Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Государственное регулирование здравоохранения и медицинской деятельности как составляющая социальной функции государства





Здравоохранение является сложной социально-экономи­ческой системой и призвано обеспечивать реализацию важнейшего социаль­ного принципа - сохранение и улучшение здоровья граждан, оказание им высококвалифицированной лечебно-профилакти­ческой помощи.

Здравоохранение- это система социально-экономичес­ких и медицинских мероприятий, цель которых сохранить и повысить уровень здоровья каждого отдельного человека и населения в целом.

В настоящее время здоровье можно рассматривать как состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней. Здоровье следует понимать как один из важнейших ресурсов для ведения благополучной жизни, для удовлетворения физических, психических, социальных, куль­турных и духовных потребностей.

Здоровье сегодня стало социально значимым фактором, по уровню и состоянию которого принято судить о степени развито­сти и благополучия общества. Негативные тенденции и показате­ли общественного здоровья - это серьезная социально-политичес­кая проблема, требующая усилий всего общества.

Здоровье населения (общественное здоровье) складывается из здоровья каждого индивида общества. Состояние же здоровья отдельного человека определяет его способность обеспечивать собственное благополучие и реализацию потребностей низшего и высшего порядка и, тем самым, благополучия и благосостояния общества в целом.

Состояние здоровья человека определяется многими фак­торами, вернее системой факторов, охватывающей как те факто­ры и условия, которые зависят от системы здравоохранения (на них здравоохранение может воздействовать), так и на те факторы, на которые здравоохранение не может оказывать изменяющего воздействия.



Здоровье достигается путем постоянных усилий всех государ­ственных и общественных структур, граждан, участвующих в об­щественном процессе. Фактически речь идет о взаимоотношениях между государственной (муниципальной) властью, здравоохранени­ем (как частью публичной власти), общественным и индивидуаль­ным здоровьем. Характер этих взаимоотношений определяет состояние здоровья индивида и общества.

Система здравоохранения относится к области оказания со­циальной помощи. В связи с этим, при социальной направленности деятельности государства, здравоохранение занимает одно из цент­ральных мест в обществе, так как обеспечивает поддержание опре­деленного уровня здоровья граждан и в некоторой степени определяет экономическое и социальное благополучие общества.

Система организаций здравоохранения включает в себя медицинские и оздорови­тельно-реабилитационные организации различных типов и про­филей (стационары, амбулаторно-поликлинические учреждения, специализированные санатории и профилактории, реабилитаци­онные центры и др.). Охрана здоровья предполагает наличие различных форм медицинской помощи (эк­стренную, лечебно-диагностическую, помощь на дому и др.) и различных уровней ее организации (низший, средний, высший).

Актуальность проблем охраны здоровья граждан и их мно­гогранность приводят к необходимости интеграции результатов, полученных в других отраслях знаний. Так, результаты комплекс­ного исследования, проведенного по инициативе Всемирной Орга­низации Здравоохранения (ВОЗ), показали, что с областью изуче­ния здоровья связано более ста различных научных дисцип­лин. Целесообразно создание четкого механизма охраны здоровья людей, защиты их прав и законных интересов в современных условиях посредством комплексного правового регулирования данных отношений.

Законодательство является эффективным регулято­ром правоотношений, складывающихся в здравоохранении.

По мнению экспертов ВОЗ, законодательство способно:

1)устанавливать официальную политику государства;

2)определять функции здравоохранения;

3)регулировать географическое распределение ресурсов здравоохранения;

4)управлять условиями работы и обеспечивать необходи­мую структуру;

5)предъявлять определенные требования к субъектам рас­сматриваемых общественных отношений;

6)ассигновать средства на подготовку и развитие персона­ла и другие.

Организаторы здравоохранения, политики могут обращать­ся к тем или иным положениям законодательства для улучшения результативности медицинской деятельности.

