Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Предпосылки возникновения систем понимания естественного языка





Мало кто знает, как человек общался с первыми вычислительными машинами. Происходило это так: оператор, используя провода с разъемами на концах, соединял между собой триггеры (из которых, собственно, и состояла машина) таким образом, чтобы при запуске выполнялась нужная последовательность команд. Внешне это очень напоминало манипуляции телефонных АТС начала века, а по сути - было очень квалифицированной работой. Можно сказать, программирование тогда осуществлялось даже не в машинных командах, а на аппаратном уровне. Потом задача упростилась: последовательность нужных команд стали записывать непосредственно в память машины. Для ввода информации стали применяться более производительные устройства. Сначала это были группы тумблеров, переключая которые, оператор (или программист - тогда эти понятия означали одно и то же) мог набрать нужную команду и ввести ее в память машины. Затем появились перфокарты. Следом - перфоленты. Скорость общения с машиной возросла, число ошибок, возникающих при вводе, резко уменьшилось. Но сущность этого общения, его характер - не изменились.

Возможность впервые пообщаться напрямую появилась на так называемых малых машинах. Неизгладимы впечатления от знакомства с диалоговым интерфейсом. Это было чудовищное порождение советской промышленности под поэтическим названием "Наири". Тогда диковинная возможность отстучать на клавиатуре адресованную непосредственно машине команду и получить осмысленный отклик казалась чудом. Особенно если до тех пор весь процесс общения с машиной заключался в передаче в руки лаборанта колоды перфокарт. С тем чтобы через пару дней получить назад эту колоду с комментарием: "У вас тут ошибка, программа не пошла".Измученным такого рода пользователям скудный диалоговый режим командной строки казался верхом совершенства. Именно ему сначала малые ЭВМ, а потом и персоналки во многом обязаны своим триумфальным шествием. Любой потребитель компьютерных услуг мог, не вдаваясь в технические трудности и выучив всего пару десятков команд операционной системы, общаться с компьютером без посредников. Тогда впервые возникло такое понятие, как "юзер", и именно появлению диалогового режима история приписывает взлет и расцвет многих компьютерных компаний, таких, например, как DEC.А потом появился его величество интерфейс графический: отпала нужда в знании вообще каких-либо команд, и юзер стал общаться со своим железным другом на интуитивно понятном языке жестов. На горизонте замаячил призрак звукового интерфейса...



Понимание в диалоге

Как бы то ни было, продолжатся поиски такого интерфейса, который устроил бы всех. На эту роль сейчас претендует интерфейс речевой. Собственно говоря, это как раз то, к чему человечество всегда стремилось в общении с компьютером. Еще в эпоху перфокарт в научно-фантастических романах человек с компьютером именно разговаривал, как с равным себе. Тогда же, в эпоху перфокарт, или даже ранее, были предприняты первые шаги по реализации речевого интерфейса. Работы в этом направлении велись еще в то время, когда о графическом интерфейсе никто даже и не помышлял. За сравнительно короткий период был выработан исчерпывающий теоретический базис, и практические достижения обуславливались только производительностью компьютерной техники. Исследователи недалеко продвинулись за прошедшие десятки лет, что заставляет некоторых специалистов крайне скептически относиться к самой возможности реализации речевого интерфейса в ближайшем будущем. Другие считают, что задача уже практически решена. Впрочем, все зависит от того, что следует считать решением этой задачи. Построение речевого интерфейса распадается на три составляющие.

Первая задача состоит в том, чтобы компьютер мог "понять"то, что ему говорит человек, то есть он доложен уметь извлекать из речи человека полезную информацию. Пока что, на нынешнем этапе, эта задача сводится к тому, чтобы извлечь из речи смысловую ее часть, текст (понимание таких составляющих, как скажем, интонация, пока вообще не рассматривается). То есть, эта задача сводится к замене клавиатуры микрофоном. Вторая задача состоит в том, чтобы компьютер воспринял смысл сказанного. Пока речевое сообщение состоит из некоего стандартного набора понятных компьютеру команд (скажем, дублирующих пункты меню), ничего сложного в ее реализации нет. Однако вряд ли такой подход будет удобнее, чем ввод этих же команд с клавиатуры или при помощи мыши. Пожалуй, даже удобнее просто щелкнуть мышкой по иконке приложения, чем четко выговаривать (к тому же мешая окружающим): "Старт! Главное меню! Ворд!" .В идеале компьютер должен четко "осмысливать" естественную речь человека и понимать, что, к примеру, слова "Хватит!" и "Кончай работу!" означают в одной ситуации разные понятия, а в другой - одно и то же . Третья задача состоит в том, чтобы компьютер мог преобразовать информацию, с которой он оперирует, в речевое сообщение, понятное человеку.

