Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Понятие, предмет и метод административного права.





Административное право Российской Федерации как понятие многогранно и рассматривается в трех формах: как отрасль права в системе национального права, т.е. как совокупность административно-правовых норм, действующих на территории РФ; как наука, изучающая административные нормы и формирующая на их основе правоотношения и институты; как учебная дисциплина, основанная на данных науки и практики.

Административное право РФ как отрасль права - составная часть национальной правовой системы, совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере государственного управления и отношения управленческого характера, возникающие при осуществлении различных форм государственной деятельности (законотворчество, правосудие), а также отношения, которые возникают в сфере негосударственного управления. Фактически по своей природе административное право не отличается от любой другой отрасли права. Административно-правовые, так же как и другие правовые нормы, устанавливаются государством, т.е. уполномоченными на то органами государственной власти, и имеют общеобязательную силу. Их реализация обеспечивается экономической, организационной, социально-культурной деятельностью и гарантируется принудительной силой государства.

Единственное, что отличает административное право от других отраслей – это предмет регулирования. Административное право регулирует отношения, складывающиеся главным образом в сфере государственного управления, исполнительной деятельности государства в сфере социальной, политической, культурной, экономической.

Место административного права в системе российского права определяется характером и важностью регулируемых им общественных отношений. Его специфика и отличие от других отраслей права состоят в том, что оно регулирует прежде всего управленческие отношения, складывающиеся в сфере управления и исполнительной деятельности государства в лице его органов. В то же время административное право является юридической наукой, представляющей собой систему научных взглядов и представлений, знаний и теоретических положений об отрасли административного права и предмете его регулирования.



Наукой административного права исследуется государственное управление, т.е. исполнительная, исполнительно-распорядительная и административная деятельность.

Наука административного права является составной частью юридической науки. Она представляет собой систему научных взглядов и представлений, знаний и теоретических положений об отрасли административного права.

К предмету исследования административного права как науки следует отнести:

· правовое положение граждан (физических лиц) в сфере государственного управления;

· правовой статус органов государственного управления;

· правовое положение негосударственных объединений в сфере управления, предприятий, учреждений, организаций, юридических лиц;

· административно-правовой статус государственных и общественных служащих;

· правовые формы и методы управления;

· способы обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении;

· административный процесс и его виды;

· системы общего, отраслевого и межотраслевого управления и регулирование управления в указанных системах нормами административного права;

· административно-юрисдикционную деятельность.

Таким образом, предметом административного права является совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе организации и деятельности исполнительной власти, регулируемых нормами административного права. Эта группа общественных отношений непосредственно связана с государственно-управленческой деятельностью, а потому в обобщенном виде называется управленческой.

Однако, давая определение предмета административного права, необходимо обратить внимание на некоторые исключения.

Во-первых, не все управленческие отношения включаются в предмет административного права, например, не включаются отношения, складывающиеся в связи с управлением в негосударственных формированиях – в частных предприятиях и т. п. В то же время нормы административного права оказывают свое воздействие и на деятельность негосударственных формирований.

Во-вторых, в предмет административного права включаются не все отношения с участием органов исполнительной власти. Например, приобретая имущество, тот или иной орган исполнительной власти фактически совершает имущественную сделку в соответствии с нормами гражданского права. Заключение подобных сделок не входит в содержание действий по реализации исполнительной власти.

Субъектами управленческих отношений могут бытьвсе, кому нормы административного права предоставляют правомочия, и на кого они возлагают определенные обязанности по поводу осуществления управленческих функций.

Управленческие отношения многообразны. В зависимости от особенностей их участников управленческие отношения можно разделить на отношения:

а) между соподчиненными субъектами исполнительной власти, находящимся на различном организационно- правовом (например, вышестоящие и нижестоящие органы);

б) между несоподчиненными субъектами исполнительной власти, находящимися на одном организационно-правовом уровне (например, два министерства, администрации двух областей);

в) между субъектами исполнительной власти и находящимся в их организационном подчинении (ведении) государственными объединениями (корпорации, концерны и др.), предприятиями и учреждениями;

г) между субъектами исполнительной власти и не находящимися в их организационном подчинении (ведении) государственными объединениями, предприятиями и учреждениями (по вопросам финансового контроля, административного надзора и т. п.);

д) между субъектами исполнительной власти и исполнительными органами системы местного самоуправления;

е) между субъектами исполнительной власти и негосударственными хозяйственными и социально-культурными объединениями, предприятиями и учреждениями (коммерческие структуры и т. п.);

ж) между субъектами исполнительной власти и общественными объединениями;

з) между субъектами исполнительной власти и гражданами.

Управленческие отношения можно классифицировать также в зависимости от конкретных целей их возникновений на две группы:

· внутренние(или внутриорганизационные, внутрисистемные, внутриаппаратные). Это отношения, связанные с формированием управленческих структур, определением основ взаимодействия между ними и их подразделениями, с распределением обязанностей, прав и ответственности между работниками аппарата органа управления и т. п.

· внешние,т.е. связанные с непосредственным воздействием на объекты, не входящие в систему органов исполнительной власти (например, на граждан, общественные объединения, коммерческие структуры, включая частные).

Если предмет административного права позволяет обнаружить сферу правового регулирования, то метод – средства этого регулирования.

Метод административного права - совокупность приемов и способов, с помощью которых регулируются управленческие отношения.

Любая отрасль российского права использует в качестве средств правового регулирования следующие три юридические возможности: предписание, запрет, дозволение. Они в своей совокупности и составляют содержание средств правового воздействия на общественные отношения.

Предписания – возложение прямой юридической обязанности совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой.

Запреты - фактически те же предписания, но иного характера, а именно: возложение прямой юридической обязанности не совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой.

Дозволения - юридическое разрешение совершать в условиях, предусмотренных правовой нормой, те или иные действия, либо воздержаться от их совершения по своему усмотрению.

Иначе говоря, методы правового регулирования – это способы воздействия на волю и поведение участников правовых отношений.

К методам правового регулирования, характерным для административного права, относятся:

1) метод власти-подчинения,или метод прямого распорядительства,отношения в рамках административного права строятся на подчинении одного участника другому;

2) метод рекомендаций –рекомендации субъекта управления приобретают правовую силу при условии принятия ее другим участником управления;

3) метод согласования – регулирует отношения между участниками, не находящимися между собой в подчинении;

4) метод равенства – субъекты, находящиеся на одном уровне государственного механизма, предпринимают совместные действия в форме административного договора.

Особенности административно-правового регулирования управленческих общественных отношений, вытекающие из сущности государственно-управленческой деятельности и предмета административного права:

· для механизма административно-правового регулирования наиболее характерны прямые средства распорядительного типа, т.е. предписания. Свое непосредственное выражение они находят в том, что одной стороне регулируемых отношений предоставлен определенный объем юридически властных полномочий , адресуемых другой стороне;

· Административно-правовое регулирование предполагает односторонность волеизъявления одного из участников отношения (т.е. властеотношения).

Суть методов административно-правового регулирования управленческих отношений включает в себя:

· установление определенного порядка действий;

· предоставление возможности совершать либо не совершать действия, предусмотренные административно-правовой нормой в условиях, определенных данной нормой;

· предоставление возможности выбора одного из предусмотренных административно-правовой нормой вариантов должного поведения;

· запрещение определенных действий под страхом применения соответствующих юридических средств воздействия.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.