Медицинская помощь- это комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных мероприятий, направленных на диагности­ку, профилактику, лечение заболеваний человека, предотвраще­ние нежелательной беременности, осуществляемых специально подготовленным для этих целей лицом (врач, фельдшер, медицинская сестра и др.).

Отношения между врачами (медицинскими организациями) и больными (пациентами, клиентами) имеют нравственное нача­ло. Однако нравственные начала не исключают регулирования посредством права.

Действующая Конституция России провозгласила приоритет лич­ности: человек, его права и свободы являются высшей ценнос­тью; признание, соблюдение и зашита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства , заложив, таким образом, предпосылки государственного регулирования здравоохранения как отрасли и медицинской деятельности.

Государственное регулирование отдельных направлений (например, экономики здравоохранения, медицинской деятель­ности, занятости населения и т. п.) - это одна из функций госу­дарственного управления, направленная на обеспечение общих правил поведения (деятельности) субъектов тех или иных пра­воотношений.

Что же представляет собой государственное регулирование и государственное управление? В узком понимании данный термин озна­чает профессиональную деятельность государственных чиновни­ков - государственное администрирование. В широком - это вся система государственных институтов.

Первый подход к определению государственного управления -- это особой социальной функции, направленной на упорядо­чение развития в интересах всего общества, где государственный чиновник выступает специальным агентом власти».

Согласно второму подходу административно-государственное управление - это «осуществление государственной политики через систему ад­министративных учреждений. Это понятие корреспондирует с понятием «государственная служба.

Вне зависимости от оттенков, которые существуют в раз­личных понятиях и толкованиях рассматриваемого явления, несомненно, одно - государственное управление в любых ус­ловиях неразрывно связано с правом.

Теория административно-государственного управления и представители ее отдельных школ и направлений (школа «челове­ческих отношений», поведенческое, системное, ситуативное и другие направления) стремятся раскрыть существующие законо­мерности в области государственной и административной деятель­ности и на их основе сформулировать определенные рекоменда­ции. Право же призвано преобразовать имеющиеся рекомендации в действующие юридические нормы. Иными словами, задача юрис­пруденции состоит в том, чтобы основные положения, методы, приемы воздействия на общественные отношения выразить спе­цифическим языком и закрепить их посредством специфического юридического инструментария.

Какие же формы и инструменты задействует государство в лице его компетентных органов для государственного регулиро­вания в сфере охраны здоровья граждан и медицинской деятель­ности? Для ответа на этот вопрос обратимся к действующему за­конодательству. Анализ законодательства и практики его применения показывает, что Российская Федерация, субъекты РФ, му­ниципальные образования активно вмешиваются в медицинскую деятельность, оказывая значительное влияние на складывающие­ся правоотношения.

Основными направлениями государственного регулирования здравоохранения и вмешательства в медицинскую деятель­ность являются:

1. установление порядка «входа»хозяйствующих субъектов на рынок медицинских услуг, функционирования на дан­ном рынке и «выхода» с него;

2. правовое и административное обес­печение качества товаров, работ и услуг путем лицензирования, стандартизации, сертификации субъектов и аттестации специали­стов; регулирование цен на соответствующие товары, работы, ус­луги;

3. регулирование статистической и иной отчетности;

4. контроль новых технологий, медицинских манипуляций;

5. создание государ­ственных и муниципальных лечебно-профилактических, аптеч­ных, образовательных, научных и иных учреждений и организа­ций;

6. бюджетное финансирование отдельных видов медицинской деятельности, отдельных направлений и программ; разработка и установление стандартов качества по отдельным направлениям, контроль за их соблюдением;

7. разработка, внедрение и контроль санитарных правил, норм и нормативов;

8. другие.

Непосредственное руководство здравоохранением страны как отраслью осуществляет Министерство здравоохранения РФ, являющееся федеральным административным ведомством.