Пока окончательное решение существует только для третьей. По сути, синтез речи - это чисто математическая задача, которая в настоящее время решена на довольно хорошем уровне. И в ближайшее время, скорее всего, будет совершенствоваться только ее техническая реализация. Уже есть разного рода программы для чтения вслух текстовых файлов, озвучкой диалоговых окон, пунктов меню и могу засвидетельствовать, что с генерацией разборчивых текстовых сообщений они справляются без проблем. Препятствием для окончательного решения первой задачи служит то, что никто до сих пор толком не знает, каким образом можно расчленить нашу речь, чтобы извлечь из нее составляющие, в которых содержится смысл. В том звуковом потоке, который мы выдаем при разговоре, нельзя различить ни отдельных букв, ни слогов: даже, казалось бы, одинаковые буквы и слоги в разных словах на спектрограммах выглядят по-разному. Тем не менее, многие фирмы уже имеют свои методики (увы, тщательно скрываемые), позволяющие худо-бедно решить эту задачу. Во всяком случае, после предварительной тренировки современные системы распознавания речи работают довольно сносно и делают ошибок не больше, чем делали оптические системы распознавания печатных символов лет пять-семь назад. Что касается второй задачи, то она, по мнению большинства специалистов, не может быть решена без помощи систем искусственного интеллекта. Большие надежды есть на появление так называемых квантовых компьютеров. Если же подобные устройства появятся, это будет означать качественный переворот в вычислительных технологиях. Поэтому пока удел речевого интерфейса - всего лишь дублирование голосом команд, которые могут быть введены с клавиатуры или при помощи мыши. А здесь его преимущества сомнительны. Впрочем, есть одна область, которая дли многих может оказаться очень привлекательной. Это речевой ввод текстов в компьютер. Действительно, чем стучать по клавиатуре, гораздо удобнее продиктовать все компьютеру, чтобы он записал услышанное в текстовый файл. Здесь вовсе не требуется, чтобы компьютер осмысливал услышанное, а задача перевода речи в текст более или менее решена. Недаром большинство выпускаемых ныне программ "речевого интерфейса" ориентированы именно на ввод речи.

Хотя и здесь есть место для скепсиса. Если читать вслух, четко выговаривая слова, с паузами, монотонно, как это требуется для системы распознавания речи, то на машинописную страничку у меня уйдет пять минут.

Писать о речевом интерфейсе сложно. С одной стороны, тема абсолютно не нова, с другой - активное развитие и применение этой технологии только начинается (в который раз). С одной стороны, успели сформироваться устойчивые стереотипы и предубеждения, с другой - несмотря на почти полвека настойчивых усилий не нашли разрешения концептуальные вопросы, стоявшие еще перед родоначальниками речевого ввода.

Первый - и, пожалуй, основной - вопрос касается области применения. Поиск приложений, где распознавание речи могло бы продемонстрировать все свои достоинства, вопреки устоявшемуся мнению, является задачей далеко не тривиальной. Сложившаяся практика применения компьютеров вовсе не способствует широкому внедрению речевого интерфейса.

Становление современной компьютерной индустрии проходило под флагом графического интерфейса, альтернативы которому в круге задач, решаемых сегодня компьютерами, не существует. Массовые приложения: САПР, офисные и издательские пакеты, СУБД составляют основной объем интеллектуальной начинки компьютеров, оставляя в их нынешнем виде очень мало места для применения альтернативных моделей пользовательского интерфейса, в том числе и речевого.

Для подачи команд, связанных с позиционированием в пространстве, человек всегда пользовался и будет пользоваться жестами, то есть системой "руки-глаза". На этом принципе построен современный графический интерфейс, Перспектива замены клавиатуры и мыши блоком распознавания речи абсолютно отпадает. При этом выигрыш от возложения на него части функций управления настолько мал, что не смог предоставить достаточных оснований даже для пробного внедрения в массовых компьютерах на протяжении уже более тридцати лет. Именно таким сроком оценивается существование коммерчески применимых систем распознавания речи.

Сегодня среди ведущих производителей систем распознавания речи не принято отдавать должное достижениям исследователей прошлых лет. Причина понятна: это не только в значительной степени снизит видимые показатели достигнутого ими прогресса, но и поспособствует возникновению вполне обоснованных сомнений в перспективности осуществляемых подходов вообще.

