соответствующей реакции необходимо правильно определить набор главных задач по каждому виду реакции и оценить ее по пятибалльной шкале (оценка 5 соответствует задаче, которая полностью совпадает с потребностями организации, оценка 1 – если набор задач не соответствует потребностям). В таблице 1 в качестве примера приведена желаемая потребность в реакциях, и она оценена по пятибалльной оценке. Предлагается Вам дополнить таблицу 1 одной или двумя дополнительными своими реакциями. Третий шаг – подбирается тип организационной структуры, который в наибольшей степени соответствует совокупности потребных реакций (табл. 2). Для определения меры близости и выбора адекватной организационной структуры удобно использовать методы теории распознания образов. Суть метода заключается в том, что необходимо решить задачу разбиения всех точек какого-либо пространства Х на изолированные, различимые множества. С этой целью предлагается использовать потенциальную функцию вида K[R(x,y)], числовое значение которой зависит от расстояния R(x,y) между точками x и y в исследуемом пространстве. K[R(x,y)] = 1/(1 + α· R2) где α – коэффициент, от которого зависит скорость убывания функции. Как показывает опыт его значение можно принять равным α = 0,1; R - определенное тем или иным способом пространственное расстояние между двумя точками. K[R(x,y)] = 1/(1 + 0,1· R2) Величина R2 может быть рассчитана по уравнению: R2 = (x1i – x1j)2 + ··· + (xni – xnj)2 Максимальное значение K[R(x,y)] и определяет выбор адекватной организационной структуры. Расчет представлен в таблице 2.
Таблица 7 – Расчет меры близости и выбор адекватной Организационной структуры
Как видно из представленных результатов при желательной потребной совокупности реакций организации адекватной (наиболее подходящей) организационной структурой будет – матричная структура, поскольку величина K[R(x,y)] имеет максимальное значение. Задание 3
Выбор оптимальной организационной структуры можно осуществить на основе интегральной оценки. Применение данного способа выбора организационной структуры показано на примере. Выполнить диагностику организационной структуры предприятия и выбрать оптимальный вариант по величине интегральной оценки в соответствии с данными приведенными в таблицы 3 (каждому магистру предлагается свое задание). Эффективность организационной структуры управления определяется с помощью системы показателей, представленной в таблице 4.
Таблица 4 Система показателей для оценки уровня эффективности организационной структуры
Исходные данные для примера расчета
В таблице 5 приведены данные расчета показателей для оценки уровня эффективности организационной структуры. К1 = m1/m0 = 8/10 = 0,8 К2 = Цн/Цz =7/6 = 1,16 К3 = Фд/Фн = 8/12 = 0,66 К4 = (Фн -Фди)/Фн = (12-4)/12 = 0,66 К5 = m0 /(m0 + Σ mфj) = 10/(10+19) = 0,34 К6 = m0 /(m0 + Σ mцj) = 10/(10+36) = 0,21 К7=Допр/Д = 15/15 = 1 К8 = Чр/ЧППП = 10/70= 0,14
Таблица 5 Матрица эффективности организационной структуры
В данной матрице экспертным путём дается бальная оценка значимости показателей, воздействующих на цели деятельности предприятия. Чем выше балл, тем сильнее значимость показателя. В качестве решения предлагается матрица, в которой приводятся градации отклонений и качественная (бальная) оценка эффективности, соответствующая им. В таблице 6 приведена плоская шкала оценки.
Таблица 6 Качественная оценка организационной структуры
На основе полученных результатов отклонений от результативных (рекомендованных), дается качественная оценка модели организационной структуры по каждому ее показателю. Выбор оптимального варианта осуществляется по величине интегральной оценки. Для этого каждому показателю присваивается коэффициент весомости, примерные величины которых приведены в таблице 7.
Таблица 7 Матрица значений коэффициентов весомости организационной структуры
Далее, учитывая коэффициенты весомости каждого показателя, определяется эффективность каждой предложенной альтернативы организационной структуры. Расчет интегральной оценки: Ио = 4х1,2 + 6х1,1 + 4х1,0 + 4х0,8 + 0 х 1,0 + 0 х 1,0 + 6 х 1,0 + 6 х 1,2 = 31,8 Соответственно, чем выше значение интегральной оценки, тем данная организационная структура будет соответствовать оптимальному варианту. Исходные данные для выполнения задания 3
©2015- 2023 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.
|