Министерство здравоохранения Российской Федерации (Минздрав России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции:

· по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, обязательного медицинского страхования, обращения лекарственных средств для медицинского применения, включая вопросы организации профилактики заболеваний, в том числе инфекционных заболеваний и СПИДа, медицинской помощи, медицинской реабилитации и медицинских экспертиз (за исключением медико-социальной экспертизы и военно-врачебной экспертизы), фармацевтической деятельности, включая обеспечение качества, эффективности и безопасности лекарственных средств для медицинского применения, обращения медицинских изделий, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, медико-санитарного обеспечения работников отдельных отраслей экономики с особо опасными условиями труда, медико-биологической оценки воздействия на организм человека особо опасных факторов физической и химической природы, курортного дела, а также по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере здравоохранения, включая оказание медицинской помощи,

· внедрение современных медицинских технологий, новых методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, проведение судебно-медицинских и судебно-психиатрических экспертиз, организацию среднего, высшего, послевузовского и дополнительного медицинского и фармацевтического образования и предоставление услуг в области курортного дела.

· Министерство здравоохранения Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, Федерального медико-биологического агентства, федеральных государственных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий, а также координацию деятельности Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

Оно проводит государственную политику и осуществляет управле­ние, регулирование и контроль в области охраны здоровья, коор­динирует деятельность других федеральных органов исполнитель­ной власти в этой сфере.

Иными словами, Минздрав РФ обладает следующими особенностями:

• имеет полномочия по управлению отраслевой системой медицинских учреждений;

• ряд его полномочий распространяется и на другие ведомства.

 

Основные задачи Минздрав РФ:

 

В то же время, в связи с принятием Конституции РФ и фе­дерального закона о принципах местного самоуправления Минзд­рав РФ существенно утратил механизм управления. Данные субъек­там Российской Федерации и муниципальным образованиям ши­рокие полномочия позволяют говорить о существенном повыше­нии их роли и значимости в решении проблем охраны здоровья граждан и обеспечения их качественной медицинской помощью. За каждым из них должны быть четко закреплены актами различ­ных уровней сфера действия, предмет ведения, полномочия, мера ответственности.

Регулятивно-управленческие функции в отрасли здравоох­ранения осуществляются по следующим направлениям:

медико-социальная помощь;

лекарственная помощь отдельным категориям граждан;

санитарно-эпидемиологические мероприятия;

координация деятельности различных государствен­ных, муниципальных органов, общественных организаций, уч­реждений, организаций и физических лиц по охране здоровья граждан (профилактические мероприятия, образовательные программы и т. д).

Комплексное и эффективное выполнение данных функций возможно только в условиях надлежащей правовой базы Российс­кой Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований.

Управление здравоохранением субъекта РФ как отраслью осуществляется уполномоченным исполнительным органом госу­дарственной власти по здравоохранению (министерство, комитет, управление).

Особеннос­тью современного этапа правотворческой деятельности в системе здравоохранения является потребность в правовом урегулирова­нии складывающихся общественных отношений, следовательно, активное формирование регионального законодательства в этом направлении. На сегодняшний день во многих субъектах РФ приняты законы, регулирующие отдельные блоки из рассматриваемых правоотношений. Проводится работа более чем над сотней законопроектов. Казалось бы, такую тенденцию следовало бы приветствовать. Однако некоторые регионы прини­мают законы, противоречащие федеральным законам и даже Кон­ституции РФ.

Анализ общего и специального федерального и региональ­ного законодательства позволяет сделать вывод, что хот законо­дателем различных уровней (федерального и регионального) и сделан определенный шаг в правовой регламентации как собствен­но управления здравоохранением, как отраслью, так и права граж­дан на медицинскую помощь, нормативно-правовая база охраны здоровья граждан остается явно недостаточной и крайне противо­речивой. Причины этого многообразны: отсутствие законодатель­ного определения целого рада понятий, наличие споров относи­тельно методов правового регулирования отраслевой системы здравоохранения и другие.

Анализ законодательства, регулирующего исследуемые об­щественные отношения, позволяет условно выделить следующие блоки правового регулирования.

Первый блок регулирует отношения «по горизонтали» (пре­имущественно - частноправовые отношения).