Для объективной оценки прогресса технологии распознавания речи сравните характеристики систем, реализованных в рамках проекта к 1976 году и систем, продвигаемых на рынок в настоящее время. Возникает два вопроса. Почему не нашли достойного применения разработки двадцатилетней давности и почему за такой продолжительный период не произошло видимого качественного сдвига в характеристиках конкретных систем? Ответ на I первый вопрос частично изложен выше: основная проблема – в области применения. Можно добавить, что вопреки настойчиво навязываемому сегодня в маркетинговых целях (в частности, для про- ' движения процессоров ММХ) мнению, высокие требования данной технологии к вычислительным ресурсам не являлись основным препятствиям к ее широкому внедрению. Возникновение схожих проблем у разработчиков графических систем привело к созданию и массовому применению графических аппаратных ускорителей, а не отказу от оконного интерфейса. При этом разрабатываемые речевые адаптеры не превосходят по себестоимости графических. Ответ на второй вопрос напрямую связан с первым. Технология, не находящая применения, не может себя прокормить и обеспечить свой рост. Кроме того, вполне возможно, что ориентация большинства исследовательских центров на увеличение распознаваемого словаря является ошибочной как с точки зрения применимости, так и с точки зрения научной перспективности. Еще в 1969 году в своем знаменитом письме редактору журнала Акустического общества Америки Дж. Пиес, сотрудник фирмы Bell Laboratories, указал на отсутствие явного прогресса в то время и возможности такого прогресса технологии распознавания речи в ближайшем будущем в связи с неспособностью компьютеров анализировать синтаксическую, семантическую и прагматическую информацию, содержащуюся в высказывании. Имеющийся барьер может быть преодолен только с развитием систем искусственного интеллекта- направлением, натолкнувшимся в 70-х на барьер сложности и находящемся в настоящее время практически в полном забвении. Трудно надеяться на дальнейшее улучшение характеристик устройств речевого ввода, учитывая, что уже в 70-х годах их способность распознавать звуки речи превосходила человеческую. Данный факт был подтвержден серией экспериментов по сравнению уверенности распознавания человеком и компьютером слов иностранного языка и бессмысленных цепочек звуков. При отсутствии возможности подключения прагматических (смысловых), семантических и других анализаторов человек явно проигрывает.

Для иллюстрации приведенных выше, возможно, несколько спорных утверждений рассмотрим перспективу и основные проблемы применения систем речевого ввода текстов, особенно активно продвигаемых в последнее время. Для сравнения: спонтанная речь произносится со средней скоростью 2,5 слов в секунду, профессиональная машинопись - 2 слова в секунду, непрофессиональная -0,4. Таким образом, на первый взгляд, речевой ввод имеет значительное превосходство по производительности. Однако оценка средней скорости диктовки в реальных условиях снижается до 0,слова в секунду в связи с необходимостью четкого произнесения слов при речевом вводе и достаточно высоким процентом ошибок распознавания, нуждающихся в корректировке. Речевой интерфейс естественен для человека и обеспечивает дополнительное удобство при наборе текстов. Однако даже профессионального диктора может не обрадовать перспектива в течение нескольких часов диктовать малопонятливому и немому (к этому еще вернемся) компьютеру. Кроме того, имеющийся опыт эксплуатации подобных систем свидетельствуете высокой вероятности заболевания голосовых связок операторов, что связано с неизбежной при диктовке компьютеру монотонностью речи.

Часто к достоинствам речевого ввода текста относят отсутствие необходимости в предварительном обучении. Однако одно из самых слабых мест современных систем распознавания речи - чувствительность к четкости произношения - приводит к потере этого, казалось бы, очевидного преимущества, Печатать на клавиатуре оператор учится в среднем 1-2 месяца. Постановка правильного произношения может занять несколько лет. Кроме того, дополнительное напряжение -следствие сознательных и подсознательных усилий по достижению более высокой распознаваемости - совсем не способствует сохранению нормального режима работы речевого аппарата оператора и значительно увеличивает риск появления специфических заболеваний. Существует и еще одно неприятное ограничение применимости, сознательно не упоминаемое, на мой взгляд, создателями систем речевого ввода. Оператор, взаимодействующий с компьютером через речевой интерфейс, вынужден работать в звукоизолированном отдельном помещении либо пользоваться звукоизолирующим шлемом. Иначе он будет мешать работе своих соседей по офису, которые, в свою очередь, создавая дополнительный шумовой фон, будут значительно затруднять работу речевого распознавателя, Таким образом, речевой интерфейс вступает в явное противоречие с современной организационной структурой предприятий, ориентированных на коллективный труд. Ситуация несколько смягчается с развитием удаленных форм трудовой деятельности, однако еще достаточно долго самая естественная для человека производительная и потенциально массовая форма пользовательского интерфейса обречена на узкий круг применения.

Ограничения применимости систем распознавания речи в рамках наиболее популярных традиционных приложений заставляют сделать вывод о необходимости поиска потенциально перспективных для внедрения речевого интерфейса приложений за пределами традиционной офисной сферы, что подтверждается коммерческими успехами узкоспециализированных речевых систем.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.