Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Понятие, структура и виды административно-правовых норм.





Любая отрасль права состоит из определенных правовых норм. Ад­министративно-правовые нормы — это нормы права, которые регули­руют отношения в сфере государственного управления, а также отно­шения управленческого характера, которые возникают в процессе осу­ществления государственной деятельности.

Нормы административного права определяют границы должного, допустимого или рекомендуемого поведения участников управленческих отношений. Устанавливают правовое положение и компетенцию органов исполнительной власти, а также регулируют ее деятельность. Регламентируют формы и методы осуществления исполнительной вла­сти и определяют порядок взаимоотношений между субъектами уп­равления.

Административно-правовые нормы имеют ряд особенностей:

1) они определяют должное поведение всех лиц и организаций, действующих в сфере государственного управления;

2) определяя границы должного поведения в сфере государствен­ного управления, административно-правовые нормы устанавливают и обеспечивают режим законности и государственной дисциплины в общественных отношениях, возникающих в процессе государственно-управленческой деятельности;

3) административная ответственность является юридическим сред­ством защиты от посягательств на административно-правовые нормы;

4) с помощью административно-правовых норм обеспечивается регулирование таких общественных отношений, как финансовые, зе­мельные, трудовые и др.;

5) административно-правовые нормы часто устанавливаются в про­цессе реализации исполнительной власти.

Что касается структуры административно-правовых норм, то она традиционна и состоит из гипотезы, диспозиции и санкции.



Гипотеза, как часть административно-правовой системы содержит указание на фактические условия реализации норм, т.е. на те обще­ственные отношения, на которые она призвана воздействовать и ко­торые в свою очередь порождают конкретные правовые отношения. Следовательно, обстоятельства, предусматриваемые гипотезой нор­мы, являются юридическими фактами, порождающими администра­тивно-правовые отношения.

Диспозиция — правило поведения, предписываемое нормой. Дис­позиция в административно-правовых нормах излагается преимуще­ственно как права, правомочия, дозволения или в виде предписа­ний, обязанностей, а также запрета или ограничений.

Санкция, как элемент административно-правовой нормы, содер­жит указание на меры административного воздействия, применяемые

к правонарушителю.

Административно-правовые нормы по различным основаниям клас­сифицируются на определенные виды.

По конкретному содержанию общественных отношений администра­тивно-правовые нормы подразделяются на:

• общие — нормы, регулирующие общественные отношения обще­го характера (для всех сфер и отраслей);

• особенные — нормы, регулирующие общественные отношения в конкретной сфере управления.

По предмету регулирования:

• материальные — нормы, которые юридически закрепляют комп­лекс обязанностей и прав, а также ответственность участников управ­ленческих отношений, регулируемых административным правом, т.е. фактически их административно-правовой статус;

• процессуальные — нормы, определяющие методы (способы, по­рядок, процедуры) деятельности по реализации государственного уп­равления и регламентирующие управленческие отношения.

По предмету воздействия на субъектов административного права нормы подразделяются на:

• обязывающие — нормы, предписывающие совершать определен­ные действия. Содержащиеся в таких нормах указания могут быть вы­ражены как обязательное предписание;

• запрещающие — нормы, предусматривающие запрет на соверше­ние тех или иных действий в определенных условиях. Запреты могут носить общий (например, запрещение действий (бездействия), под­падающих под признаки административного правонарушения) или спе­циальный характер (например, запрещение применения специальных средств и огнестрельного оружия милицией в отношении женщин и несовершеннолетних);

• дозволительные (разрешительные) — нормы, в которых выража­ется возможность адресата действовать в рамках установленных требо­ваний по своему усмотрению;

• стимулирующие (поощрительные) — нормы, которые обеспечива­ют с помощью соответствующих средств материального или мораль­ного воздействия должное поведение участников регулируемых управ­ленческих общественных отношений (например, установление нало­говых льгот, льготное кредитование и так далее);

• рекомендательные — нормы, которые носят рекомендательный характер. Чаще всего используются во взаимоотношениях субъектов исполнительной власти негосударственных формирований. Однако рекомендации иногда содержатся в нормативных актах, адресованных нижестоящим субъектам исполнительной власти или подведомственным объединениям.

По адресату отмечают нормы, регламентируюшие:

• организацию и деятельность механизма исполнительной власти, т.е. различных звеньев аппарата государственного управления;

• административно-правовой статус государственных служащих — работников управленческого аппарата;

• вопросы организации и деятельности государственных предприя­тий и учреждений;

• административно-правовой статус общественных объединений;

• отдельные стороны функционирования различных коммерческих структур;

• административно-правовой статус гражданина.

По пределу действия нормы разделяют на три вида:

• по территориальному масштабу деятельности административно-правовые нормы подразделяются на территориальные — действующие в границах государства, государственно-территориальных образований (например, нормы Кодекса РФ об административных правонаруше­ниях — общегосударственные, но правила охоты, установленные ме­стными органами, действуют в границах территории), а также на меж­территориальные — нормы, действующие в границах нескольких ад­министративно-территориальных образований (например, акты в условиях чрезвычайного положения, которые могут действовать в ука­занных территориальных масштабах);

• по действию во времени административно-правовые нормы быва­ют: срочные, для которых определен срок действия, и бессрочные — нормы без указания срока действия, т.е. до официальной отмены ком­петентным органом;

• по кругу лиц — нормы, действие которых связано с распростране­нием устанавливаемых правил либо на всех (например, порядок уплаты налогов для всех юридических лиц), либо на отдельных юридических лиц (например, порядок уплаты налогов страховыми организациями), а также бывают нормы, действие которых связано с распространением устанавливаемых правил либо на всех граждан, либо на отдельные их группы (распространение льгот в осуществлении кредитования жилищ­ного строительства на военнослужащих).

И, наконец, с учетом федеративного устройства России, существу­ют нормы, устанавливаемые субъектами Федерации, и общефедераль­ные нормы.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.