Второй блок регулирует отношения «по вертикали» (пре­имущественно административно-правовые отношения).

Третий блок регулирует внутренние отношения конкретно­го субъекта оказания медицинской помощи: порядок учреждения, функционирования, реорганизации, ликвидации, организации тру­да и т. п. (гражданско-правовые, административно-правовые, тру­довые и другие).

Четвертый блок регулирует отношения «по диагонали», в частности, с другими хозяйствующими субъектами, занятыми в данной сфере (конкурентные, корпоративные и другие), некото­рыми контролирующими органами и т. д.

Наиболее «самостоятельными» и значимыми являются следующие правоотношения, складывающиеся в здраво­охранении:

горизонтальные - субъект предоставления (оказания) ме­дицинской помощи (услуги) - пациент (клиент);

вертикальные - субъект предоставления (оказания) ме­дицинской помощи (услуги) - органы государственной (муници­пальной) власти и управления.

Сердцевиной здравоохранительных правоотношений служат складывающиеся правоотношения в системе «медицинский работ­ник - пациент» по поводу особого блага - жизни и здоровья, а также неразрывно или тесно связанных с ними иных благ и закон­ных интересов.

Активно развивающееся законодательство об охране здоро­вья граждан ставит на повестку дня вопрос об одноименной от­расли права.

С организационно-правовой точки зрения охрана здоровья представляет собой неоднородную систему преду­сматривается, что в РФ существуют государственная, муници­пальная и частная системы здравоохранения.

К государственной системе здравоохранения относятся Министерство здравоохранения РФ и соответствующие орга­ны на уровне субъектов Федерации, Российская академия медицинских наук (РАМН), которые в пределах своей компе­тенции планируют и осуществляют меры по реализации госу­дарственной политики РФ, по выполнению программ в области здравоохранения и по развитию медицинской науки. В нее также входят находящиеся в государственной собственности и подчиненные органам управления государственной систе­мы здравоохранения лечебно-профилактические учреждения, фармацевтические предприятия, аптечные учреждения, санитарно-профилактические учреждения, учреждения судеб­но-медицинской экспертизы, предприятия по производству медицинских препаратов и мед. техники и др. Кроме того, сюда же относятся соответствующие предприятия, учреждения и организации, создаваемые министерствами и ведом­ствами помимо Министерства здравоохранения.

Муниципальная система здравоохранения объединяет му­ниципальные органы управления здравоохранением и нахо­дящиеся в муниципальной собственности лечебно-профилак­тические, аптечные и другие учреждения и предприятия.

К частной системе здравоохранения относятся лечебно-профилактические и аптечные учреждения, имущество кото­рых находится в частной собственности, а также лица, зани­мающиеся частной медицинской практикой и частной фар­мацевтической деятельностью.

Предусматривается развитие частного сектора здравоохранения, предоставление частным медицинским учреждениям равных с государственными и муниципальными учреждениями прав на участие в системе обязательного медицинского страхова­ния, в реализации государственных и муниципальных целе­вых программ — возможно, на конкурсной основе.

Мировая практика знает несколько вариантов организа­ции национальных систем здравоохранения:

· преимущественно государственную (общественную) медици­ну — Великобритания;

· преимущественно страховую — Германия, Франция;

· преимущественно частную (частное страхование и платные ус­луги) — США.

В субъектах Федерации нет единообразия форм органов уп­равления здравоохранением: действуют министерства, депар­таменты, главные управления, отделы здравоохранения и т. п. Задачи и функции этих органов сходны с теми, что решает Минздравсоцразвития России, но с учетом региональных особенностей.

Помимо органов управления здравоохранением государ­ственные функции в этой сфере осуществляют другие орга­ны, имеющие в своем ведении учреждения здравоохранения. Медицинские службы входят в структуру множества министерств и ведомств (Минобороны, ФСБ, МВД и др.).

