Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Правовое регулирование медицинской деятельности по искусственному прерыванию беременности





 

В античные времена аборты, также как и в современности, были распространены очень широко. Платон и Аристотель одобряли их как средство предупреждения чрезмерного роста населения. Если аборт производился добровольно, то никакие санкции не применялись. Негативная оценка искусственного прерывания беременности как явления, представляющего опасность для здоровья женщины и нарушающего демографические интересы государства, была высказана впервые Цицероном, Овидием и Сенекой. Однако независимо от отношения к аборту эмбрион продолжали рассматривать как часть материнского организма.

Концепция аборта как убийства зарождается в эллинистичес­кую эпоху и укореняется одновременно с превращением христианства в государственную религию. С ее утверждением тесно связан теоретический спор о том, является ли эмбрион душой, и если да, то с какого момента. Большинство теологов, среди них Августин и Фома Аквинский, считали, что эмбрион мужского пола приобретает человеческую душу на 40-й день после зачатия, а женского пола — на 80-100-й день. Поэтому прерывание беременности сроком до 40 дней расценивалось как менее тяжкое деяние, а после этого срока — приравнивалось к убийству. Эмбрион считался уже не частью материнского организма, а самостоятельным существом.

Одной из самых древних проблем является проблема ис­кусственного прерывания беременности. Еще в клятве Гиппок­рата осуждались аборты.

В прошлом в европейских и многих других культурах аборт рассматривался как одно из тяжких преступлений. Наказа­нию подлежало как лицо, его производившее, так и женщина, избавившаяся или пытающаяся избавиться от плода. В эпоху раннего христианства умерщвление плода отождествлялось с убийством человека. В средние века такие действия квалифи­цировались как тяжкое преступление, аналогичное убийству родственника. Под влиянием церкви в XVI в. почти во всех ев­ропейских странах (Англия, Франция, Германия) производство аборта каралось смертной казнью, которая впоследствии была заменена каторжными работами и тюремным заключением.



В 1588 г. папа Сикст V разъясняет, что уничтожение любого эмбриона приравнивается к убийству. Вплоть до XVIII века в большинстве стран аборт был запрещен под страхом смертной казни. Затем санкции несколько смягчаются. Последние 20 лет ознаменовались в ряде стран частичной легализацией добровольного прерывания беременности

В России смертная казнь за изгнание плода была введе­на в 1649 г. и отменена столетие спустя. В царском Уложении о наказаниях уголовных и исправительных (1845-85 гг.) аборт рассматривался в главе о смертоубийстве и влек от 4 до 6 лет заключения. С древнейших времен и до начала XX в. в России фактически осуждалась обществом, государством и религией искусственное прерывание беременности. Но после прихода к власти большевиков отношение к этому явлению диаметраль­но изменилось. В 1920 г. Россия стала первой и единственной страной в мире, разрешившей аборты. Это происходило одновременно с антирелигиозной пропагандой и агитацией, раз­рушением православных храмов, репрессиями в отношении служителей церкви. Практически реализовывалась програм­ма по планированию семьи без применения контрацептивных средств. И лишь в 1936 г. аборты были запрещены в связи с не­гативными явлениями в воспроизводстве населения. Аборты допускались лишь в исключительных случаях: угроза жизни женщины, при наличии тяжелых наследственных заболева­ний родителей. В условиях атеистической пропаганды это не защи­щало общество от внебрачных связей, криминальных абортов, «материнской» смертности. В период «оттепели» в 1955 г., Ука­зом Президиума Верховного Совета СССР аборты вновь были легализованы.

Проблема абортов в правозащитном контексте очень про­тиворечива.

С одной стороны, встает вопрос о том, в какой степени еще не родившийся ребенок обладает правом на жизнь. С другой стороны, необходимо понять, вправе ли мать сама распоря­жаться своим телом и обладает ли вытекающим отсюда правом на физическую неприкосновенность и личную жизнь.

Искусственный аборт, или искусственное прерывание бе­ременности, является непосредственно волевым действием ма­тери, направленным на изгнание плода из своего тела механи­ческим или иным путем.

Полемика вокруг права женщины на искусственное преры­вание беременности так остра, что часто с помощью решения законодательством этого вопроса тем или иным государством оценивается уровень демократичности общества. Ирландия к 1990 г. осталась единственной европейской страной, полностью запрещающей аборты. В католической Португалии в 1984 г. принят закон, разрешающий по решению суда прерывание беременности, явившейся следствием изнасилования или уг­рожающей здоровью женщины. Аналогичный закон принят в Испании в 1985 г. В Бельгии до 1990 г. аборты были полностью запрещены, но затем принят закон, легализовавший прерыва­ние беременности сроком до 12 недель, обусловленное тяже­лым душевным состоянием женщины. В Голландии, несмотря на доступность абортов, отмечается их низкий уровень. В соот­ветствии с Актом об абортах (1981-1984 гг.) проведение опера­ций по искусственному прерыванию беременности правомерно при наличии следующих условий:

· имеются показания к аборту;

· врач дает советы, но окончательное решение принимает сама женщина;

· после подачи заявления должен истечь пятидневный срок («на обдумывание»);

· аборт разрешается до наступления жизнеспособности плода (верхний предел — 22-я неделя беременности.

В США по судебному установлению женщина вправе сво­бодно решать вопрос об аборте в пределах трех месяцев бере­менности. С момента появления жизнеспособности плода про­ведение искусственного прерывания беременности запрещает­ся, за исключением возникновения угрозы здоровью или жизни женщины.

В Китае в различных провинциях ситуация с рождаемос­тью и абортами неоднозначная. Так, в Синьцзян-Уйгурском автономном районе живут преимущественно мусульмане. Их семьи многодетны. В Китае распространены аборты по поло­вому признаку... В результате сегодня в стране на 100 девочек рождается 117 мальчиков... (среднемировое соотношение 100: 107)... Уйгурцам позволено рожать больше: городские жители могут иметь двоих, а крестьяне и вовсе троих детей.

Правило одного ребенка распространяется в основном на титульную национальность — ханьцев, да и то на тех, у кого есть городская прописка. А если ханец-крестьянин, живет в деревне и у него родилась девочка, то через четыре года семья может завести еще ребенка.

Россия занимает первое место среди развитых стран по числу абортов. Аборт остается основным методом регулиро­вания рождаемости потому, что недостаточна информиро­ванность населения о современных средствах контрацепции, а цена противозачаточных средств очень высока. Только 23% россиян репродуктивного возраста используют гормональные контрацептивы, тогда как в Западной Европе ими пользуются 70% женщин.

Выделяются три возможные модели отношения к абортам:

1) почти полный запрет абортов, с определением исчерпывающего перечня исключений;

2) установление системы показаний к абортам;

3) установление системы сроков, в рамках которых допускаются аборты.

Христианская и мусульманская религии против аборта. Что касается мнения всего российского общества по проблеме абортов и смертной казни, то им законодатели не руководство­вались, т.к. оно может проявить себя в свободе выбора варианта поведения субъекта. Существует еще одна проблема, касающаяся статуса врачей, по закону обязанных делать аборты, но по убеждениям являющихся их противниками.

Согласно доктрине Русской Православной Церкви, аборт рассматривается как тяжкий грех. В основе этого воззрения лежит убежденность в том, что зарождение человеческого существа является даром Божьим, поэтому с момента зачатия (при этом тяжесть вины никак не связывается со сроком бере­менности) всякое посягательство на жизнь будущей человечес­кой личности преступно.

Распространение абортов рассматривается церковью как свидетельство моральной деградации общества. Православная Церковь ни при каких обстоятельствах не дает благословления на производство аборта. Однако, когда существует прямая уг­роза жизни матери, особенно при наличии у нее других детей, к женщине проявляется снисхождение. Кроме женщины, от­ветственность за совершение аборта ложится на отца ребенка (в случае его согласия) и врача, производящего аборт. Именно поэтому церковь неоднократно призывала государство при­знать право медицинских работников на отказ от совершения аборта по соображениям совести.

Разрешение в 1920 г. в России абортов привело к многим негативным последствиям, в том числе и демографическим.

Для подъема рождаемости 27 июня 1936 г. на основании Постановления ЦИК и СНК СССР аборты были запрещены. Однако эти меры спровоцировали огромное количество внебольничных, незаконных абортов, которыми причинялся зна­чительный вред здоровью женщин и их репродуктивным фун­кциям. В итоге 23 ноября 1955 г. был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об отмене запрещения абортов». Официальное признание неэффективности запрещения тем не менее не воспринято отечественными законодателями в качес­тве аксиомы: время от времени возникают идеи и даже появля­ются соответствующие проекты нормативных актов, направ­ленных на улучшение демографической ситуации, в том числе посредством запрещения абортов.

Современные социологические исследования показывают, что главные причины, по которым женщины решаются на пре­рывание беременности, это социально-экономические и, пре­жде всего, низкий уровень жизни.

Отпуск по беременности и родам и должное медицинское обслуживание имеют жизненно важное значение, поскольку позволяют женщине сохранять и поддерживать вместе с тем в больничном учреждении в течение всего времени его пребыва­ния независимо от возраста ребенка.

В настоящее время в России женщина самостоятельно ре­шает вопрос о материнстве. Она имеет право на искусственное прерывание беременности, которое может быть совершено по ее желанию (при сроке до 12 недель), а также по социальным показаниям (при сроке беременности до 22 недель). Законода­тель выделил еще один момент: по медицинским показаниям с согласия женщины прерывание беременности может произво­диться независимо от срока беременности.

Законодатель в ст. 56. ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» где содержатся нормы права об искусственном прерывании беременности» определил:

1. Каждая женщина самостоятельно решает вопрос о материнстве. Искусственное прерывание беременности проводится по желанию женщины при наличии информированного добровольного согласия.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.