Учреждения здравоохранения, занимающиеся непосред­ственно медицинским обслуживанием граждан и обеспечением санитарно-эпидемиологического обслуживания, делятся на два вида в зависимости от условий предоставления медицинской помощи: стационарные и амбулаторные. Основными типами таких учреждений являются лечебно-профилактические, ап­течные, санитарно-профилактические, судебно-медицинские.

Конкретных разновидностей медицинских учреждений Довольно много: больницы, поликлиники, родильные дома, станции скорой медицинской помощи, медико-санитарные части при предприятиях.

Учреждения государственной системы здравоохранения, как правило, находятся в ведении вышестоящих органов Управления здравоохранением, направляющих и контроли­рующих их деятельность. Руководители таких учреждений назначаются на должность и освобождаются от нее вышестоя­щими органами здравоохранения.

Муниципальные и частные учреждения здравоохранения, будучи неподведомственны государственным органам управле­ния здравоохранением, тем не менее, подконтрольны им в вопро­сах качества медицинского обслуживания, соблюдения право­вых актов, общих для всех учреждений здравоохранения.

 

ЛИЦЕНЗИРОВАНЕ МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ в РФ

Медицинская деятельность является лицензируемым видом деятельности.

Лицензирование медицинской деятельности осуществляют следующие лицензирующие органы:

а) Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития в отношении:

медицинских и иных организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, государственным академиям наук;

медицинских и иных организаций, подведомственных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, за исключением медицинских организаций, находящихся по состоянию на 1 января 2011 г. в муниципальной собственности, - по 31 декабря 2012 г. включительно;

медицинских и иных организаций, осуществляющих деятельность по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи;

б) уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в отношении:

медицинских и иных организаций, подведомственных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и находящихся по состоянию на 1 января 2011 г. в муниципальной собственности, медицинских и иных организаций муниципальной и частной систем здравоохранения, за исключением медицинских и иных организаций, осуществляющих деятельность по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи, - по 31 декабря 2012 г. включительно;

медицинских и иных организаций, за исключением подведомственных федеральным органам исполнительной власти, государственным академиям наук, а также медицинских и иных организаций, осуществляющих деятельность по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи, - с 1 января 2013 г.;

индивидуальных предпринимателей.

Медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях. Требования к организации и выполнению указанных работ (услуг) в целях лицензирования устанавливаются Министерством здравоохранения Российской Федерации.

Лицензия выдается на срок, указанный соискателем в за­явлении, но не более чем на 5 лет. Срок действия лицензии может быть продлен в порядке, установленном для ее получе­ния. Лицензия может быть приостановлена лицензирующим органом в случае выявления нарушений лицензионных тре­бований и условий, которые могут повлечь за собой нанесе­ние ущерба правам, законным интересам и здоровью граж­дан, а также в случае невыполнения лицензиатом решений указанного органа, обязывающих его устранить выявленные нарушения. Срок устранения нарушений устанавливается лицензирующим органом и не может превышать 6 месяцев. При устранении нарушений действие лицензии возобновля­ется. Если в указанный срок нарушения не были устранены, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии. Лицензия утрачивает юриди­ческую силу и считается аннулированной в случае неуплаты лицензионного сбора в течение 3 месяцев со дня получения Уведомления о выдаче лицензии, а также в случае ликвида­ции юридического лица или прекращении его деятельности в результате реорганизации, за исключением преобразова­ния, либо прекращения действия свидетельства о государ­ственной регистрации индивидуального предпринимателя.

Лицензирующие органы ведут реестры лицензий. Инфор­мация, которая в них содержится, является открытой и пре­доставляется на платной основе юридическим и физическим лицам в виде выписок о конкретных лицензиатах.

 

Заключение.

 

Таким образом, медицинское право можно представить многопланово: виде отрасли законодательства в, в виде комплексной отрасли права, в виде науки и учебной дисциплины. При этом медицинское право имеет свой предмет и метод изучения, а также систему и источники.

 

Лекция разработана « » 20 г.

 

_______________________(___________)

(подпись, фамилия и инициалы автора